Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений
Практическое занятие № 4. Правила и этикет деловых отношений
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
- Правила подготовки публичного выступления.
- Правила подготовки и проведения деловой беседы.
- Правила проведения собеседования.
- Правила подготовки и проведения служебных совещаний.
- Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.
- Правила конструктивной критики.
Практическое задании:
- Используя тестирование, предложенное преподавателем, определите, ваше отношение к критике.
- Подготовьте план и вопросы к проведению собеседования. Проводится в форме деловой игры «Собеседование в фирме» по микрогруппам.
- При оформлении на работу вам необходимо написать резюме. Составьте резюме.
- Подготовьте письмо-отказ в приеме на работу.
- Заполните таблицу 4.
«Характеристика стадий и этапов деловых переговоров»
Таблица 4
Стадии переговоров
| Этапы переговоров
| 1. Подготовка переговоров
| 1.1. Выбор средств ведения переговоров.
1.2. Установление контакта между сторонами.
1.3.
1.4.
1.5.
| 2.
| 2.1. Начало переговорного процесса.
2.2.
2.3.
2.4. Разработка вариантов. предложений для договоренности.
| 3. Достижение согласия
| 3.1.
3.2.Окончательное обсуждение вариантов решений.
3.3.
| 7. Подготовьте проблематику для различных видов совещаний по общей целевой направленности. Каковы этические нормы выбора времени и места совещания?
- Деловая игра «Совещание». Какие существуют способы обеспечения активности участников совещания? Используйте их при проведении игры.
Литература:
- Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. – СПб., 2000. – 464 с.
- Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие для студ./А.В. Дмитриев. – М., 2000. – 320 с.
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений/ А.Я. Кибанов,Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М., 2002
- Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.,1997.
Практическое занятие № 5
ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
- Этикет и имидж делового человека
- Визитная карточка и этикет приветствий и представлений
- Внешний облик делового человека. Особенности внешнего облика деловой женщины.
- Поведение в общественных местах
- Этикет деловых приемов
- Особенности делового общения с иностранными партнерами
- Искусство комплимента и правила вручения подарков
Практическое задание.
- Заполните таблицу «Правила приветствий и представлений»
№
п/п
| Ситуация или вариант встречи сотрудников
|
Должен быть первым при:
| приветствии
| рукопожатии
| представлении
| 1.
| Мужчина
Женщина
|
|
|
| 2.
| Старший по возрасту
Младший по возрасту
|
|
|
| 3.
| Старший по должности
Младший по должности
|
|
|
| 4.
| Проходящий мимо группы
Стоящий в группе
|
|
|
| 5.
| Входящий в комнату
Находящийся в комнате
|
|
|
| 6.
| Обгоняющий идущего
|
|
|
| 7.
| Руководитель делегации, входящей в комнату
Руководитель делегации, находящийся в комнате
|
|
|
| - Проанализируйте визитные карточки, имеющиеся у вас, с точки зрения правильности и корректности оформления.
- Оформите свою визитную карточку (семейную, рабочую, личную).
- Создайте портрет (словесный, художественный) идеального служащего вашей фирмы. Опишите его внешний облик. Какие требования вы будете предъявлять к его внешнему виду?
- Используя тестирование, определите, как Вы ведете себя в новой обстановке.
- Заполните таблицу «Особенности деловых приемов»
Вид приема
| Время проведения
| Длительность
| Что подается
| Форма одежды
| Завтрак
|
|
|
|
| Ланч
|
|
|
|
| «Бокал шампанского»
|
|
|
|
| Чай
|
|
|
|
| «Жур фикс»
|
|
|
|
| Коктель
|
|
|
|
| Фуршет
|
|
|
|
| Обед
|
|
|
|
| Ужин
|
|
|
|
| «а ля фуршет»
|
|
|
|
| Обед-буфет
|
|
|
|
| - Используя «Правила, которым должны следовать американские служащие в ношении одежды», сформулируйте правила, которым должны следовать российские служащие крупных организаций.
Литература
- Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. – М., 1992.
- Логинова А. Деловой этикет. На официальном, торжественном обеде // Управление персоналом. – 1999.
- Логинова А. Деловой этикет. Протокольные вопросы приема иностранной делегации // Управление персоналом. - №6. – С. 52-57.
- Минченкова С. Одежда делового человека // Управление персоналом. – 2000. – №2. – С.37-40
Список литературы
- Андреев В.И. Конфликтология. М.: Народное образование,1995.
- Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. – М., 1999. – 551 с.
- Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. – М.:ЭКСМО, 2002.
- Барышников М.Н. История делового мира России. – М., 1994.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.:ИНФРА-М, 2002. –295 с.
- Бройнинг Г. Руководство по ведению деловых переговоров. – М.: ИНФРА-М,1998.
- Волгин Б.Н.. Полянская Е.Б. Деловой телефон. – М., 1987.
- Волгин Б.Н. Деловые совещания. – М., 1981.
- Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. – М., 1997.
- Демидов Н.В., Дубровин А.А. Деловой протокол и этикет. – М., 1992.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. Вузов. – М., 2000. – 320 с.
- Емышева Е., Мосягина О. Некоторые особенности ведения переговоров с представителями разных стран // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 25 – 27.
- Емышева Е., Мосягина О. Истоки делового и этикета // Управление персоналом. – 1999. - №3. – С. 49-51.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2002.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие. – М., 1996
- Лобанов В. США: Административная этика и государственная служба // Вопр. теории и практики управления. – 1996. - №4.
- Лобанов В. США: модель компетентности руководителей государственных учреждений // Управление персоналом. – 1996. - №1.
- Логинова А. Деловой этикет. На официальном, торжественном обеде // Управление персоналом. – 1999.
- Логинова А. Деловой этикет. Протокольные вопросы приема иностранной делегации // Управление персоналом. - №6. – С. 52-57.
- Минченкова С. Одежда делового человека // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 37-40.
- Молл Е. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики управления. – 1996. - №6.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
- Попов Ю. Российское предпринимательство: проблемы формирования профессиональной этики // Вопр. тоерии и практики управления. - 1996. - №3.
- Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000.
- Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб. 2001.
- Психология и этика делового общения /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.,1997.
- Пиз А.. Язык жестов: Пер. с англ. – Минск, 1995.
- Сборов Л. Взятка: экспертное исполнение // Коммерсант. – 1997. - №9. – С. 16-18.
- Соловьев Б. Современные требования к специалисту по маркетингу // Вопр. теории и практики управления. – 1996. - №1.
- Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
- Теория морали и этика бизнеса / Под ред. В.А. Гвозданного. – М., 1995.
- Тренев Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. -№5. – С. 24-42.
- Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учеб. для вузов. – М., 1998.
- Фредерик Р., Пэтри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. – 1995. - №3.
- Фриц ван ден Берг. Межкультурное общение: минное поле для непосвященных. Путешественник должен быть всегда на чеку // Управление персоналом. – 2000. - №2. – С. 71-72.
- Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 1995.
- Шепель В.М. Управленческая этика. – М., 1989.
- Шетинин В. Подготовка менеджеров: морально-этические аспекты // Проблемы теории и практики управления. – 1997. - №2. – с. 122-125.
- Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру - М., 2000
- Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: Мы ходим на службу, выполняем свои служебные обязанности, но не всегда задумываемся: кому же мы служим? Обществу? Государству? Своему начальнику? // Служба кадров. – 1999. - №2, - С.22-25
- Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: Корпоративная этика - благо или зло? // Служба кадров. – 1999. - №3. – с. 29-32.
- Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: Начальник и подчиненный // Служба кадров. - №4. – С. 21-24.
- Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: О стиле общения // Служба кадров - №6. – с. 25-28.
- Яновский А. Особенности деловых отношений в Японии // Маркетинг. – 1999. - №3. – С.90-92.
- Дж. Ягер. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: Дело,
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений
Этика – от греч. ethos – нрав, характер, обычай) – одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. В широком смысле это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Следует отметить, что этическим нормам служебных отношений присущи некоторые особенности.
Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила, применяемые этикой поведения в широком смысле. Направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.
Принципы этики деловых отношений – это обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
П.Н. Шихирев в своей книге приводит 10 современных этических принципов делового поведения, которые были выведены из аксиом мировой философии мысли[39]:
- Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.
- Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы объявить на всю страну.
- Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует чувству локтя, так как мы все работаем на одну цель.
- Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.
- Никогда не делай того, что не ведёт к большому благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь.
- Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.
- Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
- Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат.
- Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе.
- Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.
В 1994 в г. Ко (Швейцария) была принята «Декларация Ко» – «Принципы бизнеса». Её инициаторами стали руководители крупнейших корпораций США, Западной Европы и Японии. Во вступлении к «Декларации Ко» отмечается, что «законы и движущиеся силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию». Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. «Разделяемые всеми ценности, включая обязательства о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба». Выделены следующие главные принципы (на макроуровне) международного бизнеса:
- ответственность бизнеса (от блага акционеров к благу его ключевых партнёров);
- экономическое и социальное влияние бизнеса (к прогрессу, справедливости и мировому сообществу);
- этика бизнеса (от буквы закона к духу доверия);
- уважение правовых норм;
- поддержка многосторонних торговых отношений;
- забота об окружающей среде;
- отказ от противозаконных действий.
Ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне регулируют взаимоотношения организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.
Учитывая специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России». Принципы разделены на группы: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Земли.
Закономерности межличностных отношений – это объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающая в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.
Учёт особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию. Верная оценка ситуации даёт возможность сформировать эффективную линию поведения. К закономерностям межличностных отношений относят следующие:
- Закономерность неопределённости отклика (зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различных их личностных особенностей, конкретной ситуации, особенности передачи воздействий).
- Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности оценки. Таким образом, при оценке других людей и результатов труда нужно быть корректными, любая оценка на данный конкретный момент не может быть окончательна.
- Закономерности искажения смысла информации (отклонение смысла информации от первоначального в процессе её движения).
- Закономерность психологической самозащиты (ведущий мотив социального поведения – сохранение личного статуса, собственного достоинства).
В мире каждый год проводятся семинары, конференции по проблемам этики деловых отношений; собираются съезды, конгрессы; выходят книги и учебники; издаются специальные журналы.
Важнейшими «вечными» моральными дилеммами, которые приходится решать субъектам деловых отношений, являются:
- соотношение целей и средств их достижения;
- соотношение личных и общественных интересов;
- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;
-соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.
Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов выделяют следующие области, где возникают ключевые этические проблемы деловых отношений на макроуровне [39]:
- отношения между организациями;
- отношения между организациями и государством;
- отношения между организациями-производителями и потребителями;
- отношения между организациями и владельцами (инвесторами);
- отношения между организациями и местными сообществами;
- отношения между организациями и окружающей средой.
В настоящее время на микроуровне (внутри организации) приходится решать моральные проблемы, которые затрагивают следующие аспекты:
- принятие управленческих решений;
- взаимоотношения между руководителями и подчинёнными;
- служебные разоблачения;
- положение женщин в организации;
- взаимные услуги.
|