Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на интерес молодых людей к учебе

 

Теперь обратимся к изучению возникновения у молодых людей интереса к учебе. Мотивация к обучению, как внутренняя побуждающая сила, непосредственно зависит от содержания учебы, а также от того, как внешние условия и качества обучающегося способствуют возникновению этой мотивации.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Глубокое изучение внутренних мотивов деятельности человека было проведено под руководством В.А.Ядова ещё в 1960 году (исследование «Человек и его работа»). В 2003 году совместно с А.Г.Здравомысловым Ядов опубликовал книгу «Человек и его работа в СССР и после», где проводилось сравнение результатов 1960-х и 2000-х годов. Проведенное исследование способствовало разработке диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности. Основной момент этой концепции – тезис об иерархически организованной структуре отношений личности к условиям своего существования и деятельности. В эту структуру входят потребности, ситуации и стереотипы поведения. Иерархия потребностей выстраивается в зависимости от уровня деятельности индивида: на низшем уровне потребности связаны с ближайшим окружением человека, на среднем уровне – с его включенностью в группы, на высшем – в социальную систему в целом. Ситуации тоже подразделяются на три уровня в зависимости от продолжительности их протекания: низший уровень образуют постоянно изменяющиеся ситуации, средний уровень – относительно устойчивые ситуации (требования группы), высший уровень – стабильные ситуации (социальная среда). Диспозиции образуются в момент столкновения потребностей и условий, образуют следующую градацию: низший уровень – элементарные, простейшие установки; средний уровень - социальные установки (аттитюды), высший уровень составляют ценностные ориентации. Посредством наложения этой системы на реальную социальную деятельность людей структурируется и само поведение личности. Простые потребности, связанные с постоянно изменяющимися ситуациями, предопределяют поведение. Социальные потребности, относительно устойчивые ситуации и аттитюды определяют поступок. Высшие уровни потребностей, ситуаций и диспозиций формируют жизненные планы. Место диспозиций в этой системе не является четко фиксированным: более высокие уровни диспозиций вполне могут сказываться и на более низких уровнях остальных элементов этой системы. Также ситуативные установки не являются жестко заданными, что позволяет человеку адаптироваться к новым условиям[66].

Для большинства студентов учеба является основным видом деятельности, по сути своей - работой, требующей от «работников» - студентов не меньшей самоотдачи, чем деятельность инженеров, менеджеров, технологов в различных отраслях производства. Мотивация - главное условие хорошей работоспособности. На мотивацию учебой оказывают влияние следующие потребности, ситуации и диспозиции:

· Удовлетворенность учащегося условиями, в которых он обучается и окружением. Удовлетворенность студента условиями работы оказывает воздействие на восприятие факторов содержания учебы и способствует возникновению мотивации учебой.

· Уровень знаний, умений и навыков обучающегося. Более высокий уровень знаний, умений и навыков положительно влияет на восприятие факторов содержания учебы и мотивационный потенциал учебы.

· Наличие потребности роста у студента, стремление к самореализации. Учащиеся с сильной потребностью роста будут более мотивированы учебой и, соответственно, лучше воспринимать факторы содержания работы, чем студенты со слабой потребностью роста.

При опросе респондентов мы задавали им вопросы, касающиеся данных факторов. Их ответы распределились следующим образом.

Больше половины респондентов говорят, что их устраивает тот объем материала по социально-необходимым дисциплинам, который они получают в процессе обучения в училище. Это также подтверждается при оценке респондентами степени своей удовлетворенности объемом материала по социальным дисциплинам, она составляет примерно 60% (Приложение 4, таб.43, 53). Также прослеживается следующая тенденция: чем выше курс, на котором учится респондент, тем выше его удовлетворенность объемом материала, осваиваемого в процессе изучения социальных дисциплин (Приложение 5, таб.3). Скорее всего, это можно объяснить тем, что в процессе взросления происходит переосмысление молодыми людьми своей необходимости в знании общественных дисциплин. Они становятся более зрелыми, осознающими социальную реальность и свое место в ней.

Также большая часть респондентов говорит, что объем профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в колледже, достаточен для них (Приложение 4, таб.48). И лишь пятая часть опрошенных не довольна тем объемом профессиональных знаний, которые доступны для получения в процессе обучения. При этом прослеживается следующая тенденция: чем старше курс, на котором учится респондент, тем ниже их удовлетворенность объемом профессиональных знаний, получаемых в колледже (Приложение 5, таб.4). Скорее всего, это объясняется тем, что в процессе профессиональной социализации будущие медицинские работники полнее осознают свои потребности в профессиональных знаниях, стремятся узнать как можно больше, чтобы в последующей трудовой деятельности не испытывать чувства неловкости за пробелы в своих знаниях.

Мы попросили респондентов указать, что влияет на их интерес к тому или иному предмету (Приложение 4, таблица 44). Большинство респондентов указали, что им интересен тот предмет, который ведет компетентный преподаватель. При этом необходимо, чтобы преподаватель в работе использовал инновационные методы обучения (ролевые игры, интерактивные методы и т.д.) и применял индивидуальный подход к каждому студенту. Так же необходимо, чтобы в процессе обучения педагог предъявлял ко всем учащимся равные требования, т.е. был справедлив. Многим респондентам интересно на уроках, где имеется возможность применения имеющихся профессиональных навыков и получения новых. А вот стремление к самостоятельности при изучении учебных дисциплин проявляет всего 20% опрошенных. Студенты не привыкли и не хотят прикладывать своих усилий для освоения нового материала. Это довольно типично в нашем обществе. Основной лозунг, которым руководствуются в процессе обучения многие учащиеся – «сделайте нам интересно». Наглядно это представлено на рисунке 2.

 

Рис.2. Факторы, влияющие на интерес к предмету

Ещё одним признаком, по которому можно судить об интересе студентов к учебе, служит их успеваемость и посещаемость. Нами был проведен анализ сводных ведомостей по изучаемым учебным группам, предоставленных учебной частью Асбестовского филиала. В результате анализа были выявлены следующие характеристики. 35% опрашиваемых студентов в основном учатся на «4» и «5». Из них только 10% учащихся посещают все занятия, остальные допускают пропуски по различным причинам, чаще всего по неуважительным. У студентов обучающихся на «3», посещаемость составляет примерно 53%. Получается, что заинтересованность в учебе у таких студентов не высока. В основном изучение учащимися дисциплин происходит самостоятельно. А как мы определили выше (рис.2) только малая часть респондентов хотят проявлять свою самостоятельность при изучении учебных дисциплин. Получается, что при такой посещаемости трудно говорить о качественном освоении предметов. Чаще всего, молодые люди стараются как-нибудь сдать задолженность. Это приводит к выводу, что учатся они не ради получения новых знаний, а только ради диплома.

При этом необходимо отметить, что обучение в филиале (в основном) ведется на бюджетной основе. В соответствии с правилами внутреннего распорядка, принятыми в колледже, на стипендию могут претендовать только студенты, не имеющие за отчетной период ни одной тройки. Получается, что даже материальный фактор в виде стипендии (пусть она и не велика) не является стимулирующим при обучении.

Но не только особенности учебного процесса оказывают влияние на формирование интереса молодых людей к учебе. Важна и возможность общаться со сверстниками, друзьями, обучающимися в училище. Подавляющее большинство опрошенных довольны такой возможностью (Приложение 4, таб.45). Примерно половина респондентов (Приложение 4, таб.46) говорит, что им нравится психологическая атмосфера в группе, и большая часть опрошенных удовлетворена психологической атмосферой, царящей в училище (Приложение 4, таб.47). Важно когда человек приходит в учебное заведение с желанием. В противном случае, даже качественный учебный процесс, великолепные педагоги и обширная производственная база не смогут удержать студента там, где ему некомфортно.

Существенную роль играют и возможности реализовать себя в общественной жизни и профессиональной сфере еще в процессе обучения. Это позволяет студентам реализовать свои потребности в росте и самореализации. Большинство респондентов считают, что училище предоставляет достаточную возможность для самореализации в общественной деятельности (Приложение 4, таб.54). При этом обращает на себя внимание вариант ответа «ничего». Четвертая часть опрошенных не хотят участвовать в общественной жизни училища, не желают заниматься никаким видом общественной деятельности (Приложение 4, таб.57). Это свидетельствует о равнодушии молодых людей к обществу, своеобразном эгоизме. Остальные ответы распределились следующим образом:

Рис.3. Виды общественной жизни

Видно, что приоритетным направлением для молодых людей является возможность поучаствовать в развлекательных и спортивных мероприятиях. Также интересны респондентам и другие виды общественной деятельности, реализуемые в медицинском колледже.

Возможность реализовать себя в профессиональной сфере респонденты тоже оценивают как высокую (Приложение 4, таб.58). При этом почти 40% респондентов говорят, что в настоящее время не занимаются никаким видом профессиональной деятельности, вторая половина опрошенных оказывает медицинские услуги родным и друзьям, в учреждениях здравоохранения подрабатывают единицы.

Итак, мы выявили основные факторы, способствующие повышению интереса молодых людей к учебе. Определили, что значимой для них является возможность получать знания у компетентного, справедливого преподавателя, владеющего инновационными методами обучения, индивидуальным подходом, способного в процессе обучения предоставлять учащимся возможность получать и совершенствовать профессиональные знания, умения, навыки. Также респонденты ценят возможность реализовать себя в разных видах деятельности, предоставляемую в училище. Но при этом мы определили, что в целом заинтересованность молодых людей в учебе невысока. Об этом говорят данные успеваемости и посещаемости учебных занятий.

2.3.2. Динамика профессиональной культуры студентов в процессе получения профессионального образования

 

Далее рассмотрим, как изменяется профессиональная культура студентов Асбестовского филиала ГБОУ СПО «СОМК» в процессе обучения.

Цельюпрофессионального образования являетсяподготовка грамотного специалиста, владеющего профессиональной культурой. Поэтому постараемся определить, была ли достигнута эта цель. Оценить это можно на основе как субъективных, так и объективных характеристик. Для этого мы проанализируем ответы респондентов нашего исследования, а также проведем вторичный анализ данных исследования Л.С.Шиловой[67].

Мы попросили ответить респондентов на вопрос о том, считают ли они, что обучение в колледже формирует профессиональную культуру. Подавляющая часть студентов ответила положительно (Приложение 4, таб.49). При этом чуть больше половины респондентов оценивают собственный профессиональный уровень как высокий и выше среднего, треть опрошенных оценивают его как средний, остальные считают, что их профессиональная культура еще не сформировалась (Приложение 4, таб.50).

При анализе мини-сочинений выпускников были выявлены качества, составляющие профессиональную культуру медицинского работника (Приложение 6). Основными необходимыми качествами медицинского работника были названы: профессионализм, милосердие, гуманность, отзывчивость, терпимость, добросовестность, трудолюбие, понимание, вежливость.

Основными качествами, которые недопустимы для медицинского работника, выпускники считают грубость, хамство, невнимательность, халатность, непрофессионализм.

Как видно из приведенных результатов опроса, большинство студентов считают, что у них уже сформировалась профессиональная культура. Это понятно. Кто же назовет себя некультурным человеком?

Выпускники в своих сочинениях назвали приемлемые и неприемлемые качества для медицинского работника. Они совпадают с теми, которые мы определили в параграфе 1.4. как основные требования к профессии медицинского работника. На практике все происходит несколько иначе. Снова обратимся к данным, полученным в результате исследования Л.С.Шиловой[68]. Это исследование проводилось методом глубинного неформализованного интервью.

Социально-демографические характеристики проинтервьюированных были типичными для пациентов поликлиник: женщин было вдвое больше, чем мужчин, преобладали люди пожилого и старшего возрастов, большинство состояли в браке, работающие в основном представляли бюджетную сферу, по уровню доходов пациенты распределялись между группами с низкими и средними доходами.

Исследование показало следующие факты: практически все проинтервьюированные пациенты выражают неудовлетворенность отношениями с медицинскими работниками. Респонденты говорят об эмоциональной холодности медицинских работников, невнимательности, грубости, граничащей с хамством. Также респонденты отмечают особенности внешнего вида медиков: «смотришь и не поймешь, то ли это халат, то ли блузка…», «наверно тонны косметики на себя наложила, лица не видать…», «волосы выкрашены как у куклы, давно забыли свой родной цвет…»[69].

Таким образом, видно, что на словах будущие медицинские работники практически единодушно говорят о том, каким должен быть медицинский работник, а на практике не следуют принятым правилам.

Но профессиональная культураэто не только система профессиональных ценностей, жизненных представлений, образцов профессионального поведения, профессиональных норм.Так же важно проследить изменилось ли в процессе обучения их мнение о получаемой профессии, определить дальнейшие жизненные планы респондентов.

Мы попросили студентов выпускных групп сказать, как изменилось их мнение о профессии медицинского работника в процессе обучения в училище. Значительная часть респондентов (90%) не разочаровалась в выбранной профессии, а некоторые даже утвердились в своем выборе (Приложение 6). Вот как отвечали респонденты:

«Моё мнение изменилось в лучшую сторону, т.к. я научилась думать головой, клинически мыслить и брать на себя ответственность за работу с пациентами »; «на профессиональный выбор повлияла старшая сестра….., а мнение моё изменилось в противоположную сторону»; «я ещё больше хочу стать врачом и помогать людям»; «в лудшую сторону»; «давно хотела стать медиком…. Никак, но поняла, что необходима большая ответственность»; «понял, что выбрал профессию правельно»/ (сохранена орфография респондентов).

Но некоторые респонденты с опасением относятся к своему профессиональному выбору: «изначально я думал, что медицина лечит и помогает людям, а это все слова, т.к. без государства вся медицина просто слово и ни чего, а у нас нет достойного отношения к ней»; «моё мнение изменилось кардинально, я не думала, что все так запущено»; «мнение стало хуже, т.к. не все мед. работники делают свою работу хорошо» / (сохранена орфография респондентов).

Однако, несмотря на все сомнения, большинство респондентов (72,5%) планируют в дальнейшем связать свою жизнь с профессией медицинского работника (Приложение 4, таб.51, 59; Приложение 6). Своё желание работать по специальности студенты оценивают как достаточно высокое (Приложение 4, таб.56). В своем выборе разочаровалось 17,5% всех опрошенных, и малая часть респондентов (10%) еще не определилась. Видно, что эти студенты находятся ещё на распутье, и не исключено, что в будущем они перепрофилируются. Необходимо помочь им определиться и заинтересовать их получаемой профессией, иначе произойдет «утечка кадров».

Выводы по главе

 

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

1. в процессе обучения в медицинском колледже у обучающихся существенно не меняются нравственные позиции, но они становятся более терпимыми к нуждам окружающих, более ответственными, овладевают профессиональной терминологией и формируют собственное отношение к важным аспектам медицинской деятельности;

2. обучение в училище меняет ценностные ориентации респондентов. Молодые люди полнее осознают ценность человеческой жизни, начинают заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих, стремятся к самосовершенствованию, профессиональным достижениям;

3. в своем профессиональном выборе студенты руководствовались неоднозначными факторами, такими как мечта, отсутствие материальной возможности учиться в другом месте, близость к дому и давление родителей;

4. на повышение интереса к учебе значительное влияние оказывает возможность получать знания у компетентного, справедливого преподавателя, владеющего инновационными методами обучения, индивидуальным подходом, способного в процессе обучения предоставлять учащимся возможность получать и совершенствовать профессиональные знания, умения, навыки. Респонденты ценят также возможность реализовать себя в разных видах деятельности, предоставляемую в колледже. Но при этом заинтересованность молодых людей в учебе невысока;

5. в процессе обучения в медицинском колледже у большинства учащихся начинается формирование профессиональной культуры. Они понимают, что необходимо, а что недопустимо для медицинского работника. Студенты знакомятся с основными положениями медицинской этики и деонтологии, стараются следовать им в своей профессиональной деятельности (по крайней мере, на словах). Молодые люди осознают свою профессиональную принадлежность, стремятся реализовать себя в медицине, не задумываясь о возможных проблемах с трудоустройством

Все это подтверждает рабочую гипотезу исследования и говорит о том, что в процессе получения профессионального образования у молодых людей меняется мировоззрение, начинает формироваться профессиональная культура. Выпускники испытывают желание занять своё место в профессиональном сообществе.


Заключение

 

В исследовательской работе осуществлен анализ феномена формирования профессиональной культуры молодежи через призму культурологического, педагогического, психологического, социологического подходов. Выяснено, что в процессе получения профессионального образования у молодых людей начинает формироваться профессиональная культура.

В рамках социологической науки связь профессионального образования и профессиональной культуры рассмотрена с позиций макро- и микросоциологии. Для этого мы обратились к теориям и концепциям представителей классического и современного этапа развития как западной, так и отечественной социологии, показали возможности использования этих теорий для анализа влияния профессионального образования на формирование профессиональной культуры молодежи.

При рассмотрении особенностей профессиональной культуры были определены основные требования к профессии медицинского работника.

В исследовании влияние профессионального образования на профессиональную культуру понимается как процесс социальных взаимодействий обучающихся и обучающих, при котором на основании имеющегося у каждого человека культурного опыта формируется новый, обеспечивающий становление и развитие личности в профессиональном сообществе посредством получения специального образования.

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

1. в процессе обучения в Асбестовском филиале ГБОУ СПО «СОМК» у обучающихся существенно не меняются нравственные позиции, но они становятся более терпимыми к нуждам окружающих, более ответственными, овладевают профессиональной терминологией и формируют собственное отношение к важным аспектам медицинской деятельности;

2. обучение в колледже меняет ценностные ориентации респондентов. Молодые люди полнее осознают ценность человеческой жизни, начинают заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих, стремятся к самосовершенствованию, профессиональным достижениям;

3. в своем профессиональном выборе студенты руководствовались неоднозначными факторами, такими как мечта, отсутствие материальной возможности учиться в другом месте, близость к дому и давление родителей;

4. на повышение интереса к учебе значительное влияние оказывает возможность получать знания у компетентного, справедливого преподавателя, владеющего инновационными методами обучения, индивидуальным подходом, способного в процессе обучения предоставлять учащимся возможность получать и совершенствовать профессиональные знания, умения, навыки. Респонденты ценят также возможность реализовать себя в разных видах деятельности, предоставляемую в колледже. Но при этом заинтересованность молодых людей в учебе невысока;

5. в процессе обучения в медицинском колледже у большинства учащихся начинается формирование профессиональной культуры. Они понимают, что необходимо, а что недопустимо для медицинского работника. Студенты знакомятся с основными положениями медицинской этики и деонтологии, стараются следовать им в своей профессиональной деятельности (по крайней мере, на словах). Молодые люди осознают свою профессиональную принадлежность, стремятся реализовать себя в медицине, не задумываясь о возможных проблемах с трудоустройством

Все это подтверждает рабочую гипотезу исследования и говорит о том, что в процессе получения профессионального образования у молодых людей меняется мировоззрение, начинает формироваться профессиональная культура. Выпускники испытывают желание занять своё место в профессиональном сообществе.

В результате анализа материалов прикладного исследования, проведенного с помощью методов написания мини-сочинений и анкетирования, а также вторичного анализа данных ряда исследований различных социологов, были выявлены нравственные позиции и ценностные приоритеты молодых людей, основные мотивы, которыми они руководствовались в своём профессиональном выборе, факторы, оказывающие влияние на стимулирование их интереса к учебе. Были выявлены также профессиональные планы молодых людей в связи с получаемой специальностью и выяснено, что в процессе получения профессионального образования у молодых людей начинает формироваться профессиональная культура.

Дальнейшими перспективными направлениями исследования формирования профессиональной культуры, на наш взгляд, являются следующие:

· исследование взаимодействия ССУЗ – производственная база – потенциальный работодатель;

· анализ «включения» молодого специалиста в профессиональное сообщество;

· изучение профессиональных требований работодателя к выпускникам ССУЗов.

Вот далеко не полный перечень исследовательских задач, но, тем не менее, он позволяет показать, что существует потенциал дальнейшего изучения данной проблемы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...