Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужская и женская части населения и их психология

Рождаясь мальчиками или девочками, люди являются носителями биологического пола. Но социальный пол (тендер) появляется позже. Какие биологические и соци­альные детерминанты распределяют «мужское» и «женское», «мас­кулинность» и «феминность» в каждом индивиде и социуме в це­лом? Какова психологическая специфика тендерных групп? Ответы на эти вопросы следует искать в процессе социализации, а именно гендерной социализации. Этот процесс заключается, прежде всего, в усвоении тендерных ролей, т.е. ожидаемых в данной культуре об­разцов поведения для мужчин и женщин.

Если доминирующая социокультурная норма диктует: мужчина — «добытчик, кормилец и защитник», женщина — «хранительница очага», то с самого раннего детства в девочках и мальчиках будут социально подкрепляться разные стили поведения. Так, взрослые

чаще хвалят за заботливость, покладистость, нежность девочку и могут вообще не замечать этих качеств у маленького мальчика. Гендерные метки мы расставляем, говоря девочке: «Перестань драться, ты же не мальчик!» — или мальчику: «Что ты плачешь, как девчонка!» Воспитание через «куклы и пистолетики» приводит мальчиков и девочек к усвоению гендерных ролевых норм — представлению о том как должны вести себя женщины и мужчины в обществе.

В большинстве стран мира девочки проводят больше времени, по­могая родителям по дому, ухаживая за младшими или престарелыми, а мальчики чаще заняты играми, не связанными с опекой и уходом, при необязательном контроле взрослых.

Активно усваивая тендерные роли в критические для этого про­цесса периоды (по данным разных авторов, 18 месяцев, 5—7 лет) ребенок все более становится потребителем и новым воссоздателем гендерной схемы, существующей в конкретной социокультурной традиции.

Теория гендерной схемы является ключевой в понимании соци­ально-психологических особенностей мужчин и женщин как боль­ших социальных групп. Тендерные различия в социуме являются источником формирования когнитивных структур, определяющих восприятие, кодирование и организацию информации о сложных социальных явлениях, например о ценностных основах общества и роли «мужского» и «женского» вклада в их формирование. Ребенок, ориентируясь на взрослых, обучается содержанию гендерной схемы, характерной для данного социума, приобретает навыки в полоролевых отношениях, организует и реализует собственное поведение, формирует самооценку в соответствии с конкретными представле­ниями о мужественности и женственности.

За психологическими портретами «нежный, зависимый, пассив­ный, мечтательный, эмоциональный, покорный, слабый» и «гру­бый, доминантный, склонный к риску, независимый, властный, рациональный, сильный» для большинства из нас однозначно стоят женщина и мужчина. По данным многочисленных авторов, психо­логическая составляющая социально-психологических особенно­стей мужской и женской части населения может быть дополнена рядом свойств. Мужчины демонстрируют большее стремление к независимости, обретению индивидуальности через отделение от социальной микросреды, для женщин более приемлема взаимозави­симость, обретение индивидуальности в социальных связях. В ис­пользовании инструментария невербальной коммуникации женщины более искусны, лучше мужчин декодируя невербальные сигналы в процессе общения, лучше объясняя эмоции окружающих и де­монстрируя большую вариативность выражения собственных эмо­ций. Женщины более чувствительны, эмпатичными, способны понять чувства других, склонны к опеке и проявлению «этики заботы».

В деловом общении женщины более концентрируются на отноше­ниях между людьми, мужчины — на задачах и результатах совместной деятельности, для мужчины более предпочтителен директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, женщина в подобных условиях скорее социальный лидер, создающий «дух команды» По разным исследованиям, женщины-руководители в отличие от мужчин в значительно меньшей степени ориентированы на вешнюю демонстрацию своей статусной позиции; для них характерны более жесткие требования к поведению членов общей команды; в среднем они несколько ниже оценивают вклад каждого участника совместной деятельности в реализацию управленческих функций, значительно в меньшей степени, чем мужчины, ориенти­рованы на воплощение своей авторской идеи при несколько боль­шей ориентации на дела, значимые для начальства. Агрессивное поведение для женщин — это прежде всего экспрессия, средство выражения гнева или снятия стресса, для мужчин агрессия — ско­рее инструмент получения социального или материального возна­граждения. Возрастные изменения некоторых психологических особенностей у мужчин и женщин проходят в противоположных направлениях: мужчины с возрастом становятся более чувствитель­ными, эмпатичными и менее доминантными, а женщины — более напористыми и уверенными в себе.

Основываясь на позициях тендерного подхода, следует отме­тить, что указанные выше особенности рассматриваются как не связанные с биологическим полом, а скорее производные гендер­ной социализации, зафиксированные в стереотипах обыденного сознания как продукт организованного общественного мнения.

Проникновение тендерного подхода в психологические исследо­вания привело к констатации того, что большинство научных выво­дов и обобщений в психологии получено при изучении лиц муж­ского пола, и «человеческая норма» фактически сводилась к «муж­ской норме». Говоря образно, на уровне психологических проявле­ний «мужское» и «женское» противопоставлялось как «самость» и «инаковость», «норма» и «отклонение», нуждающиеся в особых объяснениях. Так, Л.В. Поповой было показано, что социально-психологический климат для развития одаренности женщин и мужчин в детстве и юности различен. В силу тендерной асимметрии социума для девочек он более суров. Как одно из следствий возникают проблемы, присущие одаренным девушкам/женщинам это внешняя атрибуция своего успеха (он чаще приписывается внеш­ним факторам, а не собственным особенностям и усилиям).

Такая «боязнь успеха» подкрепляется общественным мнением о том, что профессиональные достижения женщин прямо коррели­руют с потерей женственности и неудачами в устройстве личной жизни (образ женщины-ученого как «синего чулка» и образ жен­щины-руководителя как «командира в юбке»).

Однако считать исчерпывающе изученными психологические характеристики мужской части населения на том основании, что таковые мало изучались у женщин, также неоправданно. Принцип тендерного паритета, симметрии реализовался в формировании как женских (women's studies), так и мужских (man's studies) исследова­ний. Социальные установки, ценности, традиции и психологиче­ские особенности мужчин как социальной макрогруппы оказались далеко не однозначны. Общепризнанное объяснение мужской сущ­ности понятиями мужественности, власти, обладания оказалось од­носторонним. Более 200 центров мужских исследований Западной Европы и Австралии изучают исторические, культурные, социаль­ные, психологические трансформации мужской части населения, «матрицы» мужского воспитания, динамику и механизмы создания образа «настоящего мужчины», типологию жизненных стилей муж­чин. Такие институты мужественности, как армия и спорт, дают наибольший материал для исследований.

 

Проблемы гендерных отношений

Со времен Адама и Евы проблема гендерных отношении существует и не теряет актуальности. На индивидуальном уровне гендерные отношения проявляются как в ролевой игре воспитан­ников детских садов, так и во всех последующих жизненных перио­дах, включая выбор брачного партнера или построение ситуации делового общения. Тендерные различия в сексуальных установках можно выразить пословицей: «Жена любит мужа богатого, а муж жену здоровую». Представители эволюционистского направления в психологии подтверждают эту мысль: женщины в мужчинах ценят обеспеченность и физическую силу, мужчины в женщинах — моло­дость и здоровье.

На культурном уровне проблема тендерных отношений концентрированно представлена социально-психологическим феноменом гендерных стереотипов. Большое количество исследований — обоб­щенные представления о том, как ведут себя мужчины и женщины. r экспериментальных исследованиях испытуемые обоего пола оце­нивали картины начинающих художников и художниц. Как прави­ло положительные отзывы получали только картины, написанные художниками. Только в случае, когда авторов представляли как победителей конкурсов, оценки профессионального мастерства и ху­дожниц и художников выравнивались. Другими словами, разрушать стереотип о заведомо меньших способностях женщин в области живописи художницам приходится с более «низкого старта».

Представления о мужских и женских профессиях — одно из яр­ких проявлений существования тендерных стереотипов. Достижение высокого уровня профессионализма, компетентность оцениваются в обществе через призму тендерной принадлежности: по данным некоторых исследований, высококомпетентные женщины не полу­чают социального одобрения ни от женщин, ни от мужчин. Про­должая выводы их исследований, в которых устанавливалась зави­симость между уровнем компетентности женщин и типом межлич­ностного взаимодействия, следует признать преимущественно нега­тивные оценки компетентных женщин. Их пытались исключить из своей группы и женщины и мужчины в условиях и кооперативного, и конкурентного взаимодействия. Для компетентных мужчин успе­хи компетентных женщин могли привести к снижению мужской самооценки и неизбежной ломке традиционного для западной культуры тендерного стереотипа о том, что настоящий мужчина должен превосходить женщину по деловым качествам. Тендерный стереотип о мужчине-«кормильце» приводит к укоренению в обще­ственном сознании мнения: «для мужчины эта зарплата маленькая». В результате средняя заработная плата женщин зачастую составляет 2/3 заработной платы мужчин при выполнении труда равной цен­ности.

Следствием действия тендерного стереотипа о женщине — «хранительнице очага» является и такое распространенное мнение: «политика и сфера управления обществом — не женское дело». В численности работников, занимающих государственные должности го­сударственной службы субъектов РФ на 1 января 1999 г., на долю женщин приходилось (по категориям и группам должностей) должностей категории «А» (высшие) — 18%, категории «Б» — 40, катего­рии «В» — 69, младших сотрудников — 89%. Это означает, что чем ниже уровень принятия решений, тем выше доля женщин, ко­торым они доверяются.

Следует констатировать, что тендерные отношения в современной России асимметричны и разбалансированы. Это затрудняет личност­ную и профессиональную самореализацию как мужчин, так и женщин

Мужчины и женщины как большие социальные группы с уче­том их социально-психологических особенностей пока как еще ма­ло и односторонне востребованные человеческие ресурсы на пути к цивилизованной организации общества и тендерной демократии.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...