Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Вступительное слово учителя.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я

Буква, слог и слово!

А. Шибаев

– Что такого удивительного увидел в букве Я поэт?

– Давайте познакомимся с этой буквой на странице «Букваря» и научимся писать заглавную букву Яв прописи.

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Звуковой анализ слов «мяч», «пять», «дыня».

– Рассмотрите картинку в учебнике. Прочитайте слово «мяч», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. Назовите этот звук. Какой это звук, какой фишкой обозначается? Назовите его твёрдую пару.

– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (мьааач.)

– Назовите этот звук. Какой этот звук?

– Запомните правило: звук [а] после мягких согласных никогда не обозначается буквой А; после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я. (Несколько учеников повторяют правило.)

Заполнение таблицы.

– После твёрдого согласного надо писать букву А. Какую букву надо писать после мягкого согласного, если слышим звук [а]?

синяя фишка а зеленая фишка я

3. Знакомство с буквой Я.

– Поставьте во вторую клетку схемы букву Я. Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Назовите этот звук.

– Обозначьте мягкий согласный звук [ч] фишкой зелёного цвета. Запомните, у этого звука нет твёрдой пары.

– Проведите самостоятельно звуковой анализ слов «пять» и «дыня». (Далее проводится самопроверка.)

– Обозначьте звук [а] после мягкого согласного буквой Я.

– Сравните количество звуков в словах «пять» и «дыня», «пять» и «мяч», «дыня» и «мяч».

– Назовите другие слова, обозначающие числа, в которых столько же звуков, сколько в слове «пять». (Два, три, семь.)

2. Работа в прописи. Образец заглавной буквы Я.

– Рассмотрите образец заглавной буквы Я. Опишите направление движения руки при написании буквы Я. (Заглавную букву Я начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим до середины широкой вспомогательной линии; закругляем влево и пишем полуовал. Он как бы лежит на верхней линии рабочей строки.

Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

– Запишите эти элементы в воздухе; в прописи.

– В чём секрет написания письменных букв? (Они пишутся с наклоном.)

Мы c сорокой-белобокой дружно делаем уроки.
Мы писали и считали, и от этого устали.
Встанем по порядку, сделаем зарядку.
Крылья расправляем, по комнате летаем.
Приседаем столько раз, сколько пальчиков у нас.
Головою повертели, снова за уроки сели.

Работа в прописи. Самостоятельное выполнение заданий.

Запись букв под диктовку (на свободных строках). Учитель называет слово, дети записывают изученные гласные буквы: Я, А, а.

Яков, мак, Янис, рак, каша, Андрей. (Я, а, Я, а, а, а, А.)

– Найдите одинаковые с образцом тройки букв. Объясните, почему другие не подходят. Чем они отличаются от образца?

Работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 20).

III. Итог урока.

– Что интересного вы узнали о букве Я?

 

 

Тема:ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ я

Цели: учить писать строчную букву я, составлять текст по серии сюжетных картинок; обогащать словарный запас детей; расширять кругозор и любознательность; воспитывать любовь к родному краю; развивать память, речь, внимание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Отгадайте загадки и определите тему нашего урока:

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(Удочка.)

Плавает под мостиком

И виляет хвостиком.

По земле не ходит,

Рот есть, да не говорит,

Глаза есть, да не мигает,

Крылья есть, да не летает.

(Рыба.)

– Яша приглашает нас на рыбалку. Сегодня на уроке мы составим рассказ по серии картинок и продолжим тренироваться в написании букв Я, я.

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите картинку в учебнике. Что такое рыбалка?

– Как и любое дело, рыбалка требует тщательной подготовки. Составьте предложения к каждой картинке так, чтобы получился рассказ «Как Яша ходил на рыбалку».

– Дайте имя рыбаку. С чего все началось? Что было потом? Чем все закончилось?

– Связаны ли между собой предложения? Получился ли рассказ?

Работа в парах.

– Составьте рассказ по картинкам. Затем расскажите его друг другу.

– Кто хочет рассказать свою историю всему классу?

– Придумайте название рассказу. («Рыболов Яша» и др.)

Инсценировка стихотворения.

Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение Е. Чеповецкого.

– Послушайте одну сказочную историю.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

– Здравствуй!

– Здравствуй!

– Как дела?

– На рыбалке я была:

Я удила рыбака,

Дядю Петю – чудака.

– Где же твой рыбак? Попался?

– Нет! Ушел хитрец! Сорвался!

Е. Чеповецкий

Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли.

Но однажды буква А в гости к рыбкам приплыла…

И сейчас же у реки появились… рыбаки!

Рыбкам сразу стало ясно: с буквой А играть опасно!

А. Шибаев

Словарно-лексическая работа.

– Попробуйте объяснить поговорку: «Рыбак рыбака видит издалека». Кто из вас когда-нибудь был на рыбалке? Когда? Что поймали?

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

– Давайте определим, кто из вас самый опытный рыболов.

• В какое время суток лучше всего ловить рыбу? (Утром и на вечерней заре.)

• В какое время года лучше ловить раков? (Летом.)

• Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

– Назовите рыб, которые водятся в наших водоемах и могут попасться на крючок, если мы пойдем на рыбалку. (Ответы детей. Если у учителя есть иллюстрации с изображением этих рыб, он прикрепляет их к доске.)

Рыбки плавают, ныряют

В чистой, светленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Дети имитируют движения стайки рыбок: прыгают, приседают, выполняют наклоны, повороты.

5. Работа в прописи. Письмо строчной буквы «я».

– Рассмотрите образец строчной буквы я. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы я.

(Строчная буква яотличается от заглавной только размером.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем влево и пишем небольшой полуовал.

Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Учитель напоминает о правилах посадки и положения тетради.

– Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Спишите с доски письменным шрифтом в заданной последовательности печатные буквы (на последней строчке), потом запишите данную последовательность еще два раза.

На доске: я Я Я А А а.

В тетрадях: я Я Я А А а я Я Я А А а я Я Я А А а.

– Как работает буква я в середине слова?

– Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком [а] стоит мягкий согласный звук, значит, пишем букву я.)

– Впишите букву яв слова.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Разгадывание кроссворда по тетради «Я учусь писать и читать» и в учебнике (с. 33).

III. Итог урока.

– Послушайте стихотворение.

Довольный с рыбалки идет рыбачок,

Хороший попался улов на крючок:

Консервная банка, дырявый башмак,

Проколотый мячик и старый пиджак.

Да-да, без ухи он остался пока,

Зато ему скажет спасибо река!

О. Полякова

– За что река скажет спасибо? Чему учит это стихотворение? (Не оставлять мусор на берегу и не бросать его в реку.)

Любите родную природу –

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

– Кто это? (Учитель показывает рисунок с изображением Незнайки.)

– Научите его составлять текст по серии картинок. (Сначала рассмотреть, определить героев, последовательность событий; затем составить предложения по каждой картинке, придумать концовку и дать название получившемуся тексту.)

– Закончить урок я хочу стихотворением-шуткой:

– Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?

– Я пришел сюда на ранней на заре.

– Где же рыба? – я спросил у рыбака.

– Не ловил – учил я плавать червяка!

Г. Бойко

 

 

Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКА [а] БУКВАМИ

Цели:формировать умение правильно обозначать звук [а] буквами; познакомить с гласной буквой я, обозначающей два звука [й’а]; учить соотносить печатные и письменные гласные буквы; развивать фонематический слух и культуру произношения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эту букву, как тебя,

Называют буквой «я».

«Я» кончает алфавит,

Тихо после всех стоит.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...