Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

 

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

 

Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения

 

1. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

3. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.

4. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

5. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

1) действия должностных лиц, указанных в части 3 статьи 28.1.1 настоящего Кодекса, в том порядке, в каком они производились;

2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;

3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;

4) другие существенные для данного дела обстоятельства.

6. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

7. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

9. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

 

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

 

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

 

 

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2005 г. N 5

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ

У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

 

 

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 

1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

 

п.7 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2

Не допускается обжалование решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования.

Если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при его осуществлении, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены в суде

 

 

БЕЛОВ С.А.:

Схему ДТП обязательно должны составлять одновременно с протоколом.

Есть <Письмо> МВД РФ от 18.06.2003 N 13/ц-72 (ред. от 01.10.2007) "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения"), в которых указано, какие данные о правонарушении из гл.12 КоАП являются существенными при составлении протокола. Плюс общий перечень существенных/несущественных недостатков протокола дает ВС в Постановлении Пленума №5 (абз.2,3 п.5).

По сути налицо как недостатки несуществленные, так и существенные, связанные с нарушением процедуры составления протокола.

Несущественные – изменение улиц (т.е. места совершения правонарушения), неуказание на режим работы светофора, отсутствие указания на состояние дороги. Эти обстоятельства невозможно однозначно отнести к существенным, т.к. следуя позиции ВС мы не можем констатировать, что эти данные не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Белов – относительно недостатков есть вопросы. Вопрос этот недостаточно определен. По сути так – в КоАП есть некоторые ситуации, когда теоретически определенные обстоятельства должны учитываться, но на практике не учитываются.

Ст.26.2 – доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы. Можно понимать двояко – как в связи с нарушением требований к оформлению, так и с т.з., что они добыты законным путем. Протокол рассматривается в качестве доказательства. Довольно часто на практике есть ситуации, когда протокол является единственным доказательством. САБ сказал бы, что в отношении в целом деления недостатков на существенные/несущественные – можно такое деление проводить и с практической т.з. рассуждать. Но далее вопрос – а по какому критерию делить нарушения, допущенные при составлении протокола, на существенные и несущественные. Какие нарушения препятствуют дальнейшему рассмотрению дела – 1) В котором описываются обстоятельства нарушения, т.е. влияют на оценку содеянного, 2) Которые могут (или уже повлекли) потенциально повлечь нарушение прав привлекаемого лица или иных лиц. Неправильно указанное место ДТП – это существенное нарушение? Если учесть, что в схеме перекрестка указываются все схемы разметки, светофоры и т.п., но название улицы не указано? Надо оценивать в каждом конкретном деле (вдруг указанная улица имеет особенности, которые могут повлиять на оценку содеянного, но не могут быть отражены в схеме). Потенциальная угроза указания неправильной улицы – может повлечь изменение подведомственности неправильное указание. Если повлекло – существенное, а если реально не привело – то несущественное. Говоря короче, ни одно из обстоятельств, указанных в ст.28.2 нельзя однозначно трактовать как существенное или несущественное (ну кроме личности нарушителя) – т.к. в каждом деле могут возникать вопросы о критериях существенности/несущественности (нарушило или могло ли нарушить это права, могло ли повлиять на оценку содеянного).

Протокол в целом обжаловать нельзя, как и схему ДТП - п.7 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2.

Тут есть соблазны, причем как САБ знает практику, есть случаи, когда на основании таких нарушений удается отменить постановление или добиться постановления об освобождении от ответственности. Но, тем не менее, в случае, если не захотят, то спорить с этим трудно. Надо смотреть, как это влияет на результат рассмотрения дела с учетом принципа всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств дела. Если, например, светофор сломался – это уже существенно. Гололедица – это несущественное обстоятельство. Оно должно быть зафиксировано в материалах. НО – 1) есть правило в ПДД – водитель должен избирать скорость и траекторию движения в соответствии с обстановкой (норма, по сути, подразумевающая, что водитель виноват всегда – раз была гололедица, значит, надо было ехать медленно – а раз столкнулся, то и не рассчитал сам); 2) эта информация может быть восполнена, и лицо, привлекаемое к ответственности, может воспользоваться различными средствами защиты против неправильной информации – свидетели, показания технических средств.

. Если говорить о правовой стороне – протокол это доказательство (возьмем как практическую данность), а значит должен соответствовать принципам соответствия доказательств законам. В рамках КоАП протокол однозначно называется доказательством – потому, если протокол способен выполнять свои функции доказательства, значит его используют как таковое.

 

 

ЗАДАЧА 2

Важная вещь – первоначальная квалификация дела. Применительно к протоколам об адм.правонарушениям довольно существенно, какую первоначальную квалификацию дает лицо, составляющее протокол – переквалификация возможна без ухудшения условий привлекаемого лица.

Принцип один протокол – проверяющие органы составляли один протокол и в отношении Дл и в отношение работника. Суды находили несколько причин неприемлимости такого протокола – условия противоправности разные (1). ДЛ несет ответственность только в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнении должностных или служебных обязанностей – выяснению подлежал круг обязанностей именно и только ДЛ. Кроме того, когда составляется протокол, могут быть ситуации, когда одно и то же деяние попадает под разные статьи в зависимости от субъекта. Часто бывает в налоговом праве. Немаловажный вопрос – какие органы и лица могут составлять протокол, а также рассматривать дела. В отношении должностных лиц решения выносятся – ДЛ органов ИВ, либо судами ОЮ, а в отношении организаций – АС. Теоретический аргумент – каждое производство в отношении каждого лица должно вестись отдельно, в отношении каждого лица производство ведется отдельно – должны быть все элементы в отношении конкретного лица – протокол и постановление в отношении конкретного лица.

Если один протокол в отношении нескольких правонарушений одного лица – могут быть варианты. С идеальной совокупностью проблем в принципе нет. Если совокупность реальная – могут появиться объективные препятствия к рассмотрению дела, т.к. в одном протоколе должны даваться описания объективных сторон разных правонарушений, а не только номера статей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...