Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 91-9 3. К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Цели: учить представлять черты характера героя, его интересы; вычленять разные линии повествования; развивать умение смо­треть на ситуацию, о которой идет речь в рассказе, с точки зрения разных героев рассказа.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Вспомните, какую тему мы начали с вами изучать? («Срав­ниваем прошлое и настоящее».)

— Что, по мнению Миши, является настоящим богатством? (Природа, архитектура, традиции.)

— Помните, как эти понятия охарактеризовала Анишит Йоко­повна? (Вечные ценности.)

Познакомимся еще с одним произведением и узнаем его секрет.

— Откройте учебник на с. 147 и прочитайте фамилию автора и название произведения. (К. Паустовский «Растрепанный воробей».)

(Выставляет портрет писателя.)

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «рстрепанный»? (.Лохматый, взъерошенный, драчливый...)

— Предположите, о ком будет рассказ.

Рассказ, который мы будем изучать, сложный и объемный. Мы будем его исследовать три урока. На этом уроке мы познако­мимся с произведением и узнаем о его героях, постараемся пере­нестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил.

III. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают рассказ на с. 147—156. В процессе чтения учитель объясняет лексическое значение слов.)

Молот — большой тяжелый молоток для ковки металла и дроб­ления камней, механизм с ударным приспособлением.

Наковальня — железная подставка, опора для ковки металла. Кузнец — мастер по обработке металла ковкой. Переполох — общая внезапная тревога, волнение. Непременно — обязательно.

Всплескивала руками — вскинув руки, слегка ударить в ладоши. Сварливая — ворчливая, склонная к ссорам.

Скупая — чрезмерно, до жадности бережливая, избегающая расходов.

Извозчик — кучер наемного экипажа, повозки.

Лошадиная торба — мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

Мостовая — вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы.

Сорванец — озорник.

Юркнуть — быстрым, увертливым движением скрыться куда- нибудь.

Шинель — форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

— Понравился вам этот рассказ? Чем именно?

— Что в этом произведении показалось необычным, удиви­тельным и смешным?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте начало произведения.

— Кто из героев предстает перед нами первым? (Маша.)

— Что вы можете сказать о Маше: она любознательная? Доб­рая? впечатлительная?

Ответ

Любознательная — это видно из того, какие вопросы ее волну­ют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные боль­шие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона...» Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом».

Добрая — она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и вы­пустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вме­сте с ней заплакала и Маша».

Впечатлительная — это ярче всего проявляется во время спек­такля в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «"Золушка!" — тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторвать­ся от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринима­ет музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

— Что известно о матери Маши? (Примерный ответ. Маши­на мама — балерина: «...она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль няню Петровну и Машу».)

— Кем был Машин отец? (Примерный ответ. Машин отец был моряком. Потом «ушел на войну, потопил несколько фа­шистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным назва­нием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной».)

— Что нам известно про няню Петровну? (Нянюшка Петров­на находится постоянно рядом с Машей. Она уже пожилой человек, она добрая и немного строгая.)

VI. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Вам понравился рассказ?

— Кто его действующие лица? (Мама, Маша, папа, ворона, милиционер, няня Петровна, воробей Пашка.)

— Кого можно отнести к главным героям рассказа? (Машу и воробья Пашку.)

О них и пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание

Перечитать рассказ и отметить все фрагменты, которые ка­саются взаимоотношений главных героев (учебник, с. 147—156).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II.Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу над произведением К. Пау­стовского «Растрепанный воробей».

— Вспомните, какую цель урока мы уже определили. (Мы узна­ем, как складывались отношения главных героев.)

III. Работа по теме урока

— Вспомните, что мы узнали о Маше.

— Как у Маши складываются отношения с птицами: с воро­ной и с воробьем Пашкой? Расскажите коротко об этих от­ношениях.

— Дадим характеристику вороны: какая она? Что про нее го­ворят? Какие чувства вызывает она у Маши? (Примерный ответ. Ворона вызывает у Маши большой интерес, она ка­жется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Пе­тровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна: «...непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу».)

— Какой эксперимент решила провести Маша? (Маша откры­вает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку».)

— Какой неприятностью заканчивается этот эксперимент? (Ворона похищает мамин стеклянный букетик, подарок Ма- шиного отца.)

— Почему пропажу маленького букетика можно считать боль­шой неприятностью? Найдите на с. 140 фрагмент, объяс­няющий это.

— Кто взялся помочь вернуть букетик? (Воробей Пашка.)

— Расскажите, что вы узнали про Пашку. Каков Пашка по ха­рактеру? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый.)

— Найдите подтверждение каждого из этих качеств в тексте.

— Что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома?

— Какие отношения у Маши с воробьем? (Примерный ответ. Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские: Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей по­стоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные во­роной, старается вернуть. И не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

— Найдите и зачитайте все отрывки, которые рассказывают о взаимоотношениях Маши и Пашки.

— Что лежит в основе отношений Маши и Пашки? (Искренняя привязанность воробья к Маше, желание отблагодарить ее.)

— В рассказе несколько линий повествования. Одна из них — «Маша и воробей Пашка». А какую еще линию повествова­ния можно выделить? (Жизнь воробья Пашки.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Почему К. Паустовский назвал рассказ «Растрепанный во­робей», хотя мы ведем разговор о девочке Маше?

— Значит, для автора главной является какая линия повест­вования? (Жизнь воробья Пашки.)

— Что мы узнали о Пашке? С чего началась история с Паш­кой? (1. Ворона стукнула Пашку по голове.)

— Вспомним, как дальше разворачивались события. (Учитель выставляет карточки. Дети подсказывают, в каком

порядке их нужно расставить.)

Пашка приносит украденные вещи

Пашка услышал рассказ про букетик

Пашка узнал дорогу в театр

Он возвращает букетик маме

Пашка увидел, как ворона украла рыбью голову

Милиционер положил Пашку в карман

Пашка собирает воробьев на бой с вороной

Маша принесла Пашку домой

— Составьте рассказ о Пашке.

— Расскажите о случае с букетиком от лица Пашки. С какого момента надо начинать этот рассказ? («Услышал рассказ про букетик».)

Домашнее задание

Попытаться посмотреть на этот же случай глазами Петров­ны — пересказать историю от лица няни.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

Сегодня мы вновь обратимся к произведению К. Паустов­ского, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками исторических событий.

— Жизнь меняется с течением времени, и эти изменения на­зываются историей. Как вы понимаете значение этого сло­ва? Посмотрим его значение в словаре Ожегова:

История:

• совокупность наук, изучающих прошлое человеческого об­щества;

• ход развития движения чего-нибудь;

• рассказ, повествование;

• происшествие, событие;

• наука о развитии какой-нибудь области природы, знания;

• действительность в ее развитии, движении;

• прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

— Какое значение этого слова подходит нам по теме урока?

— Как исторические изменения сказались на жизни воробь­ев? (Дети читают размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина.)

— О каком важном историческом событии упоминается в рас­сказе? (О Великой Отечественной войне.)

— Перечитаем и узнаем, как это событие коснулось этой се­мьи. (Машин папа был участником этой войны, он потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул и был ранен.)

— А где сейчас находится папа? (На Камчатке.)

— А Маша с мамой? (В столице, в Москве, так как мама вы­ступает в Большом театре.)

— Далеко ли находился папа от семьи? Посмотрим по карте России.

— Что является главным чудом в рассказе? (Любовь, которая, несмотря на большое расстояние, связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддержать в трудный момент жизни.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный бу­кетик? (Примерный ответ. Стеклянный букетик не поте­рялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете.)

— Давайте еще раз вспомним, какая мечта была у Машиной мамы. (Мама мечтала танцевать Золушку.)

Послушаем музыку Сергея Прокофьева — вальс «Полночь» из балета «Золушка».

(Учащиеся прослушивают аудиозапись.)


— О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?

— Какие чувства испытывала Золушка на первом балу?

— А какие чувства испытывала мама, танцуя эту партию, с приколотым к платью маленьким стеклянным букетом?

— Какие чувства остались у вас после прочтения этого произ­ведения?

— Как вы думаете, что представляет собой человек, написав­ший это произведение? (Он способен подарить чудо.)

Материал для учителя

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве в семье железнодорожного служащего. По словам Паустовского, его «отец был неисправимым мечтателем, из-за чего он постоянно менял места работы». После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Пау­стовский учился в 1-й киевской гимназии. Когда он был в шестом клас­се, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В юношеских стихах преобладали два чувства: восхищение перед во­ображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Огромное влияние на Паустовского в юношеские годы оказал А. Грин. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло признание, и он стал путешество­вать по Европе.

С 1921 г. Паустовский активно занимался писательским трудом. Творчество писателя отличает жанровое многообразие: он создавал по­вести и рассказы, сказки и пьесы.

На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жиз­ни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». И он стал таким. До конца своих дней много ездил, пу­тешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Все свое творчество писатель посвятил трем основным те­мам — людям, искусству и природе.

VI.Рефлексия

— Вы довольны своей работой на уроке? Используя сигналь­ные карточки, выразите свое мнение (зеленая — «да», крас­ная — «нет»).

— Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями этого автора? Почему?

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением К. Паустовского мы познакоми­лись?

— Удалось ли вам понять, почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик? (Букетик не разбился потому, что любовь — это такая огромная ценность и сила, которой

не страшны никакие случайные обстоятельства. И если воро­на украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)

— Как вы считаете, сказка это или рассказ? Вспомните значе­ние этих слов.

Рассказ — малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущест­венно с участием волшебных, фантастических сил.

— Назовите реальные события в произведении.

— Существует ли такой воробей, который может вернуть стек­лянный букетик, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка — сказочный персонаж.)

— Как вы ответите на вопрос? (Эторассказ с элементами сказки.)

Домашнее задание

Прочитать рассказ Ю. Коваля «Под соснами», ответить на во­просы (хрестоматия, с. 120—124).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...