Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные методы в психологии развития и возрастной психологии.

Эксперимент формирующий — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Синонимы Формирующего эксперимента — преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимеметода заключается в разработкнт, метод активного формирования психики.

Генетический метод Выготского - Сущность е искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения:

1) специфически человеческие психические процессы - это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства - знаки (в т. ч. символы, язык, меры, сенсорные эталоны и т. п.);

2) всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах - социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.

Близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.

Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1982). К. относится к числу биографических методов; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Проводится в форме интервью, которое состоит из шести основных процедур: биографическая разминка, формирование списка значимых событий, их датировка, причинный анализ межсобытийных отношений, целевой анализ, обозначение сфер принадлежности событий. Используются также дополнительные процедуры: оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, значимость "для себя" и "для других людей", локализация личного временнóго центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий. К. позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

7.Теория рекапитуляции Ст.Холла. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Исследуя психическое развитие детей, американский психолог Ст.Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон. Биогенетический закон - обобщение в области взаимоотношений филогенеза и онтогенеза организмов, установленное Ф.Мюллером (1864) и сформулированное Э.Геккелем (1866), - гласит: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида. Например, эмбрион человека в начале своего развития имеет жабры - это повторение стадии рыб, затем осуществляется своеобразный «выход» живых существ на землю. Далее, в развитии, намечается сходство эмбриона с пресмыкающимися, затем - с обезьянами и т. п. Геккель предложил метод тройного параллелизма для филогенетических исследований - сопоставление данных палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии. Согласно Геккелю, в онтогенезе повторяются целые филогенетические стадии. Более поздние исследования онтогенеза организмов множества видов показали, что признаки, нарушающие это соотношение, многочисленны, и рекапитуляция целых филогенетических стадий невозможна.
Однако, прежде чем сформировалась научная критика этого подхода, биогенетический закон был перенесен на развитие ребенка. Ст.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человекодин спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и, теперь уже, бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Формирование психики детей трактовалось, как фатальный переход одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен.
Положения Ст. Холла о принципах развития психики ребенка вызвали критику многих психологов. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. «Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта», - остроумно заметил другой ученый - П.П.Блонский. Однако под влиянием работ Ст. Холла изучение детской психологии приняло необычайно широкие масштабы и увлекло многих.
Ст.Холл является основоположником педологии, сторонником экспериментальной педагогики. Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно быстро пересмотрены, сама наука педология очень скоро приобрела широкую популярность и просуществовала до середины 20 в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. С целью исследования детской психики Холл широко распространял вопросники, отвечая на которые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям. «В Америке любят все делать широко!» - писал швейцарский психолог Клапаред. Учителя не успевали отвечать на опросные листы, рассылаемые педагогическими журналами, и за это их порицали, считая отсталыми. «Но наука не создается так быстро, как строятся города даже в Америке, и ошибки этой лихорадочной и искусственной деятельности скоро дали себя знать», - сразу же констатировал Клапаред.
По мнению Ст.Холла:
- психика человека не имеет качественного своеобразия;
- развитие раз и навсегда зафиксировано, предопределено;
- роль воспитания и обучения в психическом развитии несущественна.
Критика теории:
С.Л.Рубинштейн выделил существенные различия между социогенезом и онтогенезом:
а) различие в морфо-физиологических условиях;
б) роль труда;
в) различная роль речи;
г) роль предшествующего поколения.
С.Л.Рубинштейн показал, что у ребенка принципиально другие отношения с окружающей действительностью, чем у взрослого.
Несмотря на наивность и ограниченность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. И если бы ее не было, еще долгое время не было бы и других теоретических концепций. Ст.Холл впервые осуществил попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена. Достоинствами исследований Холла можно считать и большой фактический материал, который был им собран, и введение в детскую психологию новых методов исследования, а именно: анализ детских рисунков, игр и снов; метод опросников. Теория рекапитуляции недолго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников - А.Гезелла и Л.Термена.

8.Теория трех ступеней Бюллера. Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И.П.Павлова, Э.Торндайка, В.Келлера австрийский психолог К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К.Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия “с конца на начало”. По его мнению, первый этап - инстинкты - характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения действия. Появилось понятие: “функциональное удовольствие”. Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия “с конца на начало”, по К.Бюлеру, - основная движущая сила развития поведения. К.Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя эксперименты с участием детей, подобные тем, что В.Келлер проводил с шимпанзе, К.Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекообразных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Применение зоопсихологического эксперимента при изучении ребенка было важным шагом к созданию детской психологии как науки.
К.Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. В его работах можно найти даже критику биогенетической концепции. Однако его взгляды - еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. Как подчеркивал Л.С.Выготский, К.Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития человека. К.Бюлер разделял со всей современной ему возрастной психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый биологический процесс.
Намного позднее критический анализ концепции К.Бюлера был сделан К.Лоренцем. Он указал, что представление К.Бюлера о надстройке в процессе филогенеза высших ступеней над низшими противоречит истине. По мнению К.Лоренца, это три независимые друг от друга линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Развивая мысли К.Лоренца, Д.Б.Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией
дрессуры нет непроходимой грани. Навык - это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения: сначала интеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка. В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Нельзя назвать ребенка инстинктивным животным - ребенка надо учить всему!
К.Бюлер глубже, чем Ст.Холл, стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир. И хотя теория К.Бюлера сегодня уже не имеет сторонников, ее значение в том, что она, как справедливо подчеркивал Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития человека

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...