Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки 91-9 3. К.Паустовский «Растрепанный воробей»Цели: учить представлять черты характера героя, его интересы; вычленять разные линии повествования; развивать умение смотреть на ситуацию, о которой идет речь в рассказе, с точки зрения разных героев рассказа. Ход урока 1 I. Организационный момент II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока — Вспомните, какую тему мы начали с вами изучать? («Сравниваем прошлое и настоящее».) — Что, по мнению Миши, является настоящим богатством? (Природа, архитектура, традиции.) — Помните, как эти понятия охарактеризовала Анишит Йокоповна? (Вечные ценности.) Познакомимся еще с одним произведением и узнаем его секрет. — Откройте учебник на с. 147 и прочитайте фамилию автора и название произведения. (К. Паустовский «Растрепанный воробей».) (Выставляет портрет писателя.) — Какие ассоциации вызывает у вас слово «рстрепанный»? (.Лохматый, взъерошенный, драчливый...) — Предположите, о ком будет рассказ. Рассказ, который мы будем изучать, сложный и объемный. Мы будем его исследовать три урока. На этом уроке мы познакомимся с произведением и узнаем о его героях, постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил. III. Работа по теме урока (Дети по цепочке читают рассказ на с. 147—156. В процессе чтения учитель объясняет лексическое значение слов.) Молот — большой тяжелый молоток для ковки металла и дробления камней, механизм с ударным приспособлением. Наковальня — железная подставка, опора для ковки металла. Кузнец — мастер по обработке металла ковкой. Переполох — общая внезапная тревога, волнение. Непременно — обязательно. Всплескивала руками — вскинув руки, слегка ударить в ладоши. Сварливая — ворчливая, склонная к ссорам. Скупая — чрезмерно, до жадности бережливая, избегающая расходов. Извозчик — кучер наемного экипажа, повозки. Лошадиная торба — мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади. Мостовая — вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. Сорванец — озорник. Юркнуть — быстрым, увертливым движением скрыться куда- нибудь. Шинель — форменное пальто со складкой на спине и хлястиком. — Понравился вам этот рассказ? Чем именно? — Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным? IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Прочитайте начало произведения. — Кто из героев предстает перед нами первым? (Маша.) — Что вы можете сказать о Маше: она любознательная? Добрая? впечатлительная? Ответ Любознательная — это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона...» Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом». Добрая — она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». Впечатлительная — это ярче всего проявляется во время спектакля в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «"Золушка!" — тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». — Что известно о матери Маши? (Примерный ответ. Машина мама — балерина: «...она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль няню Петровну и Машу».) — Кем был Машин отец? (Примерный ответ. Машин отец был моряком. Потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной».) — Что нам известно про няню Петровну? (Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Она уже пожилой человек, она добрая и немного строгая.) VI. Подведение итогов урока — С каким произведением вы познакомились? — Вам понравился рассказ? — Кто его действующие лица? (Мама, Маша, папа, ворона, милиционер, няня Петровна, воробей Пашка.) — Кого можно отнести к главным героям рассказа? (Машу и воробья Пашку.) О них и пойдет речь на следующем уроке. Домашнее задание Перечитать рассказ и отметить все фрагменты, которые касаются взаимоотношений главных героев (учебник, с. 147—156). Ход урока 2 I. Организационный момент II.Постановка целей урока Сегодня мы продолжим работу над произведением К. Паустовского «Растрепанный воробей». — Вспомните, какую цель урока мы уже определили. (Мы узнаем, как складывались отношения главных героев.) III. Работа по теме урока — Вспомните, что мы узнали о Маше. — Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? Расскажите коротко об этих отношениях. — Дадим характеристику вороны: какая она? Что про нее говорят? Какие чувства вызывает она у Маши? (Примерный ответ. Ворона вызывает у Маши большой интерес, она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна: «...непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу».) — Какой эксперимент решила провести Маша? (Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку».) — Какой неприятностью заканчивается этот эксперимент? (Ворона похищает мамин стеклянный букетик, подарок Ма- шиного отца.) — Почему пропажу маленького букетика можно считать большой неприятностью? Найдите на с. 140 фрагмент, объясняющий это. — Кто взялся помочь вернуть букетик? (Воробей Пашка.) — Расскажите, что вы узнали про Пашку. Каков Пашка по характеру? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый.) — Найдите подтверждение каждого из этих качеств в тексте. — Что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома? — Какие отношения у Маши с воробьем? (Примерный ответ. Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские: Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. И не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.) — Найдите и зачитайте все отрывки, которые рассказывают о взаимоотношениях Маши и Пашки. — Что лежит в основе отношений Маши и Пашки? (Искренняя привязанность воробья к Маше, желание отблагодарить ее.) — В рассказе несколько линий повествования. Одна из них — «Маша и воробей Пашка». А какую еще линию повествования можно выделить? (Жизнь воробья Пашки.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Почему К. Паустовский назвал рассказ «Растрепанный воробей», хотя мы ведем разговор о девочке Маше? — Значит, для автора главной является какая линия повествования? (Жизнь воробья Пашки.) — Что мы узнали о Пашке? С чего началась история с Пашкой? (1. Ворона стукнула Пашку по голове.) — Вспомним, как дальше разворачивались события. (Учитель выставляет карточки. Дети подсказывают, в каком порядке их нужно расставить.) Пашка приносит украденные вещи Пашка услышал рассказ про букетик Пашка узнал дорогу в театр Он возвращает букетик маме Пашка увидел, как ворона украла рыбью голову Милиционер положил Пашку в карман Пашка собирает воробьев на бой с вороной Маша принесла Пашку домой — Составьте рассказ о Пашке. — Расскажите о случае с букетиком от лица Пашки. С какого момента надо начинать этот рассказ? («Услышал рассказ про букетик».) Домашнее задание Попытаться посмотреть на этот же случай глазами Петровны — пересказать историю от лица няни. Ход урока 3 I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Работа по теме урока Сегодня мы вновь обратимся к произведению К. Паустовского, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками исторических событий. — Жизнь меняется с течением времени, и эти изменения называются историей. Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим его значение в словаре Ожегова: История: • совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества; • ход развития движения чего-нибудь; • рассказ, повествование; • происшествие, событие; • наука о развитии какой-нибудь области природы, знания; • действительность в ее развитии, движении; • прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. — Какое значение этого слова подходит нам по теме урока? — Как исторические изменения сказались на жизни воробьев? (Дети читают размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина.) — О каком важном историческом событии упоминается в рассказе? (О Великой Отечественной войне.) — Перечитаем и узнаем, как это событие коснулось этой семьи. (Машин папа был участником этой войны, он потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул и был ранен.) — А где сейчас находится папа? (На Камчатке.) — А Маша с мамой? (В столице, в Москве, так как мама выступает в Большом театре.) — Далеко ли находился папа от семьи? Посмотрим по карте России. — Что является главным чудом в рассказе? (Любовь, которая, несмотря на большое расстояние, связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддержать в трудный момент жизни.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик? (Примерный ответ. Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете.) — Давайте еще раз вспомним, какая мечта была у Машиной мамы. (Мама мечтала танцевать Золушку.) Послушаем музыку Сергея Прокофьева — вальс «Полночь» из балета «Золушка». (Учащиеся прослушивают аудиозапись.) — О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет? — Какие чувства испытывала Золушка на первом балу? — А какие чувства испытывала мама, танцуя эту партию, с приколотым к платью маленьким стеклянным букетом? — Какие чувства остались у вас после прочтения этого произведения? — Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение? (Он способен подарить чудо.) Материал для учителя Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве в семье железнодорожного служащего. По словам Паустовского, его «отец был неисправимым мечтателем, из-за чего он постоянно менял места работы». После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й киевской гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. В юношеских стихах преобладали два чувства: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Огромное влияние на Паустовского в юношеские годы оказал А. Грин. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло признание, и он стал путешествовать по Европе. С 1921 г. Паустовский активно занимался писательским трудом. Творчество писателя отличает жанровое многообразие: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». И он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Все свое творчество писатель посвятил трем основным темам — людям, искусству и природе. VI.Рефлексия — Вы довольны своей работой на уроке? Используя сигнальные карточки, выразите свое мнение (зеленая — «да», красная — «нет»). — Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями этого автора? Почему? VII. Подведение итогов урока — С каким произведением К. Паустовского мы познакомились? — Удалось ли вам понять, почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик? (Букетик не разбился потому, что любовь — это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.) — Как вы считаете, сказка это или рассказ? Вспомните значение этих слов. Рассказ — малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. — Назовите реальные события в произведении. — Существует ли такой воробей, который может вернуть стеклянный букетик, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка — сказочный персонаж.) — Как вы ответите на вопрос? (Эторассказ с элементами сказки.) Домашнее задание Прочитать рассказ Ю. Коваля «Под соснами», ответить на вопросы (хрестоматия, с. 120—124). |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |