Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о педагогической речи, ее задачах и функциях
Профессиональная речь педагога – это главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и овладеть развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.[4,с.14] Речь учителя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения, которое проявляется в манере, характере речевых действий и речевой деятельности, включая соматическую активность. Речь–способность говорить, говорение. [16,с.214] В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресуется информация, цель, содержание, используемые средства – вербальные и невербальные. В педагогическом общении объектом взаимодействия оказывается детская личность, и речевые поступки учителя отражают отношение к ней как к субъекту взаимодействия, обнаруживая уровень не только языковой, но и нравственной культуры. Поведение личности в обществе предполагает освоение комплекса социальных ролей. Их репертуар зависит от статуса, т.е. положения, занимаемого в различных жизненных сферах – семье, производстве, общественных местах. Выполнение той или иной роли оказывает формирующее влияние, детерминируя психологические установки. Эта закономерность распространяется и на речевое поведение учителя. Высказывания, обращенные к детям, вызывающие определенные ответные реакции – словесные, поведенческие, являются педагогическими поступками, отражающими уровень профессиональной культуры. Решающую роль при этом играет живое устное слово в единстве вербальных и невербальных проявлений. Речевые поступки учителя имеют определенное коммуникативное содержание и форму. Например, побудить ребенка к каким-то учебным действиям можно с помощью намека, просьбы, совета, указания, требования и т.д. Если содержание речевого поступка в основном обусловлено педагогическими целями, то форма – особенностями межличностных отношений: функциональных или дружественных, доверительных. Чтобы управлять педагогическим общением, учителю требуется умение прогнозировать ученический отклик на свое поведение. Лишь используя оптимальную модель речевого поступка, он добивается необходимого учебного и воспитательного эффекта. Например, выражение: "Прошу сделать эту работу, уверен, что Вы справитесь с ней" – для семиклассника более сильный побудитель, чем " Немедленно приступай к работе, иначе не видать тебе хорошей отметки". Подросток с его обостренным чувством собственного достоинства, как правило, противится бесцеремонному педагогическому нажиму и угрозам, неуважительной форме обращения, в данном случае на "ты". Знание психологии учащихся, общих закономерностей воспитания, владения арсеналом педагогических средств и методов помогают учителю избежать грубых коммуникативных просчетов. Однако каждый акт профессионального взаимодействия требует нестандартного речевого творчества,ибо строится на учете многообразных обстоятельств –ситуации общения, индивидуальности воспитанника, переживаемых им чувств, настроения, характера сложившихся отношений и др. Учителю необходима постоянная корректировка своего поведения в соответствии с сиюминутно получаемой обратной информацией – вербальной и невербальной. Педагогическое общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками учителя и учащихся.[3,с.58] Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи. Несмотря на личностное своеобразие – темперамент, характер, интеллект, уровень культуры, пол, возраст, – в каждом акте речевого поведения учитель выступает как носитель основной социальной роли. Профессиональной особенностью его вербальной и невербальной экспрессии является приверженность психолого-педагогическим принципам. Речевое поведение учителя как категория педагогической науки – неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Известно, что успешность учебно-воспитательного воздействия зависит не только от того, насколько педагог владеет предметом разговора и методическими тонкостями его организации, но и от того, насколько ему удается находить общий язык и установить контакт с учащимися. Нереализованный коммуникативный потенциал речевого поведения оборачивается ослаблением непосредственного воспитательного влияния личности учителя на личность учащегося. В этой связи возникает необходимость выделения специфических функций коммуникативно-ориентированной речи педагога. Под функцией языка понимают его назначение. Традиционно дифференцируют такие функции устной речи, как координирующая, воздейственная и информационная.В педагогическом общении они реализуются на дидактическом и воспитательном уровнях. Своим словом учитель организует и координирует предметную деятельность, сообщает необходимую информацию, воздействуя на рациональную, эмоциональную и волевую сферы учащихся. Классификация функций имеет универсальный характер, отражая назначение любой речевой деятельности, а не только педагогически ориентированной. Для того чтобы речевое поведение учителя строилось не столько на интуитивном, сколько на осознанном уровне, необходимо достаточно четкое представление о его специфических функциях. 1)самопрезентационную 2) мотивационную 3)психотерапевтическую Самопрезентационная функция. Личность педагога – объект пристального внимания детей буквально с первых моментов общения. От эффекта "первого впечатления"зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Готовясь к встрече с детьми, опытные учителя продумывают экспрессивные тонкости своего поведения, начиная с внешнего самооформления, приветствия и заканчивая прощанием. "Воспитанник воспринимает вашу душу и мысли, – писал А.С. Макаренко, – не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас". Он настойчиво советовал обращать внимание на "решающие пустяки": как стоять, как сидеть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников. От культуры самопрезентации зависит аттракция – личное обаяние учителя. Если он не сумел произвести благоприятное впечатление сразу, то в дальнейшем в связи с возникшей негативной установкой учащихся приходится преодолевать серьезные трудности в общении. Первоначальное впечатление сравнивают с осью, вокруг которой организуется сравнительное поле изучения человека. Фонетические особенности, лексический объем, грамматический и интонационный строй речи, жесты, мимика, пантомимика учителя открывают детям его личностную сущность – уровень интеллекта и образованности, общей культуры и воспитанности, своеобразие темперамента и характера. Привлекательность педагога является эмоциональным регулятором межличностных отношений, обеспечивая их устойчивость, глубину, доверительность. Так, по данным исследований, проведенным Н.П. Ворониным, благоприятное впечатление от учителя у учащихся зависит от того, насколько уверенны его движения, позы, мимика, жесты, от четкости речи, оправданности ее громкости, ритма, от спокойного взгляда, широты спектра эмоциональных проявлений и т.д. Состояние удовлетворенности учащихся служит важным показателем уровня педагогического общения. Преобладание положительных эмоций на уроках укрепляет представление об учителе как привлекательном человеке. Следовательно, профессионализм наставника проявляется в способности вызвать к себе стабильное расположение и симпатию детей. Мотивационная функция. С отказом педагогики от жесткого управления учебно-воспитательным процессом проблема мотивации приобретает все большее значение. "Мотив, – подчеркивает Ш.А. Амонашвили, – не просто возбудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности".[6,с.56] Проблема мотивации является сложнейшей, поскольку в качестве побудителей и стимуляторов учебной деятельности выступает многообразие внешних и внутренних факторов: качество преподавания, эрудиция учителя, обаяние его личности, природные способности и склонности учащегося, его ценностные ориентиры и др. Тем не менее слову учителя дано создавать на занятиях благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в нее каждого ребенка, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоционального подъема. Особой мотивационной значимостью обладает комментирование отметки. Опытные педагоги не относятся к ее выставлению как самоценной акции, осознавая ее императивный смысл. Психологическое значение любой оценки, включая отметку, состоит в стимулировании определенной деятельности или поступков учащихся. Оценочные суждения учителя могут быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны, и негативными, критическими, отмечающими недостатки, слабые стороны. Поощрительный комментарий призван вселить уверенность учащихся в своих способностях, утвердиться в правильности совершенных учебных действий или поступков. Назначение негативного комментария, сосредоточенного на ошибках, просчетах, заключается в активизации сил учащихся на преодолении недостатков. Оптимальными являются оценочные суждения, в которых поощрительность сочетается с объективным критическим анализом, без которого затруднительно формирование необходимых учебных и поведенческих эталонов и осложняются самообразование и самовоспитание учащихся. Развернутые оценочные суждения учителя способствуют совершенствованию содержательного аспекта деятельности и поведения, побуждая учащихся к самокритичности. Психотерапевтическая функция. Одним из первых, кто обратил внимание на психотерапевтическую функцию речевого поведения учителя, был В.Н. Мясишев. Он подчеркивал огромные возможности слова в формировании отношений ребенка к жизни, к людям, к себе, разрешении болезнетворных противоречий и конфликтов. Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Для душевного здоровья серьезную опасность представляет дистресс, определяемый Г.Селье как "вредоносный стресс". Если стресс может вызвать не только приятные, но и неприятные чувства, то дистресс всегда неприятен.[15,с.92] Школьные дистрессы вызывают дидактогении, проявляющиеся в утрате побуждения к занятиям, стремлении уклониться от них, страх учения. Дистресс вызывает ухудшение самочувствия, вызывает состояние тревожности, фрустрацию (чувство крушения), потерю веры в себя, стимулирует заниженный уровень притязаний, эффект сужения сознания, уход в себя, отчужденность, провоцирует агрессию, жестокость, стремление к конфронтации. Следует учитывать различие в адаптивных возможностях детей. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах Беларуси в связи с Чернобыльской катастрофой и неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Следует учитывать, что присутствие сверстников выступает для каждого ребенка дополнительным раздражителем, источником острых переживаний, ибо связано с утверждением личного достоинства и престижа в их среде. В диалоге, реализуемом в обстановке публичности, предпочтительна тактика акцентирования внимания на достоинствах, а не на недостатках. Такая тенденция целесообразна при оценке и учебной, и внеучебной деятельности и поведения. Только так формируется позитивная самооценка, культивируются положительные личностные качества. Особо травмирующей является пессимистическая оценка возможностей детей, которая выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях и нередко в грубой, оскорбительной форме. При этом внушающей силой обладают и произносимые слова, и их эмоциональная окраска. Учитель провоцирует зависть, эгоцентризм, тревожность, негативизм, конфликтность, когда он сравнивает ученические успехи. Известно, что острословие, веселость педагога заражают детей оптимизмом и жизнестойкостью. Удачной репликой, уместной шуткой можно снять нервное напряжение, вызвать эмоциональную разрядку. Значительным терапевтическим воздействием обладает доверительный разговор с ребенком, с глазу на глаз, умение слушать и слышать его. Молчаливое благожелательное внимание педагога побуждает к откровенности и искренности. Лечебная сила учительского слова связана с тем, что оно способно успокоить, воодушевить, активизировать творческие возможности личности, формировать оптимистическое мироощущение.[15,с.95] |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |