Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отношение педагогов к интегрированному обучению
Как видно из таблицы, среди массовых педагогов наиболее позитивное отношение к интегрированному обучению отмечается у тех учителей и воспитателей, которые работают в комбинированных учреждениях (включая и сурдопедагогов), то есть у тех, кто уже вовлечен в процесс интеграции. Они считают такую форму обучения дошкольников эффективной или возможной в 86% - 92% случаев. Более настороженно относятся к интегрированному обучению педагоги массовых учреждений: до четверти из них затрудняются с ответом, они чаще отмечают эффективность интеграции лишь в отдельных случаях. Особую позицию занимают педагоги специальных учреждений: среди них наибольшее количество противников совместного обучения: 25% педагогов по отношению к интеграции дошкольников и 13% - школьников; они считают интегрированное обучение эффективным, как правило, лишь в отдельных случаях. При этом их отношение к интеграции оказывается диаметрально противоположным позиции сурдопедагогов и воспитателей, работающих с неслышащими детьми в условиях комбинированного детского сада или школы (График 3). График 3 Выявленные особенности в отношении к интеграции наиболее ярко проявились при оценке родителями и педагогами эффективности воспитания и обучения детей в смешанной дошкольной группе. Данные представлены в таблице 4.
Большинство педагогов массовых и комбинированных учреждений (включая и педагогов специальных групп и классов) относятся к ней положительно (65-73% педагогов), а специалисты, работающие в коррекционном учреждении - крайне настороженно: за выступает 17% педагогов, против - 50 %. Поддержка педагогами интегрированного обучения проявилась и в том, что те из них, кто работает в массовых и комбинированных учреждениях, в основном рекомендуют родителям обучать детей в условиях интеграции: в массовой дошкольной группе (классе), в смешанной группе, в специальной группе (классе) массового учреждения. Но и здесь позиция педагогов специальных учреждений иная: они в большинстве случаев рекомендуют обучение ребенка в специальном детском саду или школе. Сопоставление позиции педагогов и родителей по отношению к интегрированному обучению показало, что в целом родители (как слышащих, так и неслышащих детей) относятся к нему несколько более настороженно, чем педагоги массовых и комбинированных учреждений, но значительно более позитивно, чем специалисты коррекционного учреждения. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: значительно более позитивно к интегрированному обучению относятся педагоги комбинированных учреждений, также как и родители слышащих и неслышащих детей, обучающихся в них. Наиболее отрицательно к интегрированному обучению настроены специалисты, работающие в специальном учреждении. При этом родители неслышащих детей, воспитывающихся в специальном детском саду или школе, относятся к интеграции значительно более позитивно, чем педагоги. Это связано с тем, что педагоги, обучающие детей в специальном учреждении, с одной стороны, мало знают о результатах обучения детей в условиях интеграции, а с другой стороны - именно они часто сталкиваются с отрицательным опытом неорганизованной интеграции. Педагоги специальных учреждений неоднократно принимали на обучение неговорящих детей, которые в течение нескольких лет находились в массовых дошкольных или школьных учреждениях. Вместе с тем столь разительное отличие отношения к интегрированному обучению у педагогов специальных детских садов и школ от позиции учителей и воспитателей массовых и комбинированных учреждений и родителей неслышащих детей, в том числе и воспитывающихся в их учреждении, должно насторожить специалистов. Необходимо продумывать мероприятия, которые будут в большей степени вовлекать специальные учреждения в процесс интеграции, в частности через психолого-педагогическое сопровождение детей, посещающих массовые детские сады и школы, через оказание им коррекционной помощи, через помощь педагогам массовых учреждений в обучении детей с нарушенным слухом. Выявившееся различие в отношении к интеграции сурдопедагогов, работающих в комбинированных и специальных учреждениях, еще раз подчеркивает принципиально большие возможности в организации образовательной интеграции, которые имеются в комбинированных учреждениях, их перспективность на современном этапе совершенствования системы специального образования.
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |