Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджеты земель и общин Германии.

Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Высока доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

В соответствии с объектом налогообложения налоговое законодательство Германии выделяет три вида налогов: налоги на собственность, налоги на обращение и налоги на потребление.

К налогам на собственность относятся:

1. налоги на доходы (подоходный налог, налог на прибыль корпораций);

2. налоги на имущество (налог на наследство, на земельный участок, на транспортные средства и проч.).

Промысловый налог также следует отнести к налогам на собственность, но он частично является налогом на доходы, а частично – налогом на имущество.

К налогам на обращение относятся косвенные налоги: НДС, налог на страховые операции; к налогам на потребление – акцизы.

Налоги Германии делятся на общие, федеральные, земельные и местные, а также пошлины. Общие налоги распределяются между бюджетами разных уровней. А пошлины служат одним из источников формирования бюджета Евросоюза.

В настоящее время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным образом за счет доли федерации в общих налогах, к которым относятся:

- подоходный налог с заработной платы и с заявленного дохода;

- налог на прибыль с корпораций;

- НДС;

- промысловый налог.

Среди собственно федеральных налогов наиболее значимы налоги на сырую нефть, табак и электроэнергию.

К налогам земель относятся налоги на наследство, на приобретение земельного участка, на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, на пожарную охрану. Более половины поступлений дает налог с владельцев автомобилей.

Однако значительно большая доля доходов поступает в земельные бюджеты в процессе распределения подоходного налога. Доля земель в налоге на прибыль и в подоходном налоге также основывается на территориальном принципе распределения.

К налогам общин относятся местные налогина потреблениеи расходы; реальные налоги, важнейшими из которых являются промысловый и поземельный. Их доля в совокупных доходах общин составляла около 60%. Существуют и др. налоги (на продажу напитков в розлив, на развлечения, на собак, на охоту и рыбалку, на второе жилище, налог на открытие питейных заведение, небольших гостиниц, доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки, затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%. Промысловым налогом облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ ГЕРМАНИИ

Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. За счет бюджета обеспечивается в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов. А также расходов на финансовое содействие отдельным отраслям и регионам, на науку. В структуре расходов явно преобладают социальные расходы, составляющие около 1\3 всех расходов федерального бюджета (46-48%), далее идут расходы на общее финансовое хозяйство, политическое управление и центральный аппарат, школы и дошкольное воспитание, на оборону.

Приоритетными направлениями федерального правительства является финансирование исследований, образования и науки.

Выполнение многих государственных задач ложится на земли и общины, из бюджетов которых финансируется до 3\5 всех расходов сводного бюджета Германии: существенная часть социальных расходов, затраты на образование и культуру, инфраструктуру, на коммунальное хозяйство и проч.

Роль расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы, что наиболее заметно в последние годы в связи с проведением налоговой реформы. В результате удельный вес собственных источников доходов снижается, растет их дефицитность и повышается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Увеличивается также объем заимствований местных органов власти, что в конечном счете усиливает дефицитность их бюджетов. Федерация может предоставить землям и общинам финансовую помощь для покрытия особо важных расходов, которые необходимы, чтобы избежать нарушения общего экономического равновесия или чтобы компенсировать возможные экономические различия на территории федерации, а также для оказания помощи в развитии науки.

4. Государственные предприятия – составная часть финансовой системы страны.

Германия обладает развитым сектором государственной собственности. В отличие от ряда других капиталистических стран ФРГ не проводила национализации. Расширение государственной собственности шло главным образом за счет нового строительства. Основу государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. В химической промышленности три концерна - "БАСФ", "Хехст", "Байер" обеспечивают 1/3 продаж крупнейших компаний отрасли, в электротехнической промышленности "Сименс" и "Бош" производят 20% продукции, в автомобильной промышленности - "Драймлер-Бенц" и "Фольксваген" - 15%, в черной металлургии - "Тиссен" и "Маннесман" - 24% продаж десяти крупнейших компаний мира. В легкой промышленности в десятку крупнейших компаний вошла "Адидас". На современном этапе проводится денационализация государственных предприятий, главным образом путем сокращения доли федерации в крупных концернах.

В руках властей земель, общин и Федерального Правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа. Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

Деятельность государственных предприятий в ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

В том случае, когда государственные предприятия не убыточны, они уплачивают налоги в бюджеты соответствующих уровней наравне с предприятиями других форм собственности.

Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

Финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Франция – высокоразвитая страна рыночной экономики. По объему ВВП ее опережают только США, Япония, ФРГ.

В 1990 году ВВП Франции достиг 5330 млрд. долл., ВВП на душу населения - 14565 долл.

На долю промышленности приходилось 25% ВВП, сельского хозяйства - 3%. Наиболее крупные отрасли страны относятся к сфере услуг: некоммерческие услуги (административное управление) и торговля.

Если сравнивать финансовую систему Франции и финансовую систему России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед обеими странами: дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между бюджетными звеньями. Принципиальное отличие Франции от России заключается в том, что там 2-х уровневая бюджетная система, а в России 3-х уровневая.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФРАНЦИИ

Финансовая система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.

На долю гос.бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% [1] Национального Дохода.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет.

Первая стадия – Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течение 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляет свою смету.

Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат).

Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими

Палатами не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.

Третья стадия – исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции, производят расчетно-кассовые бюджетные операции.

Четвертая стадия – начинается после окончания бюджетного года - составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом государственного контроля является счетная палата. На которую возложены функции предварительного, текущего и последующего контроля.

Центральный бюджет делится на 2 раздела: 90% - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы. 10% - операции временного характера (кредиты).

[2]. Во Франции нет единства бюджетной системы. Каждый бюджет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена

Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность мест. Выпуск местных займов также требует одобрения государства.

Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы. На его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Доходы бюджета:

-прямые налоги 36%

-косвенные налоги 59,2%

-неналоговые поступления 4,8%

Главными доходами бюджета являются налоги. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую роль. В стране действуют три вида косвенных налогов (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлежит универсальному акцизу – налогу с оборота, который функционирует как НДС.

Налоги Франции делятся на 3 группы: подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения, налоги на потребление, взимаемые, когда доход тратится. Налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система Франции нацелена на обложение потребления.

НДС дополняется рядом косвенных пошлин (акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства. Другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортные товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Что касается подоходных налогов Франции, то предприятия уплачивают налог с чистой прибыли. Общая ставка налогообложения 34%, но может увеличиваться до 42%. Более низкая ставка применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги. Здесь ставка от 10% до 24% .

Фискальной единицей для подоходного налога с физических лиц является семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Подоходный налог носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагается налогом доход до 18140 франков, максимальная ставка применяется для дохода больше 246770 франков.

[3]. Крупные доходы Франции приносят налоги на собственность. Прогрессивная ставка от 0 до 1,5%. Причем сумма подоходного налога и налога на собственность не превышает 85% всего дохода.

Из системы местных налогов следует выделить 4 основных налога:

земельный налог на застроенные участки

земельный налог на незастроенные участки

налог на жилье

профессиональный налог

Ставки налогов устанавливаются местными органами власти, но не могут превышать законодательно установленного максимума.

 

 

ФИНАНСЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

СТРУКТУРА МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Местные финансы

Местный финансы спец. финансы

Бюджет местных фонды местных

Общ.орг-ий пред-ий

 

 

Главная роль в местных финансах Франции принадлежит местным бюджетам. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.

Основные разновидности местных бюджетов Франции:

бюджеты различных местных коллективов

бюджетытерриториальных коллективов (бюджеты регионов, департаментов и коммун), а также их объединений: городских сообществ, районов, синдикатов.

Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных государственных затрат.

Доходами местных органов власти являются собственные и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. Государство предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий) и на капстроительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:

1 – образуют фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития Франции)

2 – составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции.

Источники средств социальных специальных фондов складываются из:

взносов предпринимателей – 60%

взносов застрахованных – 18%

поступления государства – 20%

прочие доходы -2%

Это Пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным.

Среди специальных фондов создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах.

Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.

Присоединенные бюджеты составляются организациями, пользующимися финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Расходы каждого бюджета покрываются его доходами.

Финансы местных предприятий отделены от местных бюджетов. Обычно к ним относятся: предприятия обеспечивающие водоснабжение и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.

В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...