Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 71. Н. Носов «Мишкина каша»

Цель: учить, опираясь на высказывания и поступки героя, пред­ставлять черты его характера, обнаруживать причины смешного.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Продолжаем разгадывать секреты смешного.

(Чтение текста в хрестоматии на с. 72.)

— Рассказ Николая Носова, который мы будем читать, тоже о двух мальчиках — Коле и Мише. Расшифруйте его название.

(На доске запись.)

«АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».)

— Вам знаком этот писатель?

(Учителя выставляет портрет Н. Носова.)

Материал для учителя

Николай Николаевич Носов (1908—1976) — известный детский писа­тель. Носов одним из первых в мировой детской литературе создал обая­тельный образ комического героя-ребенка — любознательного и изо­бретательного мальчишки, одержимого кипучей жаждой деятельности, познания окружающего мира. Герои веселых книг Носова часто попадают в смешные бытовые ситуации, но писатель всегда с большой любовью и сочувствием относится к своим героям, даже самым нерадивым.

«Какое это чистое, замечательное существо — ребенок, как оно вос­приимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой зало­жено прекрасного, умного, сердечного, поэтического и как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке», — писал Н. Носов.

Сам писатель родился в семье киноактера в Киеве. Закончил Мо­сковский государственный институт кинематографии. Затем занимался режиссерской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов. Но не режиссура стала настоящим призванием. Опыт общения с детьми привел его к мысли самому создавать произведения для детей.

Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным юмором. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и без неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнай­ки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»...

А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал, так и останется он в памяти читателей истинным детским юмористом.

Литературный дебют Носова состоялся в 1938 г., когда в журнале «Мурзилка» был опубликован рассказ «Затейники».

— Составьте пословицу и узнайте любимую тему автора.

Друг, старый, лучше, двух, новых. (Старый друг лучше новых двух.)

— Как вы понимаете смысл пословицы. О ком любит писать автор? (О детях и друзьях.)

— Хотите узнать об их приключениях?


IV. Работа по теме урока

(Чтение рассказа в хрестоматии на с. 73—84 по цепочке с оста­новками.)

1- я остановка

— Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.)

— Как относится к этой проблеме Коля?

— А что говорит Миша? Докажите словами текста.

— Как вы думаете, кашу сварить трудно?

— Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики на­кормить себя.

2- я остановка

— Кто из друзей принимает решение за обоих?

— А кто полностью рассчитывает на другого?

— Уверенно ли действует Мишка?

— Найдите в тексте слово, которым друг уважительно назы­вает Мишку.

— Предположите, получится ли у них каша.

3- я остановка

— Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? Зачитайте са­мые смешные строчки.

— От чьего имени ведется повествование? Автор рассказа и друг Мишки — один и тот же человек? Докажите свою точку зрения.

— Разные ли характеры у мальчиков?

— Что вы можете сказать о Мишке? (Самоуверенный, легко­мысленный, не задумывается о последствиях.)

— Найдите слова Мишки, которые показывают его самоуве­ренность и оптимизм.

— Кстати, что такое оптимизм?

— А были ли основания для такой уверенности в себе? Мишка действительно оказался специалистом или это слово можно применить к нему только с иронией?

— Кого называют специалистом? (Того, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.)

— Прочитайте фразу с правильной интонацией.

— А какой Коля по характеру? (Осторожный, сомневающийся, разумный.)

— Какие слова и поступки Коли доказывают, что он более осторожный, более разумный, но в то же время с удоволь­ствием перекладывает на друга решение сложной задачи?

— Кто из друзей лучше понимает причины неудачи?

— Какие это причины?

— Предположите, как можно выйти из этой ситуации.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

4-я остановка

— Изменилось ли у вас представление о характере мальчиков?

— Мишка в этой части рассказа такой же самоуверенный? Какие его высказывания это подтверждают?

— А кому принадлежат все идеи по добыванию воды из колодца?

— Кто из них придумал, как достать из колодца ведро и чайник?

— Какое качество Мишки особенно проявляется в этой части рассказа?

— Коля по-прежнему рассудителен и разумен?

— В чем главный недостаток его советов?

— Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и принять решение?

— Что кажется самым смешным в этой части? Прочитайте эти строчки.

— Рамочкой обведены строчки, которые Миша считает самы­ми смешными. Прочитайте их.

— Можете объяснить, почему именно они показались ему самыми смешными? (Коля спрашивал, где вода, а Мишка ответил, что она в колодце. Здесь несоответствие между ожиданиями Коли и реальностью (Мишка не только не принес воды, но и уронил ведро в колодец).)

— Отрывок, который заинтересовал Машу, отмечен сбоку се­рой полоской. Найдите его и прочитайте.

— Как вы думаете, что заинтересовало Машу?

— Кто из двух друзей обладает чувством юмора?

— Найдите фрагмент, который показался самым смешным Косте. Он отмечен сбоку цветной полоской. Что вызвало смех у Кости? (Несоответствие между простыми действи­ями Мишки и неожиданно бурной реакцией Коли.)

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Составим синквейн, выразим свое отношение к Мишке.

(Правила составления синквейна см. в уроке 37.)

Например:

Мишка.

Легкомысленный, самоуверенный.

Приехал, варит, жарит.

Но ничего не получилось. Специалист!

— Можно ли назвать Мишку и Колю настоящими друзьями?

Дружба верная не сломается, Не развеется от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит — Вот что значит настоящий верный друг.

М. Пляцковский

— А как вы понимаете выражение «верный друг»? (Преданный, на него можно положиться, никогда не подведет, в любую ми­нуту придет на помощь.)

— Расскажите о своем друге.

— Что вы любите делать вместе?

VIII. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Почему рассказ назван «Мишкина каша»?

— Можно ли сказать, что Мишка — главный герой рассказа?

— Вы понимаете, почему герой-рассказчик так по нему соску­чился и был рад его приезду?

— Что еще можете добавить к характеристике друзей?

— В чем же секрет смешного в этом произведении? (В несоот­ветствии и противоречии.)

Домашнее задание

1. Составить синквейн про Колю.

2. Выполнить задание «Поход в библиотеку» (хрестоматия, с. 86).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...