Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ФОЛЬКЛОРА В ТРУДОВОМ ПРАЗДНИКЕ

Особое место в режиссуре трудовых праздников занимает использование народных традиций и фольклора, которые яв­ляются богатством, выработанным поколениями, передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт и куль­турное наследие предшественников.

В культурно-творческой сознательной деятельности ши­роких масс сливаются в едином русле народные традиции, фольклор и художественная современность. Эта деятельность становится неотъемлемым компонентом социалистического об­раза жизни.

Как известно, образ жизни отражает не только определен­ный способ общественного производства, специфические чер­ты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этическое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нра­вы, которые соответствуют господствующему типу обществен­ных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете челове­ческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое вопло­щение в фольклоре народов СССР, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармонического развития личности, со­ставляющим сердцевину социалистического образа жизни. Именно поэтому так актуален в наши дни воспитательный потенциал народных традиций, фольклора.

Однако анализ использования их в культурно-просветитель­ной работе показывает, что сегодня здесь развивается более интенсивно одна линия — слияние фольклора с художествен­ной самодеятельностью. Значительно слабее развивается дру­гая линия — рассмотрение и использование фольклора как традиционного массового действия, своеобразного, утвержден­ного исторически стереотипа поведения, причем художествен­но оформленного и осмысленного. Такая линия использования


фольклора характерна для массовой культурно-просветитель­ной работу,где он выступает в социально-педагогическом ас­пекте как традиционная художественная организация дейст­вия.

Благодаря фольклорному наполнению, его органическому соединение с современностью совершенствуется режиссура многих светских общественных, трудовых праздников и об-рядов. Taких, например, как посвящение в рабочий класс. Давая выход радости, чувству удовлетворения достигнутой целью, этот праздничный обряд, благодаря своей идейной и эмоциональной направленности, вызывает у человека «допол­нительные» чувства гордости за свою профессию, за ту честь, которую ему оказывают ветераны, стимулирует ответ­ственность за порученное дело. Трудовой фольклор орга­нически соединяется в этом обрядово-ритуальном действии с современным художественным осмыслением труда, новой трудовой образностью, показом лучших людей — передовиков производства.

Органичность соединения старого и нового обеспечивается здесь за счет того, что в центре художественного осмысления как в фольклоре, так и в современной ритуалистике стоит труд. При единстве идейного содержания и общности основных элементов церемониала посвящения в рабочие на трудовых праздника} проводящихся у различных народов, он всегда приобретает местные, национальные черты. Так, на «Празд­никах урожая» этот церемониал связан с местными трудо­выми процессами: сбором хлопка в среднеазиатских респуб-ликах , «Праздником дынь» (кавун сайхи). «Проводами животноводов на полонину» в Закарпатской области УССР, «Праздником виноградной ло-зы» в Молдавии и т. д.

В течение ряда лет проходят посвящения в рабочий класс, в мастера-умельцы на базе Дома культуры Тбилисского авиа-ционного завода имени Г. Димитрова. В них, на наш взгляд, сценарно-режиссерской группой удачно решена задача орга­ничного соединения нового трудового содержания с традици­онными обрядовыми формами прославления Мастера: най-дены сопутствующие игровые действия, сценарий обогащен поэтическим и музыкальным фольклором в соединении с луч­шими образцами творчества грузинских поэтов и композито­ров.

«Наставник и ученик» — так называется праздничное пред­ставление, которое проходит у проходной завода. Во вре­мя праздника дается напутствие молодым рабочим, проходит 76


встреча трудовых династий, присваивается почетное звание «Умелый мастер».

Сценарно-режиссерским ходом является перекличка тру­дового прошлого Тбилиси, его традиций и ритуалов с сегод­няшними трудовыми делами и обрядами. Так, в эпизоде по­священия в рабочий класс оживают история и фольклор­ные традиции «амкари» — древнейшей и интереснейшей про­фессиональной организации города Тбилиси.

«Семья амкари принимала в лоно цеха мастеров своего дела — всякого рода-племени и вероисповедания. Был у ам-кари свой голова — устабаш, был у него свой устав; шли ве-ка, устав менялся, но оставалось в нем незыблемым строгое равноправие товарищей по цеху. Никогда мастер не брался за работу, начатую другим, не осмеливался переманивать чу-жого ученика...

Выносили ремесленники знамена из головных мастерских по большим праздникам, а уж самым большим среди них был праздник посвящения в мастера, что в народе называли «пи­ром амкари»...

Проходил ученик свою трудную школу. Наконец мастер приглашал в лавку устабаша и несколько почетных членов амкари, и те, проверив работу ученика, выносили приговор...

Завтра — день посвящения в мастера.

Из головной мастерской цеха вынесут знамена, и под тор­жественную музыку зурны все направляются в Ортачала. Впереди нарядной процессии будет выступать устабаш, чуть позади — сами виновники торжества с разноцветными шел­ковыми кушаками, перекинутыми через плечо. В кушаки за­вернут рабочий инструмент. Чувячники понесут колодки, портные — аршин, плотники — уровень. После церемонии ■Посвящения инструменты будут подарены мастерам...

Замер устабаш, торжественный, неподвижный, нахмурив­шись... О, недаром хмурится устабаш! Вот, как бы освобожда­ясь от магии священных слов, он встряхивает головой, бы­стро приближается к посвящаемому, хватает его за большие пальцы рук, затем отпускает и, размахнувшись истово, дает ему затрещину! Одну, другую, третью! Третий удар, говорят, был самый чувствительный и он означал, что стерта послед­няя грань между мастером и подмастерьем»1.

Именно так и разыгрывалась эта сцена в эпизоде «По-священие в рабочий класс». Фольклорный материал органич-

1 Гришашвили И Г Литературная богема старого Тбилиси — Тби­лиси: Мерани, 1977, с 27—29.


но вписался в театрализованное представление, предшествую­щее ритуалу. В исполнении самодеятельных коллективов на специально выстроенной к этому дню у проходной завода «старинной» площади, окруженной резными балконами, зву­чали грузинские народные песни «Оровела», «Саари», разво­рачивались сцены из жизни города XIX века: княгиня с бал­кона покупала мацони, прогуливались горожане, торговцы наперебой предлагали свои товары, работали «Цеха Амка-ри» — скорняжный, сапожный, кузнечный. Ремесленники тан­цевали «кинтаури». И на фоне этой исторической перспективы звучали стихи И. Гришашвили, воспевающие красоту старого Тифлиса. Актеры заводского самодеятельного театрального коллектива разыгрывали сцену старинного обряда «благо-словления или посвящения в мастера». А вслед за этим зву-чал торжественный марш. И начиналось посвящение в рабо-чие сегодняшних юношей и девушек. Их мастера-наставники после произнесения молодыми рабочими торжественной клят-вы вручали им именной инструмент. Открывались ворота за-вода, звучал гудок, и молодая смена входила на предприятие. Благодаря интересно найденной фольклорной образности этот трудовой праздник оказал сильнейшее эмоциональное воздей­ствие на всех участников, стал наглядным примером воспи­тания и красочным зрелищем.

Внедрение фольклора в современные трудовые праздники, обряды и ритуалы повсеместно превратилось в одно из глав­ных направлений его использования в культурно-просвети­тельной работе. Анализ накопившегося в стране опыта мас­совой культурно-просветительной работы позволяет сделать вывод о том, что соединение фольклора с современностью дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению современности с позиций исторических, как бы соединяет вчерашний и сегод­няшний день, синтезирует старое и новое.

Это очень заметно при анализе форм массовой агитацион­но-пропагандистской работы культурно-просветительных учреждений, сопровождающих «Ртвели» — трудовую кампа­нию по уборке урожая винограда в Грузии. В массовых ме­роприятиях, сопровождающих эту кампанию и придающих ей праздничный характер, органически соединяются народные песни, танцы, трудовые сюжетные игры с современной на­глядной агитацией, митингами, трудовыми репортажами, под­ведением итогов и чествованием передовиков. Творческое использование фольклора, связанного с такими же тру­довыми сезонными праздниками, позволило переосмыслить, 78


усилить общественное и художественное звучание таких тру­довых праздников, как «Сабантуй» в Татарии, «Лиго» в Лат­вии, «Навруз» в Таджикистане, «Хирмон Байрами» в Узбеки­стане и т. д.

Праздник плуга, например, отмечают до сих пор все зем­ледельческие народы мира. Он бытует и в нашей стране. Вот как произошло переосмысление фольклорного содержания этого праздника в Дагестане. В прошлом этот праздник со­провождался магическими обрядами: первую борозду прово­дил самый удачливый в селе человек — лучший пахарь, но чаще всего местный богач. Он облачался в шубу, вывернутую наизнанку, надеясь, что это окажет магическое воздействие на поля, и они покроются хлебами, густыми как мех на шубе. Его осыпали землей, обливали водой — это тоже было необ­ходимо, чтобы шли обильные дожди. При этом исполнялось заклинание: «Да будет урожай!»

В наши дни праздник первой борозды освободился от ре­лигиозно-мистических наолоений. Его подлинными героями стали знатные люди села, участие которых переосмыслило старый ритуал, дополнило его показом готовой к севу сельско­хозяйственной техники, художественными выступлениями, славящими героев труда.

Среднеазиатские весенне-летние праздники «Навруз» и. «Лола» проходят как большое трудовое торжество, сопровож­даемое карнавальными шествиями и массовыми гуляниями. Непременными участниками праздников являются старейшие жители села, прославленные хлопкоробы, чабаны, садоводы, победители конкурсов художественной самодеятельности. Их шествия, массовые выступления, трудовые рапорты заменили религиозные ритуалы традиционного праздника, переосмы­слили их. В течение ряда лет мы наблюдали эволюцию ста­ринного народного купальского праздника, очень схожего по фольклорному оформлению у белоруссов и украинцев. Куль­турно-просветительные работники, взявшие на вооружение этот праздник, нашли органичный синтез старинного обрядо­вого фольклорного действа с новыми советскими традици­ями, определили пути обогащения купальского праздника новым идейным содержанием.

Анализируя трудовые праздники, в которых органично ис­пользуются народные традиции и фольклор, мы можем выде­лить то общее, ито составляет их традиционное сценарно-ре-жиссерское ядро, сохранившееся до наших дней.

Это — образность, рожденная самой жизнью, историей, а также широкое, красочно оформленное общение участвую-


щих в виде импровизационно-художественной игры, массо­вого ритуально-обрядового действия, хороводного танца; массового пения, различного рода трудовых, художественных и спортивных состязаний.

Вот как проходит трудовой праздник «Гареджоба», про­водимый в Сагареджинском районе Грузинской ССР. Этот праздник посвящен возрождению пустыни Удабно — вековой мечте грузинского народа, нашедшей место в его фольклоре. •В наше время эта мечта воплотилась в жизнь — было заверше­но строительство первой очереди оросительной системы, че­му и посвящен • народный трудовой праздник. Его на­чинали веселые берики — старинные персонажи грузинского фольклора, песнями и ритуальными действиями встречавшие появление воды в оросительном канале, всячески «задабри­вавшие» и «заклинавшие» ее никогда не покидать этих мест. Берики вовлекали в театрализованное действие всех присут­ствующих на празднике шутками, играми на воде, пригла­шали желающих окунуться в воду, заводили на берегу хоро­вод. И первыми откликнулись дети. Они активно включились в игру на воде. Фольклорные герои праздника —берики — наполнили огромный кувшин водой из канала и вручили его в руки старейшему жителю этих мест, который, отпив глоток, передал по старинному грузинскому обычаю символическую чашу гостям праздника. Кульминацией праздника явилось посвящение в рабочие и награждение передовых мелиора­торов памятными медалями у символического памятника «Дерево жизни», поднявшегося у головного сооружения ка-нала и олицетворяющего возрождение «мертвой» земли.

Итак, образное решение этого праздника связано с водой, воплощающей жизнь, плодородие, счастье. Встреча воды стимулировала появление национальных персонажей, ритуаль-ное действие. Фольклорная образность и ритуалистика орга-нично слились с новыми советскими обрядами посвящения молодых в мелиораторы и чествование передовиков.

Чествование и прославление передовиков представляют собой в празднике определенный вид деятельности людей Такой деятельностью могут стать объединяющие массы при зывы, обязательства, наполняющие жизнь смыслом перспек-тивы. Трудовые праздники, обряды, ритуалы активно форми-руют ценностные ориентации людей. Немалую роль в этом играет органично и к месту влившаяся в праздник труда фольклорная образность и ритуалистика. 80


Примечательны в этом отношении такие праздники уро­жая и труда, как Цветение лозы, День цитрусовода, Праздник чая, День рыбака, Первой борозды, Ртвели и др. Все эти праздники, построенные на основе своеобразия национального колорита, придающего им неповторимый характер, представ­ляют одновременно как продолжение традиций, так и отра­жение сегодняшних трудовых побед.

К примеру, проходящий ежегодно в конце августа в Каз-беги праздник «День чабана», посвященный подведению тру­довых итогов овцеводами района, органично включает в себя фольклорные песни, танцы, различные состязания. Так, жен-щины состязаются в вязании и приготовлении вкусных блюд по старинным рецептам. А команды горских сел помимо тра-диционных спортивных состязаний проводят конкурс на луч-шее исполнение народных мелодий. Победители получают древний музыкальный инструмент чабана — свирель. Куль­минацией праздника, его образным решением, олицетворяю­щим преемственность поколений чабанов, неизменность их побед над горной стихией, становится традиционная переда­ча бурок старейшими пастухами молодежи во время ритуала «Посвящения в чабаны».

Анализ наиболее распространенных разновидностей празд­ников, обрядов, ритуалов, в которых фольклор является ос­новой театрализации, то есть организации событийного со­держания и массового действия, показывает, что с его по­мощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в обще­ние, предложить освященный традициями стереотип отноше­ний и поведения. Эта активная деятельная сторона фольклора, превращающая его в механизм массовой культурно-просвети­тельной работы, проявляется в наиболее повторяющихся ти­пах театрализованного массового действа. Каждый из этих типов выступает в качестве реального канала проявления активности личности в культурно-просветительной работе. Поиск и обоснование таких каналов «подключения» челове­ка к массовому мероприятию чрезвычайно актуален, так как наиболее повторяющейся организационной ошибкой сценар-но-режиссерской разработки праздников является пассивная роль в них самой аудитории, ее преимущественно зритель­ская позиция.

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного массового фольклорного Действия:

1. Художественно оформленное шествие, вовлекающее
вмассовое действие всех собравшихся. В соответствии с тра-
6—3518 81


диционной основой и образностью такое шествие может быть игровым, театрализованным реальным. Например, шествие ряженых в календарном празднике, связанном с временем го­да, шествие скоморохов в игровом фольклорном празднике, шествие мастеров в трудовом празднике. Декоративное, му­зыкальное, словесное оформление шествия содержит в себе как исторический, так и событийный материал. Анализ пока­зывает, что шествие— наиболее типичный для фольклора элемент действия, характерный для всех разновидностей праздника.

2. Костюмировакие участников,стимулирующее их ак­
тивность, выступающее своеобразной движущей силой фоль­
клорного действа, позволяющее участникам «войти в роль».
Костюмирование как бы синтезирует в себе две стороны теат­
рализации. С одной стороны, костюм является произведением
фольклора, с другой — он превращает человека в исполни­
теля массового действа, в фольклорного персонажа. Костюми­
рование широко применяется в исторических, этнографиче­
ских действах, в календарных обрядах и праздниках. Притя­
гательна сила костюма на таких мероприятиях. Обычно груп­
па или персонажи в костюмах становятся центром притяже­
ния, вокруг которого разворачивается действие, соединяющее
костюмированных и некостюмированных участников.

3. Массовое импровизационное хоровое пениеили танец,
представляющие собой спонтанную художественную реакцию
человека на отмечаемое событие. Этот вид не организованной
специально художественной самодеятельности, потребность в
которой всегда живет в народе и отражается прежде всего
вфольклорных формах. Для народного творчества чрезвы­
чайно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Они
буквально пронизывают все разновидности массового фоль­
клорного действа, стимулируют создание огромного пласта
песенного и хореографического народного репертуара. Импро­
визационное народное творчество всегда окрашено эмоцио­
нально и поэтому может служить для передачи чувств, отно­
шения к тому или иному событию. Все это делает хоровую
или танцевальную импровизацию важнейшим структурным
элементом фольклорного действия.-

 

4. Трудовое, художественно-творческое, спортивное сос­
тязание
в форме конкурса, серии показательных выступле­
ний, театрализованной схватки. Оно также характерно для
структуры любого фольклорного действа.

5. Обрядово-ритуальное действие,. являющееся обяза­
тельным структурным элементом, специфической особенностью
32


любого фольклорного праздника, представления и других форм, используемых в массовой культурно-просветительной работе.

Особо следует остановиться на костюмировании, так как именно этот тип активной деятельности, связанный с исполь­зованием в трудовых праздниках традиционных народных аллегорических (Урожай, Весна, Рожь) либо мифологических (Дионис, Нептун) персонажей, сегодня вызывает много спо­ров, а еще больше методических просчетов в сценарно-режис-серских замыслах.

В связи с этим подчеркнем еще раз, что для сценарно-ре-жиссерского замысла и воплощения трудового праздника как явления художественно-публицистического большое значение имеет точное соотнесение художественного и документально­го материала, реального и игрового действия, органичность их синтеза. И здесь нужна особая методика. Анализ нако­пленного опыта и многолетняя сценарная практика показы­вают, что когда реальное действие необоснованно подменя­ется фольклорно-игровым, создается ощущение неорганично­сти, надуманности, фальши.

Естественным представляется действие, когда Весна-крас­на, являющаяся символическим образом сельского праздника «Начала уборки урожая», дает шутливые напутствия его участ­никам, а царь морской Нептун на празднике «День рыбака» «выкуривает» с рыбаками трубку мира и заключает в игро­вой форме договор честно ловить рыбу, с одной стороны, и не баламутить море — с другой. В этих примерах мы видим, что художественные персонажи ведут линию фольклорно-игровую, подчеркивают ассоциативную образность всего дей­ствия.

Именно таким персонажем на «Празднике виноградной ло­
зы» в Молдавии является покровитель виноградарства Дио­
нис, который выезжает в нарядной колеснице под барабанную
дробь и фанфары, сопровождаемый свитой. Этот персонаж в
ярком плаще, украшенном виноградными листьями, с венком
из виноградных гроздьев на голове и с рогом виноградного
вина в руках является символом праздника. Поэтому его вы-
ступление с поздравлениями, «урожайные» награждения мо-
гут происходить только от имени персонажа, в игровой фор-
ме. К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуаци-
ей, когда в трудовом празднике традиционные народные пер-
сонажи ведут линию реального действия: читают официаль-
ные документы, проводят награждения передовиков грамо-
тами, посвящают в профессию, принимают рапорты.
6* 83


На одном из праздников «Дня рыбака» реальное дейст­вие — церемония посвящения учащихся ПТУ в полноправные моряки — было полностью превращено организаторами в иг­ровое действие. Главный боцман праздника оглашал пои­менно выпускников «рыбацкого» училища Нептун окроплял их морской водой, Старшая русалка надевала через плечо каждому символическую ленту из рыболовных траловых се­тей, а затем все вместе они принимали торжественную клят­ву и, после того как каждый выпускник расписывался под ней, вручали ему почетный диплом, скрепленный автографами.

Такое действие, главными персонажами которого стали Нептун, Русалка, Главный боцман, черти, нарушило соотно­шение в нем реального и игрового. Была превращена в бес­почвенную игру церемония, являющаяся кульминацией празд­ника, ибо в то время как аллегорические и мифологические персонажи активно действовали на торжестве, реальные ге­рои — руководство училища и рыболовецкого колхоза, на­ставники и родители — оказались как бы непричастными к нему. Все это вызвало у тех, кого посвящали в профессию, а также у присутствующих на празднике участников чувство нереальности происходящего, что снизило педагогический и эмоциональный эффект.

Итак, анализируя использование народного творчества и фольклора как средства массовой культурно-просветительной работы, мы берем на вооружение их понимание как театра­лизованного действа, важным условием организации кото­рого является опора на содержательную основу, традицион­ную образность, позволяющие активизировать массу участни­ков, выступающие как стереотипы деятельности. Использова­ние народных традиций и фольклора как основы театрализации в трудовых праздниках, где они стимулируют и организуют деятельность участников, возможно лишь в следующих слу­чаях а) когда событийная и фольклорная основы сценария отвечают жизненным потребностям, удовлетворяют интересы, отражают художественные запросы; б) когда народные тради­ции, само фольклорное действие расширяют круг общения участников, вовлекают массу, раздвигают границы праздника, обряда, ритуала, гуляния, то есть выступают как стимулиру­ющее средство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это пособие призвано помочь культурно-просветительным работникам и широкому кругу активистов в организации мас­совых трудовых и общественно-политических праздников, ко-84


торые стали неотъемлемой частью нашего социалистического быта. Человеку обязательно нужна публичная оценка труда, доброе слово, моральная поддержка. Они стимулируют произ­водственную деятельность не меньше, чем стимулы материаль­ные. Художественно-массовые формы работы заводского клу­ба праздничные ритуалы, обряды и церемонии — эффек­тивный идейно-эмоциональный стимул воздействия на лич­ность Для того чтобы по-настоящему использовать этот сти­мул, необходимо организатору культурно-просветительной ра­боты овладеть сценарно-режиссерскими навыками Это зна­чит, что прежде всего нужно хорошо знать жизнь своего пред­приятия, города, района, села, быть хорошим педагогом и психологом. Знать людей, для которых ты работаешь И, на­конец, нужно быть эрудированным человеком, хорошо знать литературу и искусство, ибо подлинно творческий замысел никогда не рождается на пустом месте.

ЛИТЕРАТУРА

ГенкинД М Массовые праздники Учеб пособие — М Просве щение, 1975

Грищенко П С, Каконин В И Трудовые праздники и тра­диции — М Профиздат, 1974

Жарков А Д Клуб в дни всенародных праздников — М Проф издат, 1983

Клубоведение Учеб пособие /Под ред С Н Иконниковой и В И Чепелева — М Просвещение, 1979, с 178—212, 233—239

КоновичА А К вопросу о реальном герое театрализованных форм массовой культурно просветительной работы — В кн Культурно-про светительная работа и коммунистическое воспитание Сб научных тру дов — Л Л ГИК, 1978, с 143—150

Место массового праздника в духовной жизни социалистического об­щества Сб научных трудов — Л ЛГИК, 1981

Наши праздники (советские общегосударственные, трудовые, воин­ские, молодежные и семейно бытовые праздники, обряды, ритуалы) — М Политиздат, 1977

Праздники, обряды, традиции — М Молодая гвардия, 1979

Руднев В А Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллекти­ве — М Профиздат, 1984.

Триад ский В А Праздники юности Подмосковья — М Моск. рабочий, 1983


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 3

Событийный праздничный календарь как основа деятельности ре
жиссера............................................................................ ,

Театрализация как творческий метод организации праздников . . 1о

Практическая опора режиссера на социально-психологические ме­
ханизмы массового праздника .............................................................. 31

Реальный герой и реальное театрализованное действие в трудовом

празднике . . 49

Использование Народных традиций и фольклора в трудовом празд­
нике ...................................................................................................... 73

Заключение ........................................................................... 84

Литература . 85

Авторы: Генкин Дмитрий Михайлович, Конович Аскольд Аркадьевич Отв. за выпуск: Тихоновский В. Н., Макеева Е. А.

Редактор Лахтанова С. Г. Корректоры: Черненко Л. И. и Рапопорт Р. М.

Подп.в печать 11.07.85№А09140

Тираж5000 Объем: 6,0уч.-изд. л,5,9 а. л, 5,5 п.л.

Заказ 3518Цена 30 коп.

Малоярославецкая городская типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Калужского облисполкома


КАРТОЧКА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

«Массовые театрализованныепраздники и представления»

УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ'

Для более полной оценки данного методического издания Дирекция ВНМЦ НТ и КПР просит Вас ответить на следующие вопросы

1 Ваш почтовый адрес и занимаемая должность: ________________________ 2. Ваше мнение о данном издании 3. Формы его использования и внедрения (где, кем и как использо­
вано) :

Наш адрес: 119034, Москва, Турчанинов пер, 6, Всесоюзный научно-ме­тодический центр народного творчества и культурно-просве­тительной работы Министерства культуры СССР.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...