Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука о государстве и праве: понятие, предмет, методология. Место в системе других социальных наук.

Наука о государстве и праве: понятие, предмет, методология. Место в системе других социальных наук.

Правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве и государстве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных принципов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данных явлений. Теория государства и права – изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, формулирует определения основных понятий и принципов юриспруденции, дает представление о методах используемых в процессе познания юридической действительности. Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущее место в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств.

Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

Государство: понятие, назначение и признаки.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, взимающая налоги, издающая нормативно-правовые акты и обеспечивающая их организацию.

Функции: внутренние - охватывает сферу самостоятельной жизни государства, в которую входят экономическая, политическая, культурная, экологическая и иные сферы, складывающиеся в области обеспечения правопорядка;

внешние – способствуют обеспечению организации государства с мировым сообществом.

Признаки:

1.единая территория

2.публичный характер власти (аппарат управления);

3. Суверенитет: внутренний суверенитет проявляется 1.в единстве и распространении гос.власти на всё население и организации внутри страны; 2.общеобязательность решений организации государства всех, кому они адресованы; 3.исключительная компетенция государства на издание федеральных законов. Внешний суверенитет выражается в возможности государства проводить самостоятельную внешнюю политику, вступая в качестве равноправного участника международных отношений.

4. население

5. Налоговая система: под налогами понимается взимание материальных средств, необходимых для гос.аппарата и реализации гос.программ.

6. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Форма правления

- это способ организации верховной государственной власти, порядок образования гос.органов и направления их взаимодействия с населением гос-ва.

Виды: а) Монархия – ф.п., при которой высшая гос.власть принадлежит одному лицу – монарху и передаётся по наследству. 1.Абсолютная (никем не ограничена).

2.Ограниченная (конституционная): - Дуалистическая (полнота законодательной власти принадлежит парламенту, а монарх и возглавляемое им правительство исполнительная власть);

- Парламентская (монарх выполняет формальные функции).

б) Республика – высшие органы гос.власти создаются выборным путём: 1.Аристикратическая – ф.п., при которой власть находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов. Она означает власть лучших в обществе.

2.Демократическая – в формировании высших органов гос.власти участвует всё население (парламентская\президентская).

Гражданское общество

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; легитимность. Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина, создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления, Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах, социальный контроль, коммуникационная функция, многообразие, стабилизирующая функция своими институтами и организациями. Структура гражданского общества: общности людей: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти, общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные), союзы предпринимателей, ассоциации потребителей и т.д., научные и культурные организации, спортивные общества, органы местного самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы, независимые СМИ, церковь, семья; отношения между компонентами общества, имеющие негосударственные и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и др.); особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и др. сил.

Форма государства

- это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

В него входят:

1.Форма правления – это способ организации верховной гос.власти.

2.Форма гос.-тер-го устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

3.Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране гос.власти и управления.

Принципы права.

Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений

1) Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма - доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека; принцип равенства граждан перед законом, согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом; принцип демократизма, означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю народа.

2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др.;

3) отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости - в трудовом праве; принцип устойчивости, права на землю - в земельном праве и др.);

4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права - их действие ограничено предметом регулирования.

Способы толкования норм права.

Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:

языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

Виды официального толкования:

-аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

-делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

-нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.

-казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Преемственность в праве.

Преемство в праве (сукцессия). — Приобретенные членами гражданского общества права и обязанности передаются ими друг другу в раз установленном составе. Передача происходит в виде уступки отдельных прав и обязанностей (права собственности, требований по обязательствам, исков — так называемое единичное П., сингулярная сукцессия), в виде уступки совокупности прав, связанных с одним объектом или основанием (недвижимости с лежащими на ней обременениями, торгового предприятия со всем имуществом — специальное П., или специальная сукцессия), и в виде перехода всего имущества данного лица к другому (наследование, общее П., или универсальная сукцессия).

Преемственность права — способность к заимствованию действующим национальным правом положений прошлых либо существующих правовых систем. Преемственность права проявляется также в том, что на процессы его образования и развития существенное значение оказывает такой фактор, как заимствование.

Нормативный акт.

Форма права – это определённые государственной властью его внешние проявления, в которых содержание правовых принципов и норм закрепляется и обретает качество формальной определённости. правовой обычай – сложившееся в какой-либо области социальной деятельности устойчивое поведение, не предусмотренное в конкретных правовых нормах, но признаваемое и защищаемое государством. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.нормативно-правовой акт – это содержащий формализованную норму права, принятый в особом процессуальном порядке официальный документ, специально предназначенный для нормативного регулирования общественных отношений. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права. прецедент – нормативная идея, заложенная в обосновании решения государственного органа и ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в других государственных органах. При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. АКТ РЕФЕРЕНДУМА — нормативный документ (решение), принятый в результате всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной жизни, содержащий нормы права.Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Конституция и уголовный кодекс

Право и экономика.

Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.

Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:

1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;

3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;

4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;

5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;

6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.

Политический режим.

- это совокупность способов и методов реализации политической власти в государстве, а также степень участия в принятии государственных решений народа, взаимосвязь и взаимообусловленность власти и предпочтений населения и отдельных социальных групп. Делиться на демократический (народ участвует в разработке законов, народ является источником власти, участвует в управлении государственными делами, в обществе многопартийность, оппозиция, политический плюрализм, гражданское общество и т.д.) и на недемократический (народ отторгнут от власти, решение разрабатывается в закрытом режиме, общество отстраняется от участия в государстве, одна идеология, отсутствие разделения властей, нарушение прав и свобод граждан, институтов гражданского общества нет, СМИ контролируются государством). Во втором типе можно выделить тоталитарный(жесткий аппарат принуждения) и авторитарный(наличие персонофицированного политического лидера) режим (.

Понятие и виды норм права.

Правовая норма – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Виды:

- В зависимости от функций п.н.

1.Исходные п.н. – занимают высшую ступень, имеют наиболее общий характер и определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений.

- нормы-начала – это предписания, закрепляющие устои существующего общественного строя, основы соц. экономики, политической и гос.жизни.

- нормы-принципы – это законодательные предписания, закрепляющее принципы права.

- установочные нормы – определяют цели, задачи отраслей права, формы и средства правового регулирования.

- нормы дефиниции – содержат определение правовых категорий и понятий.

2.Нормы-правила поведения – это нормы непосредственного регулирования поведения людей и общественных отношений.

- В зависимости от предмета правового регулирования:

1.конституционные

2.адменистративные

3.уголовные

4.гражданские

5.семейные и т.д.,

При этом все отраслевые нормы подразделяются на:

1.Материальные закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д.

2.процессуальные регулируют организационные отношения, процедурные вопросы, т.е. данные определяют порядок, формы и методы реализации материальных норм права.

- В зависимости от метода правового регулирования:

1.Императивный (властно-побудительный) – направлен на обеспечение строго обязательного поведения людей.

2.Диспозитивный метод – позволяет реализовывать свободное волеизъявление субъектов права.

3.Поощрительный метод – стимулирует желательные для гос-ва и общества правомерное и соц. активное поведение.

4.Рекомендательные метод – предлагает наиболее приемлемый с точки зрения гос-ва вариант поведения субъектов права.

- В зависимости от формы выражения предписания:

1.Управляющие нормы (правоустанавливающие) предоставляют субъектам права на совершение определенных действий и содержат в своем тексте словосочетание «в праве, имеет право, может».

2.Обязывающине нормы - закрепляют обязательность совершение определенных действий.

3.Запрещающие нормы содержат запрет на определяющие формы поведения, их текст содержит – «запрещаются, не может быть, не допускается».

Правовой договор

Сущность права.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Каково назначение охранительных норм (представляют права участникам отношений и возлагают на них обязанности; определяют меры ответственности; разрешают противоречия между нормами; отменяют действующие нормы либо изменяют сферу их действия; провозглашают цели и задачи права, закрепляют правовые принципы)?

НОРМЫ ПРАВА ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ - нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения.

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА — направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю, предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализации мер защиты и юридической ответственности.

Охранительные нормы права представляют права участникам отношений и возглашают на них обязанности.

Политическая система России.

Политическая система – комплекс социальных взаимосвязей, складывающийся в рамках осуществления политической деятельности. Политическая система РФ определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Политическая система Российской Федерации в значительной степени определяется Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных конституционных законов и иными правовыми актами. При этом основы политического устройства закреплены именно в Конституции.

Главой российского государства является Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

Понятие и виды функций права.

Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей.

Наука о государстве и праве: понятие, предмет, методология. Место в системе других социальных наук.

Правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве и государстве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных принципов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данных явлений. Теория государства и права – изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, формулирует определения основных понятий и принципов юриспруденции, дает представление о методах используемых в процессе познания юридической действительности. Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущее место в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств.

Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...