Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, функции, признаки и классификация политических партий.

Политическая партия является одним из важнейших институтов политической власти. Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.

Основную функцию политической партии как института можно определить как посредничество между обществом и властью. То есть, главная задача партии заключается в формулировании требований, которые общество предъявляет существующей власти и в доведении этих требований до сведения последней.

Большинство исследователей, занимающихся изучением проблем политических партий выделяют следующие признаки политической партии:

1. Длительно существующее объединение граждан, имеющее четко выраженные организационные структуры. 2. Партией может быть названо только то объединение граждан, которое ставит перед собой задачу приход к власти. Именно посредством прихода к власти политическая партия может на практике реализовать стоящие перед ней цели и задачи.

3. Политическая партия претендует на то, чтобы выражать и защищать интересы той или иной группы общества.

4. В основе функционирования партии лежит идеология, мировоззрение, то есть собственное видение, собственная концепция принципов политического, экономического и социального устройства общества.

Рассмотрим теперь проблему классификации политических партий. 1. Так называемые кадровые партии. Сущность понятия кадровая партия заключается в том, что при создании партии ее руководство стремиться привлечь в партию относительно небольшое количество людей, обладающих, однако, значительной политической и экономической властью, представителей политической и экономической элиты.

2. Полной противоположность кадровых партий являются так называемые массовые партии. Сущность понятия массовая партия заключается в том, что ее руководство стремиться привлечь к членству в партии как можно большее количество граждан, принадлежащих к самым разным социальным слоям общества.

 

17. Государство как институт политической системы общества.

Государство как политический институт. Государство - основной институт политической системы общества, для осуществления политической власти от имени всего населения. Государство является базисным элементом политической системы общества. Отражается это в следующих фактах: 1. Государство обладает особы аппаратом и набором специальных средств осуществления властных полномочий. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. К ним относятся: парламент, правительство, суд, прокуратура, армия, органы правопорядка. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального органов, аппарата или учреждений.

2. Только государство уполномочено на осуществление правотворческой деятельности. Это означает, что Конституция и другие законы принимаются и устанавливаются только государством. 3. Государство является носителем суверенитета. Суверенитет означает, что государство без оглядки, без подсказки или без влияния других внешних сил или другого государство, решение принимает само самостоятельно. 4. Исключительное право государства на осуществление определенных действий (формирование бюджета, печатание денег, использования военной силы). В руках государства сосредоточен бюджет и монополия на сбор налогов с населения. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, займы и т. д.). 5. Государственная власть обладает неограниченной монополией на принуждение. Это связано с тем, что в ее распоряжении есть такие мощные рычагами воздействия как милиция, армия и другие силовые структуры. Хоть и другие организации могут иметь подобные средства, но они не будут столь эффективными. 6. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы.

Новые тенденции в развитии современных государств: стремление к созданию подлинно демократического, правового государства; демократическая ограниченность суверенитета государства, которой идет на смену абсолютному суверенитету; децентрализация государственной власти; интеграция экономической и политической жизни с одной стороны и оживление национальных движений и дробление уже существующих государств – с другой; стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество; сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание. В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, централизации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.

В государственной деятельности заметно сокращается применение принуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных социальных сил, хотя и остается важным средством в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстремистскими элементами. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают достаточных оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем. Еще более велика роль государства в переходные этапы общественного развития, как например в Казахстане и других постсоциалистических странах. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...