Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы изложения материала научной работы

Барановичи

РИО БарГУ

УДК 378(072) ББК 74.58я73 М54

 

 

Составители:

 

 

Рецензенты:

Методические указания о подготовке, оформлению, и представлению к защитедипломных работ/ сост.: — Барановичи: РИО БарГУ, 2012. — 35[5]с — 400 экз.

 

 

В данных методических указаниях представлены цели и задачи, требования к тематике, структуре, содержанию, оформлению дипломных работ, а также раскрыт вопрос организации и руководства дипломной работой, порядок рецензирования, учета и защиты.

В указаниях имеются приложения, где показаны образцы оформления 1) задания на дипломную работу и календарного графика выполнения дипломной работы, 2) титульного листа, 3) оглавления (содержания), 4) отзыва и 5) рецензии.

Методические указания рекомендуются студентам и профессорско-преподавательскому составу Барановичского государственного университета

УДК 378(072)

ББК 74.58173

© БарГУ, 2012

  ПРАВОВАЯ ОСНОВА…………………………………………....  
1. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………  
  1.1 Общие положения о написании дипломных работ……….....  
  1.2. Приемы изложения материала научной работы……………  
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ…….…………….  
  2.1 Общие положения о дипломных работах……………………..  
  2.2 Организация выполнения и защиты дипломной работы…….  
  2.2.1 Требования к тематике дипломных работ…............................  
  2.2.2 Организация и руководство дипломной работой……………  
  2.2.3 Предварительная защита дипломной работы………………  
  2.2.4 Рецензирование дипломной работы………...........................  
  2.2.5 Защита дипломной работы…………………...........................  
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ…  
4. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ…………………….  
5. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-25 01 08 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»……………………………………………….  
6. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-25 01 07 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»………………………….  
  6.1 Общие требования к выполнению дипломных работспециальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»…………………………………………………………  
  6.2 Рекомендации по применению экономико-математических методов и моделей в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………  
7. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-24 01 02 «ПРАВОВЕДЕНИЕ»………..  
8. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ1-26 02 03 «МАРКЕТИНГ»………………………………………......  
9. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….  

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРАВОВАЯ ОСНОВА

 

Методические указания по подготовке, оформлению, и представлению к защите дипломных работ разработаны в соответствии с:

- Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.

- Приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. № 356 «Об утверждении Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений и Инструкции по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях.

- Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной Постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 в ред. Постановления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2.

- ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа», введенным в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 20;

- СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенным в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69.

Методические указания определяют требования, установленные к содержанию, структуре, оформлению дипломных работ Министерством образования Республики Беларусь и Учреждением образования Барановичский государственный университет», а также порядок их подготовки и защиты.

 

 

ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общие положения о написании дипломных работ

Настоящие методические указания устанавливают методические и организационные основы выполнения и защиты дипломных работ студентами при освоении ими содержания образовательной программы высшего образования

Дипломная работа представляет собой научное исследование соответствующего уровня, выполнение которого обусловлено учебными и научными целями.

Выполнение дипломной работы способствует формированию у студента компетенций, соответствующих уровню получаемого образования, применительно к разным областям экономической или юридической науки.

Комплексный подход к изучению одной научной (практической) проблемы с позиции различных отраслей экономической или юридической науки будет способствовать совершенствованию сферы практического применения полученных научных результатов. Вместе с тем, курсовые работы, выполняемые в рамках разных дисциплин, могут быть направлены на исследование различных проблемных аспектов юриспруденции, что способствует научному поиску студента и выбору впоследствии наиболее интересной темы исследования для подготовки дипломной работы.

Право выбора принципов исследования по одной, интегрированной в рамках разных дисциплин теме либо по различным темам, обусловленным потребностями конкретной отрасли экономики и юридической науки, принадлежит студенту.

При подготовке предусмотренных учебным планом дипломных работ особое внимание следует уделить языку и стилю изложения материала.

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Общие положения о дипломных работах

 

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника Университета, по уровню выполнения которой и результатам ее защиты Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) дается заключение о возможности присвоения соответствующей квалификации.

Дипломная работа относится к числу самостоятельных письменных работ творческого, научно-учебного характера, демонстрирующих тот потенциал профессиональной квалификации, на которую претендует будущий специалист.

Дипломная работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, свидетельствует об усвоении им навыков теоретического обобщения и формулирования практических выводов, обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию экономической сферы и (или) правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Выполнение дипломной работы является формой итоговой аттестации студентов при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования.

Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студента в учреждении высшего образования и преследует следующие цели:

- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, полученных в процессе обучения, и применение их для ре­шения конкретных задач;

- формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования;

- приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями;

- выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры;

- подготовка студента к выполнению магистерской диссертации при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра.

Общими требованиями к процедуре выполнения дипломной работы являются:

- продуманность концептуально-теоретических и методологических основ исследования выбранной темы, обоснованность отбора используемых литературных источников;

- продуманность и адекватность использования понятийно-категориального аппарата исследования, четкое владение соответствующей научной терминологией;

- грамотное владение выбранной методикой исследовательской работы, наличие собранного студентом в ходе практик, обработанного и проанализированного в соответствии с методическими основами фактического материала по изучаемой проблеме;

- логическая последовательность раскрытия темы, оптимальное структурирование содержания работы, изложения материала;

- обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций;

- способность определять перспективы дальнейшей разработки проблемы в теоретическом и прикладном аспекте, высказывать обоснованные полемические соображения о целесообразности тех или иных подходов к изучению затрагиваемых по данной теме вопросов;

- соответствие работы всем требованиям к оформлению научно-справочного аппарата и к оформлению текста дипломной работы;

- своевременное представление текста работы для проведения предварительной защиты, а также представление окончательного варианта работы на кафедру для подготовки отзыва научного руководителя и рецензии;

- способность подготовить краткое и емкое выступление по содержанию выполненной работы и показать компетентное владение научными знаниями по изученной проблематике, умение формулировать собственную личностно-профессиональную позицию и вести культурную дискуссию с оппонентами из числа профессионалов-исследователей и специалистов-практиков.

Дипломная работа выпускника факультета экономики и права должна:

- носить творческий характер с использованием новых статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с нормативными правовыми актами;

- содержать примеры судебной и нотариальной практики по реализации конкретных правовых норм;

- соответствовать правилам оформления работы, установленным действующими стандартами (четкая структура, логичность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, списка используемых источников, аккуратность выполненной работы).

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников по специальности (учебников, учебных пособий, курсов лекций, монографий, статей из научных сборников и журналов).

При подготовке дипломной работы необходимы анализ нормативных правовых, правоприменительных и интерпретационных актов, обобщение юридической или экономической практики и статистики.

 

 

Требования к тематике дипломных работ

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать задачам закрепления и углубления теоретических и практических знаний по избранной специальности и применения их для решения конкретных задач.

Тематика дипломных работи их руководители определяются выпускающими кафедрами и утверждаются советом факультета. При определении тематики следует учитывать конкретные задачи в данной области подготовки. Общий перечень тем дипломных работ ежегодно обновляется и доводится до студентов в установленном университетом порядке.

Темы дипломных работ и их руководители утверждаются приказом ректора по представлению декана факультета.

В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломнойработы. Декан факультета на основании представления кафедры оформляет ходатайство о внесении соответствующих измененийв приказ ректора.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломнойработы. Студент может предложить свою тему дипломной работы. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы. При положительном решениивопроса тема дипломной работывключается в переченьтем кафедры.

Дипломная работа выполняется студентом в течение времени, отведенного для этого учебным планом по соответствующей специальности.

 

 

Предварительная защита дипломной работы

 

Дипломная работа и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой, который решает вопрос о возможности допуска студента к защите дипломной работы. Для решения этого вопроса на кафедре может быть создана рабочая комиссия (комиссии), которая заслушивает сообщение студента по дипломной работе, определяет соответствие содержания дипломной работы утвержденному плану и выясняет готовность студента к защите.

Допуск студента к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе пояснительной записки к дипломной работе с проставлением даты проведения предварительной защиты.

Если заведующий кафедрой на основании выводов рабочей комиссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы. При отрицательном заключении кафедры протокол заседания представляется через декана факультета на утверждение ректору Университета, после чего студент информируется о том, что он не допускается к защите дипломной работы.

 

 

Защита дипломной работы

 

Дипломные работы, прошедшие предварительную защиту и рецензирование, допускаются к защите.

Защита дипломных работ проводится на открытом заседании ГЭК с участием не менее половины состава комиссии.

Защита дипломных работ может проводиться как в учреждении высшего образования, так и в организациях, для которых тематика защищаемых работ представляет научный и практический интерес.

К защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов.

На защиту одной дипломной работы студенту отводится до 30 минут. Для сообщения содержания дипломной работы предоставляется не более 10-15 минут.

После доклада выпускник отвечает на вопросы членов ГЭК. Вопросы могут касаться как темы выполненной работы, так и носить общий характер в пределах дисциплин специальности и специализации, изучаемой на протяжении обучения в Университете. После членов ГЭК с разрешения председателя вопросы могут задавать все присутствующие на защите. Затем выступает рецензент или зачитывается его рецензия. При имеющихся замечаниях рецензента выпускник должен ответить на них.

После этого выступает со своим отзывом руководитель дипломной работы или, при его отсутствии, зачитывается отзыв.

Защита заканчивается предоставлением выпускнику заключительного слова, в котором он вправе высказать свое мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе обсуждения дипломной работы.

После окончания защит дипломных работ ГЭК продолжает работу на закрытой части заседания, на которой с согласия председателя комиссии могут присутствовать руководители и рецензенты дипломных работ.

В ходе закрытого заседания члены ГЭК:

- оценивают результаты защиты дипломной работы по десятибалльной шкале;

- решают вопрос о присвоении выпускникам соответствующей квалификации;

- решают вопрос о выдаче выпускникам диплома о высшем образовании с отличием или без отличия.

Экзаменационные комиссии принимают решения на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, при обязательном присутствии председателя или заместителя председателя экзаменационной комиссии. При равном числе голосов председатель (заместитель председателя) обладает правом решающего голоса.

Государственная экзаменационная комиссия вправе рекомендовать дипломные работы, имеющие высокий уровень научно-исследовательской разработки проблемы, инновационный характер и обоснованность практических рекомендаций, в качестве основы для подготовки реферата при поступлении в магистратуру и аспирантуру и выполнения диссертационного исследования для развития заявленной темы.

Для ознакомления с полученными результатами более широкого круга специалистов содержание дипломной работы может быть рекомендовано к опубликованию в форме статьи после соответствующей переработки студентом.

Результаты защиты дипломных работ, решения о присвоении квалификации и выдачи дипломов о высшем образовании оглашаются в этот же день после оформления соответствующих протоколов.

По завершении работы государственной экзаменационной комиссии дипломные работы выпускников передаются на архивное хранение.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

 

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т. п.).

В дипломной работе в соответствии с выданным заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта.

Дипломная работа, как правило, имеет следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание(приложение А);

- оглавление(приложение Б);

- перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

- введение;

- главы, разделы, представляющие собой обзор литературных источников по теме, используемые методы и (или) методики, собственные теоретические и экспериментальные исследования, результаты расчетов, и другие, определенные выданным заданием;

-заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист дипломной работы должен содержать информацию, представленную в приложении В.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, формулируются задачи, которые автор решает, цель исследования. Указываются теоретические основы, объект исследования, основные методы, которые применяются при выполнении дипломной работы. Рекомендуемый объем введения —до трех страниц.

Обзор литературы позволяет определить круг исследуемых проблем. Выполняется на основе изучения отечественных и зарубежных литературных источников, нормативных документов и законодательных актов по изучаемой проблеме. Путем критической оценки и сопоставления мнений различных авторов характеризуются теоретические основы исследования вопросов темы, основные проблемы, степень их изученности. Высказывается собственная точка зрения автора, которая может совпадать или не совпадать со взглядами ученых на данную проблему, или быть отличной от них.

Объем данного раздела может составлять до 20 процентов общего объема дипломной работы .

Краткая характеристика объекта исследования дается вдипломных работах в зависимости от специфики специальности и излагается в определенной последовательности.

Анализ состояния исследуемых вопросов является частью дипломной работыи ее структура зависит от специальности подготовки специалиста. Например, по специальностям, осуществляющим подготовку специалистов для производственных отраслей, целесообразно в этой части использовать данные статистической отчетности, бухгалтерского и оперативного учета, личных наблюдений студента по предприятию (организации) соответствующей отрасли экономики, которые должны объективно и всесторонне отражать состояние вопроса. Собранная информация подвергается обработке, для чего используются различные методы исследований, составляются таблицы, графики, диаграммы, выявляется степень влияния различных факторов на конечный результат. Таблицы, схемы, графики, диаграммы располагаются по ходу изложения дипломной работы для подтверждения позиции автора. Таблицы, содержащие промежуточные расчеты, первичные исходные данные, а также методический инструментарий и эмпирический материал (анкеты социологических исследований, договора, матрицы, решение экономико-математических задач), следует помещать в конце текстовой части дипломной работы как приложения. На основе проведенных исследований необходимо объяснить происходящие изменения по изучаемой проблеме, показать их динамику, отметить положительные тенденции, если они присутствуют, либо выявить слабые стороны и недостатки.

Обоснование основных направлений совершенствования и повышения эффективности по изучаемым вопросам является проектной частью дипломной работы. В этом разделе дипломной работы может быть дано обоснование перспектив развития предприятия (организации),отрасли, производства продукта в форме бизнес-плана, а также решение оптимизационной модели развития предприятия (организации), его подразделений, направлений деятельности и т. п.

Заключение должно быть сформулировано четко, не допускается перегруженность цифровым материалом, пространными пояснениями, должно быть без частных подробностей. Выводы должны быть конкретными, вытекать из результатов проведенного исследования, включать предложения автора.

Выдвинутые предложения должны содержать разработки автора дипломной работы. В них указывается, чем собственные предложения отличаются от предложений других авторов, обосновывается новизна предложений в сравнении с известными решениями по всем исследуемым аспектам. Предложения должны быть аргументированы и оценены с точки зрения их эффективности. Обосновывается истинность, достоверность полученных результатов. Эффективность решения оценивается не только с экономической, но и с социальной точки зрения.

Следует обосновать возможность реализации предложений, указать научно-практические задачи, которые могут быть решены с помощью полученных результатов.

Объем заключения — не более трех страниц.

Список использованных источников составляется с учетом требований, предъявляемых к его оформлению.

Если в дипломной работе используются специальная терминология, малораспространенные сокращения, аббревиатуры, условные обозначения и тому подобное, то их объединяют в перечень условных обозначений и сокращений, помещаемый перед введением. В этом перечне специальные термины, сокращения, аббревиатуры, условные обозначения и тому подобное располагают в алфавитном порядке в виде колонки, а справа приводят их расшифровку.

В случае повторения в дипломной работе специальных терминов, сокращений, аббревиатур, условных обозначений и тому подобного менее пяти раз их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Общий объем пояснительной записки не должен превышать 80 страниц машинописного текста (включая заключение). Список использованных источников и приложения при подсчете объема дипломной работы не учитываются.

Содержание дипломной работы должно соответствовать требованиям, указанным в методических указаниях по выполнению дипломной работы по соответствующей специальности.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Дипломная работа может быть выполнена на русском или белорусском языках.

Работа выполняется машинописным, рукописным способом или с применением печатающих устройств ЭВМ на белой бумаге формата А4 (210 * 297 мм). При компьютерном наборе текста следует использовать следующие параметры страницы: шрифт— TimesNewRoman, 14 пунктов; выравнивание текста — по ширине; междустрочный интервал — полуторный; отступ для первой строки абзаца — 1,25 мм; поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм. Это составляет 1800 знаков на странице, включая пробелы, знаки препинания, т. е. 60—70 знаков в строке, 30—32 строки на странице.

Опечатки, обнаруженные в тексте, допускается исправлять закрашиванием корректором и нанесением на то же место исправленного варианта текста.

При машинописном наборе отдельные слова и формулы вписываются в текст черными чернилами (пастой, тушью) с соблюдением правил латинской и греческой орфографии. При компьютерном наборе целесообразно использовать возможности встроенного редактора формул.

Оглавление приводится в начале дипломной работыи включает «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ» (при наличииего в работе), «ВВЕДЕНИЕ», заголовки всех глав, разделов и подразделов,«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» и «ПРИЛОЖЕНИЯ» (при наличии) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.

Текст основной части пояснительной записки дипломной работы делят на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей дипломной работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ»,«ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт на один-два пунктабольше, чем шрифт основного текста. Так же печатают заголовки глав.

Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом на один-два пункта больше, чем шрифт основного текста.

Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом основного текста.

Пункты, как правило, заголовков не имеют. При необходимости заголовок пункта печатают с абзацного отступа полужирным шрифтом основного текста в подбор к тексту.

В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками). В конце заголовка пункта ставят точку.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовкапункта) и текстом должно составлять два-три межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в полтора-два межстрочных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которогозаголовок следует, может быть больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.

Каждую структурную часть дипломной работы следует начинать с нового листа, кроме разделов, подразделов и пунктов.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей дипломной работы является титульный лист, второй — задание на ее выполнение, которые включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе и на задании номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».

Номер главы ставят после слова «ГЛАВА». Разделы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не имеют номеров.

Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер разделасостоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенныхточкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками, например: «4.1.3.2» (второй пункт третьего подраздела первого раздела четвертой главы). Номера пунктов выделяют полужирным шрифтом.

Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы. Заголовки разделов, подразделов, пунктов приводят после их номеров через пробел. Пункт может не иметь заголовка.

В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и др.) и таблицы служат для наглядного представления в дипломной работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы следует располагать в дипломной работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота дипломной работы или с поворотом по часовой стрелке. Листы, полностью заполненные иллюстрациями или таблицами, включают в общую нумерацию страниц. Если размеры иллюстраций и таблиц больше формата А4, их размещают на листе формата АЗ, такой лист учитывают как одну страницу.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте дипломной работы. Слова «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не имеют номеров.

Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер разделасостоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенныхточкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы).

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками, например: «4.1.3.2» (второй пункт третьего подраздела первого раздела четвертой главы). Номера пунктов выделяют полужирным шрифтом.

Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы. Заголовки разделов, подразделов, пунктов приводят после их номеров через пробел. Пункт может не иметь заголовка.

В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и др.) и таблицы служат для наглядного представления в дипломной работе характеристик объектовисследования, полученных теоретических и (или) экспериментальныхданных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те жерезультаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы следует располагать в дипломной работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота дипломной работы или с поворотом по часовой стрелке. Листы, полностью заполненные иллюстрациями или таблицами, включают в общую нумерацию страниц. Если размеры иллюстраций и таблиц больше формата А4, их размещают на листе формата АЗ, такой лист учитывают как одну страницу.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте дипломной работы. Слова «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

Цифровой материал дипломной работы оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:

-основной шрифт таблицы — на один-два пункта меньше, чем в тексте работы;

- не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». Принеобходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно передих наименованием;

-таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2»;

- таблицу с большим количеством граф допускается делить начасти и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы,повторяя в каждой части таблицы боковик. Заголовок таблицыпомещают только над первой частью таблицы, а над остальными пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера;

- таблицу с небольшим количеством граф допускается делить на части и помешать одну часть рядом с другой на одной странице, отделяя их друг от друга двойной линией и повторяя в каждой части головку таблицы. При большом размере головки допускается не повторять ее во второй и последующих частях, заменяя ее соответствующими номерами граф. При этом графы нумеруют арабскими цифрами;

- если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то его заменяют словами «То же» при первом повторении, а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических, физических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк;

-заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту работы;

-заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается располагать заголовки граф параллельно графам таблицы.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и графы таблицы, могут не проводиться, если это не затрудняет ее чтение;

-не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями;

- в случае прерывания таблицы и переноса ее части на следующуюстраницу в конце первой части <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...