Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение динамики внимания на уроке.

Название урока:физическая культура

Класс: 5 «А»

Ф.И. группы учащихся:

1 учащийся-Дутов Кирилл

2 учащийся-Гольцов Максим

3 учащийся-Глаголева Анна

4 учащийся-Мельникова Ольга

Части урока и время (в мин.) Приёмы работы учителя Содержание деятельности учащегося, проявление внимания Оценка, примечания по ходу записи
1)Подготови-тельная (9 мин.): 1.1.Построение; 1.2.Рапорт; 1.3.Строевые приёмы; 1.4.Бег; 1.5.Комплекс ОРУ на месте; Использовал: 1.1. свисток и команду «Строй-ся!»; 1.2.Команду «Смир-но!»; 1.3.Строевые команды и счёт; 1.4. Строевые команды и свисток; 1.5.1.Для построения-команды и разметку; 1.5.2.Сам учитель занял место перед колоннами учащихся лицом к ним; 1.5.3.Для проведения-показ и рассказ выполняемых упражнений, вёл счёт; 1 учащийся: по свистку пошел к месту сбора, стал в строй. Во время перестроений ошибок не допускал, но в движениях чувствовалась неуверенность. Учащийся сосредоточен, иногда отвлекается. Ведущий тип внимания-пассивный, к произвольному переходит медленно. 1 учащийся: Объём 4; Устойчивость 4; Переключение 4; Распределение 3; Отвлечение 3; Средний: 3.6
2 учащийся: по свистку пошел к месту сбора, стал в строй. Во время перестроений несколько раз ошибся. Учащийся часто отвлекается. Ведущий тип внимания-пассивный, к произвольному переходит медленно. 2 учащийся: Объём 3; Устойчивость 3; Переключение 4; Распределение 3; Отвлечение 3; Средний:3.2
3 учащийся: по свистку пошла к месту сбора, стала в строй. Во время перестроений ошибок не допускала, но иногда выполняла перестроение до исполнительной команды. Сосредоточена, иногда отвлекается. Ведущий тип внимания- произвольный, от пассивного переходит быстро. 3 учащийся: Объём 4; Устойчивость 5; Переключение 5; Распределение 4; Отвлечение 4; Средний:4.4
4 учащийся: по свистку пошла к месту сбора, стала в строй. Во время перестроений ошибок не допускала, но иногда выполняла перестроения с задержкой. Сосредоточена, иногда отвлекается, часто переспрашивает. Ведущий тип внимания-пассивный, произвольный проявляется слабо. 4 учащийся: Объём 4; Устойчивость 4; Переключение 4; Распределение 3; Отвлечение 4; Средний:3.8
2)Основная (26 мин): 2.1.Игра в пионербол; 2.1.Учитель судил игру, используя: свисток, команды, подсказки отдельным игрокам и специальные жесты; 3 учащийся:во время игры следит не только за мячом, но и за другими игроками (часто посует, набирает много очков). Ведущий тип внимания-послепроизвольный, иногда-произвольный.   3 учащийся: Объём 5; Устойчивость 4; Переключение 5; Распределение 4; Отвлечение 4; Средний:4.4
4 и 2 учащиеся: основное внимание на мяч, редко пасуют, часто ошибаются. Большая часть подсказок учителя адресована им. Движения девочки- скованные, внимание-произвольное (малый интерес к игре). Мальчик проявляет послепроизвольное внимание (лёгкость движений, нет напряжения), устойчивости внимания мешает азарт игры. 2 учащиеся: Объём 4; Устойчивость 3; Переключение 4; Распределение 3; Отвлечение 5; Средний:3.8 4 учащиеся: Объём 4; Устойчивость 4; Переключение 3; Распределение 4; Отвлечение 4; Средний:3.8
1 учащийся:проявляет послепроизвольное внимание, но оно менее устойчиво чем у 3 (редко пасует, излишне азартен) 4 учащиеся: Объём 4; Устойчивость 3; Переключение 4; Распределение 4; Отвлечение 4; Средний:3.8
3)Заключитель-ная (5 мин): 3.1.Построение, сообщение результатов урока, домашнее задание.   3.1.Использовал приёмы первой части урока. Ученики ни чем не выделялись, исполняли все команды учителя. Не оценивается.

 

Средние показатели

Учащийся Показатели Выводы
1. Дутов Кирилл 3.7 Проявляет послепроизвольное внимание, но часто отвлекается, произвольный-ведущий тип внимания.
2. Гольцов Максим 3.5 Основной тип внимания-произвольный.
3. Глаголева Анна 4.4 Ведущий тип внимания-послепроизвольный, хорошо владеет всеми типами внимания.
4. Мельникова Ольга 3.8 Хорошо владеет всеми типами внимания, ведущий тип внимания-произвольный.

 

Общий вывод: у детей этого возраста активно развиваются все типы внимания, девочки развиваются несколько быстрее мальчиков.

3)Заключитель-ная (5 мин): 3.1.Построение, сообщение результатов урока, домашнее задание.   3.1.Использовал приёмы первой части урока. Ученики ни чем не выделялись, исполняли все команды учителя. Не оценивается.

 

Средние показатели

Учащийся Показатели Выводы
1. Дутов Кирилл 3.7 Проявляет послепроизвольное внимание, но часто отвлекается, произвольный-ведущий тип внимания.
2. Гольцов Максим 3.5 Основной тип внимания-произвольный.
3. Глаголева Анна 4.4 Ведущий тип внимания-послепроизвольный, хорошо владеет всеми типами внимания.
4. Мельникова Ольга 3.8 Хорошо владеет всеми типами внимания, ведущий тип внимания-произвольный.

 

Общий вывод: у детей этого возраста активно развиваются все типы внимания, девочки развиваются несколько быстрее мальчиков.

Оценка действий учителя

3.1)Способы мобилизации внимания: для начальной мобилизации учащихся педагог воздействовал на их непроизвольное внимание (посредством свистков), этот метод применялся на протяжении всего урока в моменты общей организации детей или особых методических указаний. Учащиеся, реагируя на раздражитель, поворачивались к учителю и он применял следующие приёмы:

А) Команды. В произношении команд учитель отчётливо разделял их на подготовительную и исполнительную части (например, команда «На ле-во!», здесь «На ле-» подготовительная, а «во» исполнительная). Это способствует активизации произвольного внимания, однако в начале урока добиться этого сложно (что видно в таблице наблюдений на примере 2 учащегося). Для его полной активизации учитель намеренно выполнял перестроения учеников с помощью строевых приёмов, указывая на ошибки воспитанников. Во время передвижений помимо команд учитель активно использовал разметку площадки.

Б) Отдельные методические указания. Применялись по ходу игры (основная часть). Общие указания давались в игровых паузах, индивидуальные-и в её ходе, и в паузах. Учащиеся в начале игры резко переключали внимание на учителя (недостаточное распределение), позже-воспринимали их без отрыва от деятельности. Это свидетельствует о переходе внимания от пассивного и произвольного к послепроизвольному (что также отмечено в таблице).

Приёмы заключительной части сходны с начальными, при этом и ошибки детей в заключительной части были сходны с изначальными, что объясняется психологической и физической усталостью.

3.2)Использование видов внимания: из вышесказанного видно, что учитель активно использовал все виды внимания на уроке и хорошо им управлял.

Ведущие типы:

1)Подготовительная-произвольное;

2)Основная- послепроизвольное;

3)Заключительная- произвольное;

Следует отметить, что важную роль на протяжении урока играло непроизвольное внимание, однако оно было менее важно для решения задач, поставленных учителем.

3.3)Устойчивость внимания и его сохранение:в среднем,внимание учащихся было довольно устойчивым. Это объясняется спецификой урока ФК: постоянное руководство учителя, исполнение специфических правил, частая ротация видов внимания, особый инвентарь (от цвета мячей до разметки площадок). Перечисленные особенности в полной мере были использованы на уроке.

Однако внимание отдельных учащихся колебалось в процессе урока. Это было обусловлено:

1)Подготовительная часть -психологическое возбуждение после перемены, недисциплинированность, баловство, индивидуальные особенности (темперамент и т.д.) учащихся;

2)Основная часть -азарт игры, индивидуальные особенности учащихся;

3)Заключительная часть -психологическая и физическая усталость, резкая смена деятельности (от активной к пассивной).

3.4)Развитие распределения внимания:учитель использовал разметку площадки и разноцветные мячи для лучшей ориентации, во время игры давал рекомендации без её остановки.

3.5)Развитие переключения внимания: учитель использовал строевые приёмы и звуковые сигналы (свисток, команды, подсказки отдельным игрокам).

3.6)Учёт возрастных особенностей и индивидуальный подход: специфика предмета ФК позволяет одинаково успешно управлять детьми различного возраста. В данном уроке учитель способствовал развитию всех видов внимания, оптимально использовал нагрузки, создал благоприятный психологический климат и смог заинтересовать в деятельности учащихся.

Педагог мало внимания уделял индивидуализации в основном, помогая только выпадающим из урока детям.

 

Вывод

Учитель активно использовал в деятельности различные приёмы активизации внимания. Наиболее интересные: строевые приёмы (как в конце, так и в начале занятия), вызов для показа упражнения нарушающих дисциплину учеников.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...