Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное принуждение: понятие виды.

Государственное принуждение - это опосредованное правом принуждение, которое осуществляется государственно-властными органами и их представителями. Государственное принуждение - это разновидность социального принуждения, которое заключается во внешнем физическом, психическом или ином воздействии уполномоченных государством органов, должностных лиц на волю, сознание и поведение субъектов посредством применения к ним соответствующих неблагоприятных правовых мер, выражающихся, как правило, в нравственных и физических страданиях, несущих правоограничение субъекту, в целях охраны прав человека и гражданина, обеспечения законности и общественного порядка.

Государственное принуждение по содержанию делится на психическое, или психологическое, и физическое принуждение. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения. Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Психика человека включает рациональную, эмоциональную и волевую сферы, причем эти сферы взаимодействуют друг с другом. Поведение людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках вызвано их внутренней психической деятельностью. Мысли и чувствами, взаимовлияющие друг на друга, порождают волевые акты психики. В то время как психологическое (психическое) государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека, меры физического воздействия обращены в сторону физической (личной или материальной) стороны существования субъекта.

Гражданское общество

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; легитимность. Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина, создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления, Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах, социальный контроль, коммуникационная функция, многообразие, стабилизирующая функция своими институтами и организациями. Структура гражданского общества: общности людей: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти, общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные), союзы предпринимателей, ассоциации потребителей и т.д., научные и культурные организации, спортивные общества, органы местного самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы, независимые СМИ, церковь, семья; отношения между компонентами общества, имеющие негосударственные и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и др.); особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и др. сил.

Форма государства

- это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

В него входят:

1.Форма правления – это способ организации верховной гос.власти.

2.Форма гос.-тер-го устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

3.Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране гос.власти и управления.

Принципы права.

Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений

1) Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма - доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека; принцип равенства граждан перед законом, согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом; принцип демократизма, означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю народа.

2) межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др.;

3) отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости - в трудовом праве; принцип устойчивости, права на землю - в земельном праве и др.);

4) внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права - их действие ограничено предметом регулирования.

Способы толкования норм права.

Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:

языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

Виды официального толкования:

-аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

-делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

-нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.

-казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...