Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт в применении систем менеджмента качеством.

Экзаменационный билет №1

Основные понятия и определения в области управления качеством: качество, требования, управление качеством, улучшение качества, характеристика качества.

Сущность системного управления качеством.

Основные этапы создания системы менеджмента качества.

 

1. Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством.

Характеристика качества — это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (вольтамперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения). В определении качества содержатся также такие термины, как «потребность» и «объект».

Потребности — возникают из неудовлетворенности требований, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и направлены на устранение этой неудовлетворенности. В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта.

Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой. В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.

Требования к качеству – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Требование должно быть определено в документе.

Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству, взаимосвязь между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

 

2. Принцип 5 - системный подход к управлению.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. На основе знания этого проектирование системы достигается наиболее эффективным путем. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

Данный принцип предполагает взаимоувязку всех процессов в единую систему. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности предприятия. Для этого нужно в первую оче­редь увязать задачи в рамках концепции качества с миссией пред­приятия и его стратегическими целями. Необходимо выработать механизм оперативного планирования и доведения планов до каж­дого исполнителя. С организацией процесса планирования тесно связана проблема оценивания результатов деятельности пред­приятия. Долгое время в качестве оценки использовалась финансо­вая деятельность, имеющая значение прежде всего для владельцев, инвесторов, акционеров. Но в последнее время добавились такие критерии оценки, как удовлетворенность клиентов, эффективность процессов, удовлетворенность собственных сотрудников. Ключевые выгоды:

снижаются затраты за счет эффективного использования ре­сурсов;

непрерывное улучшение деятельности предприятия за счет системного подхода;

предоставление уверенности заинтересованным сторонам в эффективности предприятия.

 

3. 1 этап - организация работ по созданию СМК. Он включает:

принятие решения о внедрении стандартов СМК;

определение, какими силами будет проводиться работа по
разработке комплекта документов (выбор консалтинговой фирмы);

определение стратегии внедрения стандартов;

создание руководящих и рабочих органов по разработке и
внедрению СМК;

обучение руководителей и ведущих специалистов организа­
ции;

» разработка политики и целей в области качества.

На этом этапе издается приказ о разработке, внедрении и совер­шенствовании системы качества на соответствие модели ИСО серии 9000.

Если система качества разрабатывается для отдельного подразде­ления, процесса, продукции, то это также отражается в приказе.

Назначается ответственное лицо за разработку - представитель руководства по системе качества. Назначенное лицо должно обла­дать соответствующими полномочиями.

Для координации работ по разработке и внедрению системы качества рекомендуется создать совет по качеству, состоящий из председателя, как правило, руководителя предприятия, членов совета - представителя руководства по качеству, руководителей подразделений, ответственных по качеству по подразделениям и секретаря совета.

На этом же этапе подбирается рабочая группа из числа подготов­ленных специалистов - ответственных по качеству в структурных подразделениях.

Подготовка специалистов. Опыт предприятий, внедривших сис­тему качества, показывает, что часто работу по внедрению системы и разработку документов возлагают на подразделения или специа­листов, меньше всего влияющих на качество, - на службы стан­дартизации, отдел технического контроля.

К работам необходимо подключать руководителей всех уровней и весь коллектив предприятия - они должны понимать идею, находить решение поставленных задач. Но прежде чем начать рабо­ту, необходимо провести обучение специалистов от высшего звена до исполнителя («сначала мы делаем людей, а потом делаем качество»).

Кроме того, при обучении специалисты яснее понимают свою задачу и проблему, улучшается взаимосвязь между подразделениями.

Особое внимание при подготовке уделяется основному звену, т.е. тем, кто будет заниматься разработкой.

Определение политики в области качества - определение целей и задач предприятия, которые сформулированы высшим руководст­вом и должны базироваться на стратегии предприятия и его фило­софии в отношении качества.

В политике отражаются цели предприятия по выполнению ожидания заказчика и методы выполнения поставленной цели.

2 этап - проектирование СМК. На данном этапе проводится определение процессов; установление основных видов деятельности СМК; распределение ответственности и полномочий высшего руководства в СМК.

Анализ действующих систем. Анализу подвергаются процессы с целью установления необходимости их документирования. При анализе необходимо определить:

уровень подготовки специалистов как в вопросах СМК, так и
в вопросах выполнения процессов;

состояние используемых ресурсов и материально-техническое обеспечение процессов;

вход и выход каждого процесса.

На основании результатов анализа разрабатывается программа внедрения СМК с определением ответственных исполнителей и сроков исполнения.

3 этап - документирование СМК. Этот этап замыкает процесс разработки системы качества. Определяется структура и состав документов СМК, правила кодирования документов СМК, формируется календарный план разработки документов СМК, прово­дится работа по документированию системы качества, организуетсяконсультирование и контроль разработки документов.

4 этап - внедрение СМК. На данном этапе после введения в действие документов системы качества проводится самооценка разработанной системы. Для этого формируются группы внутрен­него аудита, осушествляется контроль соблюдения требований документов, анализ результативности системы качества и необходи­мое корректирование, составление акта о внедрении СМК.

5 этап - подготовка к сертификации СМК: выбор органа по сертификации СМК, подача заявки, оформление договора на сертификацию, проведение предварительного аудита СМК, под­готовка к окончательной проверке для сертификации СМК.

 

 

Экзаменационный билет №2

Объекты управления качеством. Понятие продукции как результата процесса.

Основы обеспечения качества: правовая, нормативная, научно-техническая и организационная.

Задачи, решаемые с помощью системы менеджмента качества.

 

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Объектами управления качеством являются продукция, процессы, система деятельности организации. Продукция – результат процесса. Продукция может быть четырех категорий: - услуга; - программные средства; - технические средства; - перерабатываемые материалы.

3. Система управления качеством в целом представляет собой сочетание организационной и функциональной схем обеспечения качества процессов и продукции. Поэтому разработка системы управления качеством, в основном, заключается в том, чтобы сначала определить, какие структуры следует включить в систему и какие функции они должны выполнять с целью обеспечения необходимого качества продукции и процессов.

В системе управления качеством должны осуществляться все составные элементы управления: планирование, выполнение, контроль, анализ и совершенствование. Совокупность этих элементов называется циклом Э. Деминга. Все процессы и деятельность в целом должны осуществляться в соответствии с элементами цикла Э. Деминга.

Планирование - предполагает проектирование продукции с учетом результатов изучения потребностей и состояния рынка, эффективности затрат, определение уровня качества новой продукции. Качество, воплощенное в количественные значения установленных нормативов потребительских свойств - долговечности, безопасности, функциональных характеристик, которые учитываются при подготовке чертежей и технической документации, с тем, чтобы ими можно воспользоваться при разработке процессов и производстве конкретной продукции.

Выполнение - воплощение проекта в конкретную продукцию на основе подготовки и осуществления технологических процессов, обеспечения оборудованием, методов работы, обучения персонала. Основная цель - максимально обеспечить соответствие продукции техническим требованиям и по возможности улучшить эти показатели.

Контроль - осуществляется на всех этапах производства продукции, и после поступления ее на рынок - проведение мониторинга степени удовлетворения потребностей потребителей, выявление причин появления несоответствий и отклонений в качестве продукции.

Анализ и совершенствование - сбор и анализ информации о качестве продукции, выявление возможностей улучшения качества u1087 процессов и продукции, изучение мнений потребителей о качестве продукции и возможности внесения изменений в процессы производства, учет полученных данных при проектировании новой продукции. Должны быть подготовлены нормативные документы для выполнения определенных функций. Внедрение системы управления качеством предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, ее доработку с тем, чтобы все подразделения могли четко выполнять функции, направленные на обеспечение качества процессов и продукции, были готовы к сертификации системы качества.

 

 

Экзаменационный билет №3

 

Субъекты управления качеством. Заинтересованные стороны в улучшении деятельности организации в области качества. Понятие организации.

Международные стандарты ИСО серии 9000 в управлении качеством.

Структура нормативных документов системы менеджмента качества.

 

1.Субъекты управления качеством: все заинтересованные стороны.

Заинтересованная сторона - лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации. Субъектами при управлении качеством являются: - изготовитель или поставщик, - потребитель, - руководитель предприятия, - персонал, - представители общества - государственного управления, финансовой и налоговой системы, экологических и правовых структур. Потребитель - организация или лицо, получающие продукцию. Данный субъект заинтересован в качественной продукции, которая поступает для реализации. Причем существует понятие внутренний потребитель – исполнитель процесса, следующий за предыдущим процессом. Внешний потребитель – получающий готовую продукции – это индивидуальный потребитель или организация, например, получающая оборудование для производства. Поставщик - организация или лицо, предоставляющие продукцию. Поставщик поставляет сырье для производства продукции, производитель и изготовитель заинтересованы в качественном обеспечении сырьем производства продукции. Персонал заинтересован в успешной работе предприятия, так как имеет социальное обеспечение, заработную плату и постоянную работу. Представители общества и органы власти заинтересованы в том, чтобы каждое предприятие стабильно работало и развивалось, так как дает рабочие места для региона, соответствующие налоговые отчисления, обеспечение продукцией.

2. ISO 9000 - это комплект международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации (ISO), первая версия которых появилась в марте 1987г. Стандарты ИСО приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах мира.

При разработке стандартов ISO 9000 версии 2000 года, одна из преследуемых целей состояла также в упрощенной структуре стандартов для облегчения их применения в организациях. В результате такой реструктуризации вместо 20 ранее применявшихся стандартов, серия ISO 9000:2000 содержит всего 4 новых стандарта:

ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основы и Словарь

ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования

ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководящие указания

ISO 10011:1991 Аудит систем менеджмента качества

ISO 9000 предлагает элементарную модель обеспечения качества и рассматриваем качество, как степень соответствие продукции требованиям.

В соответствии с требованиями ISO все международные стандарты подлежат редактированию каждые пять лет для подтверждения их актуальности, пересмотра или аннулирования. С этой целью в 1990 году технический комитет (TC) ISO 176 одобрил двухэтапный процесс редактирования. На первом этапе, который был завершен в 1994 году, в стандарт были внесены незначительные изменения, на втором этапе, утвержденном в 1996 году, поправки имели более тщательный характер.

Цель поэтапного редактирования стандартов ISO заключалась в том, чтобы снизить влияние внесенных изменений на организации, сертифицированные ранее.

В чем цель ISO 9000? Цель ISO 9000 – внести объективность и согласованность в работу системы управления качеством продукции и процессов, действующей в организации. Предполагается, что ISO 9000 будет использоваться в отношениях «потребитель – поставщик» между компаниями. Группа стандартов помогает компаниям сформировать систему проверки управления процессом качества продукции. Привлечение третьего лица как независимого эксперта, увеличивает доверие между организациями.

В стандартах применяется базовая терминология, определяющая субъектов в системе качества с привязкой к которым установлены требования или руководящие указания.

3. В число обязательных документов системы входят:

документированное заявление о политике и целях в области
качества;

руководство по качеству;

документированные процедуры, требуемые МС ИСО 9001:2000;

документы, необходимые организации для обеспечения эффек­тивности планирования, работы и контроля процессов;

записи, отражающие соответствие процессов.

Новая версия стандартов ИСО 9000:2000 предоставляет пред­приятиям свободу выбора в разработке количества документов СМК и формы их носителя (бумажный, электронный, оптический компьютерный диск). Определяется лишь минимальный перечень обязательных процедур:

управление документацией;

управление записями;

внутренний аудит СМК;

управление несоответствующей продукцией;

корректирующие действия;

предупреждающие действия.

 

 

Экзаменационный билет №4

 

Понятие процесса. Типы процессов и их сущность.

Базовые принципы управления качеством.

Назначение нормативных документов системы менеджмента качества.

 

1. процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, пре­образующая входы в выходы.

Управление процессами – это важнейший фактор качества продукции. На рис.8 указаны основные и вспомогательные процессы, выполнение которых необходимо с учетом цикла Э. Деминга: планирование, выполнение, контроль, анализ и совершенствование. Управляемые условия позволяют воздействовать на выполнение процессов с учетом исключения несоответствий. Специальные процессы – это те процессы, результаты которых можно оценить только по окончании этих процессов. Это означает, что технология выполнения этих процессов должна быть отработана и стандартизирована с особой тщательностью.

Процессы

 

Процессы   Вспомогательные
жизненного цикла   процессы
     

 

Планирование и выполнение в управляемых условиях

 

Специальные процессы

 

Рис. 8. Основные ив вспомогательные процессы

 

2. Базовые принципы управления качеством

► Принцип целенаправленности. Определяет необходимость иметь четкую цель в области качества. В конкретной форме цели формулируются в политике фирмы в области качества, определяются и осуществляются общим руководством качеством. Политика в области качества определяет основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

► Принцип плановости. Планирование качества – это часть менеджмента качества, направленная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований к качеству.Планирование включает следующие этапы: a) определение назначения деятельности (например, сегментов рынка сбыта) со своими требованиями к качеству; b) прогнозирование – изучение и оценка целей и перспектив развития (исследование рынков сбыта, ситуационный анализ предприятия и построение прогнозов требований к качеству); c) выбор и постановка целей – определение желаемого результата (технические и другие требования к качеству продукции, расчетная цена, политика в области качества); d) формирование и оптимизация плана работ по достижению цели и распределение ресурсов между работами по программам по обеспечению качества; e) Определение необходимых ресурсов (расчет объема затрат и распределение ресурсов между работами по программам по обеспечению качества).

► Принцип системности. Принцип системности определяет системный подход к обеспечению качества. Данный принцип, устанавливающий сущность системы качества, определяет: систему качества, как организационную структуру предприятия; распределение по системе, соответствующей ответственности и полномочий; процедуры, процессы и работы, обеспеченные необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми) для осуществления общего руководства качеством

► Принцип комплексности. Комплексный подход к управлению качеством предусматривает, с одной стороны, учет влияния всех компонентов разработки и технологической цепочки создания продукции, а с другой – управление функциональным качеством. Система качества должна воздействовать на большое число факторов на всех этапах жизни продукта труда от планирования и проектирования до использования по назначению.

► Принцип непрерывности ► Принцип постоянного совершенствования В соответствии с принципом непрерывности управление качеством должно быть постоянным – это непрекращающийся на предприятии процесс. Этапы управления качеством представляют собой непрерывные замкнутые циклы. В то же время этот процесс должен быть направлен на постоянное совершенствование. Только принцип постоянного совершенствования позволяет фирме отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами. ► Принцип интенсивности

► Принцип оптимальности Повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики, что определяет актуальность принципа интенсивности. Прорывы в области качества на современных предприятиях осуществляются на основе инноваций, ориентированных на интенсивное развитие качества. Ориентация современной системы качества на удовлетворение запросов потребителя определяет принцип оптимальности в управлении качеством. Качество продукции должно как можно точнее соответствовать тому качеству, которое в наибольшей степени устраивает потребителя.

 

3. В соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 должна быть разработана документированная система менеджмента качества в целях:

* четкого установления требований к качеству и выполнению
работ по его обеспечению;

» регулярной фиксации данных о фактическом качестве и функционировании системы;

прослеживаемости и идентификации продукции и действий по обеспечению ее качества;

закрепления лучших традиций и накопленного опыта организации работ в системе;

объективного доказательства правильности выполнения работ в области качества.

Документы системы менеджмента качества являются ее органи­зационно-правовой основой, в их число входят также применяемые предприятием нормативные, технические, руководящие и иные документы.

Документы системы менеджмента качества обеспечивают вос­производимость работ в системе, их проверку и доказательство, позволяют передать смысл и последовательность действий.

В число обязательных документов системы входят:

документированное заявление о политике и целях в области
качества;

руководство по качеству;

документированные процедуры, требуемые МС ИСО 9001:2000;

документы, необходимые организации для обеспечения эффек­тивности планирования, работы и контроля процессов;

записи, отражающие соответствие процессов.

 

 

Экзаменационный билет №5

 

Основные этапы развития систем менеджмента качеством.

Сущность процессного подхода в управлении качеством.

Порядок разработки нормативных документов системы менеджмента качества.

 

1. Процесс разработки и внедрения системы качества на пред­приятии традиционно включает следующие основные этапы:

1) организационный;

2) разработка системы качества;

3) внедрение системы качества;

4) проверка системы качества;

5) анализ полученных результатов;

6) оценка системы качества;

7) сертификация системы качества.

 

2. Применение системы процессов в рамках организации совместно с идентификацией и взаимодействием этих процессов, а также управления ими, может быть представлено как "процессный подход".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении, что обеспечивает хорошую взаимосвязь как между отдельными процессами в рамках организации, так и их комбинацией и взаимодействием.

Когда процессный подход используется в рамках системы менеджмента качества, он подчеркивает важность:

 

понимания и выполнения требований;

необходимости рассмотрения процессов в терминах "добавленной ценности";

получения результатов выполнения процессов и результативности;

непрерывного улучшения процессов, основанного на объективных измерениях.

Экзаменационный билет №6

 

Сущность, достоинства и недостатки отдельных этапов формирования систем менеджмента качеством.

Основные понятия в области системы менеджмента качества.

Ответственность руководства при внедрении систем менеджмента качества.

 

1. Существует пять основных этапов развития систем управления качеством: 1 этап - 1900-1920 гг., 2 этап - 1921-1950 тт., 3 этап – 1951-1970 гг., 4 этап - 1971-1990 гг., 5 этап - 1991 до настоящего времени

Достоинства первого этапа - создание концепции научного менеджмента; учет изменчивости производственных процессов; введение измерительных инструментов качества; обоснование введения специалиста по качеству; введение мер воздействия за низкое качество. Недостатки первого этапа - введение системы управления качеством отдельно взятого изделия.

 

Достоинства второго этапа - изучение и управление процессами; изучение и применение статистических методов; введение организационных воздействий обеспечения качества. Недостатки второго этапа - сложность понимания статистических методов; акцент проблемы качества в основном на инженерно-технических аспектах контроля и управления.

Достоинства третьего этапа - создание концепции управления качеством; начало развития концепции всеобщего менеджмента качества; документирование и универсальность систем управления качеством. Недостатки третьего этапа — доминирование подхода к обеспечению качества с позиций контроля качества; недооценка концепции всеобщего менеджмента в ряде стран; недооценка роли конкурсов в области качества.


Достоинства четвертого этапа - стандартизация системных подходов обеспечения качества; издание международных стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества; развитие всеобщего (всеобъемлющего) менеджмента качества. Недостатки третьего этапа - наличие самостоятельно развивающихся системных подходов управления качеством: на базе стандартов ИСО серии 9000 и на принципах всеобщего (всеобъемлющего) управления качеством; применение систем менеджмента качества преимущественно в производственной сфере.


Достоинства пятого этапа: введение базовых принципов всеобщего менеджмента качества в стандарты ИСО серии 9000; распространение методов самооценки предприятий в области качества по Европейской модели совершенствования; распространение конкурсов в области качества в странах Европы, России. Недостатки пятого этапа - неравномерное внедрение стандартов ИСО серии 9000 в различных странах; медленное внедрение стандартов ИСО серии 14000; недостаточно интенсивное распространение стандартов ИСО серии 9000 в сфере услуг.

 

2. 3.2.1 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

3.2.2 система менеджмента: Система (3.2.1) для разработки политики и целей и достижения этих

целей.

П р и м е ч ан и е — Система менеджмента организации (3.3.1) может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества (3.2.3\ система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды.

3.2.3 система менеджмента качества: Система менеджмента (3.2.2) для руководства и управления организацией (3.3.1) применительно к качеству (3.1.1).

3.2.4 политика в области качества: Общие намерения и направление деятельности организации (3.3.1) в области качества (3.1.1), официально сформулированные высшим руководством (3.2.7).

Примечания

1 Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества (3.2.5).

2 Принципы менеджмента качества, изложенные в настоящем стандарте, могут служить основой для разработки политики в области качества.

3.2.5 цели в области качества: Цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества (3.1.1).

Примечания

1 Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества (3.2.4).

2 Цели в области качества обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации

(3.3.1).

3.2.6 менеджмент; Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (3.3.1).

Примечание — В английском языке термин «management» иногда относится к людям, т.е. к лицу или группе работников, наделенных полномочиями и ответственностью для руководства и управления организацией. Когда «management» используется в этом смысле, его следует всегда применять с определяющими словами с целью избежания путаницы с понятием «management», определенным выше. Например не одобряется выражение «руководство должно .., в то время как «высшее руководство (3.2.7) должно ...» — приемлемо.

3.2.7 высшее руководство: Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятель­ности и управление организацией (3.3.1) на высшем уровне.

3.2.8 менеджмент качества: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (3.3.1) применительно к качеству (3.1.1).

Примечание — Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области-качества (3.2.4) и целей в области качества (3.2.5), планирование качества (3.2.9), управление качеством (3.2.10), обеспечение качества (3.2.11) и улучшение качества (3.2.12).

3.2.9 планирование качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на установление целей в области качества (3.2.5) и определяющая необходимые операционные процессы (3.4.1) жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Примечание — Разработка планов качества (3.7.5) может быть частью планирования качества.

3.2.10 управление качеством: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на выполнение требований (3.1.2) к качеству.

3.2.11 обеспечение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на создание уверенности, что требования (3.1.2) к качеству будут выполнены.

3.2.12 улучшение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на увеличение способности выполнить требования (3.1.2) к качеству.

Примечание — Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность (3.2.14), эффективность (3.2.15) или прослеживаемостъ (3.5.4).

3.2.13 постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выпол­нить требования (3.1.2).

Примечание — Процесс (3.4.1) установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) (3.9.6) и заключения по результатам аудита (проверки) (3.9.7), анализ данных, анализ (3.8.7) со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям (3.6.5) или предупреждающим действиям (3.6.4).

3.2.14 результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.2.15 эффективность: Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

 

3.Руководство предприятия изначально должно обеспечить принятие обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянное улучшение её результативности посредством: разработки политики в области качества, обеспечение разработки целей в области качества, проведение анализа, обеспечение необходимыми ресурсами.[1]

Для каждого предприятия существуют требования к её продукции, которые формируются с учетом следующих элементов:

требования, установленные потребителем;

законодательные требования, относящиеся к продукции;

требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного использования;

любые другие требования, определенные предприятием.

Важным моментом при внедрении системы менеджмента качества является проведение мониторинга информации, касающейся соответствия предприятия требованиям потребителей. За этот сектор тоже отвечает руководство компании и должно его обеспечивать. В результате должны быть установлены методы получения и использования этой информации.

Вернемся в политике предприятия в области качества и рассмотри более подробно. Руководство предприятия должно обеспечить, чтобы:

политика в области качества соответствовала целям организации;

включать обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;

создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;

должна быть доведена до сведения персонала предприятия и понятна ему;

анализировалась на постоянную пригодность.

Руководство предприятия должно обеспечить, чтобы цели в области качества были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.[2] Для обеспечения достижения целей на плечи руководства ложатся следующие обязанности:

планирование создания и развития системы менеджмента качества;

сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в неё изменений.

При внедрении системы менеджмента качества на предприятии естественно изменяются обязанности и ответственность у персонала. Доведение нововведений является также частью обязанностей руководства. Для контроля внедрения и поддержки системы из числа руководства должно быть назначено ответственное лицо или лица, в зависимости от размера предприятия, которое помимо своих прямых обязанностей должен взять на себя следующие полномочия по:

обеспечению разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;

предоставлению отчетов о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшений;

содействию распространения понимания требований по всему предприятию.[1]

Руководство также должно обеспечивать разработку на предприятии соответствующих процессов обмена информации, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества.

Анализировать систему необходимо через определенные временные интервалы. Это необходимо делать, чтобы понимать постоянную пригодность системы, её адекватность и результативность. В анализ включается оценка возможности улучшения и потребность в изменениях в системе менеджмента качества предприятия, в том числе в политике и целях в области качества.[3]

 

 

Экзаменационный билет №7

 

Экзаменационный билет №8

 

Экзаменационный билет №9

Экзаменационный билет №10

Факторы, влияющие на качество.

В формировании и сохранении качества продуктов питания участвуют многие факторы: качество сырьевых компонентов и рецептуры, качество труда, производственных процессов и оборудования, качество транспортирования, хранения и реализации. Рис. 2 показана типовая схема факторов качества продуктов. Повышению качества продукции способствуют применение высококачественного сырья и вспомогательных материалов, опыт и мастерство изготовителей, высокая культура производства и выполнение санитарно-гигиенических требований. Новая техника и прогрессивная технология должны обеспечивать не только экономическую эффективность, но и гарантировать хорошее качество продукции. Сохранение качества сырья, полуфабрикатов и продовольственных товаров зависит от упаковки, соблюдения правил и режимов транспортирования, хранения и реализации.

 

 

Экзаменационный билет №11

Понятие, цели и задачи аудита.

Аудит –это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отч

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...