Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отработка техники педагогической речи

Речь учителя является главным инструментом его профессиональной деятельности. Процесс ее восприятия и понимания учебного материала учащимися тесно связан с процессом слушания того, о чем говорит педагог (на это отводится половина учебного времени школьника). Поэтому совершенно очевидно, что процесс учения школьников во многом зависит от совершенства устной речи педагога. Неправильное произношение им отдельных звуков вызывает у учащихся смех и недоумение, монотонность речи нагоняет скуку, а неоправданная интонация, неуместная патетика воспринимаются как фальшь, вызывают недоверие к учителю. Существенным признаком профессионального мастерства педагога является отточенная техника его речи.

К основным средствам техники речи относятсяпоставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи, интонация.

Дыхание является не только физиологической функцией организма, но и энергетической базой процесса произношения звуков. В повседневной жизни, когда наша речь по преимуществу диалогична и не требуется ее произносить перед достаточно большой аудиторией, дыхание не вызывает трудностей, но на уроке, если оно недостаточно хорошо поставлено, могут возникать проблемы: его не будет хватать для произношения фраз, монологических высказываний (оценочных суждений, объяснения и толкования материала).

Различают два вида дыхания в одном дыхательном процессе: физиологическое, обеспечивающее жизнедеятельность человека, поступление кислорода в организм, и фоническое, которое обусловливает энергетику произношения звуков в процессе речевой деятельности. Их отличия состоят в том, что при физиологическом дыхании вдох равен выдоху, а при фоническом вдох короткий и глубокий, а выдох – медленный, так как именно на нем происходит рождение звуков.

Различают типы фонического дыхания:

– верхнее дыханиесовершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, при котором работают лишь верхушки легких;

– грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами, легкие

заполняются воздухом наполовину, диафрагма малоподвижна, почти не

участвует в выталкивании воздуха из легких, поэтому выдох недостаточно

энергичен, а звук, произносимый на нем, слаб;

–диафрагмальное или диафрагмально-реберное дыханиеобеспечивается за счет работы мышц живота, продольных мышц грудной клетки межреберных мышц), сильной работы диафрагмы и полного заполнения воздухом легких. Большое количество воздуха, выталкиваемого мышцами из легких на голосовые связки, позволяет говорить энергично и громко. Поэтому поставленным дыханием считается диафрагмальное.

Нужно помнить, что для правильной постановки дыхания большое значение имеет организация выдоха, так как именно на нем возникают звуки. Есть специальные упражнения, который развивают и укрепляют диафрагму, брюшные и межреберные мышцы, увеличивают объем легких.

Все это позволяет сделать выдох намного длиннее обычного и добиться сильного и одновременно экономного прохождения воздуха через голосовые связки, где и рождается голос.

Есть упражнение по отработке диафрагмально-реберного типа дыхания:

Упражнение 1. «Сосчитай Егорок»

Используя указанный выше тип дыхания произнесите на одном вы­дохе, считая порядковые номера до тридцати трех и называя имя:

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки – один Егорка, два Егорки, три Егорки, .... тридцать три Егорки.

Еще есть упражнение по выработке правильного речевого дыхания:

Упражнение 2.

а) определение собственного вида дыхания (образец определения да­ет преподаватель);

б) «Проколотый мяч» - плавный выдох, не ослабляющийся до его конца;

в) «Звукоподражание» - вспомните и воспроизведите различные зву­ки природы и в жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжа­ние пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т.п.

Поставленный голос является важнейшим требованием педагогической техники. Голос учителя должен быть сильным, звучным, гибким, с широким диапазоном и приятным тембром. Все эти особенности голоса педагога зависят от механизма дыхания и голосового аппарата человека, который включает в себя три раздела:

– энергетический (брюшные мышцы, диафрагма, легкие, межреберные и ключичные мышцы);

– генеративный (горло, голосовые связки);

– резонаторный отдел (носоглотка, ротовая полость, зубы и губы человека).

Для обеспечения качественной техники речи этот аппарат должен быть здоровым, без недостатков и изъянов, достаточно хорошо развит. В частности, имеется ввиду хорошо развитые и разработанные мышцы, которые участвуют в его работе, большой объем легких, эластичные и крепкие голосовые связки, отсутствие хронических заболеваний или врожденных недостатков горла, носа, ротовой полости.

Характеристики особенностей голоса учителя таковы:

1)сила звука (зависит от типа дыхания);

2)полетность голоса (способность посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость);

3)гибкость, подвижность голоса (способность легко его изменять по высоте, тональному уровню в зависимости от состава аудитории, особенностей помещения, в котором осуществляется речевая деятельность);

4)широкий диапазон голоса (его объем, который определяется границами самого высокого и самого низкого тона; сужение диапазона ведет к появлению монотонности речи, притупляющей ее восприятие);

5)приятный тембр голоса (тембр голоса - это «звуковое лицо» человека, индивидуальное звучание голоса, которое проявляется в окраске звука, его яркости и сочности, мягкости, теплоте; чем сочнее палитра человеческого голоса, тем приятнее его тембр. Иногда природа награждает приятным тембром от рождения, но чаще всего для его формирования необходимы специальные усилия. Тембр зависит от резонаторов, (особенностей устройства носоглотки, полости рта), поэтому, изменяя, совершенствуя резонаторы, мы можем развивать и усложнять свой тембр голоса, придавая ему приятное звучание).

Неумелое использование голосового аппарата может констатироваться буквально с первых слов, произносимых учителем, которые произносятся на «остаточном дыхании». Если выдох укорочен, не хватает воздуха для произнесения даже словосочетаний, не говоря уже о фразах, учителю приходится дышать очень часто и голосовые связки работают в неправильном режиме, что приводит к их износу, деформации, иногда даже порывам и несмыканию и, как следствие, к непрофессиональному звучанию голоса либо вообще его отсутствию (в таких случаях учитель профессионально недееспособен).

Правила гигиены голоса следующие: не напрягать без надобности голос, после окончания рабочего дня избегать 2-3 часа длительных разговоров, если все же возникает такая необходимость, говорить как можно тише. Не следует допускать речевых перегрузок, переохлаждения

организма в целом и горла, в частности, не нервничать, не злоупотреблять острой, раздражающей пищей, алкоголем, курением и т.д. Необходимо помнить, что чем выразительнее речь, чем богаче ее интонации, тем здоровее речевой аппарат, так как при монотонности речевой деятельности работают одни и те же его мышцы, что приводит к их переутомлению и голосовым срывам. Важным гигиеническим требованием к речевой деятельности учителя является забота о чистоте и влажности воздуха в помещении, где он работает, так как вдыхание сухого и пыльного воздуха (особенно вредна меловая пыль, приводящая к известкованию голосовых связок и их ломкости) очень быстро выводит из строя речевой аппарат и лишает учителя главного инструмента его работы – голоса.

Есть ряд упражнений по тренировке гибкости голоса с использо­ванием его диапазона, например:

 

Упражнение 1. «Сосчитай этажи»

Представьте, что вы поднимаетесь с первого до верхнего этажа двенадцатиэтажного дома, а затем спускаетесь вниз. Называйте вслух поряд­ковые номера этажей во время подъема с возрастающей высотой голоса, чтобы каждому номеру этажа соответствовала определенная высота голо­са. Во время спуска называйте номера этажей в обратном порядке, пони­жая высоту голоса в соответствии с вышеназванным требованием.

Упражнение 2. Отработка интонации

Сказать фразу «Иванов, подай дневник» с различной интонацией:

• грубо, со злостью;

• с радостью, удовлетворением;

• с сарказмом или злорадством;

• печально и задумчиво;

• безразличным тоном;

• тихо и разочарованно;

• раздраженно, с неудовольствием;

• сухо, официально.

Упражнение 3. Совершенствование голосового аппарата:

а) дикто-фонозарядка (развивает силу, гибкость, выразительность го­лоса, помогает правильной постановке звуков):

– «пропевание» звуков по схеме с разной силой голоса:

а у ы э м и о я н

а а, у у, ы ы, э э, м м, и и, о о, я я, н н.

– нахождение правильного звучания гласных в следующем порядке:

и, э, а, о, у, ы

(обратить внимание на постановку губ, расположение языка, положение всего речевого аппарата в целом);

– нахождение правильного звучания согласных звуков:

б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, м-н;

– произнеси выразительно:

Аи? Аи! Аи. Аэ? Аэ! Аэ. Ay? Ay! Ау;

б) «скакалка» - Читайте отрывок вслух, скандируя по слогам, в рит­ме человека, который прыгает со скакалкой. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не «разваливайте» гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Яскачу без передышки.

И не чувствую одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!

Можно прыгать целый час!

Отточенность техники речи предполагает правильную дикциюучителя, то есть умение орфоэпически правильно и четко произносить все звуки. Отработка дикционной четкости также требует, выполнения определенных упражнений. Особенно эффективно произношение различных скороговорок, позволяющих отрабатывать правильное произношение того или иного звука в речевом потоке.

Примером по отработка дикции служит:

Упражнение 7.

а) быстро и четко произнесите скороговорки:

•Бык тупогуб, белогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

•Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

•Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

•Сшит колпак да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, пе- ревыколпаковать.

•На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

•Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

•Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

•Тараторит у грота оратор, проторил оратор тропу к ратникам.

•Ловко лавируя в ларингологии, врач-ларинголог легко излечивал ларингит.

б) произнесите четко и громко следующие звукосочетания: наа, нао, нау; паа, пао, паз, пау; заа, зао, заэ, зау; ноа, ноо, ноэ, ноу.

Следите за тем, чтобы не утрачивались гласные: подкупить - за от­купом, нащупать - на ощупь, озабоченный - за обочиной, застава - за от­ставкой, на зиму - на озимый, по глазу - по огласке, по зернышку - по озе­ру, обоз - на обоз, на врага - на овраге, утро - по утрам, пугало - по углам, навез - на овес.

 

 


Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.1 Речь педагога – это главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и овладеть развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.

Изучение теории и практики педагогического общения по­зволяет выделить следующие функции речевого поведения учи­теля:

1)самопрезентационную

2) мотивационную

3)психотерапевти­ческую

Самопрезентационная функция.

Личность педагога – объект пристального внимания детей буквально с

первых моментов общения. От эффекта "первого впечатления"зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Готовясь к встрече с детьми, опытные учителя продумывают экспрессивные тонко­сти своего поведения, начиная с внешнего самооформления, приветствия и заканчивая прощанием.

Мотивационная функция.

С отказом педагогики от жесткого управления учебно-воспитательным процессом проблема мотивации приобретает все большее значение. "Мотив, – подчеркивает Ш.А. Амонаш­вили, – не просто возбудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности".[6,с.56]

Проблема мотивации является сложнейшей, поскольку в качестве побудителей и стимуляторов учебной деятельности выступает многообразие внешних и внутренних факторов: ка­чество преподавания, эрудиция учителя, обаяние его личности, природные способности и склонности учащегося, его ценност­ные ориентиры и др.

Одним из первых, кто обратил внимание на психотерапев­тическую функцию речевого поведения учителя, был В.Н. Мясишев. Он подчеркивал огромные возможности слова в фор­мировании отношений ребенка к жизни, к людям, к себе, раз­решении болезнетворных противоречий и конфликтов.

Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.

1.2 Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как важнейшее условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся:

1) публичность;

2) аудиовизуальность;

3) импровизированность.

Говорить публично-значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обрщенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова.

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи).Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя.

Импровизационность – неотъемлемый элемент педагогического творчества. Многообразие речевых коммуникаций учителя ориентировано на видимого собеседника. Они творятся в ходе непосредственного разговора с учащимися.

На сегодняшний день основными формами педагогического общения “педагог - ученик” являются:

· монолог

· диалог

· дискуссия

· полилог

Монолог­ – процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Общение оратора с аудиторией происходит с определённой целью и в определённой ситуации. Оратор приходит в аудиторию с конкретными целями: информировать слушателей, убедить, побудить у определённым действиям либо развлечь их.

Диалог – это форма речи, при которой происходит общение двух или нескольких лиц.

Дискуссией – называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Полилог – представляет собой обмен мнениями по какой-либо определённой теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой- либо вопрос, осветить проблему.[13,с 503]

1.3 Качественный уровень коммуникативного взаимодействия с учащимися зависит от того, насколько его речевые коммуникации соответствуют нормам и правилам педагогической этики и этикета, отличаются умелой импровизационностью, диалогизмом и экспрессивностью.

Среди требований к речи педагога выделяются:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Педагогический тактэто мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

 

Библиографический список

 

1. Бурман, Л.В. Диалогические умения как важная характеристика профессионализма будущего учителя / Л.В. Бурман // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 11. – С. 27–32.

2. Гольдин, В.Е. Речевая культура / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина / Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1998. – 76 с.

3. Емельянова, М.В. Основы педагогического мастерства: курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Т.Н. Савенко. – Мозырь: УО МГПУ, 2006. – С. 54–64.

4. Емельянова, М.В. Основы педагогического мастерства: учеб.-метод. указания / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Т.Н. Савенко. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – С. 14–16; 48–51.

5. Зинченко, В.П. Живое слово-понятие: рассудок и разум / В.П. Зинченко // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 12. – С. 22–25.

6. Коткова, Н.Ф. Обучение речевому этикету / Н.Ф. Коткова // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 7. – С. 55–58.

7. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на Дону: Изд. центр «Март», 2002. – Гл. 6. Основы культуры речи. – С. 147–155.

8. Мурашов, А. Риторическое слово педагогического творческого взаимодействия / А. Мурашов // Русский язык в школе. – 1995. – № 4. – С. 23–26.

9. Мышко, О.П. Речевая подготовка учителя к уроку / О.П. Мышко // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 7. – С. 25–28.

10. Николаенко, Г.И. Коммуникативно-речеведческая подготовка как фактор повышения профессиональной культуры педагогов / Г.И. Николаенко // Адукацыя i выхаванне. – 2005. – № 9. – С. 20–24.

11. Никольская, С.Т. Техника речи: пособие / С.Т. Никольская. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 132 с.

12. Педагогическое речеведение: словарь-справочник. – М., 1998. – 216 с.

13. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 272–274; 505–508.

14. Перхорович, К.И. Слово учителя, слово ученика (проблемы формирования речевой культуры в современной школе) / К.И. Перхорович // Народная асвета. – 2010. – № 6. – С. 27–29; № 7. – С. 23–26.

15. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Минск: Беларуская навука, 1998. – С. 84–117.

16. Савостьянов, А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя: пособие / А.И. Савостьянов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 214 с.

 

 

Приложение А

Комплекс упражнений на отработку правильности речи

Задание 1. Прочитайте, правильно расставляя ударения

Алфавит, аноним, апостроф, баловать, верба, вероиспопед ние, втридорога, газированный, газопровод, генезис, глиняный,гравировать, гражданство, давнишний, досуг, договор, еретик, жалюзи, закупорить, запломбировать, заторможенный, исподволь, кашлянуть, кладовая, квартал, кухонный, легкоатлет,намерение, начать, обеспечение, облегчить, одноименный, оклесица, перенесенный, принудить, пуловер, рассредоточение, сливовый, созыв, средства, столяр, таможня, торты, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение, феномен, филистер,христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, эксперт.

Задание 2. Распределите приведенные ниже слова погруппам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед [е].Проверьте правильность произношения по ключю.

Мягкое произношение Вариантное произношение Твердое произношение
[д']емагог [д']епо - [дэ]по [дэ]нди

 

Агрессия, адекватный, альтернатива, антенна, бандероль, барельеф, бассейн, бестселлер, бета, бизнесмен, варьете, генезис, гротеск, дебютировать, девальвация, дегустировать, дезертир, дезинфекция, декан, декламировать, деклассированный, деликатес, демагогия, демилитаризация, демисезонный, демократия, депрессия, детектив, дефицит, джентльмен, дивиденд, диспансер, капелла, претензия, прогресс, резюме, темп, тенденци термин, террор, экспресс, эссе, юриспруденция.

Ключ: агр[е]ссия, ад[э]кватный, альт[э]рнатива, ант[э]нна,банд[э]роль, бар[е]льеф, басс[е,э]йн, бестс[э]ллер, б[э]та, бизн[э]см[е,э]н, варьет[э], ген[э]зис, грот[э]ск, д[е]бютирова,д[э,е]вальвация, д[е]густировать, д[е]зертир, д[е]зинфекци] д[е,э]кан, д[е]кламировать, д[э,е]классированный, д[е]ликат[э]о д[е]магогия, д[е]милитаризация, д[е]мисезонный, д[е]мократия, д[е,э]пр[е]ссия, д[э]т[э]ктив, д[е]фицит, дж[э]нтльм[е,э]н, диЛ д[е]нд, диспанс[э]р, кап[э]лла, прет[е,э]нзия, прогр[е]сс, реет м[э], т[э]мп, т[э]нд[э]нция, т[е]рмин, т[е]ррор, экспр[е,э]сс, эсс[э] юриспруд[е]нция.

Задание 3. Выберите из данных прилагательных такие, которые не образуют степеней сравнения. Обоснуйте свой выбор.

Глубокий, глухой, добрый, зеленоватый, кислый, пустой, слепой, трудный, хитрющий, яркий.

Задание 4. Образуйте от данных глаголов, где возможно, фор­му 2-го лица единственного числа повелительного наклонения.

Бежать, весить, вить, выглядеть, грести, доказать, есть, ехать, жечь, значить, издавать, класть, махать, напасть, ноче­вать, основать, пахать, печь, стоить, шептать.

Задание 5. Укажите среди данных глаголов те, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа. Со­ставьте с ними предложения.

Вечереть, грести, лечь, победить, приходить, расти, смер­каться, трясти, убедить, целовать.

Задание 6. Исправьте ошибки в образовании форм прилага­тельных, местоимений, глаголов, причастий.

1. Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит се­мейное дело. 2. Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3. Отец каждый день ездиет в город на работу. 4. Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн. 5. Мы с им отправились к морю. 6. Его вклад в общее дело был существенен. 7. Волга ширее Дона. 8. Он всегда ложит локти на стол. 9. Нет ничего красивше природы родного уголка. 10. На перроне мы встретили девочку лет семи и спросили у ее дорогу. 11. С наступ­лением весны дни становятся длиньше. 12. С моей точки зрения, спор этот бессмысленен. 13. Молодежь, трудящая на заводе, ре­шила выйти на субботник. 14. Я много тренировался, думаю, чтО побежу в соревнованиях. 15. Из двух зол выбирай более мень­шее. 16. Изрешетенный вражескими пулями, он упал, не выпус­тив из рук знамя полка. 17. Сережа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.

Задание 7. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» заведующий старкомхозом Гаврилин, выступая на ми­тинге по случаю открытия старгородского трамвая, говорит, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих... а еще... благодаря чест­ного советского специалиста, главного инженера Треухова* Найдите в его речи ошибку, связанную с нормами управления.

Задание 8. Поставьте словосочетания, данные в скобках, в нужную падежную форму.

1. Больше времени уделять (чтение книг). 2. Включиться (строительство дороги). 3. Вопреки (противопожарные действия). 4. Восхищаться (благородный поступок). 5. Гордиться (свои ученики). 6. Грустить (школьные друзья). 7. Избежать (серьезная опасность). 8. Исходить из (это предположение). 9. Обращать внимание (физическая подготовка). 10. Озабоченность (положе­ние дел в стране). 11. Оплатить (проезд). 12. Остановиться (разные стороны проблемы). 13. Отчитаться (израсходование Полу­ниных средств). 14. Побудило (решительные действия). 15. Под­черкнуть (необходимость созыва собрания). победа). 19. Удостоить (беглый взгляд). 20. Факт (грубое нарушение правил).

Приложение Б

Тема:Виды теста и изделия из него

Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с видами теста и блюдами из него, технологий их приготовления, требованиями к качеству и правилами подачи.

Развивающая: Развить у учащихся умений по приготовлению тонких блинчиков.

Воспитательная: Воспитать у учащихся эстетический вкус, экономичность.

Оборудование: сковородки, тарелки, лопатки, миски, венчик, ложки, вилки, плита.

Ход урока:

1-ый урок:

1.)Организационный момент (проверка присутствующих, проверка готовности к уроку (2 мин.)).

2.)Проверка знаний учащихся по теме « Меню » ( решение карточек по предыдущей теме (5 мин.)

Пример:

а) Меню – это…

б) Какие бывают виды меню (классификация)?

в) Кем может разрабатываться меню?

г) Исходя из каких критериев разрабатывается меню?

3.) Изложение нового материала (27 мин.)

3.1) Тесто – это…(записываем на доске);

3.2) Виды теста:…(записываем на доске);

3.3) Технология приготовления различных видов теста;

3.4) Требования к качеству;

3.5) Правила подачи.

4.) Закрепление нового материала (устный опрос (6 мин.))

Вопросы:

1) Что такое тесто?

2) Какие виды теста вы (запомнили) знаете?

3) Отличительные черты приготовления различных видов теста?

4) Какие блюда или изделия можно приготовить из того или иного вида теста?

5) Назовите основные требования к блюдам из теста?

6) Расскажите основные правила подачи блюд и изделий из теста?

2-ой урок:

5.) Вводный инструктаж: (5–6 мин.)

1) перед началом работы обязательно подготовить рабочее место: проверить наличие всех необходимых инструментов и продуктов, исправность оборудования, чтобы не было лишних предметов;

2) наличие спец. одежды;

3) содержание трудовой деятельности:

а) приготовление теста (приемы);

б) выпекание блинчиков (приемы);

в) приготовление начинок;

г) формировка блинчиков начинками;

д) чаепитие.

4) Правила ТБ при работе с посудой, инструментами.

5) Критерии оценки.

6.) Выполнение практической работы (текущий инструктаж (35 мин.)).

7.) Заключительный инструктаж (5 мин.)

1) анализ работы;

2) причины ошибок;

3) оценки.

8.) Организационный момент ( уборка мест (5 мин.).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...