Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация защиты коммерческой тайны

В законодательстве США имеется специальный нормативный акт, посвященный коммерческой тайне, что в международной практике является скорее исключением, чем правилом.

Основной состав нормативных документов о коммерческой тайне (используется термин «trade secret» — «торговый секрет») приходится на уровень отдельных штатов.

Федеральный Единый закон о торговых секретах 1979 года (The Uniform Trade Secrets Act) одобрен не всеми штатами, однако законодательство штатов находится под влиянием Федерального закона и в целом соответствует ему. В специальной литературе американское законодательство о защите коммерческой тайны обычно оценивается высоко и считается одним из самых совершенных.

Определение торгового секрета содержится в Едином законе (ч. 4 ст. 1 «Определения»): «Торговый секрет (означает информацию, включающую формулу, образец, сборник (компиляцию), программу, прибор, метод, технику или процесс, которая обладает независимой экономической ценностью, действительной или потенциальной, в силу ее неизвестности иным лицам, которые могут получить выгоду от ее обнаружения и использования; и в отношении которой обладатель принимает меры для поддержания секретности».

Субъектами прав на торговый секрет в соответствии с ч. 3 ст. 1 Единого закона являются физические лица (natural person), юридические лица (corporation), объединение юридических лиц (business trust), товарищество (partnership), совместное предприятие (joint venture), правительство и правительственный отдел или агентство (government, governmental subdivision or agency), а также любые другие юридические или коммерческие образования.

Единый закон предусматривает судебную форму защиты прав лица на торговый секрет. Так, п. А ст. 2 гласит, что «действительное или мнимое незаконное присвоение торгового секрета может быть оспорено в суде». Под «незаконным присвоением» по ч. 2 ст. 1 Единого закона понимается:

«I. Приобретение торгового секрета у лица, которое знало или имело возможность знать, что торговый секрет получен незаконными методами;

II. Использование торгового секрета лицом, не имеющим специального или подразумевающегося разрешения;

III. Приобретение сведений, составляющих торговый секрет, по ошибке или в силу случайности».

К «незаконным методам» в соответствии с ч. 1 ст. 1 Единого закона относятся кража, введение в заблуждение, подкуп, нарушение или подстрекательство к нарушению обязанности поддержания секретности, шпионаж с помощью электронных или иных способов. Не считаются незаконными методами сбора информации обратный инжиниринг и независимое получение сведений.

Единообразный закон в качестве способа защиты прав лица называет возмещение убытков в ст. 3 «Убытки»: «Убытки могут включать как реальный ущерб от незаконного присвоения, так и незаконное обогащение от данных действий».

Однако вместо возмещения убытков суд вправе применить возложение обязанности уплатить разумное вознаграждение за неразрешенное обнаружение или использование торгового секрета. При отягчающих обстоятельствах суд вправе применить меру ответственности в виде возмещения убытков в двойном размере.

Единый закон содержит и некоторые процессуальные нормы, направленные на обеспечение секретности информации в процессе судебного разбирательства. Статья 5 Закона предусматривает следующие меры обеспечения секретности: проведение закрытых слушаний дела, опечатывание записей судебного разбирательства (протокола), наложение на лиц, участвующих в деле, обязанностей не раскрывать торговый секрет без предварительного согласия суда.

Единый закон в ст. 6 устанавливает по данной категории дел исковую давность в три года с момента обнаружения незаконного присвоения торгового секрета.

11 октября 1996 году вступил в силу Закон об экономическом шпионаже, который заложил основы федеральной системы защиты коммерческой тайны и заполнил существовавшие ранее пробелы в законодательстве. Документ предусматривает уголовную ответственность за присвоение лицом коммерческой тайны в своих интересах или в интересах других лиц, если данное лицо было осведомлено о том, что его действия наносят ущерб обладателю коммерческой тайны.

Термин "присвоение" определяется в законе максимально широко и распространяется на любое незаконное действие, включая кражу, мошенничество, сокрытие, несанкционированное копирование, изготовление зарисовок, чертежей, фотографий, пересылку, загрузку файлов и иные виды несанкционированной передачи коммерческой тайны. Уголовная ответственность устанавливается также за приобретение, покупку или владение коммерческой тайной другого лица, переданной или присвоенной без ведома ее обладателя.

Определение коммерческой тайны, приведенное в Законе, расширяет это понятие, включая в него новые технологии, с помощью которых осуществляется создание и хранение коммерческой тайны.

Так, к коммерческой тайне относятся все виды и формы финансовой, коммерческой, научной, технической и экономической информации, включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, хранящиеся любым способом, при условии, что обладатель принял разумные меры для сохранения секретности, а информация обладает самостоятельной экономической ценностью в силу отсутствия к ней доступа со стороны других лиц.

В отличие от патентного права, к коммерческой тайне предъявляются лишь минимальные требования новизны ее содержания. Таким образом, коммерческая тайна может содержать только отдельные неизвестные третьим лицам элементы, которые отличают ее от общедоступной информации.

Основным признаком информации, составляющей коммерческую тайну, является отсутствие к ней публичного доступа разрешенными законом способами и, следовательно, отсутствие идентичной информации у третьих лиц. Информация, отнесенная к коммерческой тайне, не должна содержаться в публикациях или иных общедоступных источниках. Кроме того, данная информация не должна быть очевидной для конкурентов или иных специалистов – закон не предоставляет защиту в отношении информации, которая считается секретной, несмотря на то, что она хорошо известна в соответствующих отраслях науки и промышленности. Тем не менее, если опубликованная информация позволяет специалисту узнать о содержании коммерческой тайны только с помощью проведенного им научного исследования, коммерческая тайна будет иметь юридическую защиту. Следует также учесть, что к коммерческой тайне может быть отнесена и та информация, отдельные элементы которой являются общеизвестными. Так, общеизвестные сведения могут быть признаны коммерческой тайной, если они представляют собой уникальное, экономически ценное сочетание.

Как следует из определения, приведенного выше, еще одним важным признаком коммерческой тайны в соответствии с американским законодательством является условие о необходимости принятия ее обладателем разумных мер в целях обеспечения конфиденциальности информации.

Закон не требует обеспечения абсолютной секретности – объем необходимых мер определяется, исходя из конкретных обстоятельств и должен соответствовать принципу разумности. На практике под "разумными усилиями" понимаются, например, сообщение работникам о необходимости соблюдения конфиденциальности, подписание работниками соглашений о неразглашении коммерческой тайны, хранение секретных документов "под замком" и т.п. Как правило, увольняющийся сотрудник в письменном виде уведомляет организацию о взятых на себя обязательствах о сохранении коммерческой тайны. Руководитель организации, откуда уволился работник, может поставить в известность нового работодателя об информированности работника в области коммерческих секретов. Предупреждая возможные правонарушения со стороны нанимаемого персонала, работодатель может самостоятельно предложить работнику известить его о наличии обязательств о неразглашении коммерческой тайны.

Обладатель коммерческой тайны обязан определить ценность охраняемых материалов и оценить риск их возможной утраты. Необходимо подчеркнуть, что меры, принятые в целях обеспечения секретности информации, должны быть соразмерны ее ценности. В ходе судебного разбирательства оцениваются технические средства, использованные для защиты информации, а также общая политика компании в сфере информационного обмена с третьими лицами. Данные сведения могут послужить основанием для отказа в судебной защите интересов лица, не проявившего должную предусмотрительность в сфере охраны собственных секретов.

Информация считается коммерческой тайной и в том случае, если обладатель раскрывает ее своим контрагентам в рамках лицензионного договора, договора комиссии или иных соглашений, предусматривающих использование информации в строго определенных целях. В этом случае обладатель коммерческой тайны должен обеспечить надлежащие меры обеспечения секретности и, в частности, заключить со всеми получателями информации договоры о неразглашении переданных сведений.

Устройства или технологии, в отношении которых был оформлен патент, не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Тем не менее, последующие дополнения и улучшения технологии или устройства, описанного в патенте, могут защищаться как коммерческая тайна при условии, что они с очевидностью не следуют из опубликованных сведений.

Американская судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, теряет ли информация статус коммерческой тайны в случае ее анонимного опубликования в сети Internet. Так, в ряде судебных решений указывалось, что отказ в юридической защите в этом случае лишь стимулирует нарушителей законодательства публиковать неправомерно полученную информацию в Internet с целью разрушения института коммерческой тайны.

Раскрытие информации, являющейся коммерческой тайной, органам государственной власти в ходе предварительного следствия или иного расследования не влияет на ее правовой статус. В этом случае предоставление информации необходимо для осуществления государственных полномочий, причем, законодательство устанавливает достаточные гарантии надлежащей защиты коммерческой тайны. Помимо специально предусмотренной нормы об обеспечении конфиденциальности информации, раскрываемой в ходе судебного заседания, закон устанавливает дополнительные ограничения на получение информации органами государственной власти без согласия ее обладателя.

Суды не всегда относят к коммерческой тайне информацию, которая считается компанией (и действительно является) ценной для осуществления предпринимательской деятельности. Так, клиентская база компании может быть признана составляющей коммерческую тайну только в том случае, если клиенты, содержащиеся в ней, не известны в соответствующей отрасли промышленности или торговли, могут быть найдены только с применением значительных организационных и финансовых ресурсов, и на создание базы потребовалось значительное количество времени. В этом случае экономическая ценность клиентской базы будет заключаться именно в отсутствии аналогичной информации у конкурентов.

За нарушение прав обладателя коммерческой тайны закон предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет и штрафа в размере до полумиллиона долларов США.

Если субъектом преступления является юридическое лицо, штраф может достигать пяти миллионов долларов США.

Повышенные наказания предусмотрены также, если кража коммерческих секретов осуществляется в интересах иностранных граждан и организаций.

Кроме того, закон предусматривает конфискацию любой собственности, приобретенной с нарушением прав обладателя коммерческой тайны, а также использованной для совершения соответствующих преступных деяний.

Положения о конфискации собственности наделяют федеральные органы власти полномочиями по демонтажу и изъятию компьютерных сетей, принтеров и других устройств, использованных для совершения предусмотренных законом преступлений.

В соответствии с положениями американского законодательства, министр юстиции имеет право обращаться в суд с гражданским иском о получении судебного запрета в целях защиты обладателя коммерческой тайны от дальнейших нарушений его прав. Подобные иски могут подаваться как отдельно, так и в рамках уголовного преследования. Во время судебного разбирательства суд может применять любые предусмотренные процессуальным законодательством меры для обеспечения конфиденциальности охраняемой законом информации.

Среди особенностей американского законодательства о защите коммерческой тайны следует выделить огромное внимание законодателя к мерам уголовной ответственности как наиболее эффективному средству обеспечения прав и интересов обладателя коммерческой тайны. Считается, что предусмотренная законом гражданская ответственность (возмещение убытков) недостаточна для предотвращения информационных преступлений.

Например, практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает заключение соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого в ходе оформления на работу, а также проведение специальной разъяснительной работы, которая также регламентирована соответствующими документами.

Нанимающийся на работу сообщает, как правило, что он обязан сохранять в тайне секреты, полученные им по прежнему месту работы и срок сохранения такой информации в тайне, а также информирует нового работодателя о том, что эту информацию он не вправе раскрывать и использовать по новому месту работы.

Практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает написание заявления увольняющегося служащего, где он ставит фирму в известность относительно взятых им на себя обязательств о сохранении коммерческой тайны. В заявлении служащий сообщает, что обязательства по сохранению коммерческой тайны им выполнены, и что в процессе своей работы он не участвовал в какой-либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам как служащего.

Руководитель организации, откуда уволился работник, может поставить в известность нового работодателя в отношении информированности о коммерческой тайне организации принятого на службу работника. Кроме того, руководитель организации письменно напоминает уволившемуся служащему об обязательствах по сохранению коммерческой тайны.

С целью защиты коммерческой тайны в фирмах США создаются службы безопасности. Широко распространено также создание частных служб безопасности.

Как правило, эти службы безопасности отдельных фирм возглавляют бывшие сотрудники правоохранительных органов или отставные офицеры военной разведки и контрразведки. Значительная часть персонала включает лиц, имевших ранее непосредственное отношение к вопросам обеспечения безопасности в государственных учреждениях.

От принимаемого на работу кандидата требуется заполнение анкеты, в которой указываются сведения о его прошлой жизни и деятельности, состоянии здоровья. Кроме того, требуются отзывы и рекомендации с предыдущих мест работы и документы об образовании.

В тех штатах, где это разрешено законом, проводятся испытания кандидатов с помощью «детектора лжи». Во всех фирмах службы безопасности осуществляют с привлечением психологов и врачей обязательное многоуровневое психологическое тестирование с целью выявления подлинных способностей кандидата работать в неординарных, экстремальных условиях. Организация защиты служебной тайны

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...