Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мужская и женская части населения и их психологияРождаясь мальчиками или девочками, люди являются носителями биологического пола. Но социальный пол (тендер) появляется позже. Какие биологические и социальные детерминанты распределяют «мужское» и «женское», «маскулинность» и «феминность» в каждом индивиде и социуме в целом? Какова психологическая специфика тендерных групп? Ответы на эти вопросы следует искать в процессе социализации, а именно гендерной социализации. Этот процесс заключается, прежде всего, в усвоении тендерных ролей, т.е. ожидаемых в данной культуре образцов поведения для мужчин и женщин. Если доминирующая социокультурная норма диктует: мужчина — «добытчик, кормилец и защитник», женщина — «хранительница очага», то с самого раннего детства в девочках и мальчиках будут социально подкрепляться разные стили поведения. Так, взрослые чаще хвалят за заботливость, покладистость, нежность девочку и могут вообще не замечать этих качеств у маленького мальчика. Гендерные метки мы расставляем, говоря девочке: «Перестань драться, ты же не мальчик!» — или мальчику: «Что ты плачешь, как девчонка!» Воспитание через «куклы и пистолетики» приводит мальчиков и девочек к усвоению гендерных ролевых норм — представлению о том как должны вести себя женщины и мужчины в обществе. В большинстве стран мира девочки проводят больше времени, помогая родителям по дому, ухаживая за младшими или престарелыми, а мальчики чаще заняты играми, не связанными с опекой и уходом, при необязательном контроле взрослых. Активно усваивая тендерные роли в критические для этого процесса периоды (по данным разных авторов, 18 месяцев, 5—7 лет) ребенок все более становится потребителем и новым воссоздателем гендерной схемы, существующей в конкретной социокультурной традиции. Теория гендерной схемы является ключевой в понимании социально-психологических особенностей мужчин и женщин как больших социальных групп. Тендерные различия в социуме являются источником формирования когнитивных структур, определяющих восприятие, кодирование и организацию информации о сложных социальных явлениях, например о ценностных основах общества и роли «мужского» и «женского» вклада в их формирование. Ребенок, ориентируясь на взрослых, обучается содержанию гендерной схемы, характерной для данного социума, приобретает навыки в полоролевых отношениях, организует и реализует собственное поведение, формирует самооценку в соответствии с конкретными представлениями о мужественности и женственности. За психологическими портретами «нежный, зависимый, пассивный, мечтательный, эмоциональный, покорный, слабый» и «грубый, доминантный, склонный к риску, независимый, властный, рациональный, сильный» для большинства из нас однозначно стоят женщина и мужчина. По данным многочисленных авторов, психологическая составляющая социально-психологических особенностей мужской и женской части населения может быть дополнена рядом свойств. Мужчины демонстрируют большее стремление к независимости, обретению индивидуальности через отделение от социальной микросреды, для женщин более приемлема взаимозависимость, обретение индивидуальности в социальных связях. В использовании инструментария невербальной коммуникации женщины более искусны, лучше мужчин декодируя невербальные сигналы в процессе общения, лучше объясняя эмоции окружающих и демонстрируя большую вариативность выражения собственных эмоций. Женщины более чувствительны, эмпатичными, способны понять чувства других, склонны к опеке и проявлению «этики заботы». В деловом общении женщины более концентрируются на отношениях между людьми, мужчины — на задачах и результатах совместной деятельности, для мужчины более предпочтителен директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, женщина в подобных условиях скорее социальный лидер, создающий «дух команды» По разным исследованиям, женщины-руководители в отличие от мужчин в значительно меньшей степени ориентированы на вешнюю демонстрацию своей статусной позиции; для них характерны более жесткие требования к поведению членов общей команды; в среднем они несколько ниже оценивают вклад каждого участника совместной деятельности в реализацию управленческих функций, значительно в меньшей степени, чем мужчины, ориентированы на воплощение своей авторской идеи при несколько большей ориентации на дела, значимые для начальства. Агрессивное поведение для женщин — это прежде всего экспрессия, средство выражения гнева или снятия стресса, для мужчин агрессия — скорее инструмент получения социального или материального вознаграждения. Возрастные изменения некоторых психологических особенностей у мужчин и женщин проходят в противоположных направлениях: мужчины с возрастом становятся более чувствительными, эмпатичными и менее доминантными, а женщины — более напористыми и уверенными в себе. Основываясь на позициях тендерного подхода, следует отметить, что указанные выше особенности рассматриваются как не связанные с биологическим полом, а скорее производные гендерной социализации, зафиксированные в стереотипах обыденного сознания как продукт организованного общественного мнения. Проникновение тендерного подхода в психологические исследования привело к констатации того, что большинство научных выводов и обобщений в психологии получено при изучении лиц мужского пола, и «человеческая норма» фактически сводилась к «мужской норме». Говоря образно, на уровне психологических проявлений «мужское» и «женское» противопоставлялось как «самость» и «инаковость», «норма» и «отклонение», нуждающиеся в особых объяснениях. Так, Л.В. Поповой было показано, что социально-психологический климат для развития одаренности женщин и мужчин в детстве и юности различен. В силу тендерной асимметрии социума для девочек он более суров. Как одно из следствий возникают проблемы, присущие одаренным девушкам/женщинам это внешняя атрибуция своего успеха (он чаще приписывается внешним факторам, а не собственным особенностям и усилиям). Такая «боязнь успеха» подкрепляется общественным мнением о том, что профессиональные достижения женщин прямо коррелируют с потерей женственности и неудачами в устройстве личной жизни (образ женщины-ученого как «синего чулка» и образ женщины-руководителя как «командира в юбке»). Однако считать исчерпывающе изученными психологические характеристики мужской части населения на том основании, что таковые мало изучались у женщин, также неоправданно. Принцип тендерного паритета, симметрии реализовался в формировании как женских (women's studies), так и мужских (man's studies) исследований. Социальные установки, ценности, традиции и психологические особенности мужчин как социальной макрогруппы оказались далеко не однозначны. Общепризнанное объяснение мужской сущности понятиями мужественности, власти, обладания оказалось односторонним. Более 200 центров мужских исследований Западной Европы и Австралии изучают исторические, культурные, социальные, психологические трансформации мужской части населения, «матрицы» мужского воспитания, динамику и механизмы создания образа «настоящего мужчины», типологию жизненных стилей мужчин. Такие институты мужественности, как армия и спорт, дают наибольший материал для исследований.
Проблемы гендерных отношений Со времен Адама и Евы проблема гендерных отношении существует и не теряет актуальности. На индивидуальном уровне гендерные отношения проявляются как в ролевой игре воспитанников детских садов, так и во всех последующих жизненных периодах, включая выбор брачного партнера или построение ситуации делового общения. Тендерные различия в сексуальных установках можно выразить пословицей: «Жена любит мужа богатого, а муж жену здоровую». Представители эволюционистского направления в психологии подтверждают эту мысль: женщины в мужчинах ценят обеспеченность и физическую силу, мужчины в женщинах — молодость и здоровье. На культурном уровне проблема тендерных отношений концентрированно представлена социально-психологическим феноменом гендерных стереотипов. Большое количество исследований — обобщенные представления о том, как ведут себя мужчины и женщины. r экспериментальных исследованиях испытуемые обоего пола оценивали картины начинающих художников и художниц. Как правило положительные отзывы получали только картины, написанные художниками. Только в случае, когда авторов представляли как победителей конкурсов, оценки профессионального мастерства и художниц и художников выравнивались. Другими словами, разрушать стереотип о заведомо меньших способностях женщин в области живописи художницам приходится с более «низкого старта». Представления о мужских и женских профессиях — одно из ярких проявлений существования тендерных стереотипов. Достижение высокого уровня профессионализма, компетентность оцениваются в обществе через призму тендерной принадлежности: по данным некоторых исследований, высококомпетентные женщины не получают социального одобрения ни от женщин, ни от мужчин. Продолжая выводы их исследований, в которых устанавливалась зависимость между уровнем компетентности женщин и типом межличностного взаимодействия, следует признать преимущественно негативные оценки компетентных женщин. Их пытались исключить из своей группы и женщины и мужчины в условиях и кооперативного, и конкурентного взаимодействия. Для компетентных мужчин успехи компетентных женщин могли привести к снижению мужской самооценки и неизбежной ломке традиционного для западной культуры тендерного стереотипа о том, что настоящий мужчина должен превосходить женщину по деловым качествам. Тендерный стереотип о мужчине-«кормильце» приводит к укоренению в общественном сознании мнения: «для мужчины эта зарплата маленькая». В результате средняя заработная плата женщин зачастую составляет 2/3 заработной платы мужчин при выполнении труда равной ценности. Следствием действия тендерного стереотипа о женщине — «хранительнице очага» является и такое распространенное мнение: «политика и сфера управления обществом — не женское дело». В численности работников, занимающих государственные должности государственной службы субъектов РФ на 1 января 1999 г., на долю женщин приходилось (по категориям и группам должностей) должностей категории «А» (высшие) — 18%, категории «Б» — 40, категории «В» — 69, младших сотрудников — 89%. Это означает, что чем ниже уровень принятия решений, тем выше доля женщин, которым они доверяются. Следует констатировать, что тендерные отношения в современной России асимметричны и разбалансированы. Это затрудняет личностную и профессиональную самореализацию как мужчин, так и женщин Мужчины и женщины как большие социальные группы с учетом их социально-психологических особенностей пока как еще мало и односторонне востребованные человеческие ресурсы на пути к цивилизованной организации общества и тендерной демократии.
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |