Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет эффективности инвестиционного проекта по приобретению автотранспорта

 

Автотракторное предприятие приобретает 5 автомобилей «Мерседес-бенц-2232» стоимостью 120 000 условных единиц каждый за счет средств банковского кредита. Цель данного приобретения – организация перевозок грузов. Автомобили предполагается эксплуатировать в течение 5 лет, а затем реализовать по остаточной стоимости. Кредит предоставляется на 5 лет под 12% годовых, размер кредита 500000 условных единиц. Предполагается, что предприятие будет ежегодно выплачивать проценты по кредиту, а в конце пятого года вернет сам кредит.

Условный расчет средней суммы предполагаемых затрат за один рейс приведен в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Расчет средней суммы затрат на один рейс

Показатели Значение
1. Средний пробег за один рейс, км
2. Расход топлива на 100 км, л
3. Расходы на топливо на один рейс, у.е. (цена 1 л – 0,4 у.е.)
4. Расходы на смазочные материалы, у.е. 21,3
5. Расходы на ТО и Р, у.е.
6. Затраты на ремонт и восстановление и шин, у.е.
7. Заработная плата водителя, у.е.
8. Налоги на зарплату, у.е.: ФСЗН (35%)  
9. Накладные расходы, у.е.
10. ВСЕГО расходов за рейс, у.е. 1060,3

 

 

Расчет среднегодовых затрат на эксплуатацию всех автомобилей представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Расчет среднегодовых затрат

Показатели Значение
1. Количество автомобилей
2. Стоимость 1 автомобиля, у.е. 100 000
3. Амортизационный период, лет
4. Норма амортизации,%
5. Амортизационные отчисления в год (на одну машину), у.е. 10 000
6. Затраты на один рейс на одну машину, у.е. 1 060
7. Количество рейсов в год (одной машиной)
8. Затраты в год на один автомобиль, у.е. 64 075
9. Выплата процентов по кредиту (12%), у.е. 60 000
ВСЕГО расходов, у.е.

 

Для покрытия своих расходов и получения прибыли предприятие установило тариф за один километр пробега в размере 0,9 условных единиц. Исходя из этого, предприятие при среднем пробеге за один рейс 3000 км и 51 рейсе в год на пяти автомобилях получает выручку в размере 688 500 условных единиц.

Рассчитаем прибыль, полученную в результате деятельности (таблица 2.9.).

 

 

Таблица 2.9. Расчет чистой прибыли инвестиционного

проекта за год, у.е.

Показатели Значения
Выручка
НДС
Себестоимость перевозок
Налогооблагаемая прибыль
Налог на прибыль (15%)
Транспортный сбор (5%)
Чистая прибыль
     

 

Чистый денежный поток в год на предприятии, складывается из чистой прибыли и амортизационных отчислений, составляет 167337 условных единиц.

Рассчитаем текущую стоимость проекта. Исходные данные для расчета текущей стоимости проекта приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10.Расчет текущей стоимости проекта

Год Чистые денежные поступления в год, у.е. Ставка дисконтирования, % Дисконтированные денежные поступления в год, у.е.
167 337 150 754
167 337 133 400
167 337 146 415
167 337 106 346
417 337 236 854

 

В конце проекта планируется реализовать автомобили по остаточной стоимости, которая с учетом 50% износа составит 250000 условных единиц. Исходя из этого, чистый денежный поток на 5 год составит 417 337 условных единиц.

Таким образом, текущая стоимость проекта равна сумме дисконтированных денежных поступлений за 5 лет.

PV = 150 754 + 133 400 + 146 415 + 106 346 + 236 854 = 773 769 у.е.

Далее проведем расчет чистой текущей стоимости проекта.

В данном проекте используются разовые инвестиции в виде кредита размером 500 000 условных единиц, поэтому для расчета чистой текущей стоимости проекта используется формула (2.).

NPV=PV-IC (2.)

Где: NPV– чистая текущая стоимость проекта;

PV– текущая стоимость проекта;

IC– стартовые инвестиции.

NPV = PV – IC = 773 769 – 500 000 = 273 769у.е. ()

Положительное значение NPV свидетельствует об эффективности данного проекта и, следовательно целесообразно осуществить данный вариант инвестирования. Внутренняя норма рентабельности.

Данные для расчета внутренней нормы рентабельности (IRR) приведем в таблице 2.11.

Таблица 2.11. Расчет внутренней нормы рентабельности

Год Чистые денежные поступления в год, у.е. Дисконтированные денеж- ные поступле- ния в год, у.е. (r =27%) Дисконтированные денежные поступления в год, у.е. (r =28%)
167 337 131761,4
167 337 103749,1 102134,4
167 337 81692,24 79792,5
167 337 64324,6 62337,89
417 337 126318,9 121461,1
ИТОГО 507846,3 496457,9

NPV1 при ставке дисконтирования 27 % составит 507846 – 500000 =7846;

NPV2 при ставке дисконтирования 28 % составит 496458 – 500000 = -3542.

IRR = 0.27 + 7846 / (7846 + 3542) * (0,28 -0,27) = 0,27

Так как IRR больше ставки дисконтирования, то проект будет прибылен до тех пор, пока уровень платы за кредит не достигнет 27%.

Для этого необходимо определить количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определить момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат.

Данные для расчета периода окупаемости инвестиций в размере 500 000 условных единиц отразим в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12. Расчет периода окупаемости

  Год Чистые денежные поступления в год, у.е. Ставка, % Дисконтированные денежные поступления в год, у.е.
167 337 150 754
167 337 133 400
167 337 146 415
167 337 106 346
417 337 236 854

 

Согласно данным таблицы, сумма поступлений за первые три года составит:

150 754 + 133 400 + 146 415 = 430 569у.е.

Таким образом, из первоначальных инвестиций за первые 3 года останутся не возмещенными:

500 000 – 430 569 = 69 431у.е.

Оставшаяся часть окупится за:

69 431 / 106 346 = 0,65 года

Отсюда период окупаемости равен 3,65 года.

При анализе инвестиционных проектов предпочтение отда­ется вариантам с короткими периодами окупаемости, так как в этом случае инвестиции обеспечивают поступление доходов на более ранних стадиях, обеспечивается более высокая ликвидность вложенных средств, а также уменьшается отрезок времени, в котором инвестиции подвергаются риску невозвращения.

Далее рассчитаем индекс доходности. Индекс доходности (рентабельности) показывает, сколько единиц современной величины денежного потока приходится на единицу предполагаемых первоначальных затрат. Этот метод является, по сути, следствием метода чистой современной стоимости.

Для данного инвестиционного проекта индекс доходности составит:

PI = 773 769 / 500 000 = 1,55 у.е. ()

Как видно из расчета, величина PI > 1, то есть проект следует принять, так как современная стоимость денежного потока проекта превышает первоначальные инвестиции, обеспечивая тем самым наличие положительной величины NPV.

Произведем анализ эффективности данного проекта в условиях инфляции.

Допустим, что уровень инфляции составляет 7% в год и денежные накопления будут расти вместе с инфляцией теми же темпами.

Данные о потоках средств в отсутствие инфляции представлены в таблице 2.13.

Таблица 2.13. Динамика потока средств инвестиционного проекта, у.е.

Год Выручка Текущие затраты Плата за кредит Амортизация Налогооблагаемая прибыль Налоги Чистая прибыль Чистые денежные поступления

 

Данные о потоках средств с учетом действия инфляции величиной 7% представлены в таблице 2.14.

Таблица 2.14. Влияние инфляции на потоки средств, у.е.

    Год Выручка Текущие затраты Плата за кредит Амортизация Налогооблагаемая прибыль Налоги Чистая прибыль Чистые денежные поступления
250329+250000=

 

Для нахождения реальных денежных потоков продефилируем чистые денежные поступления из таблицы 3.7 на уровне инфляции:

Pt1= 181769 / 1,07 =169 878;

Pt2= 197 211 / 1,072 =172 252;

Pt3= 213 733 / 1,073 =174 470;

Pt4= 231 412/ 1,074 =176 543;

Pt5= 250 329 / 1,075 + 250 000=428 481.

Рассчитаем чистую текущую стоимость проекта с учетом инфляции:

NPV = 169 878 /(1,11) + 172 252/(1,12)2 + 174 470/(1,13)3 + 176 543/(1,12)4 + 428 481/(1,12)5 – 500 000 =267 997у.е.

NPV без учета инфляции составляет 273 769 у.е.

Проект выгоден даже в условиях инфляции, так как чистая текущая стоимость снижается только на 5 772 условных единиц.

Данный проект может быть принят к реализации, поскольку чистая текущая стоимость проекта равна 273769 условных единиц, то есть, положительна; внутренняя норма рентабельности 27%, то есть больше ставки дисконтирования; период окупаемости 3,65 года, индекс доходности 1,55.

Предприятие при ежегодных текущих затратах 473 190 условных единиц и выручке 668500 условных единиц получает чистую прибыль в размере 117 337 условных единиц.

Все результаты расчета эффективности инвестиционного проекта отразим в итоговой таблице 2.15.

Таблица 2.15. Экономическая эффективность

инвестиционного проекта

Показатели Значения
Выручка, у.е. 668 500
Текущие затраты, у.е. 473 190
Чистая прибыль, у.е. 117 337
Текущая стоимость, у.е. 273 769
Период окупаемости, лет 3,65
Индекс доходности, у.е. 1,55
Норма рентабельности, %

 

Данная методика расчета основана на рекомендации Национального Банка Республики Беларусь и мировой практике оценки эффективности инвестиционных проектов и может быть использована для расчета показателей эффективности любых инвестиционных проектов для автотранспортных предприятий Республики Беларусь.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...