Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и назначение государственной идеологии

Главное содержание, общие цели и социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология (от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология –это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.

В эпоху Просвещения это понятие получило негативную окраску как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской революции, когда имело место массовое уничтожение людей во имя идеологических абстракций. И только со временем идеология получила признание.

Опираясь на достижения современной политологической мысли, политическую идеологиюможно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Носителями идеологиивыступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характерную остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.
66. Общественно-политические взгляды аль-Фараби

В истории политической мысли Казахстана яркое место занимает Абу Наср аль-Фараби (873-950) - один из крупнейших представителей восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Alpharabius.

Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.

Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающим одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...