Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 8 7, 88. Н. Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом»: картина А. Мещерского «У лесного озера»Цели: продолжать учить делать вывод о характере героя, его интересах, опираясь на его высказывания и поступки; доказать, что герой стихотворения обладает чертами настоящего героя; провести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений. Ход урока 1 I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока Викторина — Узнайте произведение и назовите автора. За каждый правильный ответ вы получите букву. 1. «У меня есть крылья!» (Борис Заходер «История Гусеницы».) — Й 2. Ни за что теперь не трону Ни сороку, ни ворону. (Ю. Мориц «Жора Кошкин».) — Е 3. «Теперь отдохну и потом опять полезу. А когда вылезу и расскажу, как я смешно кричал на себя, все будут смеяться, и я тоже». (Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».) — О 4. Я вам так признательна! Здесь и вправду тесно, Но сначала Куколке уступите место! (М. Ясное «Гусеница — Бабочке».) — Р 5. «Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие мальчишки подходят и говорят: "Хочешь поиграть в войну?"» (Л. Пантелеев «Честное слово».) — Г — Соберите слово. (Герой.) — Герой — главное действующее лицо в произведении. Назовите сказочных героев из викторины, которые произносили эти слова. — А теперь назовите героев рассказов. — Что же нужно сделать, чтобы стать героем повествования? (Совершить поступок и преодолеть препятствия.) Познакомимся еще с одним героем и узнаем, какой он совершил поступок и какие препятствия преодолел. — Расшифруйте фамилию автора и название произведения.
Б2А1В1Г2ВЗГ1БЗ Б2А2В1В2Г1ГЗ Г2Б1 «Б2Г1 Б1Г2ВЗАЗА2» Ответ: Николай Некрасов «На Волге». (Учитель выставляет портрет писателя. Читает текст в учебнике на с. 138.) — Что вы узнали? (Поэт вспоминает о собственном детстве, но пишет от лица придуманного героя.) — Прочитайте на с. 138 фамилию вымышленного героя. (Ва- лежников.) IV. Работа по теме урока (Дети читают первую часть стихотворения на с. 138.) — Любит ли мальчик мир природы? Приведите доказательства из текста. — Найдите описание природы. (В глуши, у берега реки.) — Кто догадался, на берегу какой реки жил мальчик? — Посмотрим на карте, где находится река Волга. — С кем сравнивает себя мальчик? (Смолодым зверьком.) — Что автор подчеркивает этим сравнением — то, что герой: 1) ловкий; 2) молодой и беспечный; 3) вольный, свободный, не домашний; 4) дикий, непокорный? — Перечитайте первую часть стихотворения и обсудите в парах все возможные варианты. (Примерный ответ. Ловкий: «...с высокой кручи на песок скачусь...». Молодой и беспечный: «...то берегом реки бегу, бросая камешки...». Вольный, свободный: «...иду на помощь рыбакам, катаюсь в челноке, брожу по островам».) — Что такое челнок? (От слова «челн» — выдолбленная из дерева лодка.) — Чувствует ли мальчик себя частью природы? — Костя интересуется, какого возраста герой. Прочитайте ответ Михаила Потаповича. V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока (Чтение второй части стихотворения на с. 139—140.) — Можете ли теперь ответить на вопрос Кости? Подтвердите, что герой не взрослый юноша, а мальчик. (Унего есть няня, которая пугает его волками и чертями.) — Можно ли героя назвать послушным? (Мальчик непослушный, он выходит ночью в сад, несмотря на запреты няни.) — Страшно ли было мальчику? — Что он делает для того, чтобы преодолеть свой страх, как заставляет себя не бояться? Подтвердите строчками из текста. — Почему мальчик пошел к пруду — из любопытства? Чтобы испытать себя? (Больше из любопытства.) — Какие строчки подтверждают ваше мнение? — Подтвердите примерами из текста, что герою было очень страшно и что победа над собой давалась ему с большим трудом. — Прочитайте высказывания Маши и Миши и ответьте на вопросы. — Валежников — настоящий герой? К какому выводу пришли ребята? (Да, настоящий герой, так как он выходит из дома ночью, преодолевает опасности и страх и, одержав победу над самим собой, над собственным страхом, возвращается домой.) VII. Подведение итогов урока — С каким произведением вы познакомились? — Вам оно понравилось? — Мы достигли цели урока? Домашнее задание 1. Выразительно читать две части произведения (учебник, с. 138-140). 2. Составить рассказ о мальчике. Ход урока 2 I. Организационный момент III. Работа по теме урока — Вам интересно, что случилось с мальчиком, когда он подрос? (Чтение последнего отрывка на с. 142.) — Вы поняли, что решил сделать Валежников? (Он решил уйти из дома, уехать далеко от родных мест.) — Перечитайте строчки, выделенные цветом. Поясните их. — Значение каких слов вам непонятно? Пренебрег — отнестись с пренебрежением, без уважения. За отческий порог — за порог дома, где жил герой вместе с родителями. — Сможете ли вы объяснить подчеркнутые строчки? (Выслушивают варианты ответов детей.) — А теперь прочитайте, как понял эти строчки Костя. Вы согласны с ним? — Кто уговаривает подростка не уходить из дома? (Все друзья и мать.) — А кто еще? (Лес и речка.) — Прочитайте слова, которые герой произносит от имени леса. — А можете ли найти строчки, который герой произносит от имени реки? — О чем же просили героя лес и речка? (Никуда не уезжать, так как лучше родных мест нет ничего на свете.) — Послушался ли герой тех, кто его любит? — Маша хочет знать, куда ушел Валежников и что он будет делать. — Прочитайте рассказ Анишит Йокоповны о Николае Некрасове. — Что вы узнали? — Перечитайте еще раз три отрывка. Найдите подтверждение того, что Николай Некрасов писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную. Материал для учителя Николай Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив обучение в гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидел, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей денег. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтобы он поступил в Дворянский полк. В университет Николая не приняли, деньги он скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба он писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то во флигельке, хозяева которого со дня надень ждали его конца... IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Найдите в «Музейном Доме» картину Арсения Мещерского «У лесного озера». Что вы видите? — «Художник Мещерский был младшим современником поэта Некрасова», — сообщил Михаил Потапович. Вы понимаете, что значит «был младшим современником»? — Давайте рассмотрим фрагмент с мальчиком. Что вы можете сказать? — Озеро, на котором мальчик рыбачит, большое? (Противоположный берег озера еле виден, значит, озеро очень большое.) — Сравните изображение неба над деревьями справа и над озером. Где небо кажется более высоким и величественным? — Какой вам кажется фигурка мальчика-рыбака по сравнению с озером, небом, камнями? — Какой представляется художнику Мещерскому природа по сравнению с человеком? (Фигурка человека кажется маленькой и незначительной; природа по сравнению с человеком кажется художнику могучей, бескрайней и величественной.) — Миша сказал, что этот мальчик напоминает ему Валежни- кова. А вам? Чем? (Мальчик на картине, так же как и герой стихотворения Некрасова, чувствует себя в мире природы очень свободно и спокойно, он ощущает себя частью природы.) VI.Подведение итогов урока — С какими произведениями вы познакомились? — Что их объединяет? — Как вы думаете, почему эти произведения помещены в этот раздел? В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать музыку Сергея Рахманинова — вторую часть «Концерта № 2 для фортепьяно с оркестром до минор». (Прослушивание аудиозаписи.) — Что вы чувствуете? Чувствуете необыкновенный простор, гладь воды, свежесть утра? А теперь послушаем вторую часть «Симфонии № 1 соль минор» Василия Калинникова. — У вас появилось ощущение, что время как будто застыло, что повторяются одни и те же впечатления? Так бывает, когда долго смотришь на воду во время рыбалки. — Поделитесь впечатлениями: что вы услышали? Что представили? Что почувствовали? Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы: № 17 (с. 35). Урок 8 9. Н. Некрасов «Крестьянские дети»[отрывок).Обобщение по разделу Цель: обобщить знания по теме «Как рождается герой». Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Работа по теме урока — Познакомимся еще с одним стихотворением поэта Николая Некрасова. Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 37 и прочитайте его название. — Встречались ли вам дети, которые способны совершать взрослые поступки? С одним из таких детей мы сейчас познакомимся. (Учитель читает отрывок из стихотворения.) — Кто рассказал нам эту историю? — О чем она? — Значение каких слов вам непонятно? В студеную пору — в мороз. Хворосту воз — целая повозка сухих опавших ветвей. Шествуя — идти, двигаясь торжественно, важно. В полушубке овчинном — из шкуры овцы. Больно грозен — сердит. Вестимо — конечно, бесспорно. (Далее ведется работа по вопросам на с. 38—39.) — Можете ли доказать, что мальчик — настоящий герой? — Можно ли мальчика назвать взрослым, если да, то почему? (Прежде всего, по манере общения с незнакомым человеком и благодаря его чувству ответственности.) — Прочитайте еще раз название. Вы согласны с таким названием? — Какие чувства испытывает автор-рассказчик к герою? — Перечитайте стихотворение. — Когда вы читали его, то в какой ритм попадали? Урок 89. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок) — Перечитайте первые две строчки. У вас не появилось ощущение, что каждое слово выделено особо, после каждого — небольшая остановка? — Какой же ритм? — Найдите ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот неспешный ритм. («Гляжу, поднимается медленно в гору...») — Прочитайте стихотворение выразительно, выбрав правильную интонацию и ритм. IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Вспомните, какую тему мы изучили. — С произведениями каких авторов познакомились? — Что узнали? Ответ • Какими чертами обладает настоящий сказочный герой. • В современной авторской сказке герой ведет себя практически так же, как в народных сказках. • Какие особенности отличают героев рассказов. • Чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок и преодолеть препятствия. • В сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции и герои ведут себя одинаково. • Поведение героя рассказа зависит от его внутреннего мира, характера и воли. • Герои рассказов не похожи друг на друга. VI.Рефлексия (На доске картинка с изображением ступенек к вершине знаний.) — С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.) |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |