Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонды в финансовой системе Соединенных Штатов.

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (4 ЧАСА)

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

Финансовая система Соединенных Штатов Америки подробно изучена экономистами многих стран, в том числе и России. Такой интерес, безусловно, оправдан: сравнительно молодая страна, финансовая система которой начала складываться только в начале двадцатого века, а сейчас уже бесспорный лидер практически во всех сферах развития общества, США не могут не являться объектом пристального внимания.

1. Структура финансовой системы США.

Система государственных финансов США состоит из трехуровневой бюджетной системы и специальных фондов. Состав бюджетной системы соответствует федеративному государству и включает федеральный бюджет; бюджет 50 штатов; более 80 тыс.местных бюджетов (графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов); доверительные фонды.

Американская система организации государственных финансов характеризуется высоким уровнем децентрализации. Это означает, что, во-первых, сферы компетенции федеральных властей и штатов разграничены. Так штаты не вправе заключать международные договоры, выпускать деньги, принимать законы, имеющие обратную силу, или законы, нарушающие договорные обязательства… Тезис «все, что не запрещено – разрешено» характеризует систему взаимоотношений между уровнями государственной власти США.

Во-вторых, каждый уровень государственного управления – федерация и штаты – самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и проводит налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты – в бюджет штатов. Местное самоуправление не включается в систему государственной власти.

В США треть муниципалитетов представлена специальными округами, оказывающими услуги в области образования, транспорта, водоснабжения, сбора и вывоза мусора, экономического развития и др. Сводные комитеты специальных округов управляют производством этих услуг и отвечают за налогообложение, ценовую политику и т.д.

К преимуществам специальных округов относятся следующие: услуги предоставляются профессионалами, что определяет их высокое качество, причем принятие решений избавлено от политического влияния; целевые поступления от платежей пользователей могут быть направлены на финансирование капитальных расходов.

Недостатки заключаются в следующем: т.к. каждый округ отвечает за определенный вид услуг, невозможны компромиссы (между расходами на транспорт и на водопровод и канализацию..); усложняется структура местного самоуправления; отсутствует непосредственная связь между специальными округами и местными советами, которые собирают налоги для их финансирования, что снижает степень подотчетности и стимулы к достижению эффективности…

Федеральный бюджетвключает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968г вошедшие в федеральный бюджет.

Правительственный бюджет может обслуживать любые национальные цели по усмотрению президента и конгресса. Источниками федерального фонда являются федеральные подоходные налоги с населения и корпораций, а также акцизы и таможенные пошлины, которые не связаны с конкретными направлениями их использования. В этом заключается их главное отличие от доверительных фондов. Федеральные фонды, как правило имеют отрицательное сальдо баланса, формирующее дефицит федерального бюджета США.

Доверительные фонды носят целевой характер. В зависимости от целей использования специальные фонды США делятся на экономические, научно-исследовательские, военно-политические, социальные и другие.

К экономическим фондам относятся инвестиционные, конъюктурные, фонд перестройки и развития экономики и т.д.

В США функционируют фонды, которые осуществляют программы, ориентированные на поддержку сельского хозяйства, жилищного строительства и внешнеэкономических связей путем предоставления кредитов.

Научно-исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований, частично финансируются из федерального бюджета, а также за счет отчислений от прибыли промышленных предприятий, взносов университетов и колледжей. Средства расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым, строительство научных центров, подготовку кадров.

Военно- политические фонды представляют собой резервы президента США, за счет которых финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.

Важное место в системе государственных финансов США принадлежит социальным фондам, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово- кредитные учреждения. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. За счет них осуществляется пенсионное обеспечение, страхование здоровья, выплачивается пособие по безработице, временное нетрудоспособности, предоставляется государственная помощь престарелым, инвалидам и нуждающимся. Фонд социального страхования образуется за счет взносов работников и работодателей, доходов от государственной собственности.

Основным источником их формирования являются страховые взносы, уплачиваемые предпринимателями и застрахованными: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% - на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка на работодателей равна 8,45% при максимально облагаемом налоге около 45 тыс.долл., тогда как для застрахованных она составляет 7,65%.

Система пенсионного обеспечения, распространяющаяся на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц была введена в США в 1935 г. Для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти существуют специальные системы пенсионного обеспечения.

Лица, достигшие 65 лет и имеющие необходимый стаж страхования, т.е. уплачивающие страховые взносы в течение 40 кварталов (10 лет), имеют право на получение пенсии по старости в полном объеме. На тех же условиях выплачиваются пенсии в возрасте от 62 до 64 лет в сокращенном размере. Лицам, обратившимся за пенсией в возрасте 65-69 лет, пенсия повышается на 0,5% в месяц (или на 6% в год), что стимулирует граждан к более позднему выходу на пенсию.

Средний размер пенсии составляет 40% среднего заработка, для лиц с низким уровнем доходов – 60%. Исходя из уровня стоимости жизни, пенсия автоматически индексируется, кроме того выплачиваются надбавки на иждивенцев в размере 50% пенсии по старости.

В качестве дополнительных льгот в США пенсионерам оказывают бесплатную медицинскую помощь, выдают бесплатные лекарства, крупные пакеты продовольствия, снижают квартплату до 100 долл. в месяц. Также по достижению 65 лет выплачиваются пособия по страхованию здоровья.

По закону остатки средств доверительных фондов нельзя использовать для пополнения федеральных фондов, они должны быть вложены в государственные долговые обязательства. Сальдо доверительных фондов, как правило, положительное, что снижает общий дефицит федерального бюджета.

 

Существуют и другие внебюджетные фонды, их доля около 2% от доходов федерального бюджета. Также в государственные финансы включаются финансы предприятий, финансируемых за счет бюджета.

Бюджетная политика США

Существует связь политики государства и бюджетной политики с лидирующей партией. При демократии упор делается на социальные расходы. Это предусматривает увеличение дифференциации налогов в пользу богатого населения и определенное сокращение расходов на военные мероприятия и т.д. Для республиканцев, как правило, - минимальное вмешательство государства в экономику, обеспечение большей сбалансированности бюджета, сокращение социальных расходов и изменение налогового механизма в пользу предпринимателей (сокращение налогов на прибыль корпораций).

Исполнение бюджета.

Исполнением расходной части бюджета в США занимаются министерства и ведомства федерального правительства, а исполнением доходной части бюджета – министерство финансов. Контроль за правильностью распределения и расходования бюджетных средств проводит главное контрольное финансовое управление, созданное в 1921г.

Кассовое исполнение бюджета возложено на банки федеральной резервной системы. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы. Это означает, что все собранные на территории страны доходы поступают на счет министерства финансов в ФРС. Это позволяет министерству финансов предотвращать кассовые разрывы, т.е. несоответствие между подлежащим финансированию объемом бюджетных обязательств и имеющимися в распоряжении доходами.

Отчет об исполнении федерального бюджета совместно составляют министерство финансов США с экономическим советом при президенте США.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ США

 

Налоговая система США сложна и разнообразна. Право устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительство штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д.

Основные показатели федерального бюджета США:

- налог на прибыль корпораций;

- индивидуальный подоходный налог;

- таможенные пошлины;

- взносы в фонды социального обеспечения;

- налог на наследство и дарение;

- налог с продаж;

- налоги на движимое и недвижимое имущество;

- акцизы.

Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Местные налоги имеют плоскую или в некоторых случаях регрессивную шкалу, что способствует более равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета.

Основная часть американских граждан (до 90%) выплачивает в виде налогов 25% от своих, у остальных 10% доля налоговых отчислений выше (до 50%).

Налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах – их доля составляет всего 28% ВВП (в др.странах до 38%).

Важную роль в бюджетно-налоговой практике США играют налоговые льготы.

ВНП в 2009г.составил 14,7 трл.долл., доходы бюджета 2,6 трл.долл.или 17,8% от ВВП.

Финансы штатов - доходы.

Все штаты обладают широкими бюджетно-налоговыми полномочиями. Они имеют право вводить такие же прямые налоги, которые существуют на уровне федерации, и определять ставки и базу налогообложения:

- налог с продажи (ставка от 3 до 8,25%);

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на прибыль корпораций;

- поимущественный налог;

- различные сборы и поступления;

- финансовая помощь из федерального бюджета;

- поступления из бюджетов местных органов власти и т.д.

Федеральная помощь штатам (23%) и местным властям (6%) носит ярко выраженный программно-целевой характер. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ, что дает основание утверждать, что федеральная помощь превратилась в средства прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

 

РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ США

К бюджетным полномочиям федерального правительства относится финансирование обороны, международных отношений, космических исследований, почты и частично – охрана правопорядка. Все три уровня бюджетной системы осуществляют расходы на образование, жилищное строительство, общественный транспорт. В США не декларировалась необходимость выравнивания социально-экономического развития штатов. Дифференциация бюджетных расходов между штатами достаточно высока и достигает 2,5%. Однако из федерального бюджета штатам оказывается значительная помощь.

Расходы бюджета увеличатся с 2,8 трл.долл. в 2007 г. до 3,2 трл.долл.

Структура расходов региональных и местных бюджетов существенно отличается от структуры федерального бюджета.

Основные статьи расходов штатов и органов местного самоуправления – образование (35%); расходы на различные пособия (13%); система здравоохранения (9%); развития транспорта (9%); система общественной безопасности (8%) и т.д.

Финансовая система Германии

Немного государств в ХХ веке переживали столько глубоких перемен, как Германия. Монархия и республика, тоталитарный национал-социализм и социализм марксистко-ленинский, два военно-политических краха и оккупация, отторжение больших территорий и раздел страны, объединение и демократические реформы, разрушительные кризисы и образцовое "экономическое чудо" и интеграция Западной Европы - это лишь короткий список наиболее значимых для германского государства фактов.

Экономика страны испытывала не менее драматические повороты, чем ее политическая система и внешнеполитические устремления. Однако потрясения не сломили Германию. ФРГ - одна из трех ведущих и наиболее развитых держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является главным экспортёром товаров и услуг. В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и другие ведущие страны мира.

Государственная финансовая система включает:

1. Бюджетную систему;

2. Специальные фонды;

3. Внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства;

4. Финансы государственных предприятий.

Бюджетная система Германии, в свою очередь, включает:

1. бюджет Федерации;

2. специальные правительственные фонды;

3. бюджеты 16 Земель (в том числе 5 восточногерманских);

4. более 10 тыс.общин.

В конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти – «федеративной республики», называемой федерацией, и «земель», являющихся членами федерации. Земли сами являются государствами, объединенными в реальную федерацию, а не регионами фактически унитарного государства. Общины не образуют третьего государственного уровня. Они являются частью земель, которые несут главную ответственность за наделение общин соответствующими финансовыми ресурсами.

Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них Основным законом установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности. Для их выполнения они должны нести расходы. Поэтому средства, поступаемые от граждан на общественные нужды, идут не в общую кассу, а распределяются между Федерацией, Землями и общинами. Самой низкой, по уровню, и одновременно самой маленькой административной единицей является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, частности снабжение водой, очистка сточных вод или уничтожение отходов. Сюда же следует отнести содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ.

На Земли возложено выполнение всех государственных задач, в области культуры, системы образования. В компетенцию их входит также правосудие, полиция и государственное здравоохранение.

На долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование. Основным законом на нее возложены все те задачи, выполнение которых непосредственно обеспечивает существование государства в целом.

Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Бюджетный процесс и финансовый контроль.

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако, если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Специальные правительственные фонды – важное звено финансовой системы Германии. По объему эти фонды стоят на втором месте после федерального бюджета страны. В 1984 г. число специальных фондов превышало 30 видов. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования, - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, если она наступила с связи с реорганизацией предприятия или отрасли, от несчастных случаев, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму. Фонд социального страхования включен в федеральный бюджет с 1974г.

Общей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников:

- обязательных отчислений от заработной платы рабочих и служащих;

- взносов предпринимателей;

- государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

Особенностью распределения социальной нагрузки между работниками и работодателями в Германии является равный уровень их отчислений в социальные фонды. Исключение составляет страхование от несчастных случаев, взносы для которого уплачиваются только работодателем.

Взносы государства в фонд страхования по болезни и от несчастных случаев составляют менее 1%. Государство с 1957 г.не участвует в формировании фонда страхования по безработице. Данный фонд создается за счет взносов рабочих и предпринимателей. Государственные дотации в фонд пенсионного страхования рабочих составляют около 14%.

Согласно основному закону социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета.

Основным элементом пенсионной системы Германии является обязательное пенсионное страхование, которое охватывает 78% всего населения от 15 до 65 лет. Новая пенсионная система в Германии была введена с 1 января 1992г. Как и в других странах, размер пенсии зависит от величины зарплаты и количества внесенных страховых взносов.

Система пенсионного обеспечения Германии - это "системой трех уровней".

Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом) - охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования. В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, "снятые" со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении Центрального Правительства, состав которых меняется в зависимости от стоящих перед государством задач. Эти фонды работают как финансовые институты на финансовом рынке, а такжк могут получать финансовую помощь от правительства страны.

Фонд выравнивания бремени войны был создан в 1952 г. с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества, отчислений от прибыли кредитных учреждений, дотаций из федерального бюджета, бюджетов земель и общин, доходов от выпуска займов.

Фонд европейской программы восстановления был создан в связи с действием после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. Смета расходов и доходов этого фонда составляется ежегодно и подлежит обязательному утверждению и рассмотрению парламентом. В настоящее время этот фонд ликвидирован.

С 1990 г.действует фонд немецкого единства, образованный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединенной Германии.

В 1995 г. создан фонд обслуживания финансового наследства бывшей ГДР.

Всоответствии с постановлением минфина Германии от 7 октября 1991 г. был учрежден компенсационный фонд,выплачивающий собственникам возмещение ущерба имуществу, которое не могло быть им возвращено в период с 1944 по 1989г, а также компенсации гражданам, изгнанным с территории восточных земель. Фонд финансируется за счет части выручки от продажи приватизируемого имущества, из отчислений территориальных образований и других субъектов общественного управления, а с 2007 г. – из дотаций федерального бюджета.

Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью таких фондов является, как правило, работа на финансовом рынке для привлечения средств с целью финансирования возложенных на них задач. Правительство сознательно идет на разделение обязательств государства между фондами, ориентируясь на более эффективное управление задолженностью и на прозрачность в управлении общественными финансами.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ ГЕРМАНИИ

Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. За счет бюджета обеспечивается в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов. А также расходов на финансовое содействие отдельным отраслям и регионам, на науку. В структуре расходов явно преобладают социальные расходы, составляющие около 1\3 всех расходов федерального бюджета (46-48%), далее идут расходы на общее финансовое хозяйство, политическое управление и центральный аппарат, школы и дошкольное воспитание, на оборону.

Приоритетными направлениями федерального правительства является финансирование исследований, образования и науки.

Выполнение многих государственных задач ложится на земли и общины, из бюджетов которых финансируется до 3\5 всех расходов сводного бюджета Германии: существенная часть социальных расходов, затраты на образование и культуру, инфраструктуру, на коммунальное хозяйство и проч.

Роль расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы, что наиболее заметно в последние годы в связи с проведением налоговой реформы. В результате удельный вес собственных источников доходов снижается, растет их дефицитность и повышается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Увеличивается также объем заимствований местных органов власти, что в конечном счете усиливает дефицитность их бюджетов. Федерация может предоставить землям и общинам финансовую помощь для покрытия особо важных расходов, которые необходимы, чтобы избежать нарушения общего экономического равновесия или чтобы компенсировать возможные экономические различия на территории федерации, а также для оказания помощи в развитии науки.

4. Государственные предприятия – составная часть финансовой системы страны.

Германия обладает развитым сектором государственной собственности. В отличие от ряда других капиталистических стран ФРГ не проводила национализации. Расширение государственной собственности шло главным образом за счет нового строительства. Основу государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. В химической промышленности три концерна - "БАСФ", "Хехст", "Байер" обеспечивают 1/3 продаж крупнейших компаний отрасли, в электротехнической промышленности "Сименс" и "Бош" производят 20% продукции, в автомобильной промышленности - "Драймлер-Бенц" и "Фольксваген" - 15%, в черной металлургии - "Тиссен" и "Маннесман" - 24% продаж десяти крупнейших компаний мира. В легкой промышленности в десятку крупнейших компаний вошла "Адидас". На современном этапе проводится денационализация государственных предприятий, главным образом путем сокращения доли федерации в крупных концернах.

В руках властей земель, общин и Федерального Правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа. Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

Деятельность государственных предприятий в ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

В том случае, когда государственные предприятия не убыточны, они уплачивают налоги в бюджеты соответствующих уровней наравне с предприятиями других форм собственности.

Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

Финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Франция – высокоразвитая страна рыночной экономики. По объему ВВП ее опережают только США, Япония, ФРГ.

В 1990 году ВВП Франции достиг 5330 млрд. долл., ВВП на душу населения - 14565 долл.

На долю промышленности приходилось 25% ВВП, сельского хозяйства - 3%. Наиболее крупные отрасли страны относятся к сфере услуг: некоммерческие услуги (административное управление) и торговля.

Если сравнивать финансовую систему Франции и финансовую систему России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед обеими странами: дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между бюджетными звеньями. Принципиальное отличие Франции от России заключается в том, что там 2-х уровневая бюджетная система, а в России 3-х уровневая.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФРАНЦИИ

Финансовая система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.

На долю гос.бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% [1] Национального Дохода.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет.

Первая стадия – Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течение 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляет свою смету.

Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат).

Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими

Палатами не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.

Третья стадия – исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции, производят расчетно-кассовые бюджетные операции.

Четвертая стадия – начинается после окончания бюджетного года - составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом государственного контроля является счетная палата. На которую возложены функции предварительного, текущего и последующего контроля.

Центральный бюджет делится на 2 раздела: 90% - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы. 10% - операции временного характера (кредиты).

[2]. Во Франции нет единства бюджетной системы. Каждый бюджет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена

Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность мест. Выпуск местных займов также требует одобрения государства.

Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы. На его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Доходы бюджета:

-прямые налоги 36%

-косвенные налоги 59,2%

-неналоговые поступления 4,8%

Главными доходами <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...