авиатор игра на деньги;диетическая еда доставка на дом;Станции глубокой биологической очистки для загородного дома цена. Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 6 9, 7 0. Н. Тэффи «Преступник»Цель: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования. Ход урока 1 I. Организационный момент III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока — Вспомните название темы, которую мы изучаем. — Какие секреты смешного мы разгадали? — Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступ н ик».) — Знакома ли вам писательница? (Учитель выставляет портрет Н. Тэффи.) Материал для учителя Надежда Александровна Тэффи (настоящая фамилия Н.А. Бучин- ская) — поэтесса и беллетристка. Окончила петербургскую гимназию. Печататься начала с 1901 г. В 1910 г. в издательстве «Шиповник» вышли первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник юмористических рассказов. Кроме стихов и рассказов, Тэффи написала и перевела ряд пьес. — Найдите в словаре значение слова «преступник». — Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении? — Какие цели мы ставим перед собой? IV. Работа по теме урока Работа по учебпику (Учитель читает первый абзац на с. 58.) — Почему автор начала так свое произведение? Что она хотела нам сказать этим вступлением? — Что значит «страсти»? — О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58—61.) — Значение каких слов нужно найти в толковом словаре? — Кто рассказал нам эту историю? — Кто же «преступник»? — Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте. (Старшей сестре 6лет, значит, Вовке 5лет.) — Как вы понимаете выражение «возбуждает страсть»? — Какой предмет возбуждал страсть Вовки? — Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание карандаша. — Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».) — Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова? — Какой литературный прием использовала автор? (Прием контраста, который создается при противопоставлении классной комнаты и карандаша.) — Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш — «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната — «скучная, серенькая, все блеклое и унылое».) — Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.) — О чем говорит тот фа кг, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом? — Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Найдите пословицу. Что нам хотел сказать автор? — Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без проса карандаши? — Предположите, как дальше будут развиваться события. V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока (Чтение второй части рассказа на с. 61—63.) — Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».) (Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на с. 63.) — Вы понимаете, что имеет в виду Волшебница? Можете продолжить ее мысль? (Во-первых, если мама сама вернет карандаши, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.) — А во-вторых? Прочитайте продолжение высказывания Анишит Йокоповны. — Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.) — Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.) — Сработал ли план маминой подруги? — Чем же закончилась эта часть? — Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста. Домашнее задание 1. Перечитать обе части рассказа (с. 58—63). 2. Составить рассказ о Вовке. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Работа по теме урока — Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи? Прочитаем и узнаем. (Дети продолжают читать рассказ в учебнике на с. 64—67.) — О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части? — Что привлекло ребят в ящике для рукоделия? — Найдите восклицательное предложение во втором абзаце. («Чего только там не напрятала старуха в свой ящик!») — Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать? — Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрасного? — В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он? — Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением? — Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном наперстке. Какие строчки подтверждают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение? — Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы? — Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? (И. Крылов «Стрекоза и Муравей».) — Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию? — А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала? — А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста. — Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента. (Примерный ответ. В первый раз Вера пыталась не столько припугнуть Вовку, сколько объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи», а во второй раз выдумка сработала потому, что Вовка испугался ищеек; Вера сумела создать ситуацию, в которой Вовке пришлось признаться немедленно, пока еще не поздно.) — А сестра Буба — настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста. — Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки. — Почему смешно, когда мы читаем? (Примерный ответ. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак пришлось уговаривать отдельно. Смешно то, что до карандашей «донюхались» ищейки и страшно озверели. Смешно то, что Вовке пришлось пообещать «целую жизнь безупречной честности» вымышленным собакам.) — Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока (Чтение последней части рассказа на с. 68—69.) — Что вы можете добавить к характеристике Вовки? — Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку? — Почему эта реакция кажется смешной? VI.Рефлексия — Вам понравилось произведение? — Какой бы совет вы дали его герою? VII. Подведение итогов урока — Вспомните, как называется рассказ. — Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в названии содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.) — Как вы думаете, для чего автор написала этот рассказ? Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы: № 12 (с. 22). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |