Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 71. Н. Носов «Мишкина каша»Цель: учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного. Ход урока I. Организационный момент III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока Продолжаем разгадывать секреты смешного. (Чтение текста в хрестоматии на с. 72.) — Рассказ Николая Носова, который мы будем читать, тоже о двух мальчиках — Коле и Мише. Расшифруйте его название. (На доске запись.) «АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».) — Вам знаком этот писатель? (Учителя выставляет портрет Н. Носова.) Материал для учителя Николай Николаевич Носов (1908—1976) — известный детский писатель. Носов одним из первых в мировой детской литературе создал обаятельный образ комического героя-ребенка — любознательного и изобретательного мальчишки, одержимого кипучей жаждой деятельности, познания окружающего мира. Герои веселых книг Носова часто попадают в смешные бытовые ситуации, но писатель всегда с большой любовью и сочувствием относится к своим героям, даже самым нерадивым. «Какое это чистое, замечательное существо — ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой заложено прекрасного, умного, сердечного, поэтического и как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке», — писал Н. Носов. Сам писатель родился в семье киноактера в Киеве. Закончил Московский государственный институт кинематографии. Затем занимался режиссерской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов. Но не режиссура стала настоящим призванием. Опыт общения с детьми привел его к мысли самому создавать произведения для детей. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным юмором. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и без неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»... А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал, так и останется он в памяти читателей истинным детским юмористом. Литературный дебют Носова состоялся в 1938 г., когда в журнале «Мурзилка» был опубликован рассказ «Затейники». — Составьте пословицу и узнайте любимую тему автора. Друг, старый, лучше, двух, новых. (Старый друг лучше новых двух.) — Как вы понимаете смысл пословицы. О ком любит писать автор? (О детях и друзьях.) — Хотите узнать об их приключениях? IV. Работа по теме урока (Чтение рассказа в хрестоматии на с. 73—84 по цепочке с остановками.) 1- я остановка — Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.) — Как относится к этой проблеме Коля? — А что говорит Миша? Докажите словами текста. — Как вы думаете, кашу сварить трудно? — Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя. 2- я остановка — Кто из друзей принимает решение за обоих? — А кто полностью рассчитывает на другого? — Уверенно ли действует Мишка? — Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку. — Предположите, получится ли у них каша. 3- я остановка — Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? Зачитайте самые смешные строчки. — От чьего имени ведется повествование? Автор рассказа и друг Мишки — один и тот же человек? Докажите свою точку зрения. — Разные ли характеры у мальчиков? — Что вы можете сказать о Мишке? (Самоуверенный, легкомысленный, не задумывается о последствиях.) — Найдите слова Мишки, которые показывают его самоуверенность и оптимизм. — Кстати, что такое оптимизм? — А были ли основания для такой уверенности в себе? Мишка действительно оказался специалистом или это слово можно применить к нему только с иронией? — Кого называют специалистом? (Того, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.) — Прочитайте фразу с правильной интонацией. — А какой Коля по характеру? (Осторожный, сомневающийся, разумный.) — Какие слова и поступки Коли доказывают, что он более осторожный, более разумный, но в то же время с удовольствием перекладывает на друга решение сложной задачи? — Кто из друзей лучше понимает причины неудачи? — Какие это причины? — Предположите, как можно выйти из этой ситуации. V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока 4-я остановка — Изменилось ли у вас представление о характере мальчиков? — Мишка в этой части рассказа такой же самоуверенный? Какие его высказывания это подтверждают? — А кому принадлежат все идеи по добыванию воды из колодца? — Кто из них придумал, как достать из колодца ведро и чайник? — Какое качество Мишки особенно проявляется в этой части рассказа? — Коля по-прежнему рассудителен и разумен? — В чем главный недостаток его советов? — Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и принять решение? — Что кажется самым смешным в этой части? Прочитайте эти строчки. — Рамочкой обведены строчки, которые Миша считает самыми смешными. Прочитайте их. — Можете объяснить, почему именно они показались ему самыми смешными? (Коля спрашивал, где вода, а Мишка ответил, что она в колодце. Здесь несоответствие между ожиданиями Коли и реальностью (Мишка не только не принес воды, но и уронил ведро в колодец).) — Отрывок, который заинтересовал Машу, отмечен сбоку серой полоской. Найдите его и прочитайте. — Как вы думаете, что заинтересовало Машу? — Кто из двух друзей обладает чувством юмора? — Найдите фрагмент, который показался самым смешным Косте. Он отмечен сбоку цветной полоской. Что вызвало смех у Кости? (Несоответствие между простыми действиями Мишки и неожиданно бурной реакцией Коли.) VII. Рефлексия (Работа в парах.) — Составим синквейн, выразим свое отношение к Мишке. (Правила составления синквейна см. в уроке 37.) Например: Мишка. Легкомысленный, самоуверенный. Приехал, варит, жарит. Но ничего не получилось. Специалист! — Можно ли назвать Мишку и Колю настоящими друзьями? Дружба верная не сломается, Не развеется от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит — Вот что значит настоящий верный друг. М. Пляцковский — А как вы понимаете выражение «верный друг»? (Преданный, на него можно положиться, никогда не подведет, в любую минуту придет на помощь.) — Расскажите о своем друге. — Что вы любите делать вместе? VIII. Подведение итогов урока — С каким произведением вы познакомились? — Почему рассказ назван «Мишкина каша»? — Можно ли сказать, что Мишка — главный герой рассказа? — Вы понимаете, почему герой-рассказчик так по нему соскучился и был рад его приезду? — Что еще можете добавить к характеристике друзей? — В чем же секрет смешного в этом произведении? (В несоответствии и противоречии.) Домашнее задание 1. Составить синквейн про Колю. 2. Выполнить задание «Поход в библиотеку» (хрестоматия, с. 86). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |