Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Статья 15. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей

 

3. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 октября 2008 г. N 670-О-О

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ИВАЩЕНКО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

 

2. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

3. Сама по себе государственная регистрация транспортных средств, предусмотренная пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в качестве обязательного условия для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

 

 

Правовая природа государственной регистрации:

государственный учет (не влечет юридических последствий, хотя может выступать административно-правовой обязанностью – учет налогоплательщиков, дактилоскопическая регистрация, географических наименований и т.п.)

юридическая легализация (закон связывает правовые последствия в виде государственного признания права – напр., право собственности – статьи 131, 299 и 658 ГК РФ )

Как мера, связанная с ограничением прав и установлением дополнительных обременений для граждан регистрация может устанавливаться только законом и только в целях:

обеспечения безопасности, защиты прав и охраняемых законом интересов,

укрепления стабильности гражданского оборота путем обеспечения надлежащего выполнения гражданских обязательств и

в фискальных целях, т.е. для учета объектов налогообложения

 

 

БЕЛОВ С.А.:

Юридическое значение – вопрос о последствиях, которые связаны с регистрацией или отсутствием таковой.

Но с 3 апреля 2011 года не надо сниматься с регистрации. Но все равно регистрации по регистрации по месту жительства. Просто регистрация транспортного средства по прежнему месту жительства отменяется автоматически.

Насчет того, что регистрация транспортного средства не влияет на право – довольно спорно. Скорее это условие реализации права, но не его основание.

Что касается регистрации транспортных средств, то правомерность владения транспортным средством проверяется в т.ч. в ходе регистрации. На практике это влечет иногда очень неприятные последствия для владельцев транспортных средств. В этом случае, если купили авто с изм.номером двигателя, то ранее органы ГИБДД имели право отказать в регистрации. Говорили – не можем установить действительного собственника, у нас нет никаких претензий к заявителю, но у вас нет прав пользоваться этим автомобилем, а потому не разрешим этого. В этом отношении осуществлялся в части контроль правомерности. Но в целом регистрация транспортного средства не имеет отношения к праву собственности на него – она не подтверждает право собственности, никак его не удостоверяет. Никаких последствий формы подтверждения права собственности такая регистрация не имеет. Она связана исключительно с контролем, который в конечном счете должен обеспечить безопасность дорожного движения (а именно – уменьшение времени для идентификации нарушителя). Это тем более актуально, когда есть камеры фиксации нарушения и нарушителя по номеру. Далее, благодаря информации о регистрации, по месту жительства владельца транспортного средства направляется уведомление. Здесь как раз понятно и логично с т.з. целей безопасности дорожного движения, почему регистрация должна происходить по месту жительства. Также можно обосновать в части и фискальную цель – ведь транспортный налог является региональным (гл.28 НК). Но в целом регистрация создана для того, чтобы быстрее и точнее искать владельца. Вроде есть эта информация у другого органа – производящего регистрацию по месту жительства. Но смысл этой регистрации иной – это презумпция проживания в указанном при регистрации месте. Эта презумпция связана с многими правовыми последствиями (как в приведенном выше примере – при фиксации на камеру нарушения, квитанция будет высылаться по месту жительства, указанному в связи с регистрацией), но регистрация по месту жительства не имеет правоустанавливающих или правопризнающих последствий (Постановление КС РФ от 04.04.06 №9-П). Ее цель – именно создание презумпции, которая имеет правовые последствия не столько для частных лиц, сколько даже для государства в лице его органов (например, действия по месту жительства, если не известно иное, проводятся по месту регистрации). Регистрация не является единственным возможным подтверждением места жительства, хотя является основным (даже презюмирующим). А за отсутствие регистрации предусмотрена адм.ответственность.

Именно в этом отношении 2 регистрации преследуют разные цели, осуществляются по-разному, преследуют разные цели.

Здесь важно отличать от понятия учета. Учет вообще не имеет за собой правовых последствий. Ни для кого. С регистрацией всегда связываются определенные правовые последствия. Регистрация фиксирует для официального признания правовых последствий те фактические обстоятельства, с которыми связывается наступление последствий. Без регистрации фактические обстоятельства могут существовать – но им не будет придано юридического значения до тех пор, пока не будет произведена их регистрация.

Регистрация может иметь разные правовые последствия, но она их все равно всегда имеет. И в этом ее отличие от учета как фиксации фактических обстоятельств без цели наступления в связи с этим правовых последствий. Как с налогоплательщиками – стоит на учете, не стоит на учете, но факт того, что он является налогоплательщиком является основанием для возникновения обязанности платить налоги и сборы.

Вот применительно к транспортным средствам любопытно – и водные, и воздушные суда являются недвижимым имуществом в силу положений ГК. Но вот цели регистрации одних – подтверждение права (водные суда), а других – подтверждение безопасности в целях эксплуатации (воздушные суда регистрируются как транспортные средства).

 

 

ЗАДАЧА 11

В общем то, гос.регистрация не имеет самостоятельного правового значения и сама по себе не может быть предметом оспаривания. Нельзя оспаривать констатацию права – можно оспорить лишь само право, либо его основание. Чаще всего обжалование гос.регистрации сводится к тому, что этот орган недостаточно качественно оценил условия возникновения права. На эти условия не могут считаться существенными. В любом случае, гос.регистрация – это признание со стороны органов ИВ, но это не есть безусловное подтверждение существования права в том виде, в каком оно зарегистрировано.

Норма закона О регистрации недв.имущества прямо устанавливает, что оспаривать зарегистрированное права надо только в суде. Суд может произвести оценку того, что было констатировано гос.органом, и суд может признать, что право отсутствует или не переходило, либо по иным основаниям не может быть зарегистрировано.

В регистрационном отношении есть лицо, пришедшее и требующее провести регистрацию, и орган, регистрирующий право лица. 3-е лицо, которое оспаривает регистрацию, участником отношений по регистрации, в отличие от первых двух, не является, следовательно, и оспорить не может.

 

1. Результатом государственной регистрации всегда выступает юридическая презумпция существования того факта или права, которые зарегистрированы.Опровержение этой презумпции возможно (например, оспаривание зарегистрированного права собственности), но только в судебном порядке. В отсутствие судебного решения все государственные органы, включая сами органы государственной регистрации, будут исходить из действительности зарегистрированных данных. В результате орган государственной регистрации не может самостоятельно пересмотреть данные регистрации и не регистрирует права, входящие в конфликт с уже зарегистрированными ранее.

 

Сергеева И.В. О некоторых проблемах, связанных с оспариванием государственной регистрации права

 

Велик соблазн все отдать на откуп Единому государственному реестру прав: если имеется запись в реестре, значит, существует и право. Такое отношение к государственной регистрации зачастую порождало для недобросовестных участников гражданского оборота возможность злоупотреблений, когда, для того чтобы «увести» имущество подальше от законного собственника, достаточно было формального наличия государственной регистрации права лица, у которого это имущество оказалось. Тогда последующий приобретатель почти автоматически считался добросовестным, что практически исключало для собственника всякую возможность возвратить свое имущество.

Представляется, что зависимость должна быть иная: первично право, а государственная регистрация посредством внесения записей в реестр лишь закрепляет его, благодаря государственной регистрации право одного лица «укрепляется», оказывается защищенным перед неопределенным кругом лиц. Государственная регистрация — это способ некой материализации права на недвижимость, визуализации его для всех других лиц. Таким образом, государственная регистрация должна быть неразрывно связана с самим правом и «служить» ему, не может существовать отдельно от права, выполняя роль лишь «оболочки», благодаря которой данное право становится «видимым» для неопределенного круга субъектов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...