Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 8 5, 8 6. Л. Пантелеев «Честное слово». Поход в «Музейный Дом»: 3. Серебрякова «За обедом», О. Ренуар «Девочка с лейкой», В. Серов «Портрет Микки Морозова»Цель: учить на основании высказываний и поступков героев, их выражений лиц и поз делать выводы об их характере, понимать тему и главную мысль произведения. Ход урока 1 I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока — Какую тему мы изучаем? — Что характерно для сказочного героя? — Какие особенности отличают героев рассказов? — От чего зависит поведение героя в рассказе? (От его внутреннего мира.) Из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Давайте проверим наш вывод, прочитав еще один рассказ. — Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название рассказа. (JI. Пантелеев «Честное слово».) — Вам знаком этот автор? (Выставляет портрет писателя.) Материал для учителя Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Он родился 22 августа 1908 г. в Санкт-Петербурге в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 г. он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского, где познакомился с Г. Белых. После окончания школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Во время Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Умер писатель 9 июля 1987 г. Широкую известность получила написанная им совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид». Кроме этого, писателем были созданы произведения как для детей, так и для взрослых. — Подберите слова, родственные слову «честный». (Честь, чествовать, честность, бесчестный и т. д.) — А что такое честь? Посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова: 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Почет и уважение. А какой смысл вкладывает в это слово автор, мы узнаем, когда прочитаем его произведение. IV. Работа по теме урока (Дети по цепочке читают рассказ в учебнике на с. 127—135.) — Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? (Гордость за мальчика.) — В каком значении автор употребляет в названии своего рассказа слово «честное»? — Как понимаете значение слов «сторожка», «безутешно», «часовой», «караул»? Сторожка — помещение для сторожа. Безутешно — не находя утешения. Часовой — военнослужащий, стоящий на посту — «на часах». Караул — воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо. — Кто рассказал нам эту историю? (Автор-рассказчик.) — Где происходит действие? (В Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, в саду.) — Вы там бывали? — О чем этот рассказ? — Кто герой? — Как выглядел мальчик? Найдите и зачитайте нужные строчки. — Понимал ли мальчик, стоя на посту, что большие мальчики забыли про него? — Что он почувствовал, когда на улице стемнело? (Ему стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным, и к тому же он очень проголодался.) — Подтвердите свое мнение строчками из текста. — Почему же он не ушел? (Он считал, что нельзя нарушать данное слово.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока — Назовите других персонажей рассказа. — Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Они понимают, что стойкость и верность своему слову — очень важные черты характера. Они отнеслись к мальчику с уважением.) — Из каких строчек это видно? — Заслуживает ли мальчик такого серьезного к себе отношения? Найдите все доказательства в тексте. — Что думает о его будущем автор-рассказчик? — В каких строчках заключена основная мысль этого произведения? Зачитайте их. VII. Подведение итогов урока — Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас автор? (Надо всегда держать данное слово и быть честным.) — А вы давали когда-нибудь «честное слово»? Тяжело ли его держать? — Прочитайте пословицы. • Будь своему слову хозяин. • Не давши слова — крепись, а давши — держись. — Подходят ли они к рассказу J1. Пантелеева? Объясните свою точку зрения. Домашнее задание Составить рассказ о мальчике. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию Тест 1. Жанр произведения J1. Пантелеева «Честное слово». а) сказка; б) рассказ; в) небылица. 2. В какое время суток происходят события? а) утром; б) днем; в) вечером. 3. Где происходят события? а) в городском парке; б) в городском саду; в) за городом. 4. В игре мальчик был: а) часовым; б) постовым; в) караульным. 5. Что охранял мальчик? а) штаб; б) пороховой склад; в) аэродром. 6. Какое воинское звание было у мальчика в игре? а) капитан; б) сержант; в) лейтенант. 7. Что означает выражение «не солоно хлебавши»? а) не попробовать соленой пищи; б) не получить желаемого; в) просыпать соль. Материал для учителя А знаете ли вы, что в старину соль была очень дорога, поэтому ее ставили на стол поближе к почетным гостям? А остальные могли уйти не солоно хлебавши, потому что их не очень уважали в этом доме. С этим связана и примета о том, что просыпать соль — к ссоре. — Что же вы узнали о мальчике? (Он честный, храбрый, надежный, хороший товарищ, умеет держать данное слово, вырастет настоящим человеком.) Проверка домашпего задапия III. Работа по теме урока — В рассказе, кроме мальчика, есть и другие герои, о которых мы не говорили. Кто они? (Автор-рассказчик и майор.) — Что вы можете о них сказать? Как характеризуют этих героев их поступки? (Они отзывчивые, добрые, понимающие.) — Прочитаем текст и подчеркнем те строчки, которые подтверждают ваше мнение. — Оба взрослых человека сумели понять мальчика. А все ли взрослые могут понять детей или только те, кто сумеет встать на место ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами? — Так какого же человека автор считает «настоящим»? (Человека благородной души, чистой совести и того, кто держит данное слово, честен в мыслях и поступках.) — Ясно ли вам теперь, каким человеком является сам рассказчик? (Он добрый, отзывчивый, ценит людей, у которых есть чувство чести.) — Вспомните, как называется рассказ, в котором двое взрослых людей так же серьезно отнеслись к маленькой девочке. (А. Куприн «Слон».) — Вспомните эту историю. Заслуживала ли та маленькая девочка такое внимательное отношение к своей просьбе? (Да, потому что это был не каприз, а воплощение мечты, способствующее ее выздоровлению; она поправилась благодаря родительской любви; но главная причина — в самой девочке, в ее способности любить и заботиться о других.) — Теперь вы сможете ответить на главный вопрос этой главы: что общего у героя сказки и героя рассказа? (Чтобы стать главным героем, надо совершить поступок, преодолеть трудности.) — А в чем отличие? (В сказке поведение героя подчиняется определенным правилам: оно всегда одинаково, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира.) — Какой же внутренний мир у Темы — героя рассказа «Детство Темы»? (Это мальчик любит свою собачку и готов ради нее на любые жертвы; он решительный и мужественный, сообразительный и расторопный.) — А какой внутренний мир у героя рассказа «Честное слово»? (Это мальчик стойкий, мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.) — Что пережил герой рассказа J1. Пантелеева? (Чувство одиночества, отчаяния и страха.) — А Тема? (Острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение, когда лез в колодец.) — Чем же герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни? (В рассказах речь идет о конкретных людях, которые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагаемых жизнью.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока Поход в «Музейный Дом» — Анишит Йокоповна предлагает нам рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой «За обедом». Найдите ее в «Музейном Доме». Членам клуба «Ключ и заря» картина понравилась. А вам? — Что изобразила художница? Прочитаем на с. 136, что рассказала нам о картине Анишит Йокоповна. — Вы догадываетесь, какие характеристики относятся к Жене, а какие — к Шуре? (Продолжение чтения текста. Дети отвечают на вопросы учебника.) — А теперь найдите картину Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Как вы думаете, девочка способна принять участие в шумных играх? Или она робкая и застенчивая? — Что же нам помогает судить о характере детей? Может быть, их позы — то, как они сидят или стоят? Ведь поза может выражать готовность к движению, а может быть воплощением спокойствия. — Рассмотрите еще раз детей, изображенных 3. Серебряковой и О. Ренуаром. Какие у них позы? Эти позы могут нам рассказать о характерах детей? — Какие у них характеры? (Примерный ответ. Тата сидит уверенно, удобно, непринужденно, подогнув ноги, по-хозяйски прикрывает тарелку ладошкой, держась пальчиками за край подушки. Позу девочки на картине О. Ренуара можно назвать немного скованной, робкой. В самой позе — застенчивость и деликатность. Она аккуратная.) — А может, самое главное — это то, как человек смотрит, выражение его глаз и лица? — Посмотрите на лица Таты, Жени и Шуры. Рассмотрите лицо девочки с картины О. Ренуара. А теперь постарайтесь ответить на вопрос. (Примерный ответ. Взгляд Шуры внимательный и пытливый, он смотрит безотрывно, в упор, прямо на собеседника. Это говорит о его открытости, активности, любознательности. Тата чем-то озабочена, она не по возрасту серьезна, смотрит требовательно, чуточку обиженно. Женя задумчив и рассеян, весь в себе. Лицо девочки на картине О. Ренуара светится какой-то тихой радостью. Она доброжелательно улыбается и словно ждет, чтобы ей что-то разрешили.) — Какой же вывод можем сделать? (Понять характер человека можно и по его позе, и по выражению его глаз и лица.) VI. Подведение итогов урока — С каким произведением вы познакомились? — Что нового узнали? В заключение Анишит Йокоповна просит послушать «Симфонию № 1» С. Прокофьева, которая называется «Классическая». (Звучит аудиозапись.) — Прислушайтесь к музыке, и вы услышите детские голоса. — Поделитесь впечатлениями. Домашнее задание 1. Перечитать произведение J1. Пантелеева «Честное слово» (учебник, с. 127—135). 2. Нарисовать иллюстрацию к тексту. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |