Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о педагогической речи, ее задачах и функциях

 

Профессиональная речь педагога – это главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и овладеть развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.[4,с.14]

Речь учителя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и ре­чевого поведения, которое проявляется в манере, характере речевых действий и рече­вой деятельности, включая соматическую активность.

Речь–способность говорить, говорение. [16,с.214]

В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресует­ся информация, цель, содержание, используемые средства – вербальные и невербальные.

В педагогическом общении объектом взаимодействия ока­зывается детская личность, и речевые поступки учителя отра­жают отношение к ней как к субъекту взаимодействия, обна­руживая уровень не только языковой, но и нравственной культуры.

Поведение личности в обществе предполагает освоение комплекса социальных ролей. Их репертуар зависит от статуса, т.е. положения, занимаемого в различных жизненных сферах – семье, производстве, общественных местах. Выполнение той или иной роли оказывает формирующее влияние, детермини­руя психологические установки. Эта закономерность распро­страняется и на речевое поведение учителя.

Высказывания, обращенные к детям, вызывающие опреде­ленные ответные реакции – словесные, поведенческие, явля­ются педагогическими поступками, отражающими уровень про­фессиональной культуры. Решающую роль при этом играет живое устное слово в единстве вербальных и невербальных проявлений.

Речевые поступки учителя имеют определенное коммуни­кативное содержание и форму. Например, побудить ребенка к каким-то учебным действиям можно с помощью намека, просьбы, совета, указания, требования и т.д. Если содержание речевого поступка в основном обусловлено педагогическими целями, то форма – особенностями межличностных отноше­ний: функциональных или дружественных, доверительных.

Чтобы управлять педагогическим общением, учителю тре­буется умение прогнозировать ученический отклик на свое по­ведение. Лишь используя оптимальную модель речевого поступ­ка, он добивается необходимого учебного и воспитательного эффекта. Например, выражение: "Прошу сделать эту работу, уверен, что Вы справитесь с ней" – для семиклассника более сильный побудитель, чем " Немедленно приступай к работе, иначе не видать тебе хорошей отметки". Подросток с его обо­стренным чувством собственного достоинства, как правило, противится бесцеремонному педагогическому нажиму и угро­зам, неуважительной форме обращения, в данном случае на "ты".

Знание психологии учащихся, общих закономерностей вос­питания, владения арсеналом педагогических средств и мето­дов помогают учителю избежать грубых коммуникативных про­счетов. Однако каждый акт профессионального взаимодейст­вия требует нестандартного речевого творчества,ибо строится на учете многообразных обстоятельств –ситуации общения, индивидуальности воспитанника, переживаемых им чувств, настроения, характера сложившихся отношений и др. Учителю необходима постоянная корректировка своего поведения в со­ответствии с сиюминутно получаемой обратной информацией – вербальной и невербальной. Педагогическое общение складыва­ется из взаимного обмена речевыми поступками учителя и учащихся.[3,с.58]

Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в опреде­ленной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникатив­ные задачи.

Несмотря на личностное своеобразие – темперамент, ха­рактер, интеллект, уровень культуры, пол, возраст, – в каж­дом акте речевого поведения учитель выступает как носитель основной социальной роли. Профессиональной особенностью его вербальной и невербальной экспрессии является привер­женность психолого-педагогическим принципам. Речевое по­ведение учителя как категория педагогической науки – не­отъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, на­правленной на воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Известно, что успешность учебно-воспитательного воздей­ствия зависит не только от того, насколько педагог владеет предметом разговора и методическими тонкостями его органи­зации, но и от того, насколько ему удается находить общий язык и установить контакт с учащимися.

Нереализованный коммуникативный потенциал речевого поведения оборачивается ослаблением непосредственного вос­питательного влияния личности учителя на личность учащего­ся. В этой связи возникает необходимость выделения специ­фических функций коммуникативно-ориентированной речи педагога.

Под функцией языка понимают его назначение. Традици­онно дифференцируют такие функции устной речи, как коорди­нирующая, воздейственная и информационная.В педагогиче­ском общении они реализуются на дидактическом и воспита­тельном уровнях. Своим словом учитель организует и координирует предметную деятельность, сообщает необходи­мую информацию, воздействуя на рациональную, эмоциональ­ную и волевую сферы учащихся.

Классификация функций имеет универ­сальный характер, отражая назначение любой речевой дея­тельности, а не только педагогически ориентированной. Для того чтобы речевое поведение учителя строилось не столько на интуитивном, сколько на осознанном уровне, необходи­мо достаточно четкое представление о его специфических функциях.
Изучение теории и практики педагогического общения по­зволяет выделить следующие функции речевого поведения учи­теля:

1)самопрезентационную

2) мотивационную

3)психотерапевти­ческую

Самопрезентационная функция.

Личность педагога – объект пристального внимания детей буквально с

первых моментов общения. От эффекта "первого впечатления"зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Готовясь к встрече с детьми, опытные учителя продумывают экспрессивные тонко­сти своего поведения, начиная с внешнего самооформления, приветствия и заканчивая прощанием. "Воспитанник воспри­нимает вашу душу и мысли, – писал А.С. Макаренко, – не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас". Он настойчиво советовал обращать внимание на "решающие пустяки": как стоять, как сидеть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на вос­питанников.

От культуры самопрезентации зависит аттракция – личное обаяние учителя. Если он не сумел произвести благоприятное впечатление сразу, то в дальнейшем в связи с возникшей нега­тивной установкой учащихся приходится преодолевать серьез­ные трудности в общении. Первоначальное впечатление срав­нивают с осью, вокруг которой организуется сравнительное поле изучения человека. Фонетические особенности, лексический объем, граммати­ческий и интонационный строй речи, жесты, мимика, панто­мимика учителя открывают детям его личностную сущность – уровень интеллекта и образованности, общей культуры и вос­питанности, своеобразие темперамента и характера.

Привлекательность педагога является эмоциональным регу­лятором межличностных отношений, обеспечивая их устойчивость, глубину, доверительность. Так, по данным исследова­ний, проведенным Н.П. Ворониным, благоприятное впечатле­ние от учителя у учащихся зависит от того, насколько уверен­ны его движения, позы, мимика, жесты, от четкости речи, оп­равданности ее громкости, ритма, от спокойного взгляда, широты спектра эмоциональных проявлений и т.д.

Состояние удовлетворенности учащихся служит важным показателем уровня педагогического общения. Преобладание положительных эмоций на уроках укрепляет представление об учителе как привлекательном человеке. Следовательно, про­фессионализм наставника проявляется в способности вызвать к себе стабильное расположение и симпатию детей.

Мотивационная функция.

С отказом педагогики от жесткого управления учебно-воспитательным процессом проблема мотивации приобретает все большее значение. "Мотив, – подчеркивает Ш.А. Амонаш­вили, – не просто возбудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности".[6,с.56]

Проблема мотивации является сложнейшей, поскольку в качестве побудителей и стимуляторов учебной деятельности выступает многообразие внешних и внутренних факторов: ка­чество преподавания, эрудиция учителя, обаяние его личности, природные способности и склонности учащегося, его ценност­ные ориентиры и др. Тем не менее слову учителя дано созда­вать на занятиях благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в нее каждого ребенка, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоцио­нального подъема.

Особой мотивационной значимостью обладает комментиро­вание отметки. Опытные педагоги не относятся к ее выставле­нию как самоценной акции, осознавая ее императивный смысл. Психологическое значение любой оценки, включая отметку, состоит в стимулировании определенной деятельности или поступков учащихся.

Оценочные суждения учителя могут быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны, и негативными, критическими, отмечающими недостатки, сла­бые стороны.

Поощрительный комментарий призван вселить уверенность учащихся в своих способностях, утвердиться в правильности совершенных учебных действий или поступков. Назначение негативного комментария, сосредоточенного на ошибках, просчетах, заключается в активизации сил учащихся на преодолении недостатков. Оптимальными являются оце­ночные суждения, в которых поощрительность сочетается с объективным критическим анализом, без которого затрудни­тельно формирование необходимых учебных и поведенческих эталонов и осложняются самообразование и самовоспитание учащихся. Развернутые оценочные суждения учителя способст­вуют совершенствованию содержательного аспекта деятельно­сти и поведения, побуждая учащихся к самокритичности.

Психотерапевтическая функция.

Одним из первых, кто обратил внимание на психотерапев­тическую функцию речевого поведения учителя, был В.Н. Мясишев. Он подчеркивал огромные возможности слова в фор­мировании отношений ребенка к жизни, к людям, к себе, раз­решении болезнетворных противоречий и конфликтов.

Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.

Для душевного здоровья серьезную опасность представляет дистресс, определяемый Г.Селье как "вредоносный стресс". Если стресс может вызвать не только приятные, но и неприят­ные чувства, то дистресс всегда неприятен.[15,с.92]

Школьные дистрессы вызывают дидактогении, проявляю­щиеся в утрате побуждения к занятиям, стремлении уклонить­ся от них, страх учения.

Дистресс вызывает ухудшение самочувствия, вызывает состояние тревожности, фрустрацию (чувство крушения), потерю веры в себя, стимулирует зани­женный уровень притязаний, эффект сужения сознания, уход в себя, отчужденность, провоцирует агрессию, жестокость, стремление к конфронтации.

Следует учитывать различие в адаптивных возможностях детей.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах Беларуси в связи с Чернобыльской катастрофой и неблагоприятной со­циально-экономической ситуацией.

Следует учитывать, что присутствие сверстников выступает для каждого ребенка дополнительным раздражителем, источни­ком острых переживаний, ибо связано с утверждением личного достоинства и престижа в их среде. В диалоге, реализуемом в обстановке публичности, предпочтительна тактика акцентиро­вания внимания на достоинствах, а не на недостатках. Такая тенденция целесообразна при оценке и учебной, и внеучебной деятельности и поведения. Только так формируется позитивная самооценка, культивируются положительные личностные ка­чества.

Особо травмирующей является пессимистическая оценка возможностей детей, которая выражается в укоряющих, пори­цающих, наказующих интонациях и нередко в грубой, оскор­бительной форме. При этом внушающей силой обладают и произносимые слова, и их эмоциональная окраска. Учитель провоцирует зависть, эгоцентризм, тревожность, негативизм, конфликтность, когда он сравнивает ученические успехи.

Известно, что острословие, веселость педагога заражают де­тей оптимизмом и жизнестойкостью. Удачной репликой, уме­стной шуткой можно снять нервное напряжение, вызвать эмо­циональную разрядку.

Значительным терапевтическим воздействием обладает до­верительный разговор с ребенком, с глазу на глаз, умение слу­шать и слышать его. Молчаливое благожелательное внимание педагога побуждает к откровенности и искренности.

Лечебная сила учительского слова связана с тем, что оно способно успокоить, воодушевить, активизировать творческие возможности личности, формировать оптимистическое миро­ощущение.[15,с.95]

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...