Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание деловой игры «Правовая культура»

 

Цель: развивать интерес к нравственно-правовым вопросам;

способствовать формированию правовой культуры личности;

воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости;

развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать и отстаивать собственную позицию;

развивать творческую активность детей, навыки коллективной деятельности.

Мотивация:

Закон - на улице натянутый канат,

Чтоб останавливать прохожих средь дороги,

Иль их сворачивать назад,

Или им путать ноги.

Но что ж? напрасный труд! Никто назад нейдет!

Никто и подождать не хочет!

Кто ростом мал – тот вниз проскочит, а кто велик – перешагнет!

(В.А. Жуковский)

Во все времена общество стремилось создать такие образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права, интересам других людей и всего человечества. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, как сделать, чтобы люди сознательно осуществляли свои права и выполняли обязанности.

Я приглашаю вас, ребята, принять участие в деловой игре «Правовая культура личности», чтобы ответить на вопросы:

- Что такое правосознание и правовая культура?

- Кого следует считать человеком, обладающим правовой культурой?

- Что может повлиять на поведение разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных поступков?

Ход игры:

Образование команд (по времени года, в котором родились участники).

Команды придумывают название в соответствии с правовой тематикой.

Блиц-опрос

1) Этот герой жил в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент – скрипка. Его любимая опера «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс)

2) В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная Шапочка).

3) Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд).

4) Любимая фраза Шерлока Холмса. (Это же элементарно, Ватсон).

5) Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока).

6) В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница)

7) Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

8) В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. (Сказка о попе и работнике его Балде)

9) Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают ее. (Царевна-лягушка)

10) Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». (Черт побери)

11) Этого сказочного героя приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного (Буратино)

12) У лесных зайцев нет клыков, а чего нет у городских «зайцев»? (Билета)

13) назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (Волк и семеро козлят)

14) Национальность этого литературного героя – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро)

15) В это сказке речь идет о неком спортсмене, который без соответствующей физической подготовки отправился на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финиш. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. (Колобок)

4. Конкурс «Преступления из истории» (на обдумывание каждой команде дается 1 мин.)

Прочитайте отрывки из древнегреческих мифов о подвигах Геракла и выполните задания:

Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор царя Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор.

Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

- Назовите преступления, которые совершил Геракл.

- К каким видам права они относятся? (Уголовное, административное, гражданское, международное)

Ответ: 1) Геракл нарушил экологию двух рек. Это относится к административному праву.

2) Убийство редкого вида птиц, относится к административному праву.

5. Права и обязанности

Командам предлагается в ходе обсуждения (в течение 3 минут) сформулировать и записать:

Права ребенка, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка

Права и обязанности человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ.

Обязанности гражданина РФ.

6. Правовые ситуации.

Командам предлагается в течение 5 минут нарисовать рисунки, в которых отражены:

I. Статья Конституции о правах человека – Каждый имеет право на участие в управлении делами государства

II. Статья Конвенции о правах ребенка – Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

III. Обязанность гражданина РФ – Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации

Затем команды обмениваются рисунками и называют о каком праве/ обязанности идет речь.

7. Обстоятельства.

- Что такое правонарушение?

- Чем преступление отличается проступка?

Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в) освобождает от ответственности (снимает ответственность); г) никак не учитывается.

Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.

Совершение преступления в группе

Явка с повинной

Несовершеннолетие виновного

Необходимая оборона

Свершение преступления в состоянии алкогольного опьянения

Наличие заболевания у обвиняемого.

8. Всякая всячина.

I команда -

- Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на … (свободу передвижения).

- Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).

- Каков брачный возраст мужчины и женщины в России? (18 лет)

- Что такое Конституция? (Основной Закон государства)

- Приведите пример правонарушения, за который полагается уголовная ответственность.

- Сколько страниц в паспорте? (19)

- С какого возраста начинается административная ответственность? (С 16 лет)

II команда –

- Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность).

- Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу царя Берендея, нарушил его право на … (владение имуществом).

- Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?

- До какого возраста человек является по закону ребенком? (До 18 лет)

- Приведите пример административного правонарушения.

- Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина РФ)

- С какого возраста начинается уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления с 14 лет)

III команда-

- Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).

- В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь).

- Какой нормативный документ регулирует права и обязанности супругов, родителей и детей? (Семейный кодекс РФ)

- С какого возраста подростку разрешается устраиваться на работу?

- Кто подлежит призыву на военную службу? (Мужчины с 18 до 27 лет)

- На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На 2-й)

- Приведите пример административного правонарушения.

9. Слишком дорогое удовольствие

Рассказ ведущего.

- Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение его законов? Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак, представьте себе следующую ситуацию. Завтра – контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться. Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной он позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. А ведь такой выезд обходится государству в 23 тыс. рублей. Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались жизнь и здоровье детей? И вот служебная собака в течение 2-3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые готовы грудью защитить детей. И, наверное, видя все это, Вася и сам уже сожалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но нет, преступление совершено и за него придется отвечать.

Статья 207 УК РФ гласит: «Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ли иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий, - наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет».

Конечно, платить за Васину глупость придется его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную шалость.

А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе по телефону 02 принимается в среднем до 200 заведомо ложных сообщений. Из них от 60 до 80 – сообщения о «заминированном» учебном заведении. Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. Государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости. Давайте рассчитаем, сколько тратит какой-нибудь город каждый год на проверку 200 подобных звонков (23 000x 200 = 4 600 000 руб. = 5 млн. руб.)

Не слишком ли дорогое удовольствие?

По данным МВД РФ в России ежегодно регистрируется около 2, 75 млн. преступлений. Каждую минуту совершается 5 преступлений, соответственно, в час – 314. Из них 115 краж, 24 связано с наркоторговлей, 21 грабеж, 17 хулиганских действий, 7 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 6 разбоев, 4 убийства или покушения на убийство, 2 нарушения ПДД, 1 изнасилование.

- Почему так происходит? В чем корень страшного зла? (Дети формулируют причины совершения преступлений)

10. «Мозговой штурм» (5мин.)

Как снизить уровень преступности?

11. «Один в поле воин» (3 мин.)

Выступающий ученик должен убедить окружающих принять его точку зрения по вопросу «Как снизить уровень преступности в обществе?

12. Заключительная часть игры.

Подведение итогов игры.

Заключительное слово ведущего.

- Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кается, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят анархия и хаос.

Мы с вами подсчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГИБДД, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников, тюрем, лагерей и так далее. А ведь все эти деньги могли бы быть истрачены на развитие культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, стадионов, бассейнов и т.д.

Получается, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, чем выше уровень правовой культуры его граждан, тем меньше в этом обществе социальных причин для возникновения преступности.

Учащиеся формулируют определение понятия «правовая культура» и записывают его на листах с понятием.

Правовая культура личности – прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Она включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, уважение к правам других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Она предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как справедливость, честность, чувство собственного достоинства.

Человеком, обладающим правовой культурой, можно считать не всякого человека, знающего и понимающего нормы права. Таковым является только тот, у кого знания правовых норм сочетаются с потребностью их соблюдения, кто следует им в своей деятельности.

Современная правовая культура общества – когда высшей ценностью признаются права и свободы человека, которые соблюдаются и защищаются государством.

13. Рефлексия.

“Рефлексивный круг”. Дети рассказывают стоя в кругу, что узнали, чему научились на занятии, оценивают себя.

 

 

2.3. Методические рекомендации по проведению деловой игры среди подростков старшего подросткового возраста

 

Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели [19, с. 105]. Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд. Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс.

Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся.

Можно выделить следующие основные этапы разработки игры:

1.постановка проблемы;

2.выбор темы;

3.анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д;

4.разработка сценария, состоящего из игровых событий;

5.создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;

6.разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки;

7.формулировка правил игры;

8.предварительная отладка игры [33, с. 93].

Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения.

Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:

1.«Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.

2.Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.

3.Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.

4.Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.

5.Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.

6.Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания [21, с. 173]. Оценка работы игроков и команд.

Оценка задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения ведущего.

Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты:

1.Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную);

2.степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия);

3.степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач) [16, с. 117].

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид. Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления. После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой. Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней.

По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков. После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса. Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. дать краткий анализ поставленной проблемы;

2. обосновать выработанные предложения;

3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности. На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы. Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры.

Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет [27, с. 218].

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений. Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется " Среда", а не деятельность. Деловая игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды" [23, с. 183].

Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.

Таким образом, игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические аспекты по развитию социальных и ключевых компетентностей. Попытались спроецировать разработанную нами технологию их развития, в школьное пространство. Выдвинутая гипотеза о том, что деловая экономическая игра, является эффективным средством для развития социальных и ключевых компетентностей, подтвердилась проведенными нами исследованиями, так же она выполняет функцию профессионального самоопределения и является мощным средством по сплочению отношений школьников. Из проведенных нами исследований и практик, становиться ясным, что школьное пространство не обладает возможностью разрешения проблематики, связанной с социальной деятельностью подростка. Именно по этому, на наш взгляд, подобные обучающие технологии, такие как деловая экономическая игра, являются необходимым средством для того, чтобы обеспечить высокий уровень развития учащихся в социальных вопросах.

В перспективе смежных исследований, хотелось бы видеть более развернутый сценарий игры, который охватывал бы школьников разных возрастных категорий.

 

Список литературы:

 

1. Божович Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2011. – 212 с.

2. Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией Фельдштейна Д.И.) — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 2010. – 352 с.

3.Буторина, Н.Е. Особенности девиантного поведения как клинического проявления пубертатного криза / Н.Е Буторина, Е.Д.Дедков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.: 2011. - 153 с.

4. Бурлачук Л.Д., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. (Серия «Мастера психологии»). — СПб.: Питер Ком, 2009. – 528 с.

5. Венгер Л.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопр. психол. 2011., №3, с. 20-30.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т., т.4. — М., Педагогика, 2014. – 432 с.

7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. — Спб.: Союз, 2010. – 224 с.

8. Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование, 2009, №1, с. 66 – 75.

9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол., 2014, №3, с. 43-52.

10. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. — М., Педагогика, 2011. – 328 с.

11. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,2009. – 254 с.

12. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально - психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондрашенко. -Минск, 2013. - 206 с.

13. Лозовой, В. В. Профилактика наркомании: школа, семья : учеб. пособие. - Екатеринбург, 2010. - 168 с.

14. Лукина А. К. Школа социальной деятельности подростка. Социально-педагогическое проектирование пространства школьной жизни, обеспечивающего эффективное развитие подростка. // Красноярск, 2013 – 60с.

15. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования. М. 2012. – 528 с.

16. Макеева, А. Г. Все цвета кроме чёрног: кн. для родителей. / А. Г. Макеева. - М. : Просвещение, 2012. - 47 с.

17. Методика и технологии работы соц. педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Галагузовой. - Екатеринбург, 2014. - 256с.

18. Обухова Л.Ф. Детская (Возрастная) психология. — М.: «Роспедагентство», 2011. – 374 с.

19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.

20. Подласый, И. П. Курс лекций по педагогике : учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений / И. П. Подласый. -М. : Владос, 2012. - 84 с.

21. Подросток на перекрестке эпох / под ред. Кривцовой С.В. - М.: Генезис, 2013. - 156с.

22. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 2009, №1, с. 21 — 31.

23. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 2010. – 256 с.

24. Пятницкая, И. П. Психология детей/ И. П. Пятницкая - М.: Медицина, 2012. - 185с.

25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер. 2010. – 624 с.

26. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2012. – 396 с.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – в 2-х томах. – М.: Педагогика, 2011, т. 2. – 328 с.

28. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Педагогика, 2010 - 416 с.

29.Социальная психология / под ред. А.И. Сухова, А.А. Дергача. - М. : Академия, 2011. - 600 с.

30.. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.,2013. – 512 с.

31. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологический труды. – М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 2010. – 512 с.

32. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Педагогика, 2010. – 169 с.

33. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: «Педагогика-Пресс»,2013. – 144 с.

34. Фрейд З. Я и Оно: сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2011. – 1040 с.

35. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 2012. – 288 с.

36. Шептенко П.А. Методика и технология работы соц. педагога: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2011. - 208 с.

37. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: Культура. 2013. – 800 с.

38. Щедровицкий П.Г. Узловые проблемы современного общества и требования к старшей школе. // Старшая школа как взрослая жизнь: программирование содержания образования. Материалы семинара, Красноярск, 2010. – 281 с.

39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 2011. – 344 с.

40. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 2010. – 590 с.

41. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 2009. – 304 с

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...