Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дипломатия Киевской Руси в период становления Московского государства

Функции дипломатии

представительство

дипломатическое общение и переписка

проведение переговоров

снискание расположения

добыча информации

разработка рекомендаций

Цели и задачи

Защита интересов своего государства

Сотрудничество в международных организациях

Защита прав соотечественников за рубежом

Происхождение дипломатии. Вопросы истории дипломатии в Европе

 

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

 

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

 

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

Макиавеллизм в дипломатии

 

Один из видных политических деятелей и дипломатов феодальной Италии — Макиавелли (1469—1527 гг.) известен как искуснейший дипломат своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными чертами, свойственными дипломатии феодального строя.

В своем трактате «Государь» Макиавелли сформулировал теорию дипломатического искусства, он писал: «Следует иметь в виду, что есть два рода борьбы: один — посредством законов, другой — силы. Первый свойствен людям, второй — зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму». Макиавелли считал, что государственный интерес есть высшее начало в дипломатии и для достижения государственного интереса можно пользоваться любыми средствами. Недаром К. Маркс, говоря о Макиавелли, указывал, что, «начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и других мыслителей., не говоря уже о более ранних, сила изображалась как основа права, тем самым теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали, и по сути дела был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики».

Макиавеллизм — это непостоянство, коварство, которые характерны для самой худшей дипломатии, это политика, не останавливающаяся ни перед какими средствами для достижения успеха. Тем не менее, имя Макиавелли связано с известным этапом истории дипломатии

Небезынтересно отметить, что принципов Макиавелли придерживались политики и дипломаты на протяжении многих веков, даже те правители и дипломаты, которые на словах выступали против них. Так, прусский король Фридрих II (1740-1786 года) начал свою политическую карьеру с опровержения морали великого флорентийца, опубликовав даже книгу «Антимакиавелли», справедливо утверждая, что последний «внес порчу в политику и поставил себе целью разрушить правила здоровой морали». Но, вступив на престол, Фридрих II стал верным последователем Макиавелли. Сам он сформулировал главный принцип дипломатии монарха так: «Раз должно произойти надувательство, то уж лучше надувать будем мы».

Дипломатия Киевской Руси в период становления Московского государства

 

Образование центрального внешнеполитического аппарата в России. Посольский приказ

 

Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, т.е. с IX-XIII вв., и оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Европы от Карпат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтийского моря.

В конце XV в., при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.

Сначала вопросы внешней политики входили в компетенцию самого великого князя и Боярской думы. В качестве послов поначалу направлялись преимущественно иностранцы, состоявшие на московской службе, но уже при Василии III их заменили русские. В 1549 году Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени подьячего Ивана Михайловича Висковатого, впоследствии думного дьяка, все "посольское дело". Тем самым было положено начало Посольскому приказу как особому учреждению, ведавшему внешнеполитическими делами. После казни Висковатого в 1570 г. во главе Посольского приказа стояли братья Щелкаловы.

В первой половине XVII в. можно отметить И.Т.Грамотина, возглавлявшего приказ четырежды. Наиболее выдающимися руководителями приказа во второй половине XVII в. были бояре А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, князь В.В.Голицын, Е.И.Украинцев.

Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII в. Его отделы или управления, называвшиеся повытьями, именовались по фамилиям их начальников-подьячих; затем по номерам: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е. Лишь в 80-х годах XVII в., когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, распределение дел по отдельным повытьям стало приобретать региональный характер. В этот период делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах (Швеция – 1634 г., Польша – 1673 г.). До 1699 г. это были единственные постоянные русские миссии за рубежом.

Развитие российской дипломатии после Петра 1. Образование МИД России

 

В период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) внешнеполитические и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма (1783 г.), обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса воссоединения Украины и Белоруссии с Россией, защите единоверцев на Балканах, продвижении на Кавказ и Закавказье. Крупным успехом российской дипломатии стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.), завершивший русско-турецкую войну 1768-74 гг.

Все более активное воздействие России на развитие международных отношений сопровождалось укреплением внешнеполитического аппарата, установлением постоянных дипломатических отношений с большей частью европейских государств, модернизацией управления ведомством иностранных дел.

В 1718-1720 гг. Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). КИД действовала "по особому регламенту" и заведовала сношениями России с иностранными государствами. Во главе Коллегии стояли Президент и его заместитель. Она разделялась на два отделения: политический департамент (или секретную канцелярию) и "публичную экспедицию". Секретная канцелярия занималась приемом и отзывом иностранных дипломатов в России, отправкой российских дипломатов за границу, дипломатической перепиской, делопроизводством, составлением протоколов.

8/20 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. С его созданием КИД не прекратила своего существования, однако постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 г.

Первый министр иностранных дел А.Р.Воронцов сформировал временную канцелярию, которая первоначально делилась на 4 экспедиции, занимавшиеся политической перепиской. Позднее, в 1806 г., была установлена новая структура Канцелярии министра. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др.

К 1816 г. МИД обрел четкую структуру, которая сохранялась стабильной до 40-х годов XIX в. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении - министр иностранных дел в чине канцлера. Заместителями или помощниками министра назначались два статс-секретаря МИД. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815 г.). Принятые в 1815 г. дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 г.

Центральный аппарат МИД включал: Канцелярию, Департамент внутренних сношений (в ведение которого входили все политические и консульские дела, а также вопросы, касающиеся русских подданных); Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел. В состав центрального аппарата МИД наряду с тремя департаментами входили также Архивы МИД, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров и редакционные конторы официальных изданий МИД на русском и французском языках.

Лояльность в дипломатии

 

Одним из наиболее важных качеств дипломата является его лояльность. Это стало для дипломатической службы аксиомой

Лояльность — это преданность своему государству, его правительству, политической линии, которая, как правило, формулируется президентом (премьером) и министром и обычно доводится до посла через министра иностранных дел, это строгое выполнение полученных им инструкций и дисциплинированность в самом широком смысле этого слова.

Принцип лояльности является и одним из основных требований, предъявляемых дипломатии и дипломатам.

С особой остротой вопрос о значении точного информирования дипломатами своего правительства поставил еще Кальер. Он подчеркивал, что дипломат ни в коем случае не должен, скажем, сообщать своему правительству «о надеждах на успех в ходе переговоров до тех пор, пока успех не находится в его руках». Он предупреждал дипломатов об искушении говорить правительству то, что оно желало бы слышать, а не то, что ему следовало бы знать, какой бы горькой правда ни была. У. Черчилль так отзывался об одном из своих адмиралов: он прекрасный человек, но имеет один недостаток — не может быть неподатливым.

Рабочий день дипломата

Рабочий день дипломата обычно начинается с включения радио или телевизора, чтобы прослушать последние известия. Важно также прослушать по радио известия российских радиостанций. Тем более что сейчас российские газеты в ряд посольств приходят с большим опозданием (иногда через неделю-другую). Затем читается местная пресса. Если какие-то статьи или сообщения представляют особую важность, то докладывают о них своему непосредственному руководителю. После этого идет ознакомление с почтой, полученной из своей столицы, и шифротелеграммами (они расшифрованы и рассмотрены послом).

Около десяти-одиннадцати часов начинаются обычно встречи в посольстве или вне его. Значительную часть времени дипломатов занимают беседы с соотечественниками, а также изучение документов страны пребывания, полученных с утренней и дневной почтой (в том числе парламентских дебатов), с почтой, полученной посольством, составление документов для своего министерства, участие в ланчах (с 13 до 15 часов), общих приемах (18-20 часов) и обедах и ужинах (примерно 20-22 и 22-23 часа). Иногда первый завтрак начинается в 9:00 и ужин — в 21:00-21:30. Впрочем, это очень примерный распорядок дня. Практически у дипломата в загранучреждениях нет фиксированных часов работы.

Делегации из своей страны, которые надо встретить, прибывают и уезжают рано утром и поздно вечером. Некоторые пресс-конференции, заседания, переговоры затягиваются до позднего вечера. Бывают случаи, когда из посольства приходилось уезжать в 5 часов утра и возвращаться поздним вечером. В случае экстремальных ситуаций, а они случаются все чаще и чаще, дипломатам приходится работать круглые сутки.

Дипломаты-переводчики

 

Как правило, дипломаты-переводчики являются дипломатами младших рангов. Переводчик — не участник беседы, переговоров, он исполнитель, он не может поправлять лицо, ведущее переговоры, забегать вперед.

Переводчику часто приходится и записывать переговоры, беседы. Он должен уметь это делать быстро и точно. Лучше всего, если он владеет стенографией, но если нет, то ему следует овладеть скорописью.

Наконец, переводчик должен быть спокоен, уметь владеть собой, сосредоточен, не обидчив. Иногда переговорщики бывают вынуждены свалить вину за ту или другую формулировку на переводчика и ему приходится, не споря, для пользы дела промолчать.

Переводчик должен хорошо знать тему переговоров, разговора (соглашения) и все технические, экономические, юридические термины. которые могут встретиться при переводе.

Переводчик должен хорошо знать дипломатические термины, латинские выражения, касающиеся дипломатии. Он должен быть находчив. Он может встретиться с такими выражениями собеседника, которые и лучшие знатоки языка не сразу смогут перевести, в особенности когда это касается очень сложных вопросов или поговорок, новых словообразований и терминов («россиянин», «процесс пошел»). От переводчика требуется прежде всего точность, близкая к абсолютной.

Женщины-дипломаты

 

дипломатия остается одной из немногих профессий, где мужской шовинизм проявляется наиболее сильно. В классических книгах по дипломатии - Кальера, Никольсона, Камбона - не упомипается ни об одной женщине-дипломате. Женщины в дипломатии долгое время рассматривались лишь как приложение к мужу-дипломату.

Впервые в истории женщина выполняла функцию посла еще в XVII в. Но это был эпизод, за которым не последовало продолжения. В 1646 г. вдова французского маршала де Гебриани была направлена послом в Варшаву со специальной миссией для сопровождения невесты польского короля Владислава IV. Она оказалась очень энергичным послом и успешно справилась с задачей. Но сама миссия была не слишком удачна. Через два года после этого король скончался. Других случаев женщин-послов вплоть до XX в. история не сохранила.

Общее мнение: почти во всех посольствах мира редко можно встретить женшин на дипломатической работе - они заняты главным образом на работе сотрушшков-секретарей: библиотекарей, машинисток и др. Те, кто являются дипломатами, занимают, как правило, должности вторых и третьих секретарей

В настоящее время многие страны изредка назначают своими послами женщин, в том числе Россия, США, Канала, Куба, ФРГ, Марокко, Швеция, Израиль, некоторые латиноамериканские страны. Но все это, скорее, исключение, чем правило. Некоторые руководители министерств соблюдают повышенную осторожность при направлении женщин иа дипломатическую работу. Есть, правда, объективные причины, затрудняющие иногда активное участие женщин в дипломатической деятельности. Мужчине-дипломату легче входить в круг дипломатов-мужчин, которые, помимо служебных, часто ведут и свои «мужские разговоры». Мужчина-дипломат, если он женат, пишет один английский дипломат, может колебаться, принять ли ему приглашение на ленч или обед к женщине-дипломату.

В нашей стране первой женщиной-послом была А.М. Коллонтай (в старой России женщин-послов не было). В 1922-1923 гг. она была назначена советником полпредства в Норвегии, а затем в 1923 г. аккредитована в Осло в качестве посла.

Старая и новая дипломатия

 

Рубежом в развитии дипломатии считают Первую мировую войну.

Именно после Первой мировой, а затем Второй мировой войн появились условия для создания первых всеобъемлющих международных организаций, имеющих целью, по крайней мере на словах, предотвращение войн (Лиги наций и ООН), создания условий для большей открытости дипломатии, для активного вовлечения государств в международные отношения и конференционную дипломатию. В новых условиях значительно расширялись масштабы дипломатической деятельности,

«Старая дипломатия» была в значительной степени дворцовой, иногда даже деспотичной, когда все дипломатические проблемы решались монархом или его двором, который входили и дипломаты.

Старую дипломатию называют иногда еще «французской дипломатией», так как именно Франция и французский язык определили дипломатию XVII — первой половины XIX в. Прежде всего это была европейская дипломатия, все основные международные события проходили в Европе, спорные вопросы других континентов также в значительной степени решались в Европе.

В «старой дипломатии» одной из основных доктрин был принцип «равновесия сил», заключавшийся в том, что в Европе одна держава не должна превосходить по силе другую.

Уже после первой мировой войны «старая дипломатия» начала утрачивать свой преимущественно европейский характер и стала приобретать характер мировой.

 

При «новая дипломатия» широкое внедрение получили средства связи и средства массовой информации. Это позволило дипломатам действовать более оперативно и расширило источники информации «новой дипломатии»,

«Новая дипломатия» в большей степени, чем «стаРая>>> отводила место аналитической информации,анализ международных отношений, мировой политики и экономики,

«Новую дипломатию» иногда называли «открытой дипломатией». основным методом дипломатии являются не хитрость и обман,а доверие,основанное на откровенности.

Еще Кальер провозглашал принцип: «Дипломат должен делиться информацией, за исключением той, которую он должен держать при себе в силу своей должности, т. е. секретными сведениями».

Специальные комиссии

Дипломатия и разведка

Дипломатическая разведка - разведывательная деятельность, осуществляемая дипломатическими ведомствами в интересах государства или организации, которое они представляют. В общем виде такая деятельность относится к стратегической разведке. Сведения, полученные дипломатической разведкой влияют на выработку политики государства. Дипломатическая разведка является важнейшим каналом легального получения разнообразной информации о стране, где пребывают дипломатические представительства — посольства и консульства. Сбор, систематизация и первичный анализ разведывательной информации, собранной посредством дипломатической деятельности вменяется в обязанность дипломатическим представителям и имеет характер регулярных ежедневных, еженедельных и иных хронологически обусловленных отчетов из страны пребывания. Важным компонентом дипломатической разведки является личный анализ полученных сведений, осуществляемый дипломатическим представителем непосредственно в стране пребывания как реакция на текущее положение дел в разведываемой сфере - политике, экономике, социальном положении и иных сферах, представляющих интерес для государства или организации, разместившей дипломатическое представительство.

Дипломатическая разведка использует все доступные легальные источники информации: географические карты, книги, журналы, газеты, бюллетени и другую печатную продукцию, телевизионные и радио каналы и другое. Особым источником получения информации являются непосредственные личные контакты дипломатов с представителями различных политических, деловых, культурных и иных кругов страны пребывания.

Дипломатические контакты

Дипломатические контакты – это встречи, беседы, лекции, которые являются неотъемлемой частью работы дипломатического работника.

1. Контакты на высшем уровне (с высшими официальными кругами страны (монархи, президент, премьер-министр, министр иностранных дел, высшими представителями законодательной и исполнительной власти));

Контакты на высшем уровне зависят от следующих факторов:

a) Объективные – роль и значение нашей страны в международной политике, заинтересованность в связях с нашей страной. Состояние двусторонних отношений (дружественных, нейтральных или холодных);

b) Субъективно-личное качество дипломата (умение заинтересовать, умение вести беседу).

2. Встречи в министерстве иностранных дел:

В них участвует значительная часть дипломатического посольства, младших рангов дипломатов. Обсуждается самый широкий круг проблем и вопросов.

3. Контакты с парламентариями:

Важно знать, какие законы принимаются, как они повлияют на международные отношения. Парламентарии – руководство политической партии, деловая элита, деятели культуры, науки, образования.

4. Контакты с оппозицией (легальной):

В демократических странах это приветствуется, так как не нарушает прав и свобод граждан, даёт возможность знакомства с различными точками зрения на проблемы.

5. Основные правила для контактов:

a) Контакты должны быть дозированными;

b) Следует быть осторожным в контактах с оппозицией в ходе пребывания компаний;

c) Учитывание критически настроенных оппозиций к власти;

d) Дипломат должен делать выводы, но не вмешиваться в ситуацию;

6. Контакты с бизнесменами:

Дипломат защищает экономические интересы государства, поэтому очень важны контакты с представителями разных стран.

7. Контакты со средствами массовой информации (СМИ):

Предпочтительнее доверять проверенной информации.

Цели:

а) получение информации;

б) оказывание влияния на страну пребывания (пропаганда);

8. Контакты с деятелями науки, культуры и образования;

9. Контакты с соотечественниками

Руководящие документы для МИД

Дипломатические документы

К ним относятся: выступление гос-х деятелей, послания, ноты, меморандумы, письма, телеграммы глав государств, правительств с изложением в них позиции государств по актуальным проблемам современности. Содержание дип-х документов отражает многообразие самой жизни. По форме это могут быть и послания с признанием независимости государств и предложением установить дипломатические отношения и заявления, затрагивающие судьбы всех народов (ядерное разоружение).

Составление дип. документов являются одним из важнейших направлений работы ведомств иностранных дел, контроль за соблюдением установившейся практики переписки возлагается на протокольную службу.

В дип. практике наиболее традиционными являются следующие виды. дип. переписки: личные ноты; вербальные ноты; памятные записки, меморандумы; частные письма полуофициального хар-ра.

Личная нота направляется по вопросам важного и принципиального значения или содержит информацию о каком-либо крупном событии. Нота составляется в первом лице от имени подписывающего ноту и начинается с обращения «Ув. господин посол». Тональность личных нот м.б. более или менее теплой и закончить «С искренним уважением».

Вербальная нота - наиболее распространенный в настоящее время документ. МИД и Посольства ведут дип. переписку путем направления вербальных нот. Используются для рассмотрения и решения широкого круга вопросов. В них излагаются политические, экономические, научно-технические и другие проблемы как 2-х стороннего так и многостороннего хар-ра, .

Встречаются 2 вида памятных записок: Памятные записки - переданные лично, и памятные записки, направленные с курьером. Памятная записка обычно вручается лично с целью усилить значение или подчеркнуть важность сделанного во время беседы устного заявления или просьбы, облегчить дальнейшее продвижение дела, предупредить возможность неправильного толкования беседы. Меморандум - представляет документ, в котором рассматривается фактическая сторона вопроса, содержит анализ его отдельных аспектов, излагается аргументация в защиту своей позиции, доводы др. стороны.

Ведение переговоров

 

Переговоры – «Одна из основных форм контакта между представителями разных государств в целях обмена мнениями, решения вопросов, представляющих взаимный интерес, урегулирования разногласий, развития сотрудничества в различных областях.

Характерными особенностями переговоров являются:

1. Наличие проблемы. Действительно, наличие проблемы для обсуждения является необходимой предпосылкой любых переговоров

2. Сходство и различие интересов сторон.

3. Взаимозависимость участников переговоров. Взаимозависимыми делают участников переговоров невозможность осуществить свои интересы в одиночку. Естественно, что чем выше взаимозависимость, тем больше шансов успешного завершения переговоров, и наоборот.

4. Сложная структура. Большинство исследователей переговорного процесса

выделяют три стадии переговоров: подготовительную, взаимодействие (собственно переговоры) и имплементацию.

5. Общение сторон. Любые переговоры предполагают обсуждение какой-либо проблемы, поэтому общение является неотъемлемым элементом переговоров. Другими словами, без общения сторон не бывает переговоров.

6. Совместное решение проблемы. Это важнейшая характерная черта переговоров, что и отличает, собственно, переговоры от других способов взаимодействия.

Таким образом, переговоры – это диалог между сторонами, обсуждающими идею, информацию и альтернативы, чтобы достичь взаимоприемлемого решения (соглашения)

Структура и функции МИД РФ

 

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство иностранных дел — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации

Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент

Главная задача министерства — разработка общей стратегии внешней политики, представление соответствующих предложений Президенту и реализация внешнеполитического курса.

МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России. МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами

Структура центрального аппарата МИД включает в себя подразделения, которые в своём большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД РФ возглавляются директорами, а их отделы — начальниками., Министерство разделено на 39 департаментов.По своему назначению департаменты разделяются на территориальные (отношения России с иностранными государствами, группируемыми по условным регионам) и функциональные (по закреплённым функциям). В каждом департаменте работает 20-30 дипломатов.

Кроме того, при Министерстве действуют четыре подразделения при МИД: Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), Дипломатическая академия (ДА), Московский государственный институт международных отношений (Университет) МГИМО (У), Колледж МИД России и Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.

Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определённую проблему международных отношений.

Функции дипломатии

представительство

дипломатическое общение и переписка

проведение переговоров

снискание расположения

добыча информации

разработка рекомендаций

Цели и задачи

Защита интересов своего государства

Сотрудничество в международных организациях

Защита прав соотечественников за рубежом

Происхождение дипломатии. Вопросы истории дипломатии в Европе

 

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

 

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

 

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

Макиавеллизм в дипломатии

 

Один из видных политических деятелей и дипломатов феодальной Италии — Макиавелли (1469—1527 гг.) известен как искуснейший дипломат своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными чертами, свойственными дипломатии феодального строя.

В своем трактате «Государь» Макиавелли сформулировал теорию дипломатического искусства, он писал: «Следует иметь в виду, что есть два рода борьбы: один — посредством законов, другой — силы. Первый свойствен людям, второй — зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму». Макиавелли считал, что государственный интерес есть высшее начало в дипломатии и для достижения государственного интереса можно пользоваться любыми средствами. Недаром К. Маркс, говоря о Макиавелли, указывал, что, «начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и других мыслителей., не говоря уже о более ранних, сила изображалась как основа права, тем самым теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали, и по сути дела был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики».

Макиавеллизм — это непостоянство, коварство, которые характерны для самой худшей дипломатии, это политика, не останавливающаяся ни перед какими средствами для достижения успеха. Тем не менее, имя Макиавелли связано с известным этапом истории дипломатии

Небезынтересно отметить, что принципов Макиавелли придерживались политики и дипломаты на протяжении многих веков, даже те правители и дипломаты, которые на словах выступали против них. Так, прусский король Фридрих II (1740-1786 года) начал свою политическую карьеру с опровержения морали великого флорентийца, опубликовав даже книгу «Антимакиавелли», справедливо утверждая, что последний «внес порчу в политику и поставил себе целью разрушить правила здоровой морали». Но, вступив на престол, Фридрих II стал верным последователем Макиавелли. Сам он сформулировал главный принцип дипломатии монарха так: «Раз должно произойти надувательство, то уж лучше надувать будем мы».

Дипломатия Киевской Руси в период становления Московского государства

 

Образование центрального внешнеполитического аппарата в России. Посольский приказ

 

Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, т.е. с IX-XIII вв., и оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Европы от Карпат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтийского моря.

В конце XV в., при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.

Сначала вопросы внешней политики входили в компетенцию самого великого князя и Боярской думы. В качестве послов поначалу направлялись преимущественно иностранцы, состоявшие на московской службе, но уже при Василии III их заменили русские. В 1549 году Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени подьячего Ивана Михайловича Висковатого, впоследствии думного дьяка, все "посольское дело". Тем самым было положено начало Посольскому приказу как особому учреждению, ведавшему внешнеполитическими делами. После казни Висковатого в 1570 г. во главе Посольского приказа стояли братья Щелкаловы.

В первой половине XVII в. можно отметить И.Т.Грамотина, возглавлявшего приказ четырежды. Наиболее выдающимися руководителями приказа во второй половине XVII в. были бояре А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, князь В.В.Голицын, Е.И.Украинцев.

Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII в. Его отделы или управления, называвшиеся повытьями, именовались по фамилиям их начальников-подьячих; затем по номерам: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е. Лишь в 80-х годах XVII в., когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, распределение дел по отдельным повытьям стало приобретать региональный характер. В этот период делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах (Швеция – 1634 г., Польша – 1673 г.). До 1699 г. это были единственные постоянные русские миссии за рубежом.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...