Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место языкознания в системе наук.

Место языкознания в системе наук.

Языкознание – наука о языках прошлого, настоящего и будущего. Задачи языкозн-я как науки 1) необх-ть изуч-я ин Я 2) изуч-е Я иностранцами. Связь языкозн-я с др науками. 1) тк язык это коммуникативная система знаков, то тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков (семиотика) – исследование любой знаковой системы как средства обозначения и передачи значения (типы кодов, сигнализации животных шрифты, знаки карт чертежей, пальцевая техника глухонемых). 2) тк Я - это общественное явление, то наука о языке связана с социологией (строение общества, использование языка различными соц объединениями 3) тк Я связан с мышлением, то языкознание связана с логикой 4) тк Языкознание имеет своим предметом речь, а это психофизический процесс. Связь языковедения с психологией и физиологией. Мышление изучает психология. Речевой акт изучает физиология (артикуляция, восприятие речи органами слуха) 5) Нарушение речи, патологии – медицина. 6) Звуковые явления изучает раздел физики - акустика 7) Этнография (народоведение) – фольклор(песни, сказки, былины), изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилище ,одежда, верования, суеверия) 8) Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала , т.е. области их распространения, их миграции (переселения) связывает лингвистику с археологией. 9) исследование происхождения речи у первобытных людей, как связаны или в чём не связаны признаки языка и расы – антропология– наука о биологической природе человека, его строения. Ч/з антропологию лингвистика м.б. связана с биологией (поведение животных) 10) Исторические науки (история языка) 11) География(географические факты ч/з историю могут стать факторами лингвистическими) 12) Филология– “словолюбие”, изучение всего что связано со словом, с письменным словом, т.е. изучение письменных памятников. 13) Математика – умения предсказания в лингвистике. 14) Теория информации (код – произвольная система заранее установленных знаков, алфавит – набор знаков кода, текст – последовательность знаков данного сообщения, канал – среда, по которой передаются знаки кода, с учётом помех и шумов, бит – единица измерения информации, избыточность – это разность м/у теоретически возможной передающей способностью какого-либо кода и средним количеством передаваемой информации, энтропия – мера недостающей информации и неопределённости) – Алгоритм – совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой – либо информационной системы. 15) Кибернетика – машина переводит тексты с одного языка на другой.

 

Строение науки о Я.

Языкознание – языковедение – лингвистика. 1) теоретич (зан-ся общ пробл Я), а) общее - зан-ся св-ми присущ любому Я (типологич Я) б) частное - занимается изуч-ем конкр Я (сравнительно-историч языкознание, лексикология) 2) прикладное (разраб методы решения практич задач – изуч-е Я, сост-е словарей, лексикография, переводы…) Др принцип дел-я 1) внутр лингв-ка (орфогр, грамматика, фонетика, лексикология, морфология) 2) внешняя лингвистика (социолингв-ка – взаимод Я и общ-ва, психолингв-ка – изуч-е пр-сов порождения и принятия речи), ареальная лингвистика. Нейро-лингвистич программир-е не отн ни к одной из вышеперечисл категорий.

Функции Я.

Функция в значении роли. Роли кот может выполнять Я. 1) коммуникативная -> Я как ср-во обмена мыслями, информацией. Инф-я – это сведения доступные для понимания и важные для поведения. Я передается в пр-ве и во времени. Частные ф-ии 1 a) регулятивная – Я позволяет непосредственно воздействовать на поведение адресата. Императивные высказывания - сходи за хлебом… б) контактоустанавливающая (фатическая) – от гр phatos – сказанный – Я может служить средством созд-я и поддерж-я контакта когда существенная информация еще не дана либо уже дана. Разговор ни о чем важен для самоутверждения. в) экспрессивная – язык позв выр-ть личность говорящего, его хар-р, настроение. г) метаязыковая – человек может объяснить явл-я при помощи ср-в языка. д) эстетическая - язык превращает текст в произведение искусства. е) этническая – каждый конкр Я объед какой-либо этнос, определяет его самосознание – группообразующ ф-ия – Я опр людей в группы (врачи, инженеры, программисты…) ж) магическая – слово способно влиять на ход соб-ий в мире, сверхъестественная сила Я. 2) мыслительная ф-ия – когнитивная – Я – средство формирования мысли. Частные ф-ии 2 а) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – многое, что человек узнал о внешнем мире пришло к нему из Я. Человек познает мир ч/з понятия. Понятия обр-ся в рез-те абстрагирования, обобщения. Абстрактные значения формируются на основе матер событий. В Я – та же тенденция. Гипотеза лингв относит-ти – стр-ра Я опред-ет стр-ру мышления. Хаар-р понимания действит-ти зависит от Я. Филогенез – влияние мышления на Я (связан с менталитетом). Онтогенез– влияние Я на мышление. б) номинативная (именующая) – связана с познавательной ф-ей. Чел дает назв-е предметам и явл-ям. В Я развивается то, что важно и нужно В любом Я есть пустые места в картине мира. Название появл после преодол-я предметом нек порога значимости 3) социальная ф-ия – этнос не однороден. Я обл спос-ю приспосабл к социуму. Подстраиваясь Я учит 3 пар-ра. 1) пол 2) возраст 3) соц положение. Этим занимается социолингв-ка.

 

 

Письмо и его типы.

Письмо вторично по сравнению с речью. Оно возникло значительно позже устного Я. Инвентарь письма – это начертат знаки (буквы, цифры, знаки препинания…) Многократно повт в тексте ед-ца – граммема. Письму ~ 6 тыс лет. Письма и надгробн надписи – первые памятники письма. Первонач-но письмо представляло собой пиктографию (письмо рисунками). Рисунки представл конкретно сущ объекты. Пиктограммы исп и в наше время (разл знаки, символы). Пиктография не связана с алфавитом. Идеография (запись идей) – разновидность пиктографии, отобр > абстр понятия. N - (идеограммы) видеть, смотреть, плакать и тд. Иероглифы – более схематичные идеограммы. Изм-я связ с потребностью в убыстрении письма и обработкой сложных текстов. Фонография – на письме выр-ся ПВ а не ПС. Фонографич письмо зародилось в странах ближнего востока. Слова были односложн. Др Шумеры – клинопись. Силлабическое письмо – на письме обозначаются слоги, здесь графич знаки не буквы, а силлабемы. Консонантное письмо – на письме обозн согласные и гласные # в арабском Я – на письме обозн согл а глачные отобр диакритич знаками – точками, черточками и тд. Первый полноценный звуко-буквенный алфавит представили греки. С развитием книгопечатанья возникли знаки пунктуации. В древнерусских рукописях письмо было контактным (без пробелов). Этапы развития письма: I – идеографич письмо (ПС): пиктогр -> идеогр -> иероглифы. II – фонографическое письмо (ПВ): силлабическое письмо -> консонантное письмо -> звуко-буквенное. III этап – фонография + идеография (ПВ+ПС). Графика – все знаки, исп в опр системе письма (буквы, знаки препинания, ударения и тд) Алфавит – система граф знаков передающ звуковое (фонетич) значение. Фонема – звук со смыслоразличимой ф-ей. Средства пополнения алфавита 1) Диакритич знаки # Щ, 2) Лигатуры: b – объед-е B и S. 3) сочетание неск букв для передачи звука (диграфы, полиграфы) ch, ph, sh. Транскрипция и транслит-я – искусств сист письма.

 

Графика и орфография.

Вместе охват всю сов-ть правил ф-ия знаков графич письма. Графика – все знаки, исп в опр системе письма (буквы, знаки препинания, ударения и тд) Орфография – сов-ть форм и правил графич письма. Принципы орфографии: 1) фонематич 2) фонетический 3) этимологический 4) традиционно-ист 5) морфологич 6) символич. 1,2 – напис-е зависит от произношения, 3,4 – написание отр ту или иную ист традицию. 5 – на письме отр грамматика /туш-тушь 6 – близок к 5 отобр лексич омонимы Любовь(имя) – любовь sea – see.

 

Язык и мышление.

Стр-ра Я определяет стр-ру мышления. Также как общение, мышление м/б вербальным и невербальным. Невербальное мышление осущ с помощью наглядно-чувств образов, в рез-те восприятия впечатлений… Вербальное мышление оперирует понятиями (слова, суждения, умозаключения, строит гипотезы, теории). Я организует знания человека о мире, расчленяет, закрепляет и передает их послед поколениям. Я – ср-во формирования мысли. Здесь важны след ф-ии: а) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – многое, что человек узнал о внешнем мире пришло к нему из Я. Человек познает мир ч/з понятия. Понятия обр-ся в рез-те абстрагирования, обобщения. Абстрактные значения формируются на основе матер событий. В Я – та же тенденция. Гипотеза лингв относит-ти – стр-ра Я опред-ет стр-ру мышления. Хаар-р понимания действит-ти зависит от Я. Филогенез – влияние мышления на Я (связан с менталитетом). Онтогенез – влияние Я на мышление. б) номинативная (именующая) – связана с познавательной ф-ей. Чел дает назв-е предметам и явл-ям. В Я развивается то, что важно и нужно В любом Я есть пустые места в картине мира. Название появл после преодол-я предметом нек порога значимости в) социальная ф-ия – этнос не однороден. Я обл спос-ю приспосабл к социуму. Подстраиваясь Я учит 3 пар-ра. 1) пол 2) возраст 3) соц положение. Этим занимается социолингв-ка.

 

Понятие языкового знака.

Знак – это член определённой знаковой системы. Различительная ф-ция знаков – знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством диакритики (Щ) Звуковые знаки языка обладают 2 функциями: 1) перцептивная – быть объектом восприятия (артикуляционные и акустические свойства звуков) 2) сигнификативная – способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения (нот, бот, тот, лот)

Семиотика – наука изучающая знаки и знаковые системы. Св-ва знаков: 1) преднамеренность 2) двусторонность (материальная, идеальная – план выражения(форма), означающее; план содержания (значение) 3) конвенциональность (договорённость) 4) противопоставленность 5) консервативность – стабильность 6) изменчивость Асимметрия языкового знака: 1) омонимия – план содержания преобладает над планом выражения (зелёный – недозрелый – молодой) 2) синонимия – план выражения преобладает над планом содержания (лингвистика – языкознание – языковедение) Знаком языка является слово. Предложение – суперзнак, надзнак. Слово – знак. Морфема – субзнак, подзнак. Звуки не являются знаками. Правила поведения знаков: 1) не существует системы состоящей только из одного знака. 2) Исчезновение одного знака приводит к перестройке всей системы в целом (2-1=0) Знаковые системы разбивают на 3 вида: 1 иконические – изображение, картина, форма. 2 индексы – нет подобия м/у планом содержания и планом выражения (высокая температура – болезнь) 3 символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости 3 аспекта функционирования знаков: 1. семантика – отношение м/у знаком и означаемым 2. синтактика – отношение м/у знаком и другими знаками 3. прагматика – отношение м/у знаком и говорящим.

 

Язык и речь.

Я и речь противопост друг другу. Я сущ в созн-ии носителей, Я попадает в созн-е носителя извне. Я сущ только тогда когда он функц-ет в речи. Фердинанд де Соссюр разделил 2 понятия – язык и речь.Я – это определённый класс знаковых систем (язык вообще). Я – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Я – явление социальное. Речь – индивидуальна. Л.В. Щерба предл разгр-ть 3 аспекта: 1 речевая деятельность 2 языковая система – словарь, грамматика языка 3 языковой материал – тексты (сов-ть всего говоримого и понимаемого в пр-се общ-я) Речь – это процесс говорения, так и результата этой деятельности (тексты) Речь – сознательна, целенаправленна, социальна Признаки речи как деят-ти 1) мотивац сторона, 2) целевая стор 3) исполнит сторона. Речь- в норм усл двустор пр-с, охват с одной стороны процесс говорения (письма) и восприятия/понимания с др стороны. Черты речевого акта: 1) намеренность 2) целеустремлённость – речевые действия говорящего согласованы с его намерением 3) конвенциональность – у говорящего и воспринимающего должен быть единый знаковый код, общ фон знаний об окр мире, общ реч навыки и умения (реч компетенция).

 

речевая компетенция

контакт

Адресант код адресат

текст

общ фон зн-ий

 

Речевые ситуации – канонические, неканонические Каноническая – время говорящего и слушающего совпадают (в одном месте, в одно и то же время) Неканоническая – время говорящего и слушающего не совпадают (телефонный разговор, письма) Характеристики языка и речи: 1) Язык – орудие общения, Речь – вид общения 2) Язык – идеальное (разум), Речь – материальное (слух, зрение, осязание) 3) Язык – иерархичен, Речь – линейная 4) Язык – независимость от ситуации, Речь – ситуативная обусловленность 5) Язык – социальное, Речь – индивидуальное. Параметры речи: 1) темп речи 2) громкость 3) акцент 4) тон 5) продолжительность Речь – устная и письменная, речь ребёнка, молодёжи, прямая и косвенная, деловая, художественная, поэтическая, эмоциональная, насмешливая, грубая, (связная, не связная, логическая) – смысловой аспект. Речь и речевой акт – это формы применения языка в различных ситуациях общения.

 

 

Уровни Я системы.

Всякое явл-е в природе можно рассм с 3 позиций: 1) как сов-ть отношений, 2) как сов-ть элементов, 3) как целое 1+2 garden flower -> flower garden Стр-ра зависит от эл-тов, эл-ты зависят от стр-ры. Функциональность системы – каждый эл-т направлен на реализацию цели. Подсистемы внутри Я: 1) уровень – обнаружение в Я крупных блоков, установление отн-ий м/у ними. 2) композиция (иерархия).

 

Предложение

Лексема - знаковые эл-ты парадигматич отн

Морфема

Синтагматич отн

 

Фонема - незнаковый уровень

Уровнеобр-ие единицы. Самая мелкая ед-ца Я – фонема. Морфемы – полузнаки, потому что морфема всегда выступает в составе слова. Лексема – слово - эл-т предложения. Лексема – самостоятельность, номинация – слово называет что-либо. Предл-е – коммуникация. Синтагматические отн-я – линейные отношения м/у ед-ми одного уровня в пр-се речи или составе ед-ц более высокого уровня. Фактическая сочетаемость # ворон кричит, но не кричу/кричишь.

Парадигматич отн-я – объед-е элементов или ед-ц в группы в памяти (сознании) говорящего в силу общности либо формы, либо содержания, либо того и другого. Установление взаимных противопоставлений м/у ед-ми одного уровня так или иначе связ по смыслу. Ворона – ворону - противопоставление окончания у разных падежных форм им сущ.

 

Происхождение языка.

Со времен античности сложилось много теорий происх-я Я. 1) Теория звукоподражания – получила поддержку в XIX в. Суть теории – чел старался подражать звукам природы своим реч аппаратом. Противоречит с практикой. Звучащих слов немного, звукоподражать можно только звучащему, как тогда назвать безгласное. Звукоподр слов больше в развитых Я чем в примитивн, тк чтобы подражать нужно в совершенстве владеть реч аппартом, чего первобытный чел с неразв гортанью не мог сделать. 2) Теория междометий – XVIII в. Я произошел от междометий – модиф животн крики, сопров эмоции. 3) Теория трудовых выкриков – XIXв. Я возник из выкриков, сопр коллективн труд, однакоэти выкрики – средство ритмизации труда, они явл т внешним тех ср-во при работе. Они не коммуникативны, не номинативны, не экспрессивны. 4) Теория соц договора (сер XVIII) А Смит провозг ее первой возм-ю обр-я Я. Я обр в рез-те договоренности о тех или иных словах. Эта теория ничего не дает для объяснения первобытного Я тк для того чтобы договориться нужен еще один Я. Причина ущербности всех вышеизлож теорий в том что ? о возникн Я ведутся изолированно от происх-я человека и обр-ем первичн чел коллективов. 5) Теория жестов – также несостоятельна, тк жесты всегда вторичны для людей имеющ звук Я. Среди жестов нет слов и жесты не связ с понятиями. Все подобн теории игнорир Я как обществ явл-е. Из главных положений Энгельса о происх-я Я: происх-е Я нельзя научно доказать, можно лишь построить гипотезы, только языковедческих данных недостаточно для решения этого вопроса.

 

Акустическая фонетика.

Фонетика – это наука изучающая звуковой материал языка.

1) акустика – изучение физ свойств звуков 2) артикуляция – работа органов речи направленных на произнесение звука 3) фонология – функционирование звуков в языке. Тон – колебания равномерные и периодические Шум – колебания неравномерные и непериодические Тон + Шум (m, n – сонанты) – тон преобладает над шумом. Звуки речи хар-ся:

1) громкость (интенсивность) – зависит от амплитуды колебания 2) тембр – создаётся резонансными хар-ми, которые наклад на основной тон/шум. 3) длительность – долгота 4) высота – частота колебаний. Все звуки делятся на сонорные и шум.

 

Артикуляция.

Артикуляция – работа органов речи направленных на произнесение звука. Фазы: 1) приступ (экскурсия) – реч аппарат приходит в положение для произнесения звука 2) выдержка – произнесение звука. 3) отступ (рекурсия) – возврат речевого аппарата в исходное положение.

Гласные: 1) ртораскрывательные 2) нет места образования 3) обр-ся с голосом. В произнесении гласных участвует: 1) работа языка (ряд – предн/задн, подъём – нижн/верхн) 2) работа губ (огубленные/неогубленные) 3) работа нёбной занавески (назализированные/не назализированные) 4) долгота (долгие/краткие) Согласные: 1) ртосмыкательные 2) фокус места образования 3) с голосом/без голоса Согл: 1) смычные (полная перемычка на пути возд потока) – взрывные (b,p,k,g,t,d), имплозивные (не взрывные) – m,n, африкаты (ц, ч) 2) щелевые (ц, щ, ш, в, ф, х, л) 3) дрожащие – r Мин артикуляц ед-цей явл слог. 2 теории слога 1) сонорная (теория звучности) гласные: сонанты->звонкие щелевые->звонкие смычные->глухие щелевые->глухие смычные / по убыванию звучности. 2) теория мускульного напр-я (звук – отрезок речи произносимый одним импульсом напряжения реч аппарата). Изм-я артикуляции звуков в потоке речи (в рез-те контакта с др звуками) 1) комбинаторные изм-я – изм-я артикуляции звуков нах-ся в близком соседстве – а) аккомодация (приноравливание) – изм-е артикуляции согл при изм-ии гласной и наоборот В совр РЯ гласные чаще аккомодируют согласные. Б) ассимиляция (уподобление) – гласные влияют на согл и наоборот. Сбить-отдых. В) диссимиляция гласных/согл - Расподобление звуков Бомба – бонба, доктор – дохтор Частные случаи б) и в) 1) гаппология в слове есть 2 похожих случ слога – один удаляется знаменоносец -> знаменосец. 2) эпентеза – вставка звука (ЧС в)) – в заимст словах 3) протеза – вставка звука перед словом 4) метатеза – перестановка звуков или слогов местами. Длань – ладонь. Hros – horse.

 

Система фонем.

Система фонем и её члены (фонемы) – характерное свойство самобытности данного языка, народности, нации. Содержание каждой фонемы определяет её положение в системе. Фонетика Я - это система, охватывает количество и группировку фонем (по соотношению гласных и согл и по оппозициям в пределах каждой группы), типы позиций и факторов, обусловливающих те или иные позиции (характер и место ударения, взаимодействие фонем в речевой цепи, типы слогов, явления начала и конца слова) и возникающие в слабых позициях варианты и вариации.Система фонем в разн Я: Север – Юг – изменение звуковых параметров меняется темп речи, языковые паузы, дистанция с говорящим и слушающим. Запад – Восток – тон речи (японская речь на актаву выше). Западные культуры – мужественные. Восточные – нежные.

Классификация гласных.

1) по широте раствора рта: широкие (а) - максимально сонорные, средние (э,о) – средней сонорности, узкие(и,у) – минимально сонорные.

2) По положению губ: растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон (артикуляция – оглубления); нейтральное положение губ (а) не влияют на резонаторный тон

3) Распределение гласных горизонтально по ряду, т.е. часть языка, которая поднята при произношении данного гл звука. Гласные (и ,э) –переднего ряда.Гласные (у, о) заднего ряда. Гласные среднего ряда – ы.

4) Вертикально гласные разделяются по подъёму. Т.е. по степени приподнятости тои или иной части языка. Верхний – (и, ы, у), Средний – (э, о), Нижний – а.

+БИЛЕТ16

 

Классификация согласных.

Согл: 1) смычные – взрывные (b,p,k,g,t,d), имплозивные (не взрывные) – m,n. Аффрикаты (ц,ч) 2) щелевые (с, щ, ш, в, ф, х, л) 3) дрожащие – r

+БИЛЕТ16

 

Слог.

Слог – это часть такта состоящая из одного или нескольких звуков. По своему звуковому строению слоги делят на 1) открытые (кончаются гласной) 2) закрытые (кончаются согл) 3) слоги кончающиеся сонорными согл – полуоткрытые (понимание слогораздела) 4) неприкрытые – (начинающ согл) Сочетание 2 слогов в пределах слога – дифтонг (одна гласн – слоговая, др - не слоговая) Если в дифтонге первая гл слоговая, то это нисходящий дифтонг. Если 2-ая гл слоговая – восходящий дифтонг. (ай, ой, эй, ий) РЯ дифтонги чужды, поэтому заимствуя слова с дифт из др Я русские разл их на 2 слоговых монофтонга. Слоги разгранич-ся слогоразделами. Для РЯ слогораздел проходит между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов. Пач|ка. Слоги разд-ся на звуки, т.о. звук речи – это часть слога произнесен за одну артикуляцию (одн экскурсии и одной рекурсии).

 

Фонетическое ударение.

Ударение – супрасегментная единица Я. Словесное ударение – выделение слога из группы слогов. 1) динамическое (силовое ударение) – ударный слог произносится громче. 2) квантитативное уд-е (колич) – ударный слог тянется дольше. 3) тоновое (музыкальное) – на ударном слоге тон либо повышается либо понижается. При динамическом ударении его место м/б фиксир (в данном Я оно всегда падает на опр по порядку слог) и нефиксир (на любой слог). Уд-е м/б подвижн и неподвижн. Примером Я с нефиксир, подвижным ударением явл РЯ.

Фраза и интонация.

Фраза - участок речевой цепи который разделяется паузами, те остановкой звучания. Фраза объед-ся интонацией, каждая фраза обл опр схемой интонации. Фраза распадается на такты (часть фразы – один или несколько слогов, объединённая одним ударением) Фразовое ударение – логическое.

Такт – это участок речевой цепи объединённый ударением.

Интонация состоит из 1) из повышений понижений голоса (мелодика речи), имеющая в каждом языке свой рисунок 2) соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов – это является фактом такта, но в пределах фразы придаёт ей ритм (логическое ударение) 3) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи 4) из силы или слабости произнесения, из уселения или ослабления выдыхания – интенсивность речи 5) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразы на полуфразы (Вороны сидели/на старой берёзе) 6) из общего тембра высказывания (мрачный, весёлый, испуганный).

Слово, критерии его выделения.

Слово – это минимальная относительно самостоятельная значащая ед языка. Самостоятельностьпозиционная (нет жёсткой связи с др словами), синтаксическая – слово может выступать в качестве однословного предложения. Варьирование слова м/б морфологическим, семантическим и фонетическим.

 

Типы слов в языке.

1) знаменательные слова (сущ – опр как имя субстанции, прил – опис-е свойств субст-ии, гл - имя действия) - выражают понятия и служат основой предложения 2) местоименные слова - микросистема, дублирующая части речи, вып указат ф-ию в Я Знач-е меняется в зав-ти от конкр реч сит-ий. 3) числительные – их происх-е восходит к частям тела. Выр особые понятия не связ с реальн вещами, понятия мат чисел. 4) служебные слова – выр понятия отношений. (предлоги) 5) междометные слова – сопровождают эмоции, желания, но не понятия.

 

Словарный состав языка.

Все слова, употребляющися в данном языке, образуют его словарный состав. Основной словарный фонд – объединяет все корневые слова, ядро языка. Основной словарный фонд живет на протяжении веков, создает базу для образования новых слов. ОСФ охват все самые необх слова языка, а не понятий или вещей. Словарн состав Я: Активный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. Пассивный словарь – это те слова, кот говорящий на данном языке понимает, но не употребляет (спец тех и дипломатич термины, экспрессивные выр-я).

 

Лексика как система

Как и всякий эл-т Я стр-ры лексика предст собой систему. В словарном составе любого Я можно найти разл пласты лексики. 1) свое и чужое 2) термины и слова общего Я 3) идиоматическая и неидеоматич лексика 4) экспрессивная и неэкспрессивн лексика (идиомы) 5) нейтр и стилистич окрашенная лексика Значение слова - это отношение слова к обозначаемому им предмету или явлению т.е. отн-е факта Я к внеязык факту. Значимость – собственное, языковое св-во слова, как эл-та лекс сист Я.

Грамматические значения.

Грамматич значение – такие эл-ты содержания, кот стоят за грамматич правилами (род, число, падеж). Грамматическое значение - реляционное + деривационное. Изменения реляц зн-я охватываются словоизменением (аффиксы – грамматич ф-я), изм-я деривац – охв словообразованием (аффиксы – лексико-грамм ф-ия). Реляц зн-е выр-ет только отношение какой-л лексемы к другим членам предл-я. Деривац зн-е – отностится к несамостоятельным признакам, сопровождающим веществ знач-е корня, огранч и уточняющих его.

 

Грамматич кат-ии имени.

Грамматические категории – это объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и совокупности однородных грамматических слов при различии их форм. Общее грамматич значение имени (и именных частей речи как сущ и прил но отнюдь не числит, местоим-й и в особенности междометий, кот к ЧР не относятся) – предметность, не только название вещей или предметов, но и всего их разнообразия. Существительное в грамматике представляет любое явление, действие, кач-во как предметность.Сущ имеет падеж, род, число. Категория числа выр-ся аффикс-ей, редупл-ей и др ср-ми. Категория падежа выр-ся с пом-ю аффиксов, предлогов и порядка слов. Категория опр-ти выр-ся артиклем а неопр-ть отсутствием артикля.

 

 

Место языкознания в системе наук.

Языкознание – наука о языках прошлого, настоящего и будущего. Задачи языкозн-я как науки 1) необх-ть изуч-я ин Я 2) изуч-е Я иностранцами. Связь языкозн-я с др науками. 1) тк язык это коммуникативная система знаков, то тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков (семиотика) – исследование любой знаковой системы как средства обозначения и передачи значения (типы кодов, сигнализации животных шрифты, знаки карт чертежей, пальцевая техника глухонемых). 2) тк Я - это общественное явление, то наука о языке связана с социологией (строение общества, использование языка различными соц объединениями 3) тк Я связан с мышлением, то языкознание связана с логикой 4) тк Языкознание имеет своим предметом речь, а это психофизический процесс. Связь языковедения с психологией и физиологией. Мышление изучает психология. Речевой акт изучает физиология (артикуляция, восприятие речи органами слуха) 5) Нарушение речи, патологии – медицина. 6) Звуковые явления изучает раздел физики - акустика 7) Этнография (народоведение) – фольклор(песни, сказки, былины), изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилище ,одежда, верования, суеверия) 8) Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала , т.е. области их распространения, их миграции (переселения) связывает лингвистику с археологией. 9) исследование происхождения речи у первобытных людей, как связаны или в чём не связаны признаки языка и расы – антропология– наука о биологической природе человека, его строения. Ч/з антропологию лингвистика м.б. связана с биологией (поведение животных) 10) Исторические науки (история языка) 11) География(географические факты ч/з историю могут стать факторами лингвистическими) 12) Филология– “словолюбие”, изучение всего что связано со словом, с письменным словом, т.е. изучение письменных памятников. 13) Математика – умения предсказания в лингвистике. 14) Теория информации (код – произвольная система заранее установленных знаков, алфавит – набор знаков кода, текст – последовательность знаков данного сообщения, канал – среда, по которой передаются знаки кода, с учётом помех и шумов, бит – единица измерения информации, избыточность – это разность м/у теоретически возможной передающей способностью какого-либо кода и средним количеством передаваемой информации, энтропия – мера недостающей информации и неопределённости) – Алгоритм – совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой – либо информационной системы. 15) Кибернетика – машина переводит тексты с одного языка на другой.

 

Строение науки о Я.

Языкознание – языковедение – лингвистика. 1) теоретич (зан-ся общ пробл Я), а) общее - зан-ся св-ми присущ любому Я (типологич Я) б) частное - занимается изуч-ем конкр Я (сравнительно-историч языкознание, лексикология) 2) прикладное (разраб методы решения практич задач – изуч-е Я, сост-е словарей, лексикография, переводы…) Др принцип дел-я 1) внутр лингв-ка (орфогр, грамматика, фонетика, лексикология, морфология) 2) внешняя лингвистика (социолингв-ка – взаимод Я и общ-ва, психолингв-ка – изуч-е пр-сов порождения и принятия речи), ареальная лингвистика. Нейро-лингвистич программир-е не отн ни к одной из вышеперечисл категорий.

Функции Я.

Функция в значении роли. Роли кот может выполнять Я. 1) коммуникативная -> Я как ср-во обмена мыслями, информацией. Инф-я – это сведения доступные для понимания и важные для поведения. Я передается в пр-ве и во времени. Частные ф-ии 1 a) регулятивная – Я позволяет непосредственно воздействовать на поведение адресата. Императивные высказывания - сходи за хлебом… б) контактоустанавливающая (фатическая) – от гр phatos – сказанный – Я может служить средством созд-я и поддерж-я контакта когда существенная информация еще не дана либо уже дана. Разговор ни о чем важен для самоутверждения. в) экспрессивная – язык позв выр-ть личность говорящего, его хар-р, настроение. г) метаязыковая – человек может объяснить явл-я при помощи ср-в языка. д) эстетическая - язык превращает текст в произведение искусства. е) этническая – каждый конкр Я объед какой-либо этнос, определяет его самосознание – группообразующ ф-ия – Я опр людей в группы (врачи, инженеры, программисты…) ж) магическая – слово способно влиять на ход соб-ий в мире, сверхъестественная сила Я. 2) мыслительная ф-ия – когнитивная – Я – средство формирования мысли. Частные ф-ии 2 а) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – многое, что человек узнал о внешнем мире пришло к нему из Я. Человек познает мир ч/з понятия. Понятия обр-ся в рез-те абстрагирования, обобщения. Абстрактные значения формируются на основе матер событий. В Я – та же тенденция. Гипотеза лингв относит-ти – стр-ра Я опред-ет стр-ру мышления. Хаар-р понимания действит-ти зависит от Я. Филогенез – влияние мышления на Я (связан с менталитетом). Онтогенез– влияние Я на мышление. б) номинативная (именующая) – связана с познавательной ф-ей. Чел дает назв-е предметам и явл-ям. В Я развивается то, что важно и нужно В любом Я есть пустые места в картине мира. Название появл после преодол-я предметом нек порога значимости 3) социальная ф-ия – этнос не однороден. Я обл спос-ю приспосабл к социуму. Подстраиваясь Я учит 3 пар-ра. 1) пол 2) возраст 3) соц положение. Этим занимается социолингв-ка.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...