Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок сертификации систем менеджмента качества.

Сертификацию систем менеджмента качества осуществляют органы местного самоуправления и федеральные органы власти (делается это для обеспечения независимой оценки контроля и качества продукции и услуг). По результатам проверки выдается лицензия и сертификат качества на определенную деятельность, получения госзаказов и т.п. Добровольную сертификацию может осуществить любая сертификационная компания (которая обязательно имеет соответствующую аккредитацию). Выбор сертификационной компании зависит от той деятельности, которой занимается предприятие. Предприятию можно иметь несколько сертификатов качества, как мирового стандарта, так и РФ. Для налоговых органов власти, которые осуществляющие аудит компании, нужен сертификат от российского органа сертификации.

Порядок сертификации систем менеджмента качества таков:

1. Предприятие подает заявку в сертификационную компанию, указывая в ней параметры предприятия и область, в которой оно хочет пройти сертификацию.

2. Компания, занимающаяся выдачей сертификата, принимает решение и при его позитивном характере просит представить документы системы менеджмента.

3. Аудит предприятия осуществляется посредством специальной программы, в которой перечислено по пунктам, как будет происходить проверка.

4. Согласно программе, на предприятие выезжает аудитор и проводит исследование (просмотр документации, беседы с персоналом, наблюдение за работой предприятия и т.п.).

5. После проведения исследования выявляются неточности, которые либо нужно устранить, либо они признаются несущественными.

6. Предприятию выставляется требование об устранении недочетов, выявленных по результатам аудита.

7. Предприятие устраняет все недочеты, найденные на предыдущем этапе. В случае, если недочеты были несущественные, начинается процедура оформления сертификации. Повторно проводится аудит предприятия.

8. Если проверка прошла удачно, предприятие получает сертификат на соответствие СМК стандартам.

Срок прохождения сертификации систем менеджмента качества составит три года, с условием проведения ежегодного аудита (согласно предписанию аудиторская проверка на предприятии будет проводиться раз в год). Цель аудита – подтверждение качества системы менеджмента.

Типовой алгоритм действий.

В общей сложности этот порядок определяет последовательное выполнение этапов организационного характера.

1 этап - организация работ по созданию СМК. Он включает:

· принятие решения о внедрении стандартов СМК;

· определение, какими силами будет проводиться работа по
разработке комплекта документов (выбор консалтинговой фирмы);

· определение стратегии внедрения стандартов;

· создание руководящих и рабочих органов по разработке и
внедрению СМК;

· обучение руководителей и ведущих специалистов организа­ции;

· разработка политики и целей в области качества.

На этом этапе издается приказ о разработке, внедрении и совер­шенствовании системы качества на соответствие модели ИСО серии 9000.

На этом же этапе подбирается рабочая группа из числа подготовленных специалистов - ответственных по качеству в структурных подразделениях.

2 этап - проектирование СМК. На данном этапе проводится определение процессов; установление основных видов деятельности СМК; распределение ответственности и полномочий высшего руководства в СМК.

3 этап - документирование СМК. Этот этап замыкает процесс разработки системы качества. Определяется структура и состав документов СМК, правила кодирования документов СМК, формируется календарный план разработки документов СМК, проводится работа по документированию системы качества, организуется консультирование и контроль разработки документов.

4 этап - внедрение СМК. На данном этапе после введения в действие документов системы качества проводится самооценка разработанной системы. Для этого формируются группы внутреннего аудита, осушествляется контроль соблюдения требований документов, анализ результативности системы качества и необходимое корректирование, составление акта о внедрении СМК.

5 этап - подготовка к сертификации СМК: выбор органа по сертификации СМК, подача заявки, оформление договора на сертификацию, проведение предварительного аудита СМК, подготовка к окончательной проверке для сертификации СМК.

Экзаменационный билет №18

1. Структура международных стандартов ISO серии 9000. Основные поняти и определения по ISO серии 9000.

Главная проблема качества воспринималась как инженероно-техническая, а проблема менеджмента – как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера.

Только с 1980 г. Начинают появляться систему управления качеством, использующие научно-методический инструментарий менеджмента.

В 1920-1950 годы основой общего менеджмента и менеджмента качества становится система Тейлора.

В 1951 году американский ученый А. Фейгенбаум предложил концепцию тотального (всеобщего) управления качеством - TQC (Total Quality Control), согласно которой ответственность за качество продукции несут не только службы качества, а все руководство предприятия.

К характерным особенностям американского опыта в области качества можно отнести:

· жесткий контроль качества изготовленной продукции с использованием методов математической статистики;

· внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль исполнения планов;

· совершенствование управления фирмой в целом.

Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:

· ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

· ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;

· ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;

· тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции к предыдущей;

· культивирование принципа: «Твой потребитель – исполнитель следующей производственной операции»;

· полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

· активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих.

· Японские предприятия строят систему управления качеством, исходя из трех главных постулатов:

· самая совершенная технология проектирования и производ­ства продукции имеет свои недостатки и может быть подвергнута «улучшению»;

· на каждом предприятии имеется дефицит инженерно-техни­ческих работников с высокой квалификацией;

· без точного соблюдения операций нельзя получить хороших результатов.

Стандарты ISO серии 9000 – не единственные существующие стандарты системы качества. Существуют и множество других. Стандарты систем качества можно классифицировать следующим образом:

· Стандарты систем качества, касающиеся продукции.

· Стандарты систем качества, касающиеся производства.

· Стандарты систем качества универсального характера.

Стандарты систем качества, касающиеся продукции, содержат требования к конкретным видам продукции.

Серия стандартов ISO 9000 и разнообразные производные от них национальные стандарты являются стандартами систем качества универсального характера. Это означает, что они могут применяться фактически в любой отрасли независимо от характера продукции.

Понятие и виды сертификации.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, проводимая независимой организацией. При этом изготовитель, продавец или исполнитель получает документ (т.е. сертификат), который удостоверяет, что продукция соответствует требованиям, установленным законодательством РК. Так, по принципу сертифицирования, сертификация подразделяется на добровольную и обязательную.

Добровольная сертификация производится на основании закона РК «О сертификации товаров и услуг» по частной инициативе заявителей (производителей, поставщиков, продавцов). К сожалению, добровольная сертификация не сможет заменить обязательную сертификацию для товаров и услуг, подлежащих последней. Добровольная сертификация не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение.

Обязательная сертификация подтверждает только обязательные требования, установленные законом (в частности, продукция и услуги обязаны проходить сертификацию на безопасность). Также, например, согласно ст. 6 Закона РК «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации по показателям энергоэффективности. Для определения обязательности сертификации существует Номенклатура продукции (а так же продукция, имеющая код ТНВЭД), в отношении которой законодательными актами Республики Казахстан предусмотрена обязательная сертификация. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РК.

3. Политика организации в области качества.

Политика в области качества представляет собой основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные управленческим составом организации.

Такая политика формируется так, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей

При создании системы качества должны быть определены и документально зафиксированы те виды деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на качество. При этом, должны быть принятые следующие меры:

■ необходимо однозначно определить общие и конкретные обязанности в отношении качества;

■ требуется установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество. Необходимо иметь достаточную степень организационной свободы, достаточно широкий круг ответственности и полномочий, обеспечивающие достижение поставленных целей в области качества с необходимой эффективностью;

■ необходимо определить меры по управлению и координации различных смежных видов деятельности;

■ необходимо периодически выявлять потенциальные или реальные проблемы качества и осуществлять предупредительные или корректирующие воздействия.

Ресурсы и персонал. Руководство организации должно определять требования к использованию ресурсов и устанавливать необходимый объем, обеспечивающий проведение политики в области качества и достижение поставленных целей. Как правило, к таким ресурсам относятся:

■ человеческие ресурсы;

■ компьютерные программы;

■ производственное оборудование;

■ оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;

■ контрольное, испытательное и проверочное оборудование;

■ контрольно-измерительная аппаратура.

Система качества должна включать документированные процедуры общего руководства конфигурацией в необходимом объеме. Общее руководство конфигурацией охватывает весь жизненный цикл продукции, начиная с ранней стадии проектирования.

 

Экзаменационный билет №19

 

1. Основные термины и определения качества.

Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

С точки зрения оценки качества вся продукция разделяется на два класса: расходуемая при использовании и расходующая свой ресурс. Сельскохозяйственная про­дукция и продукция пищевой промышленности относит­ся к первому классу, так как она расходуется (потребляется) в процессе использования.

В свою очередь продукция первого класса подразделяется на три группы: сырье, продукты, расходные изделия. К первой группе относят сельскохозяйственное и природное сырье; ко второй — пищевые продукты (кроме входящих в третью группу); к третьей группе относят, например, кондитерские изделия, винно-водочные и безалкогольные напитки в бутылках, а также консервы.

Свойством продукции называется объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Свойства продукции условно делят на простые и сложные. К сложному свойству можно отнести товарный (внешний) вид изделия, который в свою очередь обусловлен такими простыми свойствами, как поверхность, окраска, форма и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...