Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналист: социальный и должностной статус.

Социальный статус.

 

В законе РФ “О СМИ” внимание концентрируется на функциональных атрибутах профессия, а так же на правовой стороне дела. В мировом сообществе получило признание определение, предложенное рук-лем одной из комиссий ЮНЕСКО. В нем перечисляются виды деят-ти (издатель, репортер, фотограф, кинооператор, техник) и подчеркивается, что жур-т должен иметь док-т, подтверждающий его профессиональную принадлежность.

 

Из док-ов следует, что на этот статус не в праве претендовать люди, кот. собирают и распространяют инфо по собств. почину и не могут подтвердить деловых связей с какой либо редакцией или агентством. Не относятся к жур-там и сотрудникам различного рода информац. служб, не связанных с выпуском периодических изданий или программ: рекламных агентств, центров по СО, книжных издательств.

 

Жур-ту предоставляются спец. права в доступе к инфо, кот. лишены представители иных профессий, гос-во гарантирует защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему обществ. долг. Но рос. законодательство нагружает жур-та соц. обязанностями и требованиями.

 

С критериями оценки кач-во труда тесно связаны представления о карьере в жур-ке. Жур-ка дает возможность для реализации способностей различного рода, а значит, и карьера может развиваться в неск. направлениях. Это м.б. восхождение по служебной лестнице или достижение известности и популярности у широкой публики, или рост зарплаты, гонораров и др. доходов.

 

Критериев оценки уровня специалистов несколько, но гл. среди них – зар. плата. Актами признания заслуг служат разнообразные премии и призы, присуждаемые жур-там в конкурсном порядке.

 

К журналистскому сообществу применимо понятие «элита». Журналистский корпус делится на осн. массу профессионалов и «верхушку» — признанных мэтров публицистики. Элита отличается от рядовых коллег по уровню известности, режиму работы, доходам, образу жизни.

 

Орг-ции жур-тов. Консолидации работников СМИ, выражению и отстаиванию их интересов служат объединения, создаваемые на добровольной, профессионально-творческой основе.

 

Должностной статус журналиста.

 

Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального труда, но в отличие от научной деятельности или искусства на первых местах стоят оперативность и интенсивность умственной деятельности.

 

В последнее время в связи с внедрением электронных технологий значительно ужесточилась конкуренция за место работы. Общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных редакциях. Значит, в цене сегодня журналист-универсал. С производственной точки зрения, журналистский труд многофункционален. Каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Служебная практика представлена выполнением административных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей.

 

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Коллективным продуктом также является целое издание или вещательная программа.

 

Первостепенную важность имеет разделение труда в редакции. Штатный состав СМИ делится на две основные группы сотрудников: журналистов и обеспечивающий персонал. В свою очередь, каждая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — управленческим и исполнительским.

 

Среди журналистов на управленческом уровне мы увидим заведующего отделом, редактора по отделу, заместителя главного редактора, ответственного секретаря. К исполнительскому уровню относятся должности корреспондента, старшего корреспондента, обозревателя, комментатора. Кроме функционального разделения внутри редакций обычно вводится тематическая специализация сотрудников. Обеспечивающий персонал представлен главным бухгалтером, директором издательства, заведующим рекламным бюро. На вершине пирамиды находится гл. редактор.

 

Функции журналистики.

Функции:

 

- коммуникативная (функция общения, налаживания контакта. Эта функция эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении)

 

- информационная

 

Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.

 

- идеологическая (постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.)

 

- организаторская (непосредственно – организаторская)

 

проведение “круглых столов” в печатной периодике, радиопереклички и радиомитинги, телевизионные программы с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток-шоу)

 

- рекреативная

 

- культурно- просветительская (частвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека)

 

- образовательная

 

- рекламно – справочная

 

- интегративная

 

Эта функция – главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...