Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура административно-правой нормы и ее особенностиАдминистративно-правовые нормы отличаются от других норм большей степенью взаимосвязанности не только внутри одного правового акт, но и в актах разных органов. Сказывается принцип их подзаконности и строгой иерархичности, позволяющий согласованно решать проблемы с помощью разных, но связанных и согласованных норм. Для норм административного права характерны черты: ² ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов; ² односторонне-властное волеизъявление стороны; ² широкая сфера усмотрения; ² преобладание директивно-обязательных норм; ² нормативно-ориентирующее воздействие; ² прямое применение административных санкций за правонарушение. Особенности, административно-правовых норм: a.Эти нормы имеют императивный характер и служат для реализации функций и назначения исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона). Административно-правовые нормы устанавливаются в значительной степени в процессе административного правотворчества, а не только законами, вследствие чего они имеют различную юридическую силу. Нормы, являющиеся продуктом административного правотворчества, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции. Такие нормы носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда. Они вторичны по отношению к Конституции и законам, опосредуют их нормы. В различных отраслях права нормы имеют свою специфику. Однако, традиционно, в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных части или элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Указанная триада элементов правовой нормы применима к нормам административного права. Вместе с тем элементы нормы административного права имеют особенности. Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту (ПР. совершение административного правонарушения, предоставление конкретных документов), но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли. Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы: по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий); по способу изложения: казуистичные и абстрактные; по назначению: общие и специальные; по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий). Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение:
Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила нередко обладают операционными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Примером может служить Положение о бухгалтерской отчетности, где даны определения, общие требования, состав отчетности, порядок работы с бухгалтерскими документами и многое другое. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий. Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы): по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и описательная (указывается правило и его признаки). по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта). Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы, или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права, так и плотная обеспеченность административно-правовых норм санкциями других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть: ~ пресекательные ~ восстановительные ~ карательные. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |