Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты административно-правовых отношенийСубъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Субъекты административно-правовых отношений обладают рядом признаков: - любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности; - каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению; - субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.; - каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем. Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность. Административная правосубъектность состоит из двух элементов: 1. Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. 2. Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти. Чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью. Административная дееспособность - процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса. Субъекты административно-правовых отношений могут быть: = индивидуальные т.е. физические лица (граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства; государственные служащие, включая должностных лиц; муниципальные служащие; должностные лица организаций) = иностранные граждане и лица без гражданства обладают определённым статусом. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные. К общим относятся следующие: - они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.); - они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; - на них не распространяется воинская обязанность; - их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение); - они не могут быть членами политических общественных объединений; - иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы; - они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов; - они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России. Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм, учеба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д. По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на: = постоянно проживающих; = временно проживающих; = временно пребывающих; = проезжающих через территорию России транзитом. = коллективные, т.е. различного рода объединения граждан как государственного, так и негосударственного характера = к коллективным относятся: юридические лица (государственные, негосударственные; предприятия, учреждения, общественные организации) и государственно публичные образования ( РФ, субъекты федерации, муниципальные образования). Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах. Можно определить условия, при которых субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений: - наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъектов; - административная правосубъектность; - наличие оснований (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере управления. Бердникова |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |