Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 94, 9 5. К.Паустовский «Стальное колечко»

Цель: учить представлять черты характера героя, его интересы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

Итак, друзья, внимание. Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Прочитайте запись на доске.

Ч итайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли одной странички из новой книги.

Эти слова принадлежат К. Паустовскому — русскому писателю. (Выставляет портрет писателя.)

К. Паустовский много путешествовал. «Каждая поездка — книга», — говорил он.

— Какое произведение этого автора вы читали? («Растрепан­ный воробей».)

Сегодня вы познакомитесь с произведением К. Паустовского «Стальное колечко».

Ну что же, давайте скорее читать, Героев нам надо поближе узнать. В конце вы ответьте, друзья, без подсказки: Что мы прочитали — рассказ или сказку?

— Какие цели мы ставим перед собой на уроке? (Познакомить­ся с произведением. Узнать героев и дать их характеристики, определить, сказка это или рассказ.)

IV. Работа по теме урока

(На доске записаны слова, которые встретятся в тексте К. Пау­стовского.)

Прочитаем слова и найдем их значение в толковом словаре.

Стреха — нижний край кровли из соломы.

Махорка — род табака.

Лещина — кустарник семейства березовых; орешник.

Околица — изгородь вокруг деревни или у края деревни.

Тесовые крыши — сделанные из теса. Тес — доски, получаемые путем раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с после­дующей обтеской.

Завалинка — невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Цигарка — скрученная из бумаги трубочка с табаком, употреб­ляемая вместо папиросы, самокрутка.

Колун — тяжелый, с тупым клинообразным лезвием, топор для колки дров.

(Дети по цепочке читают первую часть рассказа в хрестоматии нас. 126-129.)

— Когда происходили события, которые описываются в этом произведении? (Во время Великой Отечественной войны.)

К. Паустовский был на Южном фронте, он работал в армей­ских газетах в качестве военного корреспондента.

— Кто герой этого произведения? (Варюша.)

— Вам понравилась Варюша?

— Как автор относится к девочке? (Он ей симпатизирует, даже имя ей дал ласковое — Варюша.)

— Что можете сказать о ее возрасте? (Бородатый боец называл ее «анютины глазки с косичками», «цветок-лепесток в вален­ках». Так можно называть только маленькую девочку.)

— Она старше или младше вас?

— Что вы можете сказать о характере девочки? (По ее поступ­кам видно, что Варюша — добрая, отзывчивая, смелая, до­верчивая девочка: она по-взрослому жалеет деда, пошла в со­седнее село за махоркой, хотя была суровая зима; поделилась махоркой с незнакомым солдатом.)

— Верит ли девочка в чудесное свойство подаренного ей ко­лечка? (Она поверила в волшебную силу колечка.)

— Можно ли, прочитав первую часть, определить жанр этого произведения: рассказ это или сказка?

Сказка

Давайте проведем диспут.

Рассказ

(Дети делятся на две группы в зависимости от занимаемой по­зиции. Каждая группа приводит свои аргументы в защиту своей позиции и подтверждает словами из текста.)

Аргументы первой группы Аргументы второй группы
Это сказка. Вступление похоже на зачин, героиня уходит из дома, идет через лес и получает волшеб­ный предмет. Это рассказ. Описываются собы­тия, которые могли происходить в реальной жизни. (Известно, в каком селе живут дед с внучкой; описание окружающей обстанов­ки реальное, содержание беседы тоже реальное, так как боец мог и пошутить, а Варюша сомневает­ся, верить ему или нет.)

 

— Так можете ли вы определить жанр произведения?

— Вспомните цель сказки и рассказа. Подсказку вы найдете в учебнике.

— Как вы думаете, зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр?

— Пофантазируйте над продолжением.

(Каждая группа составляет продолжение этой истории в со­ответствии с выбранным жанром.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Атеперь прочитаем, какое продолжение придумал сам автор. (Дети по цепочке читают вторую часть произведения

нас. 130-131.)

Продолжим наш диспут.

— Как характеризует жанр произведения история про Сидора?

— Сидор — сказочный персонаж или настоящий? Приведите аргументы. Найдите и прочитайте нужный отрывок.

Аргументы первой группы Аргументы второй группы
Птица говорит человеческим язы­ком. Это сказочный момент Паустовский изобразил обыч­ную птицу. Все, что происходило с Сидором, может увидеть в обыч­ной жизни человек

 

— Вам уже проходилось читать про воробьев в других произве­дениях К. Паустовского? Чем Сидор отличается от воробья из рассказа «Растрепанный воробей»?

Ответ:

• Сидор — обыкновенный воробей, который живет в доме. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше — это то, что ей слышится в писке Сидора.

• Растрепанный воробей — это по-настоящему сказочный персонаж, который понимает, в чем смысл случившегося несчастья с пропажей брошки, который возвращает стек­лянный букетик прямо во время спектакля.

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Кто его герои?

Домашнее задание

Пересказать историю про Сидора.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

(Чтение третьей части произведения К. Паустовского нас. 132-134.)

— Как повела себя Варя, когда нашла колечко?

Итак, Варюша нашла кольцо. Восстановим это событие по словам-действиям.

(Работа ведется в парах. Каждая пара получает карточки со словами-действиями, восстанавливает хронологию событий и готовит пересказ отрывка.)

Слова-действня: нашла, начала отгребать, блеснул, вскрикнула, при­села, не заржавело, схватила, надела, побежала.

(Заслушивают 2—3 варианта пересказа.)

— На какой палец надела Варюша колечко?

— Как это характеризует девочку? (Она любит деда и хочет ему помочь.)

— А о чем говорит тот факт, что колечко не заржавело? Про­должим диспут.

Аргументы нервой групны Аргументы второй грунны
Колечко волшебное, так как, пролежав долго под снегом, оно продолжало блестеть Такое может произойти в жизни, так как существуют различные спла­вы металлов, которые не ржавеют

 

— Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны — само по себе чудо, так как преображается природа.)

— Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, как Варюша увидела весну.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Отчего же поправился дед? Продолжим наш диспут.

1- я группа: Варюша нашла колечко, надела его на средний па­лец, дед сразу и поправился.

2- я группа: пришла весна, пригрело солнце — дед сразу по­правился.

— Так что же это — сказка или рассказ? Еще трудно ответить? Тогда читаем дальше.

(Дети по цепочке читают последнюю часть произведения нас. 135-136.)

— Еще раз внимательно перечитайте описание весны в Мо­ховом.

— В каких строчках текста приход весны описывается как чудо?

— Наблюдательный ли человек Варюша? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

— Вам приходилось подмечать что-нибудь подобное? Какие признаки весны особенно вам нравятся?

— В каждом своем произведении К. Паустовский освещал тему, близкую его сердцу. Какая тема волнует его в этом произведении? (Тема природы.)

— Прочитайте два последних абзаца. О чем вы узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполне­ния последнего желания.)

— Может ли быть подобное в сказке? (Нет, в сказке все жела­ния исполняются.)


— Как вы думаете, это заключение, как в рассказе, или кон­цовка, как в сказке?

— Почему Варя отказалась от исполнения последнего жела­ния? (Варюша так любила свою деревню, любила свою малень­кую родину, что даже не хотела посмотреть весь белый свет со всеми его чудесами.)

VI. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, почему текст К. Паустовского оказался именно в этой главе хрестоматии?

— Найдите и зачитайте строчки, которые подтверждают, что это произведение не только о судьбе девочки Вари и ее деда, но и о родной стороне.

— Как вы думаете, о чем важном автор нам хотел сказать этим произведением? (Автор хотел нам сказать о добре, о вере, о том, что мы должны заботиться о ближних, любить свою родину.)

— А можно ли поместить это произведение в другую главу? В какую?

— А еще в какую?

— Вернемся к нашему вопросу. Все-таки это произведение сказка или рассказ?

Константин Паустовский оставляет нам возможность прочи­тать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказ­ку, либо как рассказ. Сам автор определил это произведение как сказку, а значит, хотел, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам, что рядом всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать.

— Прочитайте поговорку, записанную на доске.

Добрая надежда человека никогда не покидает.

— Подходит ли она к нашему произведению? Докажите.

Домашнее задание

Пересказать последнюю часть произведения близко к тексту (хрестоматия, с. 135—136).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...