Главная Случайная страница


авиатор игра на деньги;диетическая еда доставка на дом;Станции глубокой биологической очистки для загородного дома цена.

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 6 9, 7 0. Н. Тэффи «Преступник»

Цель: учить представлять черты характера героя, учить обна­руживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Ход урока 1

I. Организационный момент

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните название темы, которую мы изучаем.

— Какие секреты смешного мы разгадали?

— Откройте содержание учебника и найдите фамилию авто­ра и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступ н ик».)

— Знакома ли вам писательница? (Учитель выставляет портрет Н. Тэффи.)

Материал для учителя Надежда Александровна Тэффи (настоящая фамилия Н.А. Бучин- ская) — поэтесса и беллетристка. Окончила петербургскую гимназию. Печататься начала с 1901 г. В 1910 г. в издательстве «Шиповник» вышли первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник юмористических рассказов. Кроме стихов и рассказов, Тэффи написала и перевела ряд пьес.

— Найдите в словаре значение слова «преступник».

— Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении?

— Какие цели мы ставим перед собой?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебпику

(Учитель читает первый абзац на с. 58.)

— Почему автор начала так свое произведение? Что она хотела нам сказать этим вступлением?

— Что значит «страсти»?

— О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58—61.)

— Значение каких слов нужно найти в толковом словаре?

— Кто рассказал нам эту историю?

— Кто же «преступник»?

— Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте. (Старшей сестре 6лет, значит, Вовке 5лет.)

— Как вы понимаете выражение «возбуждает страсть»?

— Какой предмет возбуждал страсть Вовки?

— Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание ка­рандаша.

— Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».)

— Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова?

— Какой литературный прием использовала автор? (Прием контраста, который создается при противопоставлении классной комнаты и карандаша.)

— Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш — «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната — «скучная, се­ренькая, все блеклое и унылое».)

— Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка по­пробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.)

— О чем говорит тот фа кг, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

— Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Най­дите пословицу. Что нам хотел сказать автор?

— Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у од­ноклассников берет без проса карандаши?

— Предположите, как дальше будут развиваться события.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Чтение второй части рассказа на с. 61—63.)

— Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».)

(Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на с. 63.)

— Вы понимаете, что имеет в виду Волшебница? Можете про­должить ее мысль? (Во-первых, если мама сама вернет ка­рандаши, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.)

— А во-вторых? Прочитайте продолжение высказывания Ани­шит Йокоповны.

— Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.)

— Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)

— Сработал ли план маминой подруги?

— Чем же закончилась эта часть?

— Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Под­твердите словами из текста.

Домашнее задание

1. Перечитать обе части рассказа (с. 58—63).

2. Составить рассказ о Вовке.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем.

(Дети продолжают читать рассказ в учебнике на с. 64—67.)

— О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части?

— Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?

— Найдите восклицательное предложение во втором абзаце. («Чего только там не напрятала старуха в свой ящик!»)

— Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать?

— Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрас­ного?

— В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?

— Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?

— Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном на­перстке. Какие строчки подтверждают, что наперсток вы­зывает у Вовки восхищение?

— Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?

— Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? (И. Крылов «Стрекоза и Муравей».)

— Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?

— А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?

— А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.

— Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента. (Примерный ответ. В первый раз Вера пыта­лась не столько припугнуть Вовку, сколько объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи», а во второй раз выдумка сработала потому, что Вовка испугался ищеек; Вера сумела создать ситуацию, в которой Вовке пришлось признаться немедленно, пока еще не поздно.)

— А сестра Буба — настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.


— Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите са­мые смешные строчки.

— Почему смешно, когда мы читаем? (Примерный ответ. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак при­шлось уговаривать отдельно. Смешно то, что до каранда­шей «донюхались» ищейки и страшно озверели. Смешно то, что Вовке пришлось пообещать «целую жизнь безупречной честности» вымышленным собакам.)

— Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение последней части рассказа на с. 68—69.)

— Что вы можете добавить к характеристике Вовки?

— Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?

— Почему эта реакция кажется смешной?

VI.Рефлексия

— Вам понравилось произведение?

— Какой бы совет вы дали его герою?

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните, как называется рассказ.

— Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в на­звании содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.)

— Как вы думаете, для чего автор написала этот рассказ?

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: № 12 (с. 22).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...