Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

 

Работу выполнила:

Щур Анастасия Михайловна

Студентка 2 курса 1 группы

Факультета технологии

 

Научный руководитель:

Журлова Ирина Владимировна

 

 

Мозырь,2011

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Педагогическая речь как элемент мастерства учителя

1.1 Понятие о педагогической речи, ее задачах и функциях…………5

1.2 Особенности, формы педагогической речи………………………10

1.3 Коммуникативное поведение педагога и требования к качествам его речи………………………………………………….……………………..16

 

Глава 2. речевое поведение как основа взаимодействия в работе учителя обслуживающего труда.

2.1. Методика реализации педагогической речи на уроках обслуживающего труда……………………………………………………..…19

2.2. Обработка техники педагогической речи…………………………..20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………28

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Культуре речи человека всегда уделялось много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании личности. Владение культурой речи – это успех в общении, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определённых правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специфическими знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь – это способность говорить, говорение. В ХХ веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Виноградов, С.И. Ожегов, А.Н. Гвоздев, А.И.Ефимов и их многочисленные последователи и ученики постепенно, всё полнее и шире осмысливали совокупность явлений, связанных с этим определением, такие как: «культура речи» или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание знаний этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которого оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.

В системе образования развитию личности уделялось всегда особое внимание. Но при этом личность определялась в большей степени структурой и характером её предметной деятельности. Социальный же контекст этой деятельности оказывался вне поля зрения научного анализа. Личность же на первый план выдвигает проблемы культуры общения и культуры педагогического общения, что в равной степени относится и к личности ученика, и к личности учителя.

Проблема заключается в том, что многие студенты педагогических ВУЗов хорошо владеют методикой обучения и знают методику внеурочной воспитательной работы, но они слабы в сфере взаимодействия. В учебно- воспитательном процессе важная роль отводится межличностным отношениям, общению, психологическим аспектам взаимодействия учителя и ученика. Неподготовленность будущих учителей выражается в том, что у студентов часто нет контакта с учениками, доверительных отношений, они не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу с учащимися, сотрудничать с учителями. Причин тому много, но главная состоит в том, что в педагогическом учебном заведении учат методике преподавания предмета, и мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных умений у будущих педагогов.

Постановка проблемы педагогического общения в качестве самостоятельного объекта исследования была осуществлена в трудах российских учёных: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Также развитию данной проблемы способствовали исследования в области социальной перцепции (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская и др.), теории коллективов и межличностных отношений в педагогическом процессе (Л.Н. Аникеева, Р.С. Вайсман, А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.), изучения развития общения в онтогенезе (И.А. Джидарьян, И.С. Кон, М.И. Лисина, Д.Б. Эльклнин и др.), личности и деятельности учителя ( Ф.Н. Хонобилин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М.Митина, А.И. Щербакова и др.)

Противоречие, обусловленное несоответствием между возрастающими требованиями к процессу и результату формирования культуры педагогического общения и недостаточной разработанностью её методических и теоретических основ, порождает проблему исследования междисциплинарного характера. Данная проблема определяет цель работы.
Цель: определить методические и теоретические условия формирования культуры речи педагога.

Исходя из вышесказанного можно определить задачи данной работы:
1.Изучить и анализировать теоретико-методического материала по выбранной теме.

2.Рассмотреть сущность, структуру, функции и технику речи.
3.Обосновать содержание, этапы и способы организации процесса формирования культуры речи педагога.

В работе были использованы следующие методы педагогического исследования:

1) анализ научно-педагогической и методической литературы;

2) педагогическая диагностика (наблюдение, беседа с учителем);

3) анализ документации;

4) изучение передового педагогического опыта.

При использовании названых методов научно-педагогического исследования мы раскрыли основные вопросы данной работы, изучили методические и теоретические условия формования культуры речи педагога.

Экспериментальная база: Люденевичская СОШ.

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.1 Речь педагога – это главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и овладеть развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.

Изучение теории и практики педагогического общения по­зволяет выделить следующие функции речевого поведения учи­теля:

1)самопрезентационную

2) мотивационную

3)психотерапевти­ческую

Самопрезентационная функция.

Личность педагога – объект пристального внимания детей буквально с

первых моментов общения. От эффекта "первого впечатления"зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Готовясь к встрече с детьми, опытные учителя продумывают экспрессивные тонко­сти своего поведения, начиная с внешнего самооформления, приветствия и заканчивая прощанием.

Мотивационная функция.

С отказом педагогики от жесткого управления учебно-воспитательным процессом проблема мотивации приобретает все большее значение. "Мотив, – подчеркивает Ш.А. Амонаш­вили, – не просто возбудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности".[6,с.56]

Проблема мотивации является сложнейшей, поскольку в качестве побудителей и стимуляторов учебной деятельности выступает многообразие внешних и внутренних факторов: ка­чество преподавания, эрудиция учителя, обаяние его личности, природные способности и склонности учащегося, его ценност­ные ориентиры и др.

Одним из первых, кто обратил внимание на психотерапев­тическую функцию речевого поведения учителя, был В.Н. Мясишев. Он подчеркивал огромные возможности слова в фор­мировании отношений ребенка к жизни, к людям, к себе, раз­решении болезнетворных противоречий и конфликтов.

Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.

1.2 Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как важнейшее условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся:

1) публичность;

2) аудиовизуальность;

3) импровизированность.

Говорить публично-значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обрщенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова.

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи).Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя.

Импровизационность – неотъемлемый элемент педагогического творчества. Многообразие речевых коммуникаций учителя ориентировано на видимого собеседника. Они творятся в ходе непосредственного разговора с учащимися.

На сегодняшний день основными формами педагогического общения “педагог - ученик” являются:

· монолог

· диалог

· дискуссия

· полилог

Монолог­ – процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Общение оратора с аудиторией происходит с определённой целью и в определённой ситуации. Оратор приходит в аудиторию с конкретными целями: информировать слушателей, убедить, побудить у определённым действиям либо развлечь их.

Диалог – это форма речи, при которой происходит общение двух или нескольких лиц.

Дискуссией – называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Полилог – представляет собой обмен мнениями по какой-либо определённой теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой- либо вопрос, осветить проблему.[13,с 503]

1.3 Качественный уровень коммуникативного взаимодействия с учащимися зависит от того, насколько его речевые коммуникации соответствуют нормам и правилам педагогической этики и этикета, отличаются умелой импровизационностью, диалогизмом и экспрессивностью.

Среди требований к речи педагога выделяются:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Педагогический тактэто мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

 

Библиографический список

 

1. Бурман, Л.В. Диалогические умения как важная характеристика профессионализма будущего учителя / Л.В. Бурман // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 11. – С. 27–32.

2. Гольдин, В.Е. Речевая культура / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина / Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1998. – 76 с.

3. Емельянова, М.В. Основы педагогического мастерства: курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Т.Н. Савенко. – Мозырь: УО МГПУ, 2006. – С. 54–64.

4. Емельянова, М.В. Основы педагогического мастерства: учеб.-метод. указания / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Т.Н. Савенко. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – С. 14–16; 48–51.

5. Зинченко, В.П. Живое слово-понятие: рассудок и разум / В.П. Зинченко // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 12. – С. 22–25.

6. Коткова, Н.Ф. Обучение речевому этикету / Н.Ф. Коткова // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 7. – С. 55–58.

7. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на Дону: Изд. центр «Март», 2002. – Гл. 6. Основы культуры речи. – С. 147–155.

8. Мурашов, А. Риторическое слово педагогического творческого взаимодействия / А. Мурашов // Русский язык в школе. – 1995. – № 4. – С. 23–26.

9. Мышко, О.П. Речевая подготовка учителя к уроку / О.П. Мышко // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 7. – С. 25–28.

10. Николаенко, Г.И. Коммуникативно-речеведческая подготовка как фактор повышения профессиональной культуры педагогов / Г.И. Николаенко // Адукацыя i выхаванне. – 2005. – № 9. – С. 20–24.

11. Никольская, С.Т. Техника речи: пособие / С.Т. Никольская. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 132 с.

12. Педагогическое речеведение: словарь-справочник. – М., 1998. – 216 с.

13. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 272–274; 505–508.

14. Перхорович, К.И. Слово учителя, слово ученика (проблемы формирования речевой культуры в современной школе) / К.И. Перхорович // Народная асвета. – 2010. – № 6. – С. 27–29; № 7. – С. 23–26.

15. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Минск: Беларуская навука, 1998. – С. 84–117.

16. Савостьянов, А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя: пособие / А.И. Савостьянов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 214 с.

 

 

Приложение А

Комплекс упражнений на отработку правильности речи

Задание 1. Прочитайте, правильно расставляя ударения

Алфавит, аноним, апостроф, баловать, верба, вероиспопед ние, втридорога, газированный, газопровод, генезис, глиняный,гравировать, гражданство, давнишний, досуг, договор, еретик, жалюзи, закупорить, запломбировать, заторможенный, исподволь, кашлянуть, кладовая, квартал, кухонный, легкоатлет,намерение, начать, обеспечение, облегчить, одноименный, оклесица, перенесенный, принудить, пуловер, рассредоточение, сливовый, созыв, средства, столяр, таможня, торты, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение, феномен, филистер,христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, эксперт.

Задание 2. Распределите приведенные ниже слова погруппам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [е].Проверьте правильность произношения по ключю.

Мягкое произношение Вариантное произношение Твердое произношение
[д']емагог [д']епо - [дэ]по [дэ]нди

 

Агрессия, адекватный, альтернатива, антенна, бандероль, барельеф, бассейн, бестселлер, бета, бизнесмен, варьете, генезис, гротеск, дебютировать, девальвация, дегустировать, дезертир, дезинфекция, декан, декламировать, деклассированный, деликатес, демагогия, демилитаризация, демисезонный, демократия, депрессия, детектив, дефицит, джентльмен, дивиденд, диспансер, капелла, претензия, прогресс, резюме, темп, тенденци термин, террор, экспресс, эссе, юриспруденция.

Ключ: агр[е]ссия, ад[э]кватный, альт[э]рнатива, ант[э]нна,банд[э]роль, бар[е]льеф, басс[е,э]йн, бестс[э]ллер, б[э]та, бизн[э]см[е,э]н, варьет[э], ген[э]зис, грот[э]ск, д[е]бютирова,д[э,е]вальвация, д[е]густировать, д[е]зертир, д[е]зинфекци] д[е,э]кан, д[е]кламировать, д[э,е]классированный, д[е]ликат[э]о д[е]магогия, д[е]милитаризация, д[е]мисезонный, д[е]мократия, д[е,э]пр[е]ссия, д[э]т[э]ктив, д[е]фицит, дж[э]нтльм[е,э]н, диЛ д[е]нд, диспанс[э]р, кап[э]лла, прет[е,э]нзия, прогр[е]сс, реет м[э], т[э]мп, т[э]нд[э]нция, т[е]рмин, т[е]ррор, экспр[е,э]сс, эсс[э] юриспруд[е]нция.

Задание 3. Выберите из данных прилагательных такие, которые не образуют степеней сравнения. Обоснуйте свой выбор.

Глубокий, глухой, добрый, зеленоватый, кислый, пустой, слепой, трудный, хитрющий, яркий.

Задание 4. Образуйте от данных глаголов, где возможно, фор­му 2-го лица единственного числа повелительного наклонения.

Бежать, весить, вить, выглядеть, грести, доказать, есть, ехать, жечь, значить, издавать, класть, махать, напасть, ноче­вать, основать, пахать, печь, стоить, шептать.

Задание 5. Укажите среди данных глаголов те, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа. Со­ставьте с ними предложения.

Вечереть, грести, лечь, победить, приходить, расти, смер­каться, трясти, убедить, целовать.

Задание 6. Исправьте ошибки в образовании форм прилага­тельных, местоимений, глаголов, причастий.

1. Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит се­мейное дело. 2. Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3. Отец каждый день ездиет в город на работу. 4. Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн. 5. Мы с им отправились к морю. 6. Его вклад в общее дело был существенен. 7. Волга ширее Дона. 8. Он всегда ложит локти на стол. 9. Нет ничего красивше природы родного уголка. 10. На перроне мы встретили девочку лет семи и спросили у ее дорогу. 11. С наступ­лением весны дни становятся длиньше. 12. С моей точки зрения, спор этот бессмысленен. 13. Молодежь, трудящая на заводе, ре­шила выйти на субботник. 14. Я много тренировался, думаю, чтО побежу в соревнованиях. 15. Из двух зол выбирай более мень­шее. 16. Изрешетенный вражескими пулями, он упал, не выпус­тив из рук знамя полка. 17. Сережа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.

Задание 7. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» заведующий старкомхозом Гаврилин, выступая на ми­тинге по случаю открытия старгородского трамвая, говорит, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих... а еще... благодаря чест­ного советского специалиста, главного инженера Треухова* Найдите в его речи ошибку, связанную с нормами управления.

Задание 8. Поставьте словосочетания, данные в скобках, в нужную падежную форму.

1. Больше времени уделять (чтение книг). 2. Включиться (строительство дороги). 3. Вопреки (противопожарные действия). 4. Восхищаться (благородный поступок). 5. Гордиться (свои ученики). 6. Грустить (школьные друзья). 7. Избежать (серьезная опасность). 8. Исходить из (это предположение). 9. Обращать внимание (физическая подготовка). 10. Озабоченность (положе­ние дел в стране). 11. Оплатить (проезд). 12. Остановиться (разные стороны проблемы). 13. Отчитаться (израсходование Полу­ниных средств). 14. Побудило (решительные действия). 15. Под­черкнуть (необходимость созыва собрания). победа). 19. Удостоить (беглый взгляд). 20. Факт (грубое нарушение правил).

Приложение Б

Тема:Виды теста и изделия из него

Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с видами теста и блюдами из него, технологий их приготовления, требованиями к качеству и правилами подачи.

Развивающая: Развить у учащихся умений по приготовлению тонких блинчиков.

Воспитательная: Воспитать у учащихся эстетический вкус, экономичность.

Оборудование: сковородки, тарелки, лопатки, миски, венчик, ложки, вилки, плита.

Ход урока:

1-ый урок:

1.)Организационный момент (проверка присутствующих, проверка готовности к уроку (2 мин.)).

2.)Проверка знаний учащихся по теме « Меню » ( решение карточек по предыдущей теме (5 мин.)

Пример:

а) Меню – это…

б) Какие бывают виды меню (классификация)?

в) Кем может разрабатываться меню?

г) Исходя из каких критериев разрабатывается меню?

3.) Изложение нового материала (27 мин.)

3.1) Тесто – это…(записываем на доске);

3.2) Виды теста:…(записываем на доске);

3.3) Технология приготовления различных видов теста;

3.4) Требования к качеству;

3.5) Правила подачи.

4.) Закрепление нового материала (устный опрос (6 мин.))

Вопросы:

1) Что такое тесто?

2) Какие виды теста вы (запомнили) знаете?

3) Отличительные черты приготовления различных видов теста?

4) Какие блюда или изделия можно приготовить из того или иного вида теста?

5) Назовите основные требования к блюдам из теста?

6) Расскажите основные правила подачи блюд и изделий из теста?

2-ой урок:

5.) Вводный инструктаж: (5–6 мин.)

1) перед началом работы обязательно подготовить рабочее место: проверить наличие всех необходимых инструментов и продуктов, исправность оборудования, чтобы не было лишних предметов;

2) наличие спец. одежды;

3) содержание трудовой деятельности:

а) приготовление теста (приемы);

б) выпекание блинчиков (приемы);

в) приготовление начинок;

г) формировка блинчиков начинками;

д) чаепитие.

4) Правила ТБ при работе с посудой, инструментами.

5) Критерии оценки.

6.) Выполнение практической работы (текущий инструктаж (35 мин.)).

7.) Заключительный инструктаж (5 мин.)

1) анализ работы;

2) причины ошибок;

3) оценки.

8.) Организационный момент ( уборка мест (5 мин.).

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

 

Работу выполнила:

Щур Анастасия Михайловна

Студентка 2 курса 1 группы

Факультета технологии

 

Научный руководитель:

Журлова Ирина Владимировна

 

 

Мозырь,2011

Введение………………………………………………………………3

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...