Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О применении срока исполнения обязательства по контракту (количество дней) для расчета неустойки: 14 дней или 365 дней (полный срок аренды)

В приведенной ситуации, если оборудование будет передано заказчику с нарушением срока, в целях расчета пени предусмотренный контрактом срок исполнения должен приниматься за 14 дней.

В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Согласно части 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном п. 6 Правил, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБР от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы же начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, п. 4 Правил).

Из приведенных положений, на наш взгляд, следует, что, если обязательство не исполнено вовсе, нарушение обязательства не связано с просрочкой, а значит, к поставщику может быть применена ответственность в виде штрафа (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.10.2015 № Ф04-25077/15, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 № 11АП-1982/16, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 № 08АП-15271/15). В качестве просрочки же исполнения, которая является основанием для предъявления требования об уплате пени, допущенное контрагентом нарушение может быть квалифицировано лишь после исполнения соответствующего обязательства. Приведенная логика должна учитываться, как нам представляется, при направлении контрагенту требования: однозначно квалифицировать допущенное нарушение как просрочку исполнения можно лишь после исполнения этого обязательства (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 № 07АП-2174/16, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 07АП-11873/14).

Применительно к рассматриваемой ситуации изложенное означает, что, если обязательство по передаче в аренду оборудования выполнено не будет вовсе (контракт будет прекращен без исполнения по обстоятельствам, связанным с виновным поведением контрагента), к исполнителю может быть применена ответственность в виде штрафа, размер которого рассчитывается в зависимости от цены контракта, а не срока неисполнения обязательств (п. 4 Правил). Если же обязательство по передаче оборудования в аренду и сопутствующие ему обязательства (по обучению и т.п.) все-таки будет выполнено, но с нарушением срока, такая просрочка будет являться основанием для взыскания с контрагента неустойки в виде пени, которую исчислять следует в силу ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Применяя п.п. 6-8 Правил при расчете пеней, срок исполнения обязательств по контракту необходимо определять как количество дней с даты заключения контракта до даты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, определенной контрактом (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 13.04.2016 № 02-04-06/21780). Как видно из вопроса, в приведенной ситуации начало течения срока аренды поставлено в зависимость от момента исполнения арендодателем перечисленных в вопросе обязательств, для чего арендодателю отведен 14-дневный срок со дня заключения контракта. Именно это значение должно использоваться при расчете размера пеней в случае передачи оборудования (а также завершения монтажа, обучения и ввода в эксплуатацию) по вине арендодателя за пределами 14 дней с момента заключения контракта.

Так, например, если указанные действия будут совершены в течение 65 дней (а не 14) с даты заключения контракта, то указанный в п. 8 Правил коэффициент в целях исчисления пени должен будет определяться по формуле:

К = 51 / 14 х 100%,

где 51 - количество дней просрочки исполнения (65-14), 14 - предусмотренный контрактом и нарушенный контрагентом срок исполнения обязательства. В этом случае коэффициент превысит 100%, а значит, размер ставки принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

В заключение отметим, что в рамках этой консультации мы не можем однозначно квалифицировать описанные Вами условия контракта. При ответе мы исходили из того, что учреждением заключен смешанный договор, в предмет которого, помимо обязательств арендодателя, которые должны исполняться на протяжении всего срока аренды, входят также указанные в вопросе действия, которые должны быть осуществлены контрагентом в течение 14 дней с даты заключения контракта, и просрочка связана с несвоевременным совершением именно этих действий.

О новых Правилах, которые позволяют по соглашению сторон изменить: срок исполнения контракта; цену контракта; цену единицы товара; количество товаров, объема работ, услуг. Рассмотрим подробнее, для каких контрактов можно применять и как оформить изменения.

Вступили в силу новые правила по изменению срока исполнения и цены контракта. Правила установлены постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 года № 191 (далее — Постановление № 191) и позволяют по соглашению сторон изменить: срок исполнения контракта; цену контракта; цену единицы товара; работы, услуги; количество товаров, объема работ, услуг. Все это применимо только к контрактам, срок исполнения которых завершается в 2016 году.

Для каких контрактов можно применять условия изменения

Прежде чем вносить изменения, нужно внимательно изучить все условия контракта, так как не для каждого контракта можно применить Постановление № 1911. А именно:

•изменение условий контрактов возможно только в рамках доведенных заказчику лимитов на 2016 год;

•срок исполнения контракта — не менее 6 месяцев; валюта контракта — российский рубль;

•изменение сроков контракта возможно в пределах 2016 года.

Также есть ограничения и по предмету контракта. Можно изменять только те условия контрактов, в которых:

•речь идет о поставке товара (выполнении работ, указании услуг), включенных в перечни, утвержденные госорганами;

•цена контракта выше 1 млн. рублей (если контракт — для СМП и СО НКО, цена не должна превышать 5 млн. рублей);

•условиями предусмотрено техническое перевооружение, реконструкция, строительство объектов капстроительства.

Как оформить изменения

Если заказчик принимает решение изменить условия контракта и применить Постановление № 191, важно правильно оформить изменения.

Оформление изменений условий контракта возможно только дополнительным соглашением.

Обратиться с предложением внести изменения в условия контракта должен поставщик. То есть вся инициатива должна исходить только от поставщика, заказчик самостоятельно не может принять решение об изменений условий контракта.

В своем обращении поставщик должен пояснить, что в связи с существенным изменением обстоятельств, он не может исполнить контракт без изменения условий.

Напомним, изменение обстоятельств считается существенным при условии, что если бы стороны могли предвидеть такие обстоятельства, они заключили бы контракт на значительно отличающихся условиях, либо не заключили его вовсе (ст. 451 ГК РФ).

После получения от поставщика предложения об изменении условий контракта заказчик согласовывает их.

Затем следует подготовить расчет и обоснование вносимых изменений (в частности — расчет новой стоимости контракта). Этот расчет оформляют как приложение к дополнительному соглашению.

Увеличение, уменьшение цены контракта, цены единицы товара (работы, услуги) возможно только в пределах строго определенных значений. Эти значения получают по соответствующим формулам (исключение составляют лишь контракты на перевооружение, реконструкцию и строительство).

Например, цену контракта, которую стороны изменяют по соглашению сторон, рассчитывают по формуле:

Цнов = (Ц - Сп) × ИКЦ Сп,

где:

Ц — первоначальная цена контракта;

Сп — сумма перечисленных заказчиком средств по контракту.

Для более точного прочтения формул, а также их расшифровок предлагаем обратиться к пунктам 12, 13, 15 и 16 Постановления № 191.

Что касается контрактов на перевооружение, реконструкцию и строительство, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия согласование изменения цены контракта не должно превышать сметные нормативы.

Для чего выпустили новые правила изменения условий контракта

Закон № 498-ФЗ от 31.12.2014 внес изменения в контрактную систему, дав заказчикам возможность изменять по соглашению сторон условия контракта, а также случаи и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек и осуществления списания начисленных сумм неустоек (ч. 1.1 ст. 95). Запланированы подобные меры были исключительно на 2015 год. Однако закон № 390-ФЗ от 29.12.2015 продлил действие ч. 1.1 ст. 95 на 2016 год. Проблема оказалась в том, что постановление Правительства, принятое для воплощения в жизнь этих правил, ограничивалось 2015 годом. И, как и в прошлом году, лишь в марте 2016 появилось новое постановление, устанавливающее правила для текущего года.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...