Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные социально – демографические характеристики респондентов

 

 

В ходе исследования были опрошены обучающиеся Асбестовского филиала ГБОУ СПО «СОМК» - специальность 060501 Сестринское дело: группы 191МС, 192МС, 193МС (I курс) – первый год обучения, 401, 402 (IV курс) – выпускные группы; специальность 060101 Лечебное дело: группы 101Ф (I курс) – первый год обучения, 505 (V курс) – выпускная группа.

Основные социально-демографические характеристики респондентов представлены в таблицах 1-4 (Приложение 4). Обращает на себя внимание следующее:

1. Значительная часть опрошенных – женщины (83,6%). В обществе существуют представления о «мужских» и «женских» профессиях. Профессия среднего медицинского работника (медицинская сестра) является типично женской, что и подтверждается результатами опроса.

2. Подавляющая доля респондентов довольно молода. Средний возраст респондентов 18 лет. В этом возрасте у большинства молодых людей ещё не до конца оформились представления о том, чего же они хотят добиться в жизни. Следовательно, и к выбору профессии они подходили не всегда сознательно.

3. Численное распределение респондентов по курсам примерно одинаково. Это позволяет нам проводить сравнения разных курсов как относительно равных групп.

4. По материальному положению также не наблюдается большого разброса. Подавляющая часть респондентов считает, что их семьи не испытывают нужду, могут позволить себе дорогостоящие покупки и даже отдых в пансионатах и на курортах.

2.1.2. Нравственные позиции личности студентов первого года обучения и выпускных групп

 

Для того чтобы определить нравственный уровень будущих медицинских работников необходимо изучить, насколько высоки их нравственные позиции.

Большинство респондентов, как первого года обучения, так и выпускных групп положительно относятся к людям другой национальности, не являются расистами (приложение 4, таб. 6, 25). Также одинаково и их отношение к людям с физическими недостатками (приложение 4, таб. 8,9,27,28). Учащиеся не испытывают неприязни к инвалидам, помогают им, готовы дружить с людьми, имеющими физические недостатки. Это говорит о милосердии респондентов, их терпимости и заботливости, что очень важно для будущего медицинского работника.

Также важно и отношение студентов к пожилым людям, которые составляют значительную часть потребителей медицинских услуг. Большинство респондентов любят своих бабушек и дедушек, уважительно относятся к незнакомым пожилым людям, что необходимо в их будущей профессиональной деятельности (приложение 4, таб. 10, 11, 12, 29, 30, 31). Но практика показывает обратное. Многие пациенты жалуются на отношение медицинских работников к ним, говорят о грубости и хамстве со стороны медиков (примерно 46%). Большинство же пожилых пациентов считают, что врачи избегают эмоциональных контактов с ними из-за равнодушия (68%)[60].

Получается, что в своих ответах респонденты говорят о том, что от них хотят услышать, но острая социальная ситуация в стране формирует у каждого человека своеобразный эгоизм, желание считаться только со своими потребностями.

В вопросах сексуальных отношений мнения респондентов довольно интересны и позволяют говорить о том, что на данные вопросы студенты отвечали не с позиции будущего медицинского работника, а исходя из своих мнений и принципов. Студенты, как первого года обучения, так и выпускники негативно настроены по отношению к гомосексуалистам (приложение 4, таб. 7, 26). С позиции медицинского работника это недопустимо, при оказании медицинской помощи не должно быть проявления неприязни к пациенту, медицинский работник должен соблюдать нейтралитет. Но при этом ответы респондентов свидетельствуют об их гетеросексуальности, что не выходит за рамки общепринятой морали.

Свободные сексуальные отношения признают примерно треть опрошенных из обеих сравниваемых групп (приложение 4, таб. 13, 32). Это довольно типично в современном обществе. Видно, что получаемое образование не оказывает влияния на формирование сексуальной культуры молодых людей. Одной из важных обязанностей медицинского работника является пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Следовательно, медицинские работники должны, по возможности, выступать против беспорядочных половых связей, причем, желательно, не только на словах, но и на собственном примере.

В процессе обучения в колледже студенты знакомятся с профессиональной терминологией, овладевают ей. В качестве примера рассмотрим ответы респондентов на вопрос о понятии «эвтаназия». На первом году обучения мнения разделились почти поровну: примерно половина респондентов знают значение этого термина, а вторая половина незнакома с ним (приложение 4, таб.14).

В выпускных группах большая часть студентов уже уверенно отвечает, что они знакомы с таким понятием (приложение 4, таб. 33).

Примерно половина студентов-выпускников считает, что использование эвтаназии допустимо в медицинской практике (приложение 4, таб. 34), тогда как мнения учащихся первого года обучения разделились. Половина из них затруднилась с ответом на этот вопрос, остальные разделились примерно поровну, одни поддерживают эту возможность, другие отрицают её (приложение 4, таб. 15). Анализ двумерного распределения подтверждает, что отношение респондентов к использованию эвтаназии меняется в зависимости от срока обучения в медицинском колледже (приложение 5, таб. 1).

Ответы респондентов говорят о том, что у них имеется своё определенное отношение к проблеме использования эвтаназии в медицинской практике. Студенты первого года обучения, при ответе на вопрос о приемлемости использования эвтаназии в медицинской практике, скорее всего, руководствовались общечеловеческими нравственно-этическими позициями. В ответах же выпускников прослеживается полярность мнений, что позволяет говорить о том, что они знакомы с нюансами этого аспекта, знают все «за» и «против» этой сложной проблемы для всего мира.

Вывод: в процессе обучения в училище нравственные позиции студентов не претерпевают существенных изменений; однако овладение профессией накладывает определенный отпечаток на личность, происходит профессиональная деформация.

 

2.1.3. Ценностные ориентации студентов первого года обучения и выпускных групп

 

В процессе получения медицинского образования особое значение приобретает проблема ценностных приоритетов молодежи.

Анализируя ответы респондентов на вопросы об отношении к собственному здоровью, видно, что студенты первого года обучения и выпускных групп заботятся о собственном здоровье и готовы поддерживать его профилактически (приложение 4, таб. 16, 17, 35, 36). Но при этом, их ответы на вопрос о курении разделились поровну (приложение 4, таб. 19, 38), что не соответствует их предыдущим ответам про здоровье. Также обращает на себя внимание и тот факт, что число курящих как на первом курсе, так и в выпускных группах значительно. Получается, что молодые люди теоретически готовы заботиться о здоровье, а на практике этого не делают. Такая же тенденция прослеживается и в исследовании В.В.Орловой[61].

Большая часть будущих медицинских работников считают себя обязанными заботиться о здоровье окружающих их людей, что также подтверждается тем, что при курении они все-таки обращают внимание на окружающих и стараются не подвергать их никотиновому воздействию (приложение 4, таб. 18, 20, 37, 39).

Ценность семьи и наличия детей тоже не подвергается сомнению респондентами. Большинство респондентов хотят иметь семью (приложение 4, таб. 21, 40) и детей. При этом желание иметь одного ребенка у студентов первого года обучения примерно равно желанию иметь двоих детей. Обучающиеся же выпускных групп преимущественно хотят двоих детей (приложение 4, таб. 22, 41). Скорее всего, в процессе обучения, освоения учебных дисциплин, при общении с будущими мамами и малышами (это составляющая учебного процесса ряда дисциплин) у студентов формируется потребность стать родителями, они перестают бояться ответственности за малыша, становятся уверенными в собственных желаниях.

При ответе на вопрос о том, что наиболее важно для респондента, студенты младших курсов на первое место ставят человеческую жизнь и здоровье, любовь, а также собственную жизнь и здоровье (приложение 4, таб. 23). Далее идут материальные ценности. Такие составляющие духовной культуры как самореализация, самоуважение менее важны для студентов. Это косвенно свидетельствует о низком желании молодых людей сделать профессиональную карьеру, добиться успеха в профессиональном сообществе.

Выпускники тоже на первое место ставят человеческую жизнь, здоровье и любовь близких людей (приложение 4, таб. 42). В отличие от первокурсников, на третьем месте у выпускников стоит самореализация, что позволяет сделать вывод о том, что учащиеся, заканчивающие обучение, определились со своими планами на дальнейшую жизнь, хотят сделать карьеру, добиться профессионального признания.

В результате анализа результатов исследований, проведенных В.В.Орловой, а также исследований ценностных приоритетов молодежи новой России, ряда исследований по социологии образования, проведенных Центром социологии образования под руководством В.С.Собкина, видно, что ценностные ориентации респондентов нашего исследования практически совпадают с ценностями респондентов других регионов (таблица 1).

Таблица 1.

Ценностные ориентации молодежи

(% от ответивших)

ценности молодежь РФ[62] молодежь Томской области[63] студенты Асбестовского филиала ГБОУ СПО «СОМК»[64]
Семья 94% 81,7% 95%
Дети 88% 80% 84%
Любовь 63% 60,3% 57,2%
самореализация 71,3% 61,2 56,7%
материальные ценности (деньги, квартира, автомобиль) 73% 67% 61,6%

 

В процессе обучения в колледже у студентов происходит незначительное переосмысление ценностей (приложение 5, таб. 2). Отношение к деньгам практически не меняется, что также подтверждается анализом мини-сочинений выпускников (приложение 6), в которых респонденты указывают на свое желание найти хорошо оплачиваемую работу. Вот как отвечали респонденты на вопрос о своих планах на будущее:

«Хочу найти работу с заработной платой не ниже 15-20 тысяч рублей»; «хотелось бы устроиться на высокооплачиваемую работу»; «хочу работать по специальности, но заработная плата должна быть достойной» / (сохранена орфография респондентов).

В процессе взросления для студентов менее ценным становится престиж у сверстников и желание жить по принципу «лишь бы мне было хорошо» (приложение 5, таб. 2). При этом стремление к самореализации и уважение человеческой жизни в процессе обучения повышается, что свидетельствует о стремлении к самосовершенствованию и профессиональным достижениям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...