Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема II Административно-правовые нормы и отношения.Административное право. Общая часть. Рассортированные к зачету вопросы. Тема I Предмет и Метод АП 1.Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением). Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей. Самостоятельность (признаки): а) организационное выражение – состоит из органов государственной власти, которые именуются органами исполнительной власти; б) функциональное выражение – исполнение законов, требующее организующей управленческой деятельности органов. Форма осуществления – государственное управление.
Государственное управление – организованная деятельность государства в лице исполнительных органов. Осуществление: а. непрерывно, постоянно; б. на профессиональной основе. Признаки государственного управления: 1. субъекты представлены 2мя группами органов: исполнительной власти, другими государственными исполнительными органами; 2. исполнительская деятельность (исполнение НПА и распорядительство для исполнения); 3. государственно-властная сущность; 4. правовое – организация регламентируется правом, функционирует в рамках системы права РФ, субъекты действуют в пределах компетенции; 5. подзаконный характер – на основании и во исполнение законов; 6. предметное содержание – непосредственное исполнение законов в разных отраслях; 7. осуществление в масштабе всего общества на уровне РФ и субъектов, имеет место во всех сферах и отраслях общественной жизни.
4.Предмет административного права.
Основа предмета– управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов МСУ, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных НПА в различных сферах и отрослях российского общества. Предмет административного права: а. организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления (управленческие отношения); б. отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса; в. отношения управленческого характера в системе законодательной и судебной власти, прокурорского надзора (формирование управленческого аппарата, руководство деятельностью) – автономны, не входят в структуру управленческих отношений, выражающих управление как самостоятельный вид государственной деятельности.
Признаки управленческих отношений: 1. основания возникновения – организация и осуществление государственного управления; 2. юридическая неравноправность сторон (одна имеет приоритет) – властные отношения (не всякое отношение в сфере государственного управления является управленческим); 3. вид организационных отношений; 4. могут возникать по поводу имущества (одновременно имущественные), но без приобретения эквивалентно-возмездного характера, не подлежат денежной оценке и не имеют денежного выражения. Характер управленческих отношений зависит от: а. целей деятельности субъектов; б. способы достижения целей.
28.Административно-правовой метод регулирования. Метод – способ административно-правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет АП. Характер – императивный. Специфика регулирования – в отношениях одна из сторон обладает юридически-властными полномочиями. Административное регулирование – правовой способ осуществления государственного управления и МСУ.
Метод осуществления регулирования – метод неравенства сторон управленческих отношений. Выражение: а. субъект властного полномочия может в одностороннем порядке выбирать в пределах компетенции поведение другой стороны, принимать обязательные для этой стороны решения, обеспечивать и контролировать их исполнение; б. другая сторона – лишь оспаривание решений в установленном порядке, неисполнение, если это разрешено НПА. Властной сущностью предопределяется – регулирование императивными нормами (без усмотрения сторон).
91.7
Особое место: АП свойственными ему методами защищает в установленных пределах общественны отношения, регулируемые другими отраслями. Процессуальными нормами – порядок разрешения споров из разных отраслей материального права.
106.---------------------------------------------
Административное право. Общая часть. Рассортированные к зачету вопросы. Тема I Предмет и Метод АП 1.Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением). Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей. Самостоятельность (признаки): а) организационное выражение – состоит из органов государственной власти, которые именуются органами исполнительной власти; б) функциональное выражение – исполнение законов, требующее организующей управленческой деятельности органов. Форма осуществления – государственное управление.
Государственное управление – организованная деятельность государства в лице исполнительных органов. Осуществление: а. непрерывно, постоянно; б. на профессиональной основе. Признаки государственного управления: 1. субъекты представлены 2мя группами органов: исполнительной власти, другими государственными исполнительными органами; 2. исполнительская деятельность (исполнение НПА и распорядительство для исполнения); 3. государственно-властная сущность; 4. правовое – организация регламентируется правом, функционирует в рамках системы права РФ, субъекты действуют в пределах компетенции; 5. подзаконный характер – на основании и во исполнение законов; 6. предметное содержание – непосредственное исполнение законов в разных отраслях; 7. осуществление в масштабе всего общества на уровне РФ и субъектов, имеет место во всех сферах и отраслях общественной жизни.
4.Предмет административного права.
Основа предмета– управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов МСУ, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных НПА в различных сферах и отрослях российского общества. Предмет административного права: а. организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления (управленческие отношения); б. отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса; в. отношения управленческого характера в системе законодательной и судебной власти, прокурорского надзора (формирование управленческого аппарата, руководство деятельностью) – автономны, не входят в структуру управленческих отношений, выражающих управление как самостоятельный вид государственной деятельности.
Признаки управленческих отношений: 1. основания возникновения – организация и осуществление государственного управления; 2. юридическая неравноправность сторон (одна имеет приоритет) – властные отношения (не всякое отношение в сфере государственного управления является управленческим); 3. вид организационных отношений; 4. могут возникать по поводу имущества (одновременно имущественные), но без приобретения эквивалентно-возмездного характера, не подлежат денежной оценке и не имеют денежного выражения. Характер управленческих отношений зависит от: а. целей деятельности субъектов; б. способы достижения целей.
28.Административно-правовой метод регулирования. Метод – способ административно-правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет АП. Характер – императивный. Специфика регулирования – в отношениях одна из сторон обладает юридически-властными полномочиями. Административное регулирование – правовой способ осуществления государственного управления и МСУ.
Метод осуществления регулирования – метод неравенства сторон управленческих отношений. Выражение: а. субъект властного полномочия может в одностороннем порядке выбирать в пределах компетенции поведение другой стороны, принимать обязательные для этой стороны решения, обеспечивать и контролировать их исполнение; б. другая сторона – лишь оспаривание решений в установленном порядке, неисполнение, если это разрешено НПА. Властной сущностью предопределяется – регулирование императивными нормами (без усмотрения сторон).
91.7
Особое место: АП свойственными ему методами защищает в установленных пределах общественны отношения, регулируемые другими отраслями. Процессуальными нормами – порядок разрешения споров из разных отраслей материального права.
106.---------------------------------------------
Тема II Административно-правовые нормы и отношения. 7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды. Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся на персонально неопределённый круг его исполнителей. Административно-правовая норма – для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи с формированием и осуществлением государственного управления и МСУ. Нормами АП: а) устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений; б) регулируются взаимоотношения между ними с учётом того, что одна из сторон обладает юридически властными полномочиями, а также прав другой стороны. Особенность: большинство норм императивные, содержат обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных им границах (связано с властью у одной стороны). Императивность выражается: а) в прямом предписании, обязывающем субъекта поступить определённым образом; б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных вариантов поведения; в) в предоставлении возможности в рамках одной нормы действовать по своему усмотрению, в установленных пределах (диспозитивно-разрешительная норма).
Структура: а. для нормальных управленческих отношений: гипотеза, диспозиция, санкция; б. нормы, устанавливающие ответственность: диспозиция, санкция. Особенности элементов: Гипотеза – элемент, выражающий условия, при которых необходимо руководствоваться данной нормой. Виды: определённая (конкретная) для данной нормы, относительно определённая, общая для нескольких норм. *Общая в основном для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц (в преамбулах). Субъекты сами решают применять ли данную норму в конкретном случае. Диспозиция – само правило поведения, выраженное в правовой норме. Виды: определённая, относительно определённая. Санкция – мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение правил поведения (диспозиции), установленных нормой. Санкция – мера административного принуждения. Виды:определённая, относительно определённая. За одно правонарушение может предусматриваться несколько санкций, но применяться они могут в количестве, определённом нормативными актами. При определённости элементов административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с её предписанием.
Виды административно-правовых норммогут быть подразделены по разным основаниям.
10.Основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовое отношение характеризуется 2 группами признаков: 1. общие для правоотношения, как юридической категории; 2. специфические, выделяющими его как особую разновидность отношений. Черты административных правоотношений: 1) Управленческие отношения, урегулированные нормами АП. 2) Субъекты – любые участники управленческих отношений. В зависимости от субъективного состава правоотношения могут делиться на виды (с учётом того, что они могут возникать между субъектами в различном их сочетании). Однако административные правоотношения не могут возникнуть между 2 гражданами – обязательным участником должен быть субъект, наделённый юридически властными полномочиями. С другой стороны, субъектами могут быть участники, положение которых не предполагает выполнения ими функций управленческих органов (судьи). Бывают правоотношения между: постоянным составом участников, непостоянным составом участников. 3) Юридическое неравенство сторон (обусловлено сущностью управленческой деятельности) – обязательно имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающимся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны. Одна из сторон обязательнореализуетвластные полномочия в отношении другой. Сторона, воля которой доминирует: органы государственного управления и МСУ, их должностные лица (полномочия ограниченны компетенцией). Принятие решения по вопросу инициированному другой стороной – прерогатива участника, наделённого властными полномочиями (это общее правило – существуют исключения). 4) Не являются договорными, возникают по воле любой стороны, даже против воли другой (хотя им может предшествовать соглашение, не имеющее для них обязывающего характера). В некоторых случаях вступление в такие отношения – обязанность сторон. 5) Юридическое содержание административно-правовых отношений всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу основания их возникновения. Характер связи прав и обязанностей во многом зависит от того, между какими именно субъектами возникают административно-правовые отношения, их правового положения. 6) Споры, возникающие из административно-правовых отношений, как правило разрешаются в административном порядке. В отдельных случаях – судами (по подведомственности). Присутствует тенденция повышения роли судов в этом плане. Также возможна альтернативная подведомственность. 7) Сторона, нарушившая обязанности, отвечает перед государственными органами, органами МСУ (их должностными лицами). Виды: административная, дисциплинарная. Формы: административное наказание, дисциплинарное взыскание.
26.Административное право в системе российского права.
АП проникает в сферы отношений, регулируемых другими отраслями.
Особое место АП: а. свойственными ему методами защищает в установленных пределах общественные отношения, регулируемые другими отраслями; б. процессуальными нормами регулирует порядок разрешения споров из разных отраслей материального права.
94. Предпосылки возникновения административных правоотношений. Возникновение административных правоотношений: административно-правовая норма, административная правосубъектность участников, юридический факт.
8.Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ. Обращение – направленные в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган МСУ. Виды обращений
Виды обжалования: а) внесудебное (административный порядок); б) судебное.
По кругу субъектов: а. общее; б. специальное – участники гражданского и уголовного процессов, административного и дисциплинарного производства.
Права гражданина: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержится тайна; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гарантии реализации: 1. бесплатность рассмотрения; 2. закрепление прав граждан при рассмотрении обращения; 3. запрет преследования; 4. запрет разглашения сведений; 5. запрет направления обращения в орган, на который поступила жалоба; 6. обязательное рассмотрение; 7. в случае ошибки в направлении – перенаправление.
Требования к обращениям: а) указание органа или ФИО должностного лица, ка который жалуется, указание своего ФИО; б) приложение необходимых письменных материалов или их копий. Обращение: а. в орган, в компетенции которого находится рассмотрение такого обращения; б. регистрация в течение 3 дней; в. перенаправление в соответствующий орган – 7 дней.
Рассмотрение обращения – 30 дней. Порядок рассмотрения: 1) государственный орган, орган МСУ или должностное лицо: а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах МСУ и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; д) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой органу в соответствии с его компетенцией; 2) государственные органы по запросу органа, рассматривающего обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения; 3) ответ на обращение подписывается руководителем органа.
Без ответа (государственный орган должен обосновать): 1. анонимные; 2. оспаривающие решения суда; 3. недоступные для прочтения; 4. содержащие нецензурные выражения или угрозы; 5. вторичные обращения в тот же орган, по тому же вопросу; 6. если ответ невозможен без разглашения тайны. *если содержатся сведения о подготавливаемом или совершённом правонарушении лица, причастных к нему – в орган с соответствующей компетенцией.
Личный приём: 1) информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан; 2) руководителями и уполномоченными на то лицами; 3) гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность; 4) содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина; 5) если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки –ответ на обращение с согласия гражданина устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов); 6) письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке; 7) если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
111. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.--------------------------------------------------
13.Административно-правовой статус граждан. Административно-правовое положение – система прав и обязанностей гражданина РФ, закрепленная нормами АП, и их гарантий, в том числе их защиту государством и МСУ, отдельными институтами гражданского общества.
На административно-правовое положение влияют нормы права многих отраслей, регулирующие отношения, смежные с АП. Классификация актов,регулирующих административно-правовое положение.
Важнапринадлежность к гражданству– связанные с ним вопросы составляют предмет деятельности органов исполнительной власти (МВД, МИД).Гражданин РФ находится в устойчивой правовой связи с государством и между ними существуют взаимные права и обязанности.
Административно-правовое положение гражданина – разновидность общего правового положения личности. Конституция РФ – общий характер правового положения. АП – конкретизация положения (надстройка).
Регулирование положения –не тольк |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |