Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура административно-правой нормы и ее особенности

Административно-правовые нормы отличаются от других норм большей степенью взаимосвязанности не только внутри одного правового акт, но и в актах разных органов. Сказывается принцип их подзаконности и строгой иерархичности, позволяющий согласованно решать проблемы с помощью разных, но связанных и согласованных норм.

Для норм административного права характерны черты:

² ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов;

² односторонне-властное волеизъявление стороны;

² широкая сфера усмотрения;

² преобладание директивно-обязательных норм;

² нормативно-ориентирующее воздействие;

² прямое применение административных санкций за правонарушение.

Особенности, административно-правовых норм:

a.Эти нормы имеют императивный характер и служат для реализации функций и назначения исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона).
b.Они обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти. В содержательном плане нормы административного права закрепляют отношения по организации и реализации исполнительной власти в сфере государственного управления, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации в ее государственно-властных отношениях с частными лицами. Они адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности. Значительная часть этих норм относится к вопросам защиты прав и законных интересов граждан в сфере управления, устанавливает гарантии их реализации. Пример: порядок рассмотрения обращения граждан – около 100 нормативных актов.
c.Административно-правовые нормы определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти.
d.Эти нормы во многих случаях являются базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей права (трудовое, налоговое, финансовое, земельное и др.).
e.В отличие от других отраслей права административно-правовые нормы обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения, которые представлены административно-правовыми охранительными нормами – институт административной и дисциплинарной ответственности.

Административно-правовые нормы устанавливаются в значительной степени в процессе административного правотворчества, а не только законами, вследствие чего они имеют различную юридическую силу. Нормы, являющиеся продуктом административного правотворчества, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции. Такие нормы носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда. Они вторичны по отношению к Конституции и законам, опосредуют их нормы.

В различных отраслях права нормы имеют свою специфику. Однако, традиционно, в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных части или элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Указанная триада элементов правовой нормы применима к нормам административного права. Вместе с тем элементы нормы административного права имеют особенности.

Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту (ПР. совершение административного правонарушения, предоставление конкретных документов), но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.

Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы:

по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий);

по способу изложения: казуистичные и абстрактные;

по назначению: общие и специальные;

по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий).

Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение:

  • её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода регулирования отношений субъектов административного права.
  • Нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям.

Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила нередко обладают операционными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Примером может служить Положение о бухгалтерской отчетности, где даны определения, общие требования, состав отчетности, порядок работы с бухгалтерскими документами и многое другое. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий.

Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы):

по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и описательная (указывается правило и его признаки).

по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта).

Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы, или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права, так и плотная обеспеченность административно-правовых норм санкциями других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть:

~ пресекательные

~ восстановительные

~ карательные.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...