Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 9 6. Поход в «Музейный Дом»: В. Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми». А. Пушкин «Цветок»

Цель: показать, что меняется в жизни людей с течением вре­мени, а что остается неизменным.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Прочитайте название темы.

— С какими вы произведениями познакомились?

— Что же меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным?

Продолжим открывать секреты темы.

IV. Работа по теме урока

Маша Иванова предлагает всем членам клуба сходить в «Му­зейный Дом», посмотреть там что-нибудь замечательное. Отпра­вимся и мы туда.

— Анишит Йокоповна предлагает найти два семейных портре­та. Один из них написал русский художник Владимир Боро­виковский, а другой — известная вам Зинаида Серебрякова. Рассмотрите их. Вы поняли, какая семья жила в XVIII в., а какая — в XX в.?

— Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний об­лик людей за два столетия? (Изменились прически и одежда.)

На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ива­новна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопа­трой (справа).

— Вы можете догадаться, кто изображен на картине Серебря­ковой? Прочитайте название, оно вам поможет.

— Как вы понимаете смысл слова «автопортрет»?

На портрете Серебряковой изображена сама художница с до­черьми: Катей (слева) и Татьяной (справа).

— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете?

— Как они к ней относятся? Как художник это показал? (Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете — все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу.)

— Как одеты девочки? (Девочки на каждом портрете одеты похоже: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки.)

— Как вы думаете, почему? (Так было принято одеваться во времена, когда жили эти герои.)

— А как причесаны?

— Как можно назвать чувство, которое связывает людей на портретах?

— Михаил Потапович интересуется, чем интересны люди на портрете XVIII в.? Неужели только тем, как они одева­лись и причесывались?

— Обратите внимание на медальон. Что мы можем сказать о нем? (Примерный ответ. Он висит на длинной нитке жемчуга, его нежно держит младшая девочка. Эту же нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Люба и, наконец, сам медальон находится в руках у Клеопатры. Та­ким образом, все изображенные члены семьи оказывают­ся связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини — Андреем, который изображен на ме­дальоне. Андрей в этот момент находится далеко.)

— Рассмотрите портрет Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? (Примерный ответ. На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они состав­ляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде читается теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возмож­но, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать близкий девочкам человек.)

— Можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства?

— А что все-таки остается неизменным, несмотря на то какой век за окном — XVIII или XX? (С течением времени не все меняется. Чувства людей, их любовь и привязанность к близ­ким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них — это то, что остается неизменным независимо от ис­торического времени.)

Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные при­вязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.

— Какой вывод мы можем сделать? (Люди на портретах одеты по-разному, у них разные прически, но людей, изо­браженных на обоих портретах, связывают самые нежные родственные чувства, и эти чувства с течением времени не меняются.)

V. Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 159 и прочитайте фамилию автора и название следующего произведения. (А. Пушкин «Цветок».)

— С какими произведениями А. Пушкина вы знакомы?

— У А. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое, состоит из нескольких строф. Познако­мимся со стихотворением и раскроем его смысл.

(Учитель читает стихотворение на с. 151.)

— Вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок.)

— Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханный»?

— Эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя це­лую бурю мыслей и чувств. Волнует ли героя-рассказчика, рассматривающего засохший цветок, прошлая жизнь этого цветка?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос. Докажите строчками из текста. («Где цвел?ко­гда ? какой весною ?/ И долго ль цвел ? и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою ?/ И положен сюда зачем ?»)

— А еще чья жизнь интересует героя? (Примерный ответ. Ге­роя волнует жизнь человека, который сорвал этот цветок и положил его в книгу; герою интересно, что стало с этим человеком, с каким событием в его жизни связан цветок; герой хочет узнать о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем.)

— Какие картины рисует герою его воображение? (Встречи влюбленных, прощание близких перед долгой разлукой; прогулка на лоне природы; которую кто-то совершает в одиночестве.)

— Можно ли сказать, что героя волнуют чувства тех людей, ко­торые жили задолго до него? Докажите строчками из текста.

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Какой секрет нам помогли открыть эти произведения? (С течением времени меняется одежда, мода на прически, но чувства людей в разные времена остаются неизменными.)


На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди стра­ниц какой-то книги. Всего лишь цветок — «засохший, безухан­ный», когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежав­ший здесь. Но какую бурю чувств он сразу вызвал в душе поэта! Какой «мечтой странной» наполнилось его сердце! Судьба одино- кото цветка связалась в его воображении с судьбой того неизвест­ного человека, который сорвал и положил его в книгу. Автор заду­мывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его мыслях и чувствах, о его прошлом, настоящем и будущем.

— А какие чувства у вас вызвало это произведение? Подели­тесь впечатлениями.

Домашнее задание

1. Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 159).

2. Выучить стихотворение наизусть (по желанию).

Уроки 9 7-101. А. Гайдар«Чуки Гек»

Цели: учить определять характеры героев рассказа и сравни­вать их между собой; учить кратко пересказывать главные события и фрагменты текста; подвести к мысли о том, что многое в нашей жизни изменяется, но что-то для разных поколений людей оста­ется неизменным и представляет собой главные ценности жизни.

Ход урока 1

I. Организационный момент

Наш урок пора начать. Вы хотите поиграть? Разгадать кроссворд вам надо, Чтобы автора узнать.

II.Подготовка к восприятию. Постановка целей и темы урока

— Назовите авторов произведений и по вертикали прочитайте фамилию писателя, чье произведение мы будем исследовать.

■эт.

1. «25 кило». (Драгунский.)

2. «Честное слово». (Пантелеев.)

3. «От двух до пяти». (Чуковский.)

4. «История Гусеницы». (Заходер.)

5. «Растрепанный воробей». (Паустовский.)

6. «На Волге». (Некрасов.)

— Прочитайте фамилию автора. (Гайдар.)

— Знаком ли вам этот писатель?

(Выставляет портрет А. Гайдара.)

Материал для учителя

Аркадий Петрович Гайдар родился в городе Льгове 22 января 1904 г. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдум­чивым, впечатлительным. Из воспоминаний сестры: «Родители не очень стесняли нас в наших играх. Нам разрешалось перевернуть все хоть вверх дном, но при условии, чтобы мы за собой убрали, и это условие выпол­нялось нами, как закон».

Аркадий начал сочинять стихи с десяти лет. Родители всячески по­ощряли творческие упражнения сына, тем более что поэтический дух был присущ им обоим: отец частенько придумывал для детей веселые стишки и частушки, а мать, укладывая детей спать, напевала им собственные колы­бельные песни. Чуткий мальчишеский слух рано привык к ритмизованной речи, рано пробудилось в нем желание самостоятельно складывать слова.

По свидетельству современников, в характере Гайдара в избытке со­хранились те порывы и эмоции, которые впоследствии щедро источал в своих произведениях. Особенно жизнерадостен и затейлив становился Аркадий Петрович в обществе малышей. Он обладал редкой способно­стью занять их рассказом, делом или игрой. В свою очередь, дети отвечали ему взаимным пониманием и привязанностью. Друзья писателя едино­душно отмечали не только его веселый нрав, прямоту, увлеченность, но и высокую культуру. Не имея законченного образования, писатель на протяжении всей своей жизни не прекращал самостоятельно учиться.

А знаете ли вы, что Гайдар — это псевдоним писателя? В переводе с тюркского означает «всадник, скачущий вперед». Настоящая фамилия Аркадия Петровича — Голиков.

— Откройте учебник на с. 160 и прочитайте название произ­ведения. («Чук и Гек».)

— Предположите, что могут означать эти слова. (Это имена собственные, мужского рода.)

— Похожи ли они на имена мальчиков?

— Вспомните: всегда ли вас дома называют по имени?

— Какие ласковые прозвища есть у вас?

Возможно, и это ласковые прозвища наших героев, которые изображены на иллюстрации.

Начало рассказа мы будем читать, Характер героев нам надо узнать. Какие они — пока секрет. Надо скорее найти ответ.

— Какова цель нашего урока? (Узнать героев произведения и дать их характеристику.)

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название первой части. («Телеграмма».)

— Кто знает значение этого слова?

Телеграмма — срочное сообщение, предаваемое по телеграфу.

Телеграф — система связи для быстрой передачи на расстоянии и приема сообщений при помощи электрических сигналов.

(Дети по цепочке читают первую часть произведения нас. 160-161.)

— О чем вы узнали из этой части?

— Помните ли вы рассказ, в котором членов семьи тоже разде­ляет огромное расстояние? («Растрепанный воробей» К. Пау­стовского.)

— В рассказе Гайдара похожая ситуация? (Чук и Гек жили с ма­мой в Москве, а папа работал возле Синих гор в лесу.)

— Найдите подтверждение в тексте.

— Предположите, что это за Синие горы? Почему они «си­ние»? (Эти горы находятся далеко, и они такие высокие, словно сливаются с синим небом.)

— Можем ли мы найти такое географическое название на кар­те? (Нет.)

— Давайте найдем на карте подходящие под описание горы. (Возможно, это Уральские горы.)

— Посмотрите по карте, какое расстояние отделяет детей от отца.

— Как переживают разлуку члены семьи? Найдите фрагменты, которые описывают эти переживания.

— Кстати, длительная ли эта разлука? (Целый год.)

— Разве это справедливо, когда близкие люди живут далеко друг от друга?

— Почему это произошло?

— Понятны ли вам переживания этой семьи?

— Узнали ли мы что-то о мальчиках? (Онилюбили повеселить­ся, попрыгать и поскакать.)

(Чтение первой части до конца на с. 162—165.)

— Что еще вы узнали о героях?

(Запись на доске.)

Чук Гек
Запасливый, все складывал в ко­робочки и прятал Разиня
Любит мастерить Умеет петь песни
Любит порядок Честный
Может схитрить  

 

— Кто из мальчиков старше? Найдите подтверждение в тексте. (Чук старше на год.)

— Предположите, сколько им лет. (Они дошкольники шести и семи лет.)

— А вы помните себя маленькими?

— Кто больше похож на вас в детстве: Чук или Гек? или и тот и другой?

— Маша Иванова считает, что Чук напоминает ворону из рас­сказа «Растрепанный воробей». Вы понимаете, что она име­ет в виду? Что для Чука является богатством?

— Понимают ли Чук и Гек, что телеграмма — это ценность?

— Куда Чук спрятал телеграмму?

— Искали ли ее братья?

— Расстроились ли, что не нашли?

— Как вы думаете, почему же мальчики ничего не сказали матери?

V. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о мальчиках из первой части?

— Узнала ли мама о телеграмме?

— Предположите, какие последствия может вызвать этот по­ступок братьев.

Что на самом деле было в телеграмме, мы узнаем на следую­щих уроках.

Домашнее задание

Перечитать отрывок (учебник, с. 160—165) и ответить на во­прос: почему в данном случае можно с уверенностью сказать: «Так делать нельзя!»?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Согласны ли вы, что так, как поступили Чук и Гек, делать нельзя?

(Обсуждение ситуации.)

— Как вы думаете, о чем же телеграмма?

III. Сообщение целей урока

Часть рассказа прочитали, О Чуке с Геком мы узнали. Продолжаем вновь читать, Героев лучше узнавать.

IV. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебпику

— Прочитайте название второй части на с. 166.

(Чтение по цепочке с остановкой после слов «...они за дорогу повидали».)

— О чем вы прочитали?

— Вам приходилось ездить в поезде? Как вы проводите время в дороге?

— Какое занятие придумали себе мальчики? Найдите эти фрагменты и прочитайте.

— Что делал Чук? (Чук «ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами».)

— С какой целью он это делал? Как автор об этом говорит? (Ему нужна была «богатая добыча».)

— Как называют таких людей? (Расчетливые.)

— А чем занимался Гек? Найдите, как об этом говорит автор. Как характеризует это занятие Гека? (Он любознательный.)

— На что похоже окошко в поезде? (На экран, в котором мель­кают кадры фильма.)

— Что он увидел в это окошко?

(Работа над пересказом от лица Гека ведется коллективно.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Чтение второй части до конца на с. 166—168.)

— Почему мама рассердилась на отца?

— Предположите, почему отец их не встретил.

— Как вы думаете, связаны ли между собой эти две ситуации: потеря телеграммы и то, что их не встретил отец?

— Все-таки что же могло быть в телеграмме? (Дети высказывают предположения.)

— Все ли слова понятны в этой части рассказа? Ямщик — возница.

Багаж — упакованные вещи пассажира. Тулуп — длинная шуба мехом внутрь. (Работа ведется в парах.)

— Расследуйте: как долго ехали Чук и Гек на поезде?

— Подтвердите строчками из теста. (Две ночи и один день.)

— Чьими глазами мы смотрим на мир через вагонное окно? Это равнодушный или заинтересованный взгляд? Подтвер­дите свое мнение словами из текста.

— Многое ли можно узнать таким образом?

VII. Подведение итогов урока

— Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о характерах Чука и Гека?

Домашнее задание

Пересказать события от лица Чука (учебник, с. 166—168).

Ход урока 3

I. Организационный момент

Все готовы? Тихо сели.

Мы послушаем сейчас От лица наших героев Пе-ре-сказ.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока

Героям снова в путь пора. Дремучий лес их ждет. А что готовит им судьба? Узнать настал черед.

— Знаете ли вы, как называется дремучий лес, в который по­пали наши герои?

Материал для учителя

Тайга (тюрк.) — хвойные леса в умеренном поясе Северного полу­шария, в Северной Америке и Евразии. Тайга занимает природную зону (таежная зона), которая расположена между лесотундровой зоной на се­вере и зоной смешанных лесов на юге.

По видовому составу различают светлохвойную (сосна обыкновен­ная, некоторые американские виды сосны, лиственницы сибирская и да­урская) и более характерную и распространенную темнохвойную тайгу (ель, пихта, кедровая сосна).

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света) и однообразие травяно-кустарникового яруса и мохо­вого покрова. Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, гру- шанка) немногочисленны как в Евразии, так и в Северной Америке. Для тайги характерны светлохвойные леса из сосны обыкновенной.

Животный мир тайги богат и разнообразен. Многочисленны и ши­роко распространены бурый медведь, рысь, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

Тайгу Евразии, главным образом массивы сибирской тайги, называют зелеными «легкими» планеты, так как от состояния этих
лесов зависит кислородный и углеродный баланс приземного слоя атмосферы.

Для охраны и изучения типичных уникальных природных ландшафтов тайги в Северной Америке и Евразии создан ряд заповедников и нацио­нальных парков, в том числе Вуд-Баффало, Баргузинекий заповедник и др.

IV. Работа по теме урока

— Отправимся в путь вместе с нашими героями. Долгий ли путь нам предстоит?

— Сто километров — это много или мало?

(Дети по цепочке читают третью часть повести на с. 168—173. По ходу чтения учащиеся отмечают непонятные слова.)

— Подтвердились ли наши предположения относительно те­леграммы?

— Найдите и прочитайте текст телеграммы.

— Как вы понимаете слова: «Наша партия выходит в тайгу»? Кем же был отец мальчиков?

— Что переживает мать мальчиков в ожидании сторожа?

— Предположите, трудная ли жизнь предстоит семье в течение десяти дней.

— Изложите все обстоятельства дела. Для этого прочитайте сло­ва, записанные на карточках, и восстановите ход событий.

История с телеграммой


 

 


Умолчали
Тайна раскрыта
Не встретил

Получили телеграмму


 

 


Поселились
Поехали

Потеряли ее


 

 


Ответ: получили телеграмму, потеряли ее, умолчали, поеха­ли, не встретил, поселились, тайна раскрыта.

— Как же раскрылась тайна?

— Как мама отреагировала на то, что узнала? (Удивилась, рас­терялась, потом заподозрила детей, догадалась, возмутилась, затем успокоилась и стала думать, что делать дальше.)

— Виноваты ли мальчики в сложившейся ситуации?

— Почему же мать их не наказывает?

— Осознают ли Чук и Гек свою вину?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Найдите фрагмент беседы матери с сыновьями. Прочитайте и отметьте, какие абзацы объясняют реакцию мамы, а ка­кие — поведение мальчиков.

VII. Подведение итогов урока

— Какова главная мысль этой части? (Тайное становится яв­ным: не надо было скрывать от мамы факт получения теле­граммы.)

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ по опорным словам в соответ­ствии с повествовательной линией «История с телеграммой».

Ход урока 4

I. Организационный момент

Прошла перемена. Услышан звонок. Пора поскорее начать нам урок. Предлагаем вашему вниманию Рассказы из домашнего задания.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Сообщение целей урока

Рассказ продолжим мы читать, Героев лучше будем узнавать. Попробуем предположить: В лесной сторожке Трудно ль жить?

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте трудные слова и выражения, записанные на до­ске. Они нам встретятся в тексте. Попробуйте объяснить их значение.

Башлык — шарф с капюшоном. Сени — холодная часть избы, прихожая. Постное масло — растительное масло. Овчина — овечья шкура.

Галоши — нижняя резиновая обувь, надеваемая поверх боти­нок, валенок для предохранения их от сырости.

Оторопелая — растерянная, пришедшая в замешательство. Краюха хлеба — большой ломоть хлеба.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 173 и прочитайте заголовок. Пред­положите, о чем эта часть и какие испытания ждут наших героев.


(Дети читают продолжение повести.)

— Расскажите о том, что случилось с Геком, от лица матери.

— Кто пришел на помощь?

— Что вы можете рассказать о стороже? (Пожилой человек, живет в тайге один с собакой, хороший охотник, непривет­ливый, хмурый старик, ворчливый.)

— Зачем он живет один в тайге? (Охраняет поселок геологов.)

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о наших героях?

Домашнее задание

Попробовать посмотреть на эту историю глазами сторожа: пересказать от лица сторожа с момента выстрела.

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию

— Прочитайте слова, записанные на доске, и скажите, что их объединяет.

Огорчение, страх, грусть, удивление, радость, тревога, стыд. Ответ. Эти слова обозначают чувства, которые может испы­тывать человек.

— Имеют ли они отношение к нашим героям? Докажите.

— Составим из этих слов кроссворд и узнаем, какое чувство герои испытали в конце.

— Догадайтесь, о каком чувстве идет речь.

1. Сильный испуг перед опасностью. (Страх.)

2. Неприятность, душевная боль. (Огорчение.)

3. Чувство большого удовлетворения. (Радость.)

4. Чувство сильного смущения от сознания проступка. (Стыд.)

5. Душевное напряжение в ожидании опасности. (Тревога.)

6. Чувство уныния, легкой печали. (Грусть.)

1. Впечатление от чего-нибудь неожиданного. (Удивление.)

— Какое слово получилось по вертикали? (Счастье.)

— Прочитайте запись на доске. (Что такое счастье — это каждый понимает по-своему....)

А в толковом словаре это слово объясняется так: «Счастье — это чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

IV. Сообщение темы и цели урока

— Откройте учебник на с. 179 и прочитайте название послед­ней главы.

— Как вы думаете, что является счастьем для наших героев?

Будем искать ответ на этот вопрос.

V.Физкультминутка

VI.Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают продолжение произведения нас. 179-183.)

— В чем же заключалось счастье для наших героев? (Стало весело, началась подготовка к встрече папы и Нового года.)

— Можно ли сказать, что ни у кого в Москве не было такого замечательного праздника, как у Чука и Гека? Почему?

— Какие чувства испытывают друг к другу приезжие и члены геолого-разведочной экспедиции?

— Какой момент праздника был самым важным и торжест­венным? Обоснуйте свое мнение.

— Можете объяснить, почему Новый год — самый любимый праздник и для детей, и для взрослых?

— Почему люди, живущие в разных уголках нашей родины, встречают Новый год дважды: по своему местному времени и по московскому времени?

— Какова роль сторожа в организации праздника? (Он принес самую лучшую елку.)

— Не упускаем ли мы что-то важное? (Сторож сделал все воз­можное, чтобы у детей был такой праздник.)

— Можно ли сторожа назвать счастливым человеком? (Он жил в тайге один, и поэтому для него было счастьем доставить радость другим.)

— А вам приходилось доставлять радость другим?

— Что вы при этом чувствуете? (Человек, доставляющий ра­дость другим, сам становится счастливым.)

— Прочитайте еще раз фразу, записанную на доске, и найдите продолжение в учебнике.

— В чем же заключается счастье, по мнению автора?

— События, о которых рассказал А. Гайдар, произошли не­давно или давно?

— Почему вы так думаете?

— Что меняется в нашей жизни с течением времени?

— А что для разных поколений людей остается неизменным, представляет собой главные ценности жизни?

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните все произведение. Подведем итог.

— Что же такое счастье? Варианты ответа

• Совместный труд на благо других.

• Встреча после долгой разлуки.

• Труд на благо родины.

• Путешествие через всю страну.

• Когда вся семья вместе.

— А что бы из перечисленного выбрали вы?

— Что хотели бы добавить? Выскажите свое мнение.

Домашнее задание

Выучить последний абзац наизусть. Эти слова писателя явля­ются напутствием будущим поколениям (учебник, с. 183).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...