Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 8 5, 8 6. Л. Пантелеев «Честное слово». Поход в «Музейный Дом»: 3. Серебрякова «За обедом», О. Ренуар «Девочка с лейкой», В. Серов «Портрет Микки Морозова»

Цель: учить на основании высказываний и поступков героев, их выражений лиц и поз делать выводы об их характере, понимать тему и главную мысль произведения.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Какую тему мы изучаем?

— Что характерно для сказочного героя?

— Какие особенности отличают героев рассказов?

— От чего зависит поведение героя в рассказе? (От его вну­треннего мира.)

Из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообраз­ные переживания бывают у героя. Давайте проверим наш вывод, прочитав еще один рассказ.

— Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название рассказа. (JI. Пантелеев «Честное слово».)

— Вам знаком этот автор? (Выставляет портрет писателя.)

Материал для учителя

Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Он родился 22 августа 1908 г. в Санкт-Петербурге в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 г. он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевско­го, где познакомился с Г. Белых. После окончания школы жил в Ленин­граде и работал журналистом. Во время Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Умер писатель 9 июля 1987 г.

Широкую известность получила написанная им совместно с Г. Бе­лых книга «Республика Шкид». Кроме этого, писателем были созданы произведения как для детей, так и для взрослых.

— Подберите слова, родственные слову «честный». (Честь, чествовать, честность, бесчестный и т. д.)

— А что такое честь? Посмотрим, какое толкование этого сло­ва дается в словаре Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества че­ловека, его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Почет и уважение.

А какой смысл вкладывает в это слово автор, мы узнаем, когда прочитаем его произведение.

IV. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают рассказ в учебнике на с. 127—135.)

— Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? (Гордость за мальчика.)

— В каком значении автор употребляет в названии своего рас­сказа слово «честное»?

— Как понимаете значение слов «сторожка», «безутешно», «часовой», «караул»?

Сторожка — помещение для сторожа. Безутешно — не находя утешения.

Часовой — военнослужащий, стоящий на посту — «на часах». Караул — воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

— Кто рассказал нам эту историю? (Автор-рассказчик.)

— Где происходит действие? (В Санкт-Петербурге, на Василь­евском острове, в саду.)

— Вы там бывали?

— О чем этот рассказ?

— Кто герой?

— Как выглядел мальчик? Найдите и зачитайте нужные строчки.

— Понимал ли мальчик, стоя на посту, что большие мальчики забыли про него?

— Что он почувствовал, когда на улице стемнело? (Ему ста­ло страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным, и к тому же он очень проголодался.)

— Подтвердите свое мнение строчками из текста.

— Почему же он не ушел? (Он считал, что нельзя нарушать данное слово.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Назовите других персонажей рассказа.

— Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Они понимают, что стойкость и верность сво­ему слову — очень важные черты характера. Они отнеслись к мальчику с уважением.)

— Из каких строчек это видно?

— Заслуживает ли мальчик такого серьезного к себе отноше­ния? Найдите все доказательства в тексте.

— Что думает о его будущем автор-рассказчик?

— В каких строчках заключена основная мысль этого произ­ведения? Зачитайте их.

VII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас автор? (Надо всегда держать данное слово и быть честным.)

— А вы давали когда-нибудь «честное слово»? Тяжело ли его держать?

— Прочитайте пословицы.

• Будь своему слову хозяин.

• Не давши слова — крепись, а давши — держись.

— Подходят ли они к рассказу J1. Пантелеева? Объясните свою точку зрения.

Домашнее задание

Составить рассказ о мальчике.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию

Тест

1. Жанр произведения J1. Пантелеева «Честное слово».

а) сказка;

б) рассказ;

в) небылица.

2. В какое время суток происходят события?

а) утром;

б) днем;

в) вечером.

3. Где происходят события?

а) в городском парке;

б) в городском саду;

в) за городом.

4. В игре мальчик был:

а) часовым;

б) постовым;

в) караульным.

5. Что охранял мальчик?

а) штаб;

б) пороховой склад;

в) аэродром.

6. Какое воинское звание было у мальчика в игре?

а) капитан;

б) сержант;

в) лейтенант.

7. Что означает выражение «не солоно хлебавши»?

а) не попробовать соленой пищи;

б) не получить желаемого;

в) просыпать соль.

Материал для учителя

А знаете ли вы, что в старину соль была очень дорога, поэтому ее ставили на стол поближе к почетным гостям? А остальные могли уйти не солоно хлебавши, потому что их не очень уважали в этом доме. С этим связана и примета о том, что просыпать соль — к ссоре.

— Что же вы узнали о мальчике? (Он честный, храбрый, на­дежный, хороший товарищ, умеет держать данное слово, вырастет настоящим человеком.)

Проверка домашпего задапия

III. Работа по теме урока

— В рассказе, кроме мальчика, есть и другие герои, о которых мы не говорили. Кто они? (Автор-рассказчик и майор.)

— Что вы можете о них сказать? Как характеризуют этих ге­роев их поступки? (Они отзывчивые, добрые, понимающие.)

— Прочитаем текст и подчеркнем те строчки, которые под­тверждают ваше мнение.

— Оба взрослых человека сумели понять мальчика. А все ли взрослые могут понять детей или только те, кто сумеет встать на место ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами?

— Так какого же человека автор считает «настоящим»? (Чело­века благородной души, чистой совести и того, кто держит данное слово, честен в мыслях и поступках.)

— Ясно ли вам теперь, каким человеком является сам рассказ­чик? (Он добрый, отзывчивый, ценит людей, у которых есть чувство чести.)


— Вспомните, как называется рассказ, в котором двое взрос­лых людей так же серьезно отнеслись к маленькой девочке. (А. Куприн «Слон».)

— Вспомните эту историю. Заслуживала ли та маленькая де­вочка такое внимательное отношение к своей просьбе? (Да, потому что это был не каприз, а воплощение мечты, способ­ствующее ее выздоровлению; она поправилась благодаря ро­дительской любви; но главная причина — в самой девочке, в ее способности любить и заботиться о других.)

— Теперь вы сможете ответить на главный вопрос этой главы: что общего у героя сказки и героя рассказа? (Чтобы стать главным героем, надо совершить поступок, преодолеть труд­ности.)

— А в чем отличие? (В сказке поведение героя подчиняется опре­деленным правилам: оно всегда одинаково, а в рассказе пове­дение героя зависит от его внутреннего мира.)

— Какой же внутренний мир у Темы — героя рассказа «Детство Темы»? (Это мальчик любит свою собачку и готов ради нее на любые жертвы; он решительный и мужественный, сообра­зительный и расторопный.)

— А какой внутренний мир у героя рассказа «Честное слово»? (Это мальчик стойкий, мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.)

— Что пережил герой рассказа J1. Пантелеева? (Чувство оди­ночества, отчаяния и страха.)

— А Тема? (Острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение, когда лез в колодец.)

— Чем же герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни? (В рассказах речь идет о конкретных людях, кото­рые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагае­мых жизнью.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Поход в «Музейный Дом»

— Анишит Йокоповна предлагает нам рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой «За обедом». Найдите ее в «Музей­ном Доме». Членам клуба «Ключ и заря» картина понрави­лась. А вам?

— Что изобразила художница? Прочитаем на с. 136, что рас­сказала нам о картине Анишит Йокоповна.

— Вы догадываетесь, какие характеристики относятся к Жене, а какие — к Шуре?

(Продолжение чтения текста. Дети отвечают на вопросы учеб­ника.)

— А теперь найдите картину Огюста Ренуара «Девочка с лей­кой». Как вы думаете, девочка способна принять участие в шумных играх? Или она робкая и застенчивая?

— Что же нам помогает судить о характере детей? Может быть, их позы — то, как они сидят или стоят? Ведь поза может вы­ражать готовность к движению, а может быть воплощением спокойствия.

— Рассмотрите еще раз детей, изображенных 3. Серебряко­вой и О. Ренуаром. Какие у них позы? Эти позы могут нам рассказать о характерах детей?

— Какие у них характеры? (Примерный ответ. Тата си­дит уверенно, удобно, непринужденно, подогнув ноги, по-хозяйски прикрывает тарелку ладошкой, держась пальчиками за край подушки. Позу девочки на картине О. Ренуара можно назвать немного скованной, робкой. В самой позе — застенчивость и деликатность. Она акку­ратная.)

— А может, самое главное — это то, как человек смотрит, вы­ражение его глаз и лица?

— Посмотрите на лица Таты, Жени и Шуры. Рассмотрите лицо девочки с картины О. Ренуара. А теперь постарайтесь ответить на вопрос. (Примерный ответ. Взгляд Шуры вни­мательный и пытливый, он смотрит безотрывно, в упор, прямо на собеседника. Это говорит о его открытости, ак­тивности, любознательности. Тата чем-то озабочена, она не по возрасту серьезна, смотрит требовательно, чуточку обиженно. Женя задумчив и рассеян, весь в себе. Лицо де­вочки на картине О. Ренуара светится какой-то тихой радо­стью. Она доброжелательно улыбается и словно ждет, чтобы ей что-то разрешили.)

— Какой же вывод можем сделать? (Понять характер человека можно и по его позе, и по выражению его глаз и лица.)

VI. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Что нового узнали?

В заключение Анишит Йокоповна просит послушать «Сим­фонию № 1» С. Прокофьева, которая называется «Классическая».

(Звучит аудиозапись.)

— Прислушайтесь к музыке, и вы услышите детские голоса.

— Поделитесь впечатлениями.

Домашнее задание

1. Перечитать произведение J1. Пантелеева «Честное слово» (учебник, с. 127—135).

2. Нарисовать иллюстрацию к тексту.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...