Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. Сигналы светофора и регулировщика

 

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

 

 

Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

 

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 

ГПК:

 

Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ

РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ

ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

 

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

 

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

 

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 

 

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2009 г. N 2

 

О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ

СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

 

1.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

3. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

 

10 декабря 1995 года N 196-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

Статья 24. Права и обязанности участников дорожного движения

 

3. Участники дорожного движения имеют право:

обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

 

 

15 июня 1998 года N 711


 

 

УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11. На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:

д) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

 

МОЕ РЕШЕНИЕ + БЕЛОВ С.А.:

1. Практически – да, могут. Это особенно в представленной ситуации подтверждается и нормативным актом (ПДД), в котором установлена обязанность участников дорожного движения соблюдать соответствующие действия либо специальной аппаратуры, либо должностного лица, не выраженные в устной или письменной форме, а в форме знаков, действий (в узком, обыденном смысле слова). В отношении ненормативных актов в законодательстве не установлено требования к форме. Это служит основанием для признания в доктрине принципиальной возможности существования конклюдентных актов - действий лица, выражающих его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении реализации властных функций, предоставленных данному лицу.

2. Необходимо вопрос разделить на 2 составляющие:

· Указания регулировщика. Исходя из представленного в первом вопросе ответа, следует с необходимостью сделать вывод, что подобные действия регулировщика являются ненормативными административными актами общего действия. Подобная констатация имеет основание по факту соответствия данных действий регулировщика основным признакам административного акта:

Ø Данное управленческое решение издается уполномоченным субъектом (регулировщиком) в рамках пределов его компетенции, установленной ПДД

Ø Данное решение носит властный односторонний характер (подтверждение – раздел 6 ПДД)

Ø Оказывает непосредственное внешнее воздействие в форме конкретного изменения правового статуса субъектов, которые по внешним обстоятельствам (участие в дорожном движении на территории действия соответствующего должностного лица) подпадают под действие его властных решений

Данный акт не является нормативным, поскольку не устанавливает общих прав и обязанностей, которые уже определены в ПДД, однако, этот акт и не направлен конкретному субъекту в рамках конкретного административного дела. Специфика соответствующих действий (если они не направлены к конкретному участнику движения, а в общем регулируют порядок движения) состоит в их территориально-функциональном аспекте действия (перекресток, поток движения, конкретная контрольная точка на автомобильной дороге). Данное действие порождает конкретные права и обязанности для каждого участника движения, находящегося на территории действия предписаний соотв.должностного лица. Данное должностное лицо уполномочено на данные властные действия в силу акта общего нормативного характера (ПДД). Однако, данные предписания должностного лица невозможно назвать правовой нормой в силу отсутствия признаков формальной определенности (отсутствие необходимой для правовой нормы формы), а также признака общего характера (хоть круг лиц не определен, однако, он определим за счет тех лиц, которые непосредственно участвуют в движении на соответствующем участки дорожного полотна – круг лиц не индивидуализирован, но и не определен общим характером – т.е. неопределенным кругом ситуаций применения данного положения). Общий характер имеет предписание соблюдать указания регулировщика из нормативного акта – ПДД, но не сами указания регулировщика в конкретной ситуации. Потому данные действия регулировщика будут являться конклюдентным ненормативным административным актом общего характера.

· Сигналы светофора. Для сигналов светофора в содержательной части справедливы рассуждения, представленные выше, поскольку сам по себе характер действий, выражающийся в переключении светофора, идентичен указаниям регулировщика. Однако, по отношению к светофору на авансцену выдвигается иной спорный вопрос – где в переключении сигнала светофора присутствует действие субъекта, где скрыт пресловутый субъект, наделенный компетенцией на осуществление властных действий по отношению к третьим лицам? В случае, если самим светофором в конкретный промежуток времени никто непосредственно не управляет, кто является тем самым субъектом? Обоснование – пп. «д» п.11 Положения о ГИБДД возлагает на органы ГИБДД обязанность по регулированию дорожного движения всеми дозволенными ПДД средствами, включая технические. Соответственно, поскольку обязанность по регулированию лежит на ГИБДД, необходимо определить, произошел ли сбой в работе светофора по вине ГИБДД. Таким образом, поскольку работа автоматическая работа светофора определяется по распоряжению ГИБДД, то именно ГИБДД и ответственно за его надлежащую работу. Светофор выступает средством доведения до всех возможных участников соотв.отношений требований уполномоченного органа власти о властном волевом предписании, изданном на основании ПДД.

3. Обжалование сигнала светофора. Соответственно, при учете вышесказанного в п.2.2, если мы установим, что ГИБДД не исполнило обязанность по обеспечению надлежащей работы светофора, и что сбой работы светофора не относился к обстоятельствам непреодолимой силы, можно говорить и об обжаловании сигнала светофора как ненормативного общего акта, изданного в нарушение требований закона и вышестоящих актов (ПДД – регулирование движения на перекрестке) в соответствии с правилами гл.25 ГПК РФ. Вопрос обжалования – это интересный вопрос. Кто является ответчиком? По общему правилу – орган, издавший акт. Проблема – сложно доказать, чему не соответствует, например, установка дорожного знака. Светофор имеет определенный регламент работы, который является общим адм.актом, который определяет существо издаваемых предписаний. Применительно к задаче необходимо различать регламент работы и непосредственные действия уде аппарата. Если регламент предусматривает возможность, что одновременно зажжется два направления на перекрестке – это уже нарушения при издании акта очевидное, может быть обжаловано по ст.1069 ГК и правилам гл.25 ГПК. Но по задаче проблема была не в регламенте работы.А если нет такого в регламенте, все там в порядке предполагается, а одновременный свет – это сбой «железяки». Но есть проблема и с регламентом – он утверждается не ГИБДД, а органом по организации дорожного движения, но согласовывается ГИБДД. Потому непосредственным ответчиком и ГИБДД сложно признать.

Тем самым, подытоживая – обжаловать сам сигнал светофора невозможно! Однако, возможно обжаловать то, что стоит за этим сигналом – регламент работы светофора, утвержденный уполномоченным органом. Однако, если сигнал работает вне регламента – то и орган контролирующий не отвечает, а отвечает тот орган или организация, который уполномочен на обеспечение надлежащей работы аппарата.

4. Потому обжаловать такой «акт» (сбой при работе «железяки») бессмысленно, а также требования по ст.1069 ГК тоже бессмысленны. Есть организация, которая фактически обслуживает работу аппарата, которая контролируется неким образом ГИБДД. Но ГИБДД не будет нести ответственность, т.к. оно не осуществляет этих функций непосредственно – будет нести ответственность именно организация, которая не обеспечила надлежащую работу светофора, которая ответственна за надлежащее выполнение данных работ.Вопрос уже в общегражданской ответственности перед третьими лицами – действуют общие положения гл.59 ГК.

 

 

ЗАДАЧА 6

 

28 февраля 1998 года

 

 

УСТАВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

14 января 1998 года

 

 

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

Статья 16. Система органов государственной власти Санкт-Петербурга

 

Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - Администрацию Санкт-Петербурга;

 

 

ГЛАВА VI. АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

Статья 43. Правительство Санкт-Петербурга

 

1. Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

 

Статья 44. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга

 

1. Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Санкт-Петербурга на территории Санкт-Петербурга.

2. Правительство Санкт-Петербурга действует на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава, законов Санкт-Петербурга, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции.

3. Правительство Санкт-Петербурга:

6) формирует и возглавляет иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;

9) вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий, предусмотренных законами Санкт-Петербурга;

11) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

 

 

6 октября 1999 года N 184-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

 

 

Глава III. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 20. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

 

Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

 

Статья 22. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

2. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

 

 

Глава IV.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 26.1. Определение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации

 

1. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

 

Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

 

2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

55) установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением;

7. Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

 

 

Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по изданию нормативных административных актов определяются закрепленной за ними в официальном порядке компетенцией.

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ Конституцией РФ наделено определенными полномочиями. Так, в соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Для исполнения указанных полномочий Правительство РФ вправе издавать постановления и распоряжения. Статьей 28 Федерального конституционного закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» определен перечень вопросов, решения по которым должны приниматься исключительно на заседаниях Правительства РФ. По другим вопросам Правительство РФ вправе передавать свои полномочия федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти. При этом компетенция министерств и иных федеральных органов исполнительной власти устанавливается положениями о министерствах и этих органах, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, и право издания правовых актов передается указанным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с переданными им полномочиями.

Аналогичный порядок предоставления исполнительным органам государственной власти полномочий по изданию нормативных правовых актов действует и на уровне субъектов РФ.

по субъектам (не всегда это разделение имеет смысл – классификация ради классификации? Это деление становится юридически значимым: определенные акты имеют право издавать конкретные органы, органы конкретного уровня): органов общей, отраслевой и специальной компетенции

 

 

МОЕ РЕШЕНИЕ:

Правительство Санкт-Петербурга – это орган исполнительной власти субъекта РФ общей компетенции. В соотв.со ст.43 Устава СПб Правительство – это высший орган исполнительной власти в Санкт-Петербурге. Соответственно, за Правительством закреплен ряд общих полномочий, который к тому же не является исчерпывающим (п.11 ч.3 Устава), а в соответствии со взаимосвязанными статьями 20 (высший исполнительный орган власти субъекта – является главенствующим в системе, обеспечивает исполнение федерального законодательства), 21 (ВИОВ субъекта формирует иные органы исполнительной власти субъекта) и 22 (издание актов ВИОВ субъекта, обязательных к исполнению на территории субъекта) Федерального Закона Об общих принципах… №184-ФЗ, представляется возможным сделать вывод, что раз ВОИВ субъекта возглавляет систему органов исполнительной власти в субъекте, создает по своему усмотрению иные органы исполнительной власти в субъекте, а также имеет право путем издания обязательных для исполнения правовых актов обеспечивать исполнение требований федерального законодательства – значит, ВИОВ имеет полномочия по изданию актов в любой сфере деятельности на основании общих полномочий, определенных в 184-ФЗ и актах субъекта, за исключением тех из них (сфер деятельности), принятие властных решений в которых отнесено к компетенции иных органов исполнительной власти субъекта (актами субъекта или федеральными актами).

Поскольку компетенция нижестоящих органов ИВ субъекта определяется властным решением (положением об органе) органа вышестоящего (например, Правительства СПб), то и вышестоящий орган вправе определить те полномочия, которые нижестоящий орган будет реализовывать, в том числе путем издания соответствующих актов. Но если соответствующее полномочие по изданию актов в определенной сфере деятельности, закрепленное в предмете ведения субъекта РФ и относящееся к ведению органов исполнительной власти, не будет передано органом общей компетенции нижестоящему отраслевому органу путем издания положения о нижестоящем органе, то мы можем сделать вывод, что на основании общей компетенции Правительства СПб (определенной в №184-ФЗ и отраженной в Уставе СПб), отсутствия предписаний вышестоящих актов о закреплении полномочий за специально созданными отраслевыми органами (как на специальном уровне по условиям задачи, так и на общем по положениям №184-ФЗ), Правительство имеет полномочия по изданию актов в сфере регулирования цен (тарифов).

 

БЕЛОВ С.А. (обратить внимание!):

Ситуация следующая – дело в том, что полномочия органов по изданию нормативных актов очень часто трактуются расширительно. Если орган, как в данном случае Правительство, имеет общие полномочия по организации, координации и обеспечению деятельности всего и вся – то он, соответственно, ссылаясь на эти полномочия, начинает издавать нормативные акты. Плюс еще разрез федеративных отношений – Федерация передает субъекту правотворческие полномочия по определенному кругу вопросов. Вопрос более даже конституционного права. Если вопрос отдан на регулирование субъекта в целом, то по общему правилу это нормотворческое полномочие принадлежит законодательному органу субъекта. Пока законодательный орган нормотворческое полномочие в переданном Федерацией вопросе не передает на уровень исполнительной власти, в силу принципа разделения властей нормативные акты априори может издавать законодательный орган. Издавать же орган исполнительной власти даже общей компетенции в принципе не должен нормативных актов – только в случаях, когда это ему делегируется законодательным органом. Общие полномочия должны трактоваться прямо, не расширительно – и ни в коем случае, если это прямо не определено, не выводить из общих полномочий даже высших органов исполнительной власти полномочия по нормотворчеству. Это исключительное полномочие законодательной власти, которое может быть делегировано (путем допущения конкретизации закона, путем передачи фактически полной полномочий по конкретному регулированию).

А применительно к федеральной системе власти – не может орган федеральной власти (Президент, Правительство РФ, Федеральное Собрание) делегировать полномочия законодательного органа власти – исполнительному органу субъекта. Федеральная власть может передать полномочия на уровень субъектов, но не может определять, кто будет принимать окончательное решение в вопросах, включающих в себя нормотворчество. Федеральная власть может определить передачу субъектам на осуществления их государственными органами различных полномочий, но не может определить, какой конкретно орган будет эти полномочия осуществлять. Это уже зависит от отношений между органами.Делегирование непосредственно органам исполнительной власти субъекта полномочий по нормотворчеству возможно только в единой системе исполнительной власти в РФ – т.е. в случаях, когда федеральный законодатель передал нормотворческие полномочия Правительству РФ, которое по соглашению передает эти полномочия на уровень субъекта РФ.

 

 

ЗАДАЧА 8

Понятие: это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, изданное с соблюдение установленной процедуры.

Особенности

– издается органом исполнительной власти

– решение уполномоченного должностного лица

– форма реализации публично-правовой компетенции государственного органа

– носит властный характер, т.е. не требует согласия адресата

– оказывает непосредственное внешнее воздействие. Сам факт издания порождает определенные правовые последствия; чаще всего это возложение обязанности по совершению определённых действий. Есть властные акты с публично-правовым характером, полномочием, НО последствия имеют имущественный характер (предоставление земельного участка в собственность), то есть имеется некий гражданско-правовой характер – адресат уполномочивается, но и некие обязанности так же приобретает (по регистрации права собственности).

Возникновение последствий не увязывается ни с какими другими фактами, кроме как с изданием самого акта – непосредственное внешнее воздействие акта

 

– подзаконный характер

– индивидуальные акты должны соответствовать нормативным актам.

 

 

Особенности административно-правового акта:

8. Издается только уполномоченным субъектом публичного управления в пределах его компетенции.

9. Является юридически властнымволеизъявлением субъекта публичного управления, в котором выражается властная природа государственно-управленческой деятельности.

10. Представляет собой одностороннее волеизъявление субъекта публичного управления.

11. Содержит в себе юридически властное предписание субъекта публичного управления, обязательное для исполнения.

12. Определяет правила (границы) должного поведения в сфере государственного управления.

13. Является подзаконным, т.е. может быть издан уполномоченным субъектом публичного управления в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

14. Имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения). Как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно; издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы и утверждения.


Общее деление актов на нормативные и индивидуальные не выдерживает практической критики. По теории – любой акт классифицируется как нормативный, либо как ненормативный, но индивидуальный. Т.е. есть только 2 категории акта. В определенных ситуациях властное предписание с одной стороны не содержит нормы права (в нем нет общего правила поведения, сформулированного абстрактно), но в нем не обнаруживается индивидуально-определенного предписания. Например, введение в конкретной местности карантина. Все привязано к местности, власти и компетенции – нет основания говорить о нормативности, но и нет конкретных лиц в акте, на кого карантин распространяется. Некая группа административных актов попадает между индивидуальными и нормативными, но отечественная теория права такой классификации не осуществила.

 

 

МОЕ РЕШЕНИЕ:

Административный акт - это основанное на законе одностороннее юридически властное

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...