Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений

Практическое занятие № 4. Правила и этикет деловых отношений

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Правила подготовки публичного выступления.
  2. Правила подготовки и проведения деловой беседы.
  3. Правила проведения собеседования.
  4. Правила подготовки и проведения служебных совещаний.
  5. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.
  6. Правила конструктивной критики.

 

Практическое задании:

  1. Используя тестирование, предложенное преподавателем, определите, ваше отношение к критике.
  2. Подготовьте план и вопросы к проведению собеседования. Проводится в форме деловой игры «Собеседование в фирме» по микрогруппам.
  3. При оформлении на работу вам необходимо написать резюме. Составьте резюме.
  4. Подготовьте письмо-отказ в приеме на работу.
  5. Заполните таблицу 4.

«Характеристика стадий и этапов деловых переговоров»

Таблица 4

 

Стадии переговоров   Этапы переговоров
1. Подготовка переговоров 1.1. Выбор средств ведения переговоров. 1.2. Установление контакта между сторонами. 1.3. 1.4. 1.5.
2. 2.1. Начало переговорного процесса. 2.2. 2.3. 2.4. Разработка вариантов. предложений для договоренности.
3. Достижение согласия 3.1. 3.2.Окончательное обсуждение вариантов решений. 3.3.

7. Подготовьте проблематику для различных видов совещаний по общей целевой направленности. Каковы этические нормы выбора времени и места совещания?

  1. Деловая игра «Совещание». Какие существуют способы обеспечения активности участников совещания? Используйте их при проведении игры.

 

Литература:

  1. Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. – СПб., 2000. – 464 с.
  2. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие для студ./А.В. Дмитриев. – М., 2000. – 320 с.
  3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений/ А.Я. Кибанов,Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М., 2002
  4. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.,1997.

 

Практическое занятие № 5

ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Этикет и имидж делового человека
  2. Визитная карточка и этикет приветствий и представлений
  3. Внешний облик делового человека. Особенности внешнего облика деловой женщины.
  4. Поведение в общественных местах
  5. Этикет деловых приемов
  6. Особенности делового общения с иностранными партнерами
  7. Искусство комплимента и правила вручения подарков

 

Практическое задание.

  1. Заполните таблицу «Правила приветствий и представлений»

 

№ п/п Ситуация или вариант встречи сотрудников     Должен быть первым при:
приветствии рукопожатии представлении
1. Мужчина Женщина      
2. Старший по возрасту Младший по возрасту      
3. Старший по должности Младший по должности      
4. Проходящий мимо группы Стоящий в группе      
5. Входящий в комнату Находящийся в комнате      
6. Обгоняющий идущего      
7. Руководитель делегации, входящей в комнату Руководитель делегации, находящийся в комнате      
  1. Проанализируйте визитные карточки, имеющиеся у вас, с точки зрения правильности и корректности оформления.
  2. Оформите свою визитную карточку (семейную, рабочую, личную).
  3. Создайте портрет (словесный, художественный) идеального служащего вашей фирмы. Опишите его внешний облик. Какие требования вы будете предъявлять к его внешнему виду?
  4. Используя тестирование, определите, как Вы ведете себя в новой обстановке.
  5. Заполните таблицу «Особенности деловых приемов»

 

Вид приема Время проведения Длительность Что подается Форма одежды
Завтрак        
Ланч        
«Бокал шампанского»        
Чай        
«Жур фикс»        
Коктель        
Фуршет        
Обед        
Ужин        
«а ля фуршет»        
Обед-буфет        
  1. Используя «Правила, которым должны следовать американские служащие в ношении одежды», сформулируйте правила, которым должны следовать российские служащие крупных организаций.

Литература

  1. Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. – М., 1992.
  2. Логинова А. Деловой этикет. На официальном, торжественном обеде // Управление персоналом. – 1999.
  3. Логинова А. Деловой этикет. Протокольные вопросы приема иностранной делегации // Управление персоналом. - №6. – С. 52-57.
  4. Минченкова С. Одежда делового человека // Управление персоналом. – 2000. – №2. – С.37-40

Список литературы

  1. Андреев В.И. Конфликтология. М.: Народное образование,1995.
  2. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. – М., 1999. – 551 с.
  3. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. – М.:ЭКСМО, 2002.
  4. Барышников М.Н. История делового мира России. – М., 1994.
  5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.:ИНФРА-М, 2002. –295 с.
  6. Бройнинг Г. Руководство по ведению деловых переговоров. – М.: ИНФРА-М,1998.
  7. Волгин Б.Н.. Полянская Е.Б. Деловой телефон. – М., 1987.
  8. Волгин Б.Н. Деловые совещания. – М., 1981.
  9. Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. – М., 1997.
  10. Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. – М., 1992.
  11. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. Вузов. – М., 2000. – 320 с.
  12. Емышева Е., Мосягина О. Некоторые особенности ведения переговоров с представителями разных стран // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 25 – 27.
  13. Емышева Е., Мосягина О. Истоки делового и этикета // Управление персоналом. – 1999. - №3. – С. 49-51.
  14. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  15. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие. – М., 1996
  16. Лобанов В. США: Административная этика и государственная служба // Вопр. теории и практики управления. – 1996. - №4.
  17. Лобанов В. США: модель компетентности руководителей государственных учреждений // Управление персоналом. – 1996. - №1.
  18. Логинова А. Деловой этикет. На официальном, торжественном обеде // Управление персоналом. – 1999.
  19. Логинова А. Деловой этикет. Протокольные вопросы приема иностранной делегации // Управление персоналом. - №6. – С. 52-57.
  20. Минченкова С. Одежда делового человека // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 37-40.
  21. Молл Е. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики управления. – 1996. - №6.
  22. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
  23. Попов Ю. Российское предпринимательство: проблемы формирования профессиональной этики // Вопр. тоерии и практики управления. - 1996. - №3.
  24. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000.
  25. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб. 2001.
  26. Психология и этика делового общения /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.,1997.
  27. Пиз А.. Язык жестов: Пер. с англ. – Минск, 1995.
  28. Сборов Л. Взятка: экспертное исполнение // Коммерсант. – 1997. - №9. – С. 16-18.
  29. Соловьев Б. Современные требования к специалисту по маркетингу // Вопр. теории и практики управления. – 1996. - №1.
  30. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  31. Теория морали и этика бизнеса / Под ред. В.А. Гвозданного. – М., 1995.
  32. Тренев Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. -№5. – С. 24-42.
  33. Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учеб. для вузов. – М., 1998.
  34. Фредерик Р., Пэтри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. – 1995. - №3.
  35. Фриц ван ден Берг. Межкультурное общение: минное поле для непосвященных. Путешественник должен быть всегда на чеку // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 71-72.
  36. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 1995.
  37. Шепель В.М. Управленческая этика. – М., 1989.
  38. Шетинин В. Подготовка менеджеров: морально-этические аспекты // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №2. – с. 122-125.
  39. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру - М., 2000
  40. Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: Мы ходим на службу, выполняем свои служебные обязанности, но не всегда задумываемся: кому же мы служим? Обществу? Государству? Своему начальнику? // Служба кадров. – 1999. - №2, - С.22-25
  41. Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: Корпоративная этика - благо или зло? // Служба кадров. – 1999. - №3. – с. 29-32.
  42. Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: Начальник и подчиненный // Служба кадров. - №4. – С. 21-24.
  43. Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: О стиле общения // Служба кадров - №6. – с. 25-28.
  44. Яновский А. Особенности деловых отношений в Японии // Маркетинг. – 1999. - №3. – С.90-92.
  45. Дж. Ягер. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: Дело,

Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений

Этика – от греч. ethos – нрав, характер, обычай) – одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. В широком смысле это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Следует отметить, что этическим нормам служебных отношений присущи некоторые особенности.

Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила, применяемые этикой поведения в широком смысле. Направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.

Принципы этики деловых отношений – это обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

П.Н. Шихирев в своей книге приводит 10 современных этических принципов делового поведения, которые были выведены из аксиом мировой философии мысли[39]:

  1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.
  2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы объявить на всю страну.
  3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует чувству локтя, так как мы все работаем на одну цель.
  4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.
  5. Никогда не делай того, что не ведёт к большому благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь.
  6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
  7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
  8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат.
  9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
  10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.

В 1994 в г. Ко (Швейцария) была принята «Декларация Ко» – «Принципы бизнеса». Её инициаторами стали руководители крупнейших корпораций США, Западной Европы и Японии. Во вступлении к «Декларации Ко» отмечается, что «законы и движущиеся силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию». Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. «Разделяемые всеми ценности, включая обязательства о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба». Выделены следующие главные принципы (на макроуровне) международного бизнеса:

  • ответственность бизнеса (от блага акционеров к благу его ключевых партнёров);
  • экономическое и социальное влияние бизнеса (к прогрессу, справедливости и мировому сообществу);
  • этика бизнеса (от буквы закона к духу доверия);
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий.

Ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне регулируют взаимоотношения организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Учитывая специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России». Принципы разделены на группы: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Земли.

Закономерности межличностных отношений – это объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающая в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.

Учёт особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию. Верная оценка ситуации даёт возможность сформировать эффективную линию поведения. К закономерностям межличностных отношений относят следующие:

  1. Закономерность неопределённости отклика (зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различных их личностных особенностей, конкретной ситуации, особенности передачи воздействий).
  2. Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности оценки. Таким образом, при оценке других людей и результатов труда нужно быть корректными, любая оценка на данный конкретный момент не может быть окончательна.
  3. Закономерности искажения смысла информации (отклонение смысла информации от первоначального в процессе её движения).
  4. Закономерность психологической самозащиты (ведущий мотив социального поведения – сохранение личного статуса, собственного достоинства).

В мире каждый год проводятся семинары, конференции по проблемам этики деловых отношений; собираются съезды, конгрессы; выходят книги и учебники; издаются специальные журналы.

Важнейшими «вечными» моральными дилеммами, которые приходится решать субъектам деловых отношений, являются:

- соотношение целей и средств их достижения;

- соотношение личных и общественных интересов;

- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

-соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов выделяют следующие области, где возникают ключевые этические проблемы деловых отношений на макроуровне [39]:

- отношения между организациями;

- отношения между организациями и государством;

- отношения между организациями-производителями и потребителями;

- отношения между организациями и владельцами (инвесторами);

- отношения между организациями и местными сообществами;

- отношения между организациями и окружающей средой.

В настоящее время на микроуровне (внутри организации) приходится решать моральные проблемы, которые затрагивают следующие аспекты:

- принятие управленческих решений;

- взаимоотношения между руководителями и подчинёнными;

- служебные разоблачения;

- положение женщин в организации;

- взаимные услуги.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...