Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение слогов, слов и предложений по «Букварю». Составление словосочетаний.

– В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте слоги.

– Прочитайте остальные слоги. Сделайте вывод. (Звук [ч’] всегда мягкий.)

– Найдите слова, записанные в два столбца. Прочитайте левый столбец слов; правый столбец.

– Прочитайте слова по строкам. Почему получилась чепуха? Соедините слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания.

Работа в прописях. Письмо слов и предложений по образцу.

– Прочитайте слова. (Чита, Челябинск.)

– Мудрая Черепаха много путешествовала по городам России. Эти два города она любит за то, что они начинаются на ту же букву, что и она.

Показ слайдов с достопримечательностями этих городов.

– Запишите названия городов по образцу. Прочитайте предложение. Сколько слов в этом предложении? Какое слово написано с большой буквы? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите предложение по образцу.

Работа по «Букварю». Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.

– Прочитайте слова, полученные в результате замены одной буквы. Почему от слова «ручка» отходят три стрелочки?

– Придумайте три предложения, употребив в каждом из них слово в разных значениях.

– Попробуйте подобрать свои многозначные слова. Иллюстрация поможет вам. (Лист, иголка.)

На доске – звуковая схема слова «ключ».

– Отгадайте по схеме, какой подарок приготовила для нас Мудрая Черепаха. Объясните значения этого слова.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

– Вот как богат и разнообразен наш родной русский язык.

Работа по развитию речи.

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят с боем и без боя,

Всем нужны, и нам с тобою.

(Часы.)

– Какие бывают часы? (Механические, электронные, башенные, наручные, напольные, настенные, вокзальные.)

Учитель показывает изображение Кремлёвских курантов.

– Эти часы известны на весь мир. Бьют куранты через каждые 15 минут. Их перезвон слышит вся страна.

– Расскажите, что можно узнать, если посмотреть на часы? Как движутся стрелки часов? Что написано на циферблате?

Букве Ч – моё почтенье.

Чтенье – лучшее ученье.

Чтение стихотворения В. Орлова «Часы».

– Что значат выражения: «часы стоят»; «часы спешат»; «часы идут, но немножко отстают»?

– Что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»? Что было странным?

– Кого напоминают часы в этом стихотворении? (Живое существо.)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций)

С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.

Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».

«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.

И восковая свеча – это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно-белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.

Позднее, в XIII веке, появились механические, а в XIV веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные.

А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают самое точное время.

III. Итог урока.

– Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час». Как вы это понимаете?

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С. Баруздин

Вывод: к своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад.

– Какие звуки обозначает буква Ч? (Один звук, всегда мягкий, глухой согласный звук [ч’].)

 

 

Урок 64
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ч

Цели:формировать умение распознавать и выделять звук [ч’], писать строчную букву ч; развивать речь, мышление, фонематический слух.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Доскажите словечко:

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я… (чемодан).

Е. Серова

Звукобуквенный анализ слова «чемодан», составление схемы.

II. Сообщение темы урока.

– Почтальон принёс письмо:

«Дорогие девочки и мальчики!

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая –

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса-девица,

Честный рыцарь, чудо-птица,

Черномор, Яга-злодейка,

Буква Ч, ты – чародейка!

Т. Синицына

– Приезжайте скорее. Мы научим вас писать строчную букву чи познакомим со своим котом Рыжиком, который ловит рыбу на хвост.

Ваши друзья Букварь и Пропись».

– Поспешим, ребята, в путь. Что нам понадобится? Что положим в чемодан?

III. Работа по теме урока.

Фронтальная работа.

– Чародейка буква чхочет познакомить вас со своими друзьями – гномами. Они маленькие и очень добрые человечки. Всех, кто попадает к ним в гости, они уменьшают.

– Уменьшите предметы: рука – ручка; река – речка; туча – тучка; лиса – лисичка; сестра – сестричка.

– Какая буква помогла уменьшить предметы?

– Чтобы оказаться в стране гномов, нам надо произнести свои имена ласково. (Лена – Леночка, Вова – Вовочка.)

– Какая буква нам понадобилась?

2. Работа в прописи. Письмо строчной буквы ч.

– Рассмотрите образец строчной буквы ч. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы ч. (Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх до линии, затем ведем плавную линию (как провисшая веревочка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем палочку с закруглением внизу.)

– Запишите слоги ча, чу. Подберите слова, в которых пишутся данные буквосочетания. Запишите слова по образцу.

– Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

– Прочитайте предложение. Сколько в нём слов? Назовите слово, которое написано с большой буквы. Объясните почему. Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу. Подчеркните «опасные места».

3. Самостоятельное выполнение работы. Работа в прописях (резервная страница).

Я грамотно писать хочу

Сочетанья ча и чу.

– Допишите слоги и прочитайте получившиеся слова.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...