Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 68. М. Бородицкая «На контрольной», Л. Яковлев «Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол»

Цель: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и ре­альности, начала и конца высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Какой секрет смешного нам помогла открыть Ирина Пи­воварова? (Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.)

Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а по­могут нам в этом поэты.

— Откройте учебник на с. 55—58 и прочитайте фамилии авто­ров и названия их произведений.

— Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.)

IV. Работа по теме урока

— С какими произведениями М. Бородицкой вы уже знакомы?

— Прочитайте название стихотворения М. Бородицкой на с. 55.

— О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка.)

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

— Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?

— Прочитайте начало Мишиного высказывания нас. 56. Мо­жете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 55. Кто из ребят герой сти­хотворения?

— Как вы догадались?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

— Каким представлен герой стихотворения?

— Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (.Хитрым и изобретательным.)

— Продолжите его фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы... (...заставить свою голову думать».)

— Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

— Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что ге­рой от уговоров перешел к угрозам. (Никак не решить зада­чу, голова отказывается думать, и он решил ее припугнуть.)

— Что значит «по макушке»?

— В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой от­носится к своей голове, как к живому существу.)

— Прочитаем на с. 56 еще одно стихотворение и узнаем его секрет. Кто его автор и как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены».)

— Знаком ли вам поэт?

Материал для учителя

Лев Яковлев — поэт-изобретатель. Он изобрел новый жанр — частуш­ки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, при­чем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит!

Детство — это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия перепол­няет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка», придумал Чего- шу — веселую гусеницу, которая сочиняет обожалки. Войдите в мир Льва Яковлева — и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

(Самостоятельное чтение стихотворения.)

— Вам понравилось стихотворение? Чем?

— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

— Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)

— Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

— Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подоб­ным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)

— Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию — хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую — Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фа­милия героя — Горохов — совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завое­вывать внимание другой девочки тем же способом.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Хотите ознакомиться с еще одним стихотворением и разга­дать его секрет? Прочитайте на с. 57 его название. (Михаил Ясное «Подходя щ ий угол».)

— Предположите, о чем оно. Прочитаем и узнаем.


(Дети самостоятельно читают стихотворение.)

— Подтвердились ли ваши предположения?

— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик — това­рищ Вовки.)

— Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)

— Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.

(Чтение текста на с. 58.)

— Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

— Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преиму­ществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?

— Что значит «благодать»?

— Автор использует прием контраста. Найдите его, в чем он выражается? Найдите противопоставление слову «благо­дать». («Вуглу стоять».)

— А в чем еще выражается прием контраста? (Счастливый ге- рой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)

— Что можете сказать о герое-рассказчике?

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Вам они понравились?

— Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

— Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

— Что вызвало затруднения?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (учеб­ник, с. 55—58).

2. Выучить наизусть одно из них (по выбору).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...