Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательное право и избирательная система во Франции.

В настоящее время активным избирательным правом юридически обладают все французские граждане, достигшие к моменту выборов 18-летнего возраста и обладающие гражданскими и политическими правами. Избиратели должны удовлетворять требованиям ценза оседлости, по общему правилу равному не менее шестимесячного срока. Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренных законом. Каждый избиратель должен зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Невыполнение этой обязанности ненаказуемо. Избирательный список является постоянным. По общему правилу голосование осуществляется лично, и каждый избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосованиях на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. Свое право они осуществляют в посольствах или в приграничных департаментах. На других выборах избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в своих коммунах (коммуны рождения, последнего места жительства), либо в любой другой коммуне с населением более 30 тыс. жителей при условии, что число таких избирателей не превышает 2 % от общего числа избирателей, внесенных в списки в этой коммуне. В этих случаях голосование осуществляется по доверенности, т. е. избиратель должен дать кому-либо доверенность на право голосования от его имени.

Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат — с 35 лет. Избирательный залог существует на всех выборах. При выборах президента республики сумма залога равна 10 тыс. франков, при избрании депутатов — 1 тыс. с кандидата, сенаторов — 200 фр.

Важным этапом является выдвижение кандидатов. Согласно закона всякий французский избиратель, обладающий необходимыми квалификациями, может быть кандидатом в представительное учреждение. Фактически же кандидаты выдвигаются политическими партиями и организациями. Лишь опираясь на политическую партию, можно рассчитывать на избрание. На парламентских выборах кандидат не может быть выдвинут более чем в одном округе.

Порядок избрания президента республики установлен принцип прямых выборов Ни конституция, ни другое законодательство не устанавливают минимального возраста для кандидатов на этот пост. На 7 лет неограниченное число раз.

Для представления кандидатуры на пост президента (они представляются в Конституционный совет) требуется 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности, а именно, членов парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров. Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности. В такие же сроки избирается президент в случае вакантности этого поста.

Национальное собрание — нижняя палата парламента — избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5 % голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов

Верхняя палата — Сенат —формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс. В цепом избирательная коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. региональных и генеральных советников и около 104 тыс. представителей муниципалитетов. Последние, таким образом, фактически избирают Сенат. В коллегиях непропорционально представлены коммуны — более мелкие из них имеют завышенное представительство.

 

Президент Франции.

Выборы президента осуществляются по единому общегосударственному (национальному) округу. Для кандидата в Президенты установлен избирательный налог – 10 тыс. франков. Президент избирается прямыми выборами. Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства, во втором туре баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы:

осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия); требующие контрассигнатуры премьер-министра.

К первой группе полномочий, осуществляемых президентом самостоятельно, относятся:

право роспуска Национального собрания по своему усмотрению. Роспуск не может быть произведен в течение года после предыдущего роспуска, а также во время чрезвычайного положения; право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура; право назначать премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы нижней палатой парламента; право передавать на референдум законопроекты по перечисленным выше вопросам; право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях. Эти послания не подлежат обсуждению; право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению;

право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать треть его членов;

президент – глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны; президент ратифицирует международные договоры;

президенту принадлежит право помилования.

Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей.

Большинство полномочий – это личные полномочия президента, они не требуют контрассигнатуры.

 

Правительство Франции.

Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (президент может также распустить парламент по своему усмотрению). Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, государственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Совет министров – это заседание правительства под председательством президента, на котором президент осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства.

Его полномочия: координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы; несет личную ответственность за оборону страны; “обеспечивает исполнение законов”; осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров.

Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано);

Он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству;

у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запросом о конституционности законопроекта (предложения депутатов), с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти – при определении профиля законопроекта или акта правительства.

Премьер-министр обладает правом отменять действие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Конституционного совета и при некоторых других условиях.

Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы – кабинет премьер-министра, генеральные секретариаты планирования, обороны и др. Каждый министр имеет свой кабинет (не более 10 человек) а на местах (в департаментах) учреждаются службы министерств, которые возглавляются департаментскими директорами. Многие из этих служб подчинены префекту департамента.

Высшие контрольные и консультативные органы. Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь парламенту и правительству. Некоторые из таких органов занимают особое место. К их числу относятся Конституционный совет, Государственный совет. Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением – назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др.

Консультативную роль при правительстве выполняет Экономический и социальный совет, основанный на принципе партнерства государства, труда и капитала. Он состоит из представителей предпринимательских союзов, профсоюзов и лиц, назначенных правительством. Этот Совет в обязательном порядке дает заключения о проектах программных законов и планов экономического и социального развития, об исполнении таких актов; он может назначить делегата для изложения своего мнения перед парламентом.

Государственный совет, во главе которого стоит премьер-министр (на деле руководит Советом замещающий премьера министр юстиции), не только осуществляет конституционный контроль в отношении актов исполнительной власти, но и выступает еще в двух качествах: как консультативный орган правительства и как высший орган особого звена правосудия – административной юстиции. В качестве первого он дает обязательные заключения по актам правительства, изданным в порядке делегированного законодательства, его мнение может запрашиваться по вопросам, касающимся администрации, но он и сам может делать предложения правительству и министрам. Как высший орган административной юстиции Государственный совет осуществляет надзор за деятельностью административных судов, выполняет роль кассационной инстанции в отношении их решений (после обжалования решения в нижестоящий апелляционный суд), рассматривает жалобы на решения Счетной палаты, суда бюджетной дисциплины и некоторых других квазисудебных органов.

Счетная палата оказывает помощь правительству и парламенту в контроле за исполнением бюджета и финансового законодательства, но ее полномочия распространяются только на государственные организации и предприятия. При палате действует суд бюджетной и финансовой дисциплины, решения которого могут быть обжалованы в Государственный совет. Есть и иные контрольные и консультативные органы: Центральный совет по изучению стоимости и рентабельности государственных служб, наблюдающий за их эффективностью, Налоговый совет, следящий за справедливым налогообложением, и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...