Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 68. М. Бородицкая «На контрольной», Л. Яковлев «Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол»Цель: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания. Ход урока I. Организационный момент III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока — Какой секрет смешного нам помогла открыть Ирина Пивоварова? (Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.) Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а помогут нам в этом поэты. — Откройте учебник на с. 55—58 и прочитайте фамилии авторов и названия их произведений. — Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.) IV. Работа по теме урока — С какими произведениями М. Бородицкой вы уже знакомы? — Прочитайте название стихотворения М. Бородицкой на с. 55. — О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка.) (Учитель выразительно читает стихотворение.) — Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю? — Прочитайте начало Мишиного высказывания нас. 56. Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем.) — Рассмотрите иллюстрацию на с. 55. Кто из ребят герой стихотворения? — Как вы догадались? — Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию. — Каким представлен герой стихотворения? — Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (.Хитрым и изобретательным.) — Продолжите его фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы... (...заставить свою голову думать».) — Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки. — Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам. (Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил ее припугнуть.) — Что значит «по макушке»? — В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу.) — Прочитаем на с. 56 еще одно стихотворение и узнаем его секрет. Кто его автор и как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены».) — Знаком ли вам поэт? Материал для учителя Лев Яковлев — поэт-изобретатель. Он изобрел новый жанр — частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит! Детство — это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка», придумал Чего- шу — веселую гусеницу, которая сочиняет обожалки. Войдите в мир Льва Яковлева — и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи. (Самостоятельное чтение стихотворения.) — Вам понравилось стихотворение? Чем? — Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.) — Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.) — Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова? — Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.) — Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию — хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую — Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фамилия героя — Горохов — совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока — Хотите ознакомиться с еще одним стихотворением и разгадать его секрет? Прочитайте на с. 57 его название. (Михаил Ясное «Подходя щ ий угол».) — Предположите, о чем оно. Прочитаем и узнаем. (Дети самостоятельно читают стихотворение.) — Подтвердились ли ваши предположения? — Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик — товарищ Вовки.) — Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.) — Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста. (Чтение текста на с. 58.) — Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны? — Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех? — Что значит «благодать»? — Автор использует прием контраста. Найдите его, в чем он выражается? Найдите противопоставление слову «благодать». («Вуглу стоять».) — А в чем еще выражается прием контраста? (Счастливый ге- рой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.) — Что можете сказать о герое-рассказчике? VII. Подведение итогов урока — С какими произведениями вы познакомились? — Вам они понравились? — Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы? — Какой момент урока показался вам наиболее интересным? — Что вызвало затруднения? Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (учебник, с. 55—58). 2. Выучить наизусть одно из них (по выбору). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |