Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по написанию курсовых работ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР, проф.

__________ Боровиков А.В.

«_____»________ 20___г.

 

Методические указания по написанию курсовых работ

По дисциплине Конституционное право России
Для направления (специальности) 030900.62 «Юриспруденция»
Профиль подготовки (специализация) Для всех профилей
Институт Юридический институт
Кафедра Государственного и международного права
     

 

 

Зав. кафедрой_____________ Составитель_____________

(к.ю.н. Кузьмин А.В. ) (к.ю.н.,доцент Кузьмин А.В.)

Составитель_____________

(к.ю.н.,доцент Семенова О.В.)

 

Рецензент: _____________

(д.ю.н., доцент Оганесян С.М..)

 

 

Санкт-Петербург

2011

Методические указания по написанию курсовых работ рассмотрены и одобрены на заседании кафедрыГосударственного и международного права от « » ___________ 2011 г., протокол №____.

 

Содержание

  Введение  
1. Общие положения  
2. Основные этапы выполнения курсовой работы    
2.1 Выбор темы.  
2.2 Согласование плана работы с научным руководителем.  
2.3 Сбор материала.  
2.4 Изложение и оформление текста работы  
2.5 Сдача завершенной и оформленной работы в электронном виде  
2.6 Получение рецензии научного руководителя на курсовую работу  
2.7 Представление письменного варианта курсовой работы с рецензией научного руководителя на кафедру Государственного и международного права  
2.8 Подготовка к защите курсовой работы  
2.9 Защита курсовой работы  
  Приложение 1. Тематика курсовых работ.  
  Приложение 2. Титульный лист  
  Приложение 3. Образец плана курсовой работы  
  Приложение 4. Образец оформление списка литературы  

 


Введение

Конституционное право России – ведущая отрасль российского права и одна из первых отраслевых юридических дисциплин, изучаемая студентами юридических вузов. В рамках данной дисциплины обучаемые получают знания об основах конституционного строя Российской Федерации, конституционно-правовом статусе человека и гражданина, источниках конституционного права и т.д. К моменту начала ее изучения студенты должны обладать основами юридического мышления и мировоззрения, свободно оперировать категориальным аппаратом юриспруденции.

Успешному усвоению учебного материала по Конституционному праву России способствует выполнения в рамках данной учебной дисциплины курсовой работы.

Курсовая работа – это одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов, способствующая общенаучной и профессиональной подготовке юриста. В процессе ее написания у обучаемых формируются навыки самостоятельного научного анализа и обобщения юридической литературы и правоприменительной практики.

Курсовая работа должна представлять собой законченное теоретическое исследование на одну из актуальных тем в области конституционного права, в которой автор демонстрирует уровень освоения научного и практического материала, умение делать теоретические обобщения и практическое выводы, обосновывать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования общественных отношений в изученной области.

В курсовой работе должны найти освещение максимум специальной литературы, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики по избранной теме. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, отражать умение студента осуществлять поиск и использовать необходимый теоретический и практический материал, обрабатывать и систематизировать его, правильно оформлять работу.

Предлагаемые методические указания по написанию курсовых работ призваны оказать помощь студентам в процессе выполнения ими курсовой работы по Конституционному праву России, сформировать у них навыки научного исследования, необходимые при написании курсовых работ по другим отраслевым дисциплинам, при выполнении выпускной квалификационной работы, а также в дальнейшей профессиональной деятельности юриста.

Методические указания содержат требования, предъявляемые к содержанию, оформлению и защите курсовой работы, а также подробно описывают основные этапы ее выполнения.

Общие положения.

Курсовая работа является научным исследованием теоретического характера, которое студенты осуществляют под руководством научного руководителя. В результате выполнения курсовой работы студенты должны показать умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность.

Цель курсовой работы заключается в формировании у обучаемых навыков поиска, подбора и система­тизации литературы, умения ее анализировать, делать обобщения и формулировать выводы, излагать содержание вопросов литературным языком с использованием научной (юридической) терминологии. В процессе написания курсовой работы студенты должны расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания, научиться творчески их применять.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением. Творческий подход к заданию предполагает умение анализировать различные теоретические положения, и связывать их с жизненными реалиями, юридической практикой и на этой основе делать практические рекомендации и теоретические выводы.

В процессе написания курсовой работы студенты должны придерживаться точного соблюдения следующих принципов:

- самостоятельность в обобщении изученного материала;

- оценка различных точек зрения по затронутой теме;

- собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний;

- хорошее знание основных источников отраслевого (текущего) законодательства, учебной и специальной литературы;

- системность, стройность изложения и логическая завершенность работы.

Написание курсовой работы по дисциплине «Конституционное право России» состоит из нескольких этапов.

Этапы подготовки курсовой работы:

1. Выбор темы.

2. Согласование плана работы с научным руководителем.

3. Сбор материала.

4. Изложение и оформление текста работы.

5. Представление завершенной и оформленной работы в электронном виде.

6. Получение рецензии научного руководителя на курсовую работу.

7. Представление письменного варианта курсовой работы с рецензией научного руководителя на кафедру Государственного и международного права.

8. Подготовка к защите курсовой работы.

9. Защита курсовой работы.

 

Выбор темы.

Выбор темы является первым этапом выполнения курсовой работы. Это возможно двумя способами:

Первый и наиболее распространенный способ – это использование одной из тем, рекомендованных кафедрой Государственного и международного права. Перечень данных тем и рекомендованного списка литературы содержится в Приложении 1.

Второй способ – выбор темы исследования, не включенной в перечень рекомендованных тем и выходящей за пределы основной тематики. В этом случае, выбранная тема должна представлять очевидный интерес для автора и в обязательном порядке должна быть согласована с научным руководителем.

2.2. Согласование плана работы с научным руководителем.

План работы обязательносогласуется с научным руководителем не позднее, чем за 2 месяца до представления курсовой работы на кафедру. При первичном согласовании плана работы позднее установленного срока, такое согласование осуществляется заведующим кафедрой или его заместителем.

При составлении плана студент должен руководствоваться актуальностью темы в теоретическом и практическом плане, целью и задачами работы.

Сбор материала.

При подготовке к написанию курсовой работы студент должен просмотреть как можно больше доступных источников, связанных с темой курсовой работы.

Во-первых, следует изучить литературу по выбранной теме, содержащуюся в Приложении 1.

Во-вторых, следует прибегать к библиотечным ресурсам, используя систематический и алфавитный каталоги, тематические библиографии, перечни статей, опубликованных в журналах за год (помещаемые обычно в последнем номере журнала),

В-третьих, следует использовать также поиск и электронные библиотеки в сети Интернет.

Для подготовки курсовой работы требуется изучить и использовать последние научные достижения в исследуемой области, поэтому научные журналы в качестве источников обязательны. Вопросы конституционного права исследуются в научных публикациях таких изданий, как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Евразийский юридический журнал», «Право и власть», «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии», «Российская юстиция», «Законность», «Закон», «Юридическая наука: история и современность», в отраслевых юридических журналах и др.

Эмпирический материал студентам юридического вуза следует искать в «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ», «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ», в архивах и на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов различных уровней, уставных (конституционных) судов субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры и др.

Также полезно использование справочно-правовых систем, таких как Гарант, Консультант+. В них можно найти нормативные правовые акты по исследуемой проблеме. Преимущество данных справочно-правовых систем заключается в наличии различных вариантов поиска: тематического, по ситуации, по реквизитам и т.п. Кроме того, студент овладевает информацией обо всех редакциях, изменениях и дополнениях, которые претерпевал тот или иной закон или подзаконный акт, источниках опубликования и др.

Категорически запрещается в курсовой работе использовать источники студенческого учебного творчества (рефераты, курсовые и контрольные работы), а также материалы, персональное авторство которых определить невозможно (сайт «Википедия» и т.п.).

Возможно использование в работе энциклопедических, философских и иных словарей, в частности, для раскрытия в ходе курсового исследования этимологии общетеоретических и иных понятий.

Таким образом, студент должен использовать, как минимум, 20 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, периодических изданий). При этом желательно, чтобы учебные пособия не превышали в общем количестве 1/5 всех источников.

В процессе сбора материала необходимо: уяснить содержание, проанализировать позицию автора, дать соответствующую оценку. Целесообразно в ходе работы делать соответствующие выписки (заметки и цитаты) из текста с указанием источника, его исходных данных, общего количества страниц, чтобы в последующем при оформлении библиографического списка избежать повторного поиска использованного библиотечного ресурса.

2.4. Изложение и оформление текста работы.

Курсовая работа характеризуется определенным композиционным построением и структурированностью. Так, она включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (при необходимости).

Введение предполагает: указание актуальности темы (разъяснение ее важности для науки в целом и причин, обусловивших необходимость исследования данной конкретной проблемы на современном этапе развития (в настоящий момент), цели и задач исследования, объекта и предмета исследования (объект по объему шире и соответствует исследуемому явлению, отношениям, ситуации в целом. Предмет – это конкретная часть (сторона) исследуемого явления), структуры работы (например, «курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы»).

Основная часть работы раскрывает содержание исследуемой проблемы. Она отражает итоги теоретической и практической исследовательской деятельности студента, проведенной по выбранной теме, содержит результаты исследования, выводы и конкретные предложения по проблеме. Студент должен рассмотреть различные взгляды ученых на исследуемую проблему, сложившиеся в науке конституционного права, привести их оценку, и обязательно сформулировать мнение автора по всем исследуемым вопросам темы. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической деятельностью общественных и государственных органов.

При подготовке текста курсовой работы отдельное внимание студентам следует обратить на стиль ее изложения, который должен быть научным. Он предполагает логичность и последовательность изложения материала, наличие мотивированных выводов, использование специальной юридической терминологии, лаконичность фраз и т.п. Исключается использование разговорной лексики, экспрессивных высказываний, эмоциональных оценочных суждений, в т.ч. выраженных восклицательными и вопросительными предложениями, многоточиями и т.п. Повествование ведется от 3 лица, допустимо использование местоимений 1 лица во мн. числе («мы»; «по нашему мнению» и т.п.).

Каждый вопрос должен заканчиваться кратким самостоятельным выводом автора.

Заключениекурсовой работы предполагает подведение студентом ее итогов. Если исследование было проведено правильно, то сформулированные в его заключении выводы должны корреспондировать тем задачам, которые были поставлены в начале работы (они отражены во введении).

Следует обратить внимание на то, что заключение предназначено не для краткого повторения изложенного в основной части материала, а для обобщенной оценки проделанной работы. Следовательно, заключение должно содержать выдержанные в контексте соответствия целям и задачам работы, итоговые выводы по вопросам плана, а также предложения, сформулированные автором (при их наличии).

Список использованной литературы по общему правилу содержит все источники, использованные студентом в курсовой работе путем прямого (дословная цитата, заключаемая в кавычки) и косвенного (свободное воспроизведение студентом мысли автора, максимально полно отражающее ее смысл) цитирования. Источники, на которые в курсовой работе ссылок нет, в список использованной литературы включать нельзя.

Следует обратить особое внимание на то, что использование в ходе работы заимствованного материала без ссылок на его автора или источник его опубликования (плагиат) является недопустимым и может повлечь неудовлетворительную оценку курсовой работы.

Обязательной составляющей написания курсовой работы является ее оформление в точном соответствии с требованиями настоящих методических указаний.

Прежде всего, работа должна быть написана грамотно, быть тщательно вычитанной и выверенной, исключать орфографические, пунктуационные, стилистические и фактические ошибки.

Оптимальный объем курсовой работы составляет 40000 знаков (в документе Word нажать вкладку «Рецензирование» и выбрать кнопку «Статистика» (обозначена «АВС»). Работа набирается и распечатывается с помощью компьютера на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт : Times New Roman,

Размер шрифта - 14,

Междустрочный интервал - полуторный,

Выравнивание по ширине,

Поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15-20 мм.

Схемы, формулы, рисунки и таблицы могут быть выполнены черной цветом. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, нумерация сквозная по всему тексту, начиная с титульного листа, однако на титульном листе номер страницы не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. «Содержание», «Введение», вопросы курсовой работы, «Заключение», «Список литературы», «Приложения» набираются (печатаются) с новой страницы. Заголовки глав следует располагать по центру строки, печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются, точка в конце названия не ставится.

В курсовой работе для объективности изложения материала необходимо использовать цитаты - точные, буквальные выдержки из какого-либо текста со ссылкой на источник. При передаче мыслей автора своими словами (непрямое цитирование) также необходима ссылка на источник. Библиографическое описание источника содержится в сноске и должно включать его название, автора, издательство, место (город), год издания и номер страницы, на которой в нем размещена используемая студентом цитата. Например:

Сноска на книгу, монографию:

Кузьмин А.В. Юридическая деятельность: проблемы единства позитивистского и естественно-правового начал. СПб, 2008. С. 93.

Сноска на статью в журнале:

Семенова О.В., Егоршина О.П. К вопросу о соотношении права и закона // История государства и права. № 6. 2003. С. 9.

Сноска на автореферат диссертации:

Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 23-24.

Сноски оформляются 12 шрифтом с одинарным междустрочным интервалом.

Необходимо использовать автоматические подстрочные ссылки, т.е. вынесенные из текста вниз страницы. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак сноски следует располагать в той части основного текста, где находится информация, ссылку на которую автор приводит внизу страницы: если примечание относится к отдельному слову, знак ссылки должен стоять непосредственно у этого слова; если примечание относится к предложению или группе предложений, то знак ссылки стоит в конце; если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину, то знак сноски ставится после цитаты.

При повторном использовании источника в ходе работы в сноске указывается только фамилия автора и номер страницы, где размещена используемая студентом цитата. Например:

Варьяс М. Ю. Указ. соч. С.23.

При повторном (многократном) использовании одного и того же источника в пределах одной страницы курсовой работы указывается только номер страницы, где размещена используемая студентом цитата. Например:

Там же. С.38.

Список использованной литературы состоит из всех источников, использованных студентом в ходе работы. Каждая позиция представляет собой самостоятельное библиографическое описание. Целесообразно структурировать список использованной литературы курсовой работы по видам источников. Так, курсовая работа должна содержать следующие разделы:

Нормативные правовые акты и другие официальные материалы;

Данная группа актов располагается в следующей последовательности:

1) Конституция РФ;

2)Решения Европейского суда по правам человека;

3) Федеральные конституционные законы,

4)Постановления Конституционного Суда РФ;

5)международные договоры, ратифицированные РФ в форме Федерального закона;

6) Федеральные законы;

7) нормативные и ненормативные правовые акты Президента РФ;

8) нормативные и ненормативные правовые акты Правительства РФ;

9) нормативные и ненормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентств, федеральных служб);

10)Конституции и Уставы субъектов РФ;

11)законы субъектов РФ;

12)нормативные и ненормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ;

13)нормативные и ненормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

14)Уставы муниципальных образований;

15)нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;

16)нормативные и ненормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления;

17)локальные нормативные акты и договоры;

18)руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

19)приговоры, определения, постановления и решения высших судебных органов;

20)аналогичные акты нижестоящих судов и органов предварительного расследования;

21)опубликованные и неопубликованные обзоры практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел;

22)практика прокурорского надзора;

23)нотариальная, адвокатская и иная практика;

24)руководящие постановления Пленума Верховного Суда СССР;

25)нормативные правовые акты, международные договоры, утратившие юридическую силу;

26)иные официальные документы.

Книги, монографии, учебные пособия;

Научные статьи и публикации;

Диссертации и авторефераты;

Подготовка к защите курсовой работы.

Для качественной подготовки к защите курсовой работы студент должен подготовить ответы на замечания рецензента. Если замечания носят концептуальный характер, то необходимо усилить научную аргументацию собственной точкой зрения.

Защита курсовой работы.

Защита курсовой работы проводится устно перед научным руководителем либо на заседании специально созданной для этих целей комиссии. В процессе защиты студент должен изложить основные результаты проведенного исследования и ответить на все вопросы, как поставленные в рецензии, так и заданные ему в ходе проведения защиты.

Результаты курсовой работы подлежат комплексной оценке за содержание, оформление и выступление на защите.

При защите работы студенту необходимо иметь при себе:

- проверенную курсовую работу (с устраненными замечаниями);

- рецензию научного руководителя на курсовую работу;

- текст своего выступления при защите курсовой работы;

- зачетную книжку.

После выступления студенту могут быть заданы дополнительные во­просы, связанные с содержанием курсовой работы, ответы на которые влияют на окончательную оценку.

С учетом названных выше факторов курсовая работа оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Оценка «отлично»выставляется в тех случаях, когда студент де­монстрирует блестящее владение проблемой исследования, логично, последовательно и аргументировано отстаивает ее концептуальное содержание, обстоятельно, исчерпывающе отвечает на все дополни­тельные вопросы при безукоризненном оформлении работы.

Оценка «хорошо»выставляется, когда студент демонстрирует вы­сокий уровень владения проблемой исследования, логично, последова­тельно и аргументировано отстаивает ее концептуальное содержание, но при ответах на дополнительные вопросы испытывает затруднения. Та же оценка может быть выставлена и когда комиссия отмечает незна­чительные пробелы в профессиональной подготовке студента или об­наруживает в тексте работы небольшие нарушения.

Оценка «удовлетворительно»выставляется в тех случаях, когда сту­дент хотя и демонстрирует достаточно (или относительно) хорошее владение проблемой исследования, логично, последовательно и аргументировано отстаивает ее концептуальное содержание, но при ответах допускает оши­бочные утверждения, либо в тексте обнаруживаются нарушения при оформ­лении научного аппарата работы (сноски, список литературы), стилистические (публицистический стиль), методологические (отсутствие самостоятельного анализа точек зрения различных авторов и т.п.), а также иные принципиальные погрешности.

Оценка «неудовлетворительно»выставляется в ситуациях, когда обнаруживается одно из следующих обстоятельств: несамостоятельность выполнения курсовой работы, некомпетентность в исследуемой проблеме; отсутствие сносок и/или списка использованной литературы; небрежном и неаккуратном оформлении курсовой работы.

Курсовые работы, оцененные на «отлично», могут быть рекомендованы для участия в конкурсе студенческих работ, студенческих научно-практических конференциях, а также для опубликования в соответствующих сборниках научных трудов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:

 

Литература к теме 1.

Богданова Н.А. Целостность и структура науки конституционного права // Российский юридический журнал. 2001. N 2.

Васильева С.В. Когда обучение конституционному праву несет для студента свет: о предмете, задачах и методологии преподавания этой учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации - от исторических истоков к современности. М., 1998.

Добрынин Н.М., Капитонов С.А. Юридическая наука о государстве как осознанная необходимость // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6.

Кондратьева М.А. Политические отношения в предмете конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

Кондратьева М.А. Политические отношения в предмете конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

Кутафин О.В. Предмет конституционного права. М., 2001.

Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.

Пономарева И.Л. Проблемы методологии науки конституционного права //Журнал российского права. 2004. № 3.

Проблемы науки конституционного права / Под ред. проф. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. Екатеринбург, 1998.

Стрельников К.А. Моделирование как новое направление государственно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24.

Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7.

Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.

 

Литература к теме 2.

Алебастрова И.А. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8.

Бондарь Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журнал российского права. 2007. № 4.

Васильева С.В. Когда обучение конституционному праву несет для студента свет: о предмете, задачах и методологии преподавания этой учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации - от исторических истоков к современности. М., 1998.

Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права // Журнал российского права. 2008. № 2.

Кондратьева М.А. Политические отношения в предмете конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

Курова Н.Н. Постановления Конституционного Суда РФ в системе источников права // Адвокат. 2009. № 9.

Кутафин О.В. Предмет конституционного права. М., 2001.

Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.

Пресняков М.В. Конституционно-правовые проблемы стабильности правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24.

Сауляк О.П. Судебная практика как источник российского права (материальный и формальный аспекты проблемы) // Государство и право. 2009. № 11.

Шарнина Л.А. Усмотрение как средство упорядочения общественных отношений, составляющих предмет конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4

Литература к теме 3.

Алебастрова И.А. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8.

Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1998. № 1.

Бондарь Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журнал российского права. 2007. № 4.

Гаврилов В.В. Теории согласования международных и внутригосударственных правовых норм // Государство и право. 2005. № 12.

Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права // Журнал российского права. 2008. № 2.

Курова Н.Н. Постановления Конституционного Суда РФ в системе источников права // Адвокат. 2009. № 9.

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.

Лаптев П.А. Международный договор Российской Федерации и Конституция Российской Федерации: проблема иерархии // Российская юстиция. 2009. № 2.

Луковская Д.И. Конституция Российской Федерации и современные концепции прав человека // Правоведение. 2009. № 2.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике конституционного правосудия: материалы Всероссийского совещания (Москва, 24 декабря 2002 г.) / Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой и А.В. Сычевой. М., 2004.

Сауляк О.П. Судебная практика как источник российского права (материальный и формальный аспекты проблемы) // Государство и право. 2009. № 11.

Тиунов О. И., Каширкина А. А., Морозов А. Н.Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал Российского права. 2010. № 6.

 

Литература к теме 4.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

Авакьян С.А. Конституция РФ: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

Автономов А.С. Ценность Конституции // Государство и право. 2009. № 3.

Дмитриев Ю.А. О юридическом значении преамбулы Конституции России // Государство и право. 2008. № 12.

Добрынин Н.М. Конституционализм в новейшей истории России: потенциал и возможности // Государство и право. 2009. № 2.

Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008.

Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15.

Лаптев П.А. Международный договор Российской Федерации и Конституция Российской Федерации: проблема иерархии // Российская юстиция. 2009. № 2.

Луковская Д.И. Конституция Российской Федерации и современные концепции прав человека // Правоведение. 2009. № 2.

Лучин В., Мазуров А. Конституционный кризис в Российской Федерации (1991-1993 гг.) // Диалог. 2001. N 2.

Марченко М.Н. Методологические аспекты познания российских Конституций 1978 и 1993 гг.: сравнительный анализ // Государство и право. 2008. № 12.

Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2001. № 5.

Румянцев О.Г. Из истории создания Конституции РФ. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май – август 1993 г.) // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23, № 24.

Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. 2009. № 2.

Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и российская Конституция // Журнал российского права. 2008. № 12.

Эбзеев Б.С. Конституция РФ: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. № 7.

Тема 5. Этапы конституционного развития России

Литература к теме 5.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

Авакьян С.А. Конституция РФ: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

Аронов Д.В., Садков В.Г. Либеральные проекты основного закона России: историческая эволюцию, опыт и перспективы построения модели: Монография. Орел, М., 2005.

Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современном праве. СПб., 1906.

Кабышев В.Т. О проектах Конституции России // Конституционный вестник. 1993. N 16.

Кашкин С.Ю. Переосмысление сущности конституции и основные тенденции развития права Европейского Союза // Журнал российского права. 2003. № 4.

Кистяковский Б.А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России. М., 1912.

Козин В.И. К вопросу о конституции России от 23 апреля 1906 г. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 24.

Конституция как символ эпохи. В 2 т. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004.

Лучин В., Мазуров А. Конституционный кризис в Российской Федерации (1991-1993 гг.) // Диалог. 2001. N 2.

Марченко М.Н. Методологические аспекты познания российских Конституций 1978 и 1993 гг.: сравнительный анализ // Государство и право. 2008. № 12.

Румянцев О.Г. Из истории создания Конституции РФ. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май – август 1993 г.) // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23, № 24.

 

Литература к теме 6.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ» (ред. от 24.04.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710; Российская газета. 2008. 30 апреля.

Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4802- I «О статусе столицы РФ» (ред. от 26.06.2007 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 683; Парламентская газета. 2007. 3 июля.

Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930; Российская газета. 2011. 4 июля.

Федеральный закон РФ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 20.10.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950; Российская газета 2011. 21 октября.

Федеральный закон РФ от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (ред. от 01.07.2011 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465; Российская газета. 2011. 4 июля.

Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 20.03.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; Российская газета 2011. 25 марта.

Федеральный закон РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 11.07.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. Ст. 776; Российская газета 2011. 15 июля.

Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 90; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 27. Ст. 3880.

Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12.

Баев В.Г., Шуняева А.В. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 17.

Безруков А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21.

Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. № 4.

Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. 2007. № 10.

Гу

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...