Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как средство установления отношений

Общение является одной из самых сложных и самых развитых человеческих деятельностей, многоплановым и многозначным процессом, которому нельзя дать одно простое определение.

Г.М.Андреева (см. фото) дает следующее определение:

Общение – 1) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями в совместной деятельности и направленное на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

 


Г.М.Андреева выделила:

1) терминальный аспект общения, подчеркнув, что процесс установления контактов определен целями и потребностями в совместной деятельности. По сути – это способ,при помощи которого устанавливаются и развиваются отношения между людьми;

2) инструментальный аспект общения указывает, благодаря каким средствам он осуществляется.

Только общаясь друг с другом, люди взаимодействуют, ставят перед собой цели, планируют деятельность, вырабатывают свой стиль. В результате складываются отношения, которые сопровождаются определенным стилем поведения со своими средствами общения: например, доброжелательный, нейтральный, партнерский, подавляющий, конфронтационный, конфликтный. В зависимости от стиля складываются либо позитивные, либо негативные отношения.

Т.о., отношения – некоторое состояние человеческих контактов, а общение – средство, с помощью которого контакты и отношения осуществляются

Всю совокупность наших контактов, сопровождаемых общением, можно расположить по двум осям:

1) ось содержательной стороны общения: интересное и фатическое (или бессодержательное);

2) ось степени глубины контактов: поверхностное и длительное, глубокое.

Именно эти средства, способы и стиль способны показать особенности национальной культуры общения и связанные с ним отношения, изменяющиеся во времени, особенно на этапе трансформации социума (например, сравнить средневековое общество и сегодняшнее).

К. Левин в своих исследованиях показал, что в процессе общения устанавлива­ется определенный стиль отношений и создается определенная атмосфера, которую Левин и его сотрудники изучали, применяя в разных группах демократический, попустительский и авторитарный стили руководства. «Эта атмосфера — нечто неосязаемое, неуловимое, это характеристика ситуации в целом», — так определял атмосферу сам Левин [93, с. 203]. Для нас представляет интерес, какими средства­ми коммуникации пользовались психологи для создания этой «неуловимой атмос­феры». Это тем более важно, что в эксперименте Левина средства заданного стиля, авторитарного, попустительского и демократического, не зависели от личностных качеств и мировоззрения руководителя творческих кружков. Руководителем был один и тот же человек, студент, который в связи с задачами эксперимента демон­стрировал тот или иной стиль в группе, используя разные средства коммуникации, то есть создавал нужную атмосферу.

В результате исследования К. Левин пришел к выводу, что коммуникативные действия (обращения, указания, рекомендации, приказы, реплики и т. д.) мот создавать ту или иную атмосферу в группе вкупе с обычными средствами комму­никации (слова, жесты, мимика, интонация, высота тона голоса), которые исполь­зуются в определенном заданном стиле. «При авторитарном стиле руководства количество проявлений враждебного, доминантного поведения увеличивалось в тридцать раз, так же как и количество требований внимания со стороны коллег, а также недоброжелательной критики. Для демократической атмосферы были более характерны отношения сотрудничества и одобрения, выдвигалось больше конструктивных предложений, чаще отмечались объективные взаимодействия между детьми и взаимные уступки» [93, с. 207].

Таблица 12.1.Коммуникативные действия в эксперименте Р. Липпита по определению стиля руководства

 

Коммуникативные действия Демократический руководитель Авторитарный руководитель
Количество обращений руководителя к каждому члену группы с указаниями и замечаниями в среднем 2,1 на одного члена группы в среднем 5,2 на одного члена группы
Количество властных действий в сравнении с действиями детей - членов группы в процентах на 42 % больше, чем дети на 1 1 8 % больше, чем дети
Инициатива руководителя по объединению детей в подгруппы для выполнения задания 32 % всех объединений
Формулирование цели работы и определение ее направления на каждом этапе один раз в начале занятий дозированно на каждой встрече и на каждом этапе работы
Характер отношений детей к руководителю уступчивость в 2 раза больше уступчи­вости
Характер отношений детей друг к другу уступчивость и отношения сотрудничества неуступчивые, конфронтационные отношения
Обращения детей к руководителю редкие более частые, с подчеркну­той подчиненностью

 

Из таблицы видно, что для установления авторитарного стиля руководства используется больше коммуникативных средств, чем для демократического, а процесс общения имеет свою специфику:

1. Членов группы стараются держать в неведении, а информация предоставляется дозированно.

2. Пресекаются попытки принять самостоятельное решение.

3. Руководитель стремится замкнуть все групповые отношения на себя, не допустить создания объединений внутри группы и затруднить тем самым процесс общения и установления связей (властная вертикаль).

4. Члены группы изменяют свой стиль отношений, они становятся уступчивыми по отношению к руководителю, но конфликтуют друг с другом.

5. Важной составляющей стиля руководства является критика действий членов группы и то, каким образом она используется. Авторитарный руководитель критикует часто и в присутствии всех. Демократический лидер критикует намного реже и не унижает достоинство ребенка критикой его действий в присутствии остальных, делая это всегда наедине с ребенком.

Таким образом, Левин показал, как с помощью простых коммуникативных средств устанавливается тот или иной стиль взаимодействия. Результаты исследования действенны не только для детских групп, но и для производственных коллек­тивов и социума в целом. Недоброжелательность, недоверие и конфронтационный стиль общения необходимо преодолевать в отношениях внутри организаций и всего общества. Целенаправленное использование тех или иных коммуникативных средств, вербальных и невербальных, определяет стиль общения. К нему привы­кают и воспринимают как «правильный».

Стили делового общения

 

Поскольку стиль поведения и общения это устоявшийся способ отношений с другими людьми, то необходимо проанализировать, как люди вступают в контакт, как общаются и как поддерживают отношения с другими. Стили могут быть следующих видов: партнерский, императивный (силовой), дружеский, приспо­сабливающийся, официальный, пренебрежительный, деловой, располагающий к дальнейшему общению и т. д.

Стиль общенияэто устоявшиеся привычные формы поведения человека по отношению к другим для достижения тех или иных целей в отношениях.

Характер отношений между людьми зависит от целей, которые люди ставят перед собой, вступая в контакт. Каждый человек придерживается в отношениях определенного стиля, который определяется следующими факторами:

• врожденные коммуникативные качества (генетический фактор);

• особенности воспитания и коммуникативной культуры в семье;

 

• нормы национальной культуры;

• способы осуществления власти в обществе.

Ориентация на дело


 

Таблица 12.2. Описание качеств людей, которые определяют стиль их деловых отношений [цит. по 238, с. 26]

 

Сосредоточенность на деле Сосредоточенность на людях
В центре внимания - факты Чтения контролируются Серьезность в отношениях Не интересуется слухами и болтовней «зтаИ 1а1К» Четко отслеживает время Контроль процесса отношений В качестве шефа опирается на формальные отношения Выразительность лица небольшая Принятие решений основано больше на фактах, чем на чувствах В центре внимания - чувства Движения расслаблены Играющий отношениями Интересуется слухами и болтовней «зта11 №» Гибкое, точно не установленное время В качестве шефа устанавливает личностные отношения Выразительное лицо Принятие решений основано больше на интуиции и чувствах, чем на фактах
Приспосабливающийся Руководящий
Двигается медленно Больше спрашивает Когда сидит, опирается назад Медленно принимает решение Избегает риска Не настаивает на принятии собственных решений Говорит медленно и часто очень тихо Двигается быстро Больше рассказывает, чем слушает Сидит прямо или нагибаясь вперед Быстро принимает решение Способен рисковать Настаивает на предлагаемых им решениях Говорит быстро, часто громким голосом

Коммуникативная компетентность

Коммуникативной компетентностью, как и социальной грамотностью, нужно овладевать. Здесь есть свои «таланты» и свои «бездари». Причем «бездари» нередко встречаются среди по-настоящему талантливых в какой-либо области людей. Гени­альный физик или выдающийся философ может обнаруживать коммуникативную безграмотность, которая в лучшем случае делает его чудаком, снисходительно вос­принимаемым другими, а в худшем — человеком «не от мира сего», подлежащим изгнанию. Так, например, погиб Сократ, которого афинский трибунал приговорил к смерти только за то, что он ходил по городу и убеждал афинян заботиться «не о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше» [142, с. 287]. Афиняне не выдержали не столько навязчивости проповеди, сколько стиля общения, которого придерживался Сократ, беседуя на улице с малознакомыми людьми. Нередко секрет успешной карьеры и продвиже­ния по общественной лестнице связан именно с «коммуникативными талантами» среднего по своим способностям человека.

Коммуникативные умения особенно важны в настоящее время, когда развитие информационных технологий привело человечество к следующей стадии развития. Социологи называют ее постиндустриальной фазой(В. ВеП), «информационным обществом» (У. Мазида), «обществом знаний» (Е МасЫир), постмодерным обще­ством (А. Ет,гют). На данном этапе развития главным фактором экономической эффективности стали человеческие отношения. Их изменение в сторону большей благожелательности и товарищеских отношений в рамках профессиональной дея­тельности заставляет по-новому оценить коммуникативный потенциал каждого человека.

О значимости коммуникативной компетентности и необходимости практиче­ского обучения писала еще в конце 1980-х гг. Л. А. Петровская, один из пионеров социально-психологического тренинга в России. Она чутко уловила главный нерв современности: «Ощутимым фактором интенсификации общения является влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства реализации межличностных контактов. Быстро приближается ситуация, когда техника даст возможность в любой момент из любой точки мгновенно связаться с любым человеком, и тогда основная задача будет заключаться в том, чтобы суметь овладеть потенциально неограниченным потоком общения, эффективно реализовать его возможности, опираясь, в частности, и на возросший уровень социально-психологической компетентности» [141, с. 11].

Коммуникативная компетентностьэто совокупность средств общения, ко­торыми владеет индивид.

Она может быть большей или меньшей, что зависит как от врожденных качеств человека, так и от приобретенных им в процессе взросления знаний, умений и на­выков. В процессе социализации усваиваются разнообразные паттерны поведения, которые наблюдает растущий человек. Однако не всегда простого наблюдения достаточно. К сожалению, практическое социально-психологическое обучение и сегодня все еще остается малодоступным и сосредоточено только в очень крупных городах. На данный момент общество еще не осознало его значимости для социаль­ного развития. Поэтому вопросы развития коммуникативных человеческих умений остаются чаще предметом теоретического рассмотрения без их практического освоения. Для развития России овладение эффективными коммуникативными умениями — одна из важнейших задач культурной трансформации общества.

Анализ процесса общения

Каким образом человек действует, когда устанавливает связи с известными и нужными людьми или намеренно рвет прежние отношения, прекращая общение по разным причинам? Какие способы и средства использует для организации и поддержания процесса общения? Чтобы ответить на эти вопросы, Г. М. Андреева из целостного процесса общения искусственно выделила три стороны, присутствую­щие в нем одновременно. Это было сделано российским психологом для удобства анализа и для более подробного рассмотрения всех аспектов такой «простой» и вместе с тем такой сложной человеческой деятельности. Андреева выделила три взаимосвязанные стороны:

коммуникативная,анализирующая общение с точки зрения передачи и обмена
информацией;

интерактивная,рассматривающая общение как взаимодействие индивидов;

перцептивная,в которой предметом анализа является взаимное восприятие партнерами друг друга [7, с. 82].

С точки зрения здравого смысла коммуникативный процесс, или коммуни­кативная сторона общения, может выглядеть достаточно просто. Известный политолог Г. Ласуэлл (Н. ЬазшеП, 1948) является автором следующей формулы коммуникации: «Кто и что передал, с помощью какого канала, кому и с каким эффектом». В данной формуле делается акцент на инструментальной и информационной составляющей акта коммуникации. Действительно, первый уровень анализа и в обыденной жизни всегда касается того, что именно сказали люди, вступившие в диалог. При таком подходе изучение процесса общение разбивается на анализ источника информации, содержания сообщения, канала передачи, соответствия воспринятой и переданной информации и эффекта влияния. И хотя это только небольшая часть процесса коммуникации, она все-таки очень важна, потому что именно на основании произнесенных слов и наблюдаемых жестов мы часто судим о смысле и содержании коммуникативного процесса в целом.

Только люди наделены даром речи. Именно устная речь позволяет человеку выйти за пределы собственной личности, давать названия предметам, размышлять о них, воспринимать их в связи с прошлым или будущим. Более того, речь дает человеку возможность делиться своими мыслями. Наверняка свои способы мыш­ления есть у собак и кошек, долго живущих рядом с человеком, есть они и у при­матов. Животные умеют «рассказать» о своих потребностях, но не способны поде­литься своими мыслями с сородичами; такая способность есть только у человека, и она является главным критерием отличия человека от животных. Человеческая культура обязана своим существованием именно этому человеческому свойству, обеспеченному даром речи.

Г. М. Андреева указывает, что при всей четкости и ясности схемы общения в терминах теории информации существует целый ряд особенностей человеческой коммуникации, без учета которых трудно понять, как общаются люди друг с дру­гом. Она выделяет следующие отличительные признаки.

1. Коммуникативный процесс предполагает не только обмен информацией, но и налаживание совместной деятельности. Поэтому здесь важны мотивы деятельности, цели, позиции общающихся индивидов. Люди не просто общаются, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Поэтому «главная «прибавка» в обмене информацией — это значимость информации для каждого участника.

2. Процесс обмена информацией предполагает оказание влияния на партнеров. «Это означает, что при обмене информацией происходит изменение типа отношений, который сложился между участниками коммуникации».

3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда партнеры «обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации». На обыденном языке это означает, что все должны говорить на доступном участникам общения языке.

4. У партнеров должно быть одинаковое понимание ситуации общения. Это положение можно было бы назвать правилом Выготского, который отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Пример из жизни хорошо поясняет это положение: муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиться их бук­вальным истолкованием, муж должен понять, что его задача пойти на кухню и заменить сгоревшую лампочку [7, с, 85-86].

5. При человеческом общении нередко возникают коммуникативные барьеры, как носящие социально-психологический характер, например взаимная неприязнь партнеров, так и обусловленные психологическими характеристиками участни­ков, например застенчивость, неумение четко сформулировать мысль, особен­ности восприятия. Еще Ф. Тютчев, интуитивно чувствуя различия в восприятии слов людьми и их способностей к сопереживанию, писал:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...»

Интерактивная и перцептивная стороны общения были отчасти рассмотрены нами в предыдущих главах, поэтому больше внимания мы уделили коммуника­тивной стороне. Завершая анализ общения как акта коммуникации, следует под­черкнуть следующие системные признаки.

1. Коммуникация, как общение и связь, — это всеохватывающий процесс, в котором реализуются общественные и межличностные отношения. Процесс коммуникации включает:

а) умения и навыки вступления в контакт и его поддержания;

б) уровень понимания вербальной и невербальной информации;

в) достижение цели общения (если она предварительно ставится), то есть эффективность самого процесса.

2. Общение — это сложный процесс, в котором люди реализуют свои ценности, мировоззренческие позиции, чувства и мысли по отношению к себе и партнеру, а также цели и задачи общения. Умение общаться часто определяет положение и статус человека в группе, позволяет поддерживать доброжелательные межличностные отношения в семье и обществе, в трудовом коллективе и разнообразных группах.

3. Общение между людьми, реализуемое через непосредственную коммуникацию, — важная культурная составляющая общественных отношений. Поэтому коммуникативную компетентность следует рассматривать как один из компонентов социального капитала. Его формирование и развитие связано с налаживанием положительных межличностных контактов, основанных на доверии, честности взаимодействия и помощи людей друг другу. При этом следует учитывать и то обстоятельство, что социальный капитал нельзя нарастить за счет правительственных постановлений и законов. Социальный капитал напрямую зависит от позиций людей в контакте и тех отношений, которые складываются в ежедневном общении. Кроме того, человек может быть исполнен самых благих намерений относительно своего взаимодействия с другими, но не в состоянии наладить эти отношения из-за отсутствия нужных коммуникативных умений, например из-за застенчивости, скованности, вербальных затруднений, недо­статочного знания языка и т. д.

4. Способы общения и выбор средств коммуникации определяют стиль отношений, который также связан с коммуникативной компетентностью индивида.

Таким образом, передача информации осуществляется при помощи знаков, а точнее, знаковых систем, которые сложились в процессе эволюции. Знаковые системы первоначально состояли из отдельных звуков, мимики и жестов, по­степенно развиваясь и усложняясь. Они продолжают развиваться и сегодня, что дает антропологам основание утверждать: чем сложнее структуры человеческих сообществ, тем сложнее системы общения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...