Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности экономического развития США

 

США стали мировым экономическим лидером в середине XX в., когда сама исто­рия изменила расстановку сил в мировом хозяйстве. Одной из основных причин лидирующих позиций США в мире стали мировые войны, которые значительно подорвали экономический потенциал европейских стран. Основные конкуренты США в борьбе за лидерство на мировом рынке, воюя друг с другом, надолго вы­были из борьбы, а США благодаря свободе рыночных отношений, своевременно­му государственному вмешательству в экономику, потенциал которой не был по­дорван войнами, переместились на первую позицию.

США удалось также оздоровить свою экономику в результате перехода к но­вой экономической доктрине после Великой депрессии 1929-1933 гг. Ситуация в экономике в период Великой депрессии была критической и даже в чем-то очень сильно напоминала современные финансовые кризисы конца XX в. Для выхода из кризиса 1929-1933 гг. президент Франклин Делано Рузвельт предло­жил свой знаменитый «Новый курс», который включал в себя следующие составляющие: финансовые законы, структурную перестройку экономики, социальные законы, региональную политику. Рассмотрим вкратце действие всех этих механизмов.

Финансовые законы.Здесь стоит выделить Чрезвычайный закон о банковской деятельности, который поставил под федеральный контроль деятельность всех банков страны и ввел гарантии федерального правительства по частным вкладам Согласно новым правилам, банкам было запрещено осуществлять деятельность противоречащую закону: быть держателями ценных бумаг, заниматься Предпринимательством. Банки вынуждены были вернуться к своей исходной деятельно­сти — кредитованию предпринимателей и граждан, что сразу снизило волну финансовых и иных спекуляций. Изменения были внесены и в сферу обращения ценных бумаг. С этой целью был принят Закон о честности биржевых операций и правилах торговли ценными бумагами. Таким образом США надолго обезопа­сили себя от возможности повторения финансового кризиса и кризиса банковской системы.

Структурная перестройка экономики.Во-первых, после введения « Нового курса» приоритет был отдан развитию национальной промышленности, американ­ским производителям. Появился лозунг «Покупай американское!». Действовали запреты на закупки иностранных товаров по госзаказу (исключение составляли только такие случаи, если цена иностранного товара была как минимум вдвое ниже отечественного, а качество выше американских аналогов). Были введены квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары.

Во-вторых, изменения произошли в сельскохозяйственной политике. Основной проблемой сельского хозяйства были перепроизводство, избыток продовольствия на внутреннем рынке. Поэтому сельскохозяйственное производство было ограничено. Кроме того, были приняты Закон о фермерском кредитовании и За­кон об ипотеке, согласно которым фермеры и городские жители получили доступ к кредитам под гарантии федерального правительства. Всего было предоставлено около 300 тыс. краткосрочных займов на сумму свыше $1,5 млрд.

Социальная политика.Наиболее пострадавшим от кризиса малоимущим граж­данам была оказана чрезвычайная помощь. На организацию общественных работ с целью занятости малоимущих была выделена прямая финансовая помощь в раз­мере $5 млрд. Этой помощью было охвачено свыше 4 млн. человек. Всего в рамках «Нового курса» действовало около 400 тыс. различных программ, в рамках кото­рых было построено около 500 новых аэропортов, множество дорог, школ, прочих объектов инфраструктуры. Примечательно то, что помощь населению оказыва­лась не деньгами, а работами, на которых деньги нужно было зарабатывать трудом. Заметим, что главной целью программ была вовсе не их экономическая оправданность. Многие программы можно сравнить с пересыпанием из пустого в порожнее, но при этом население работало, а не тунеядствовало.

Для обеспечения работой молодежи и для борьбы с ростом преступности из-за безработицы был введен Закон о трудовых лагерях. Трудовые лагеря были созда­ны для охраны и консервации объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, сохранения природных богатств (создавались национальные парки и заповедники). В течение первых трех месяцев после принятия закона уже было создано 1300 лагерей на 300 тыс. молодых безработных. В течение 1933-1940 гг. через трудовые лагеря прошло около 2,5 млн. человек, которые строили дамбы, охраняли леса и т.д. Впоследствии люди, прошедшие через трудовые лагеря, сформировали контингент резервистов, востребованных в ходе Второй мировой войны.

Для контроля над уровнем цен была создана Государственная корпорация по управлению всеми монополистами коммунальных услуг. Естественные монополии лишились возможности безраздельно диктовать обществу свои условия.

Региональная политика.Чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в деп­рессивных регионах страны, для них были разработаны специальные программы развития, включающие федеральное финансирование и управление. В частности, такая особая зона с федеральным управлением была создана в долине реки Тенесси и благополучно существует до сих пор.

«Новый курс» проводился Рузвельтом в условиях объединения нации. Амери­канцам удалось сплотиться перед лицом кризиса, в обществе была достигнута консолидация. Действия президента поддержал конгресс, который и принимал все законы. Сам Рузвельт лично разъяснял американцам свою программу дей­ствий, убеждал избирателей, выступая по радио. Все это имело огромное значе­ние, поскольку коммуникация с обществом значительно повышает шансы на успех. Не будем забывать и о связи «Нового курса» с передовыми экономическими тео­риями того времени, в особенности кейнсианской политикой управления сово­купным спросом. Не удивительно, что «Новый курс» оказался действенным, он вывел страну из Великой депрессии и позволил США подойти к периоду Второй мировой войны с оздоровленной экономикой.

После окончания Второй мировой войны у США оказались также и значитель­ные финансовые активы в виде запасов золота европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Форт-Ноксе. Имея возможности для обмена национальной валюты на золото, обладая мощной экономикой, не затронутой войнами, США стали во главе Бреттон-Вудской системы валютных курсов, сущность которой заключалась в господстве американской валюты в качестве всемирного платежного и резервного средства. Экономическое могущество Соединенных Штатов политически подкреплялось наличием ядерного оружия. Помогая восстановлению экономики послевоенной Европы, США стали оказывать значительную финансовую помощь европейским странам в рамках плана Маршалла. Кроме того, США путем экономической и кон­сультационной поддержки во многом предопределили «восход солнца» над Япо­нией. Таким образом, американские инвестиции широким потоком хлынули че­рез океан, формируя так называемую вторую экономику Соединенных Штатов, по своему производственному и финансовому потенциалу «вторая экономика» США, созданная на базе зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций, не уступает национальной экономике многих ведущих стран мира. Не будем забывать также и о портфельных инвестициях, ссудном капитале. Итак, к началy 1950-х гг. США превращаются в однозначного мирового экономического и по­литического лидера со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако по мере восстановления экономики стран Западной Европы и Японии ситуация в мире начинает изменяться. Конкурентоспособность американских товаров снижается, снижается и курс доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии. Поскольку в рамках Бреттон-Вудской системы валютных курсов $ 1 соответствовал 0,888 г золота и этот уровень с 1946 г. был неизменен, то фактическое падение курса доллара по отношению к другим валютам означал обмен меньшего, чем раньше, количества европейских валют или японских иен на доллары. Далее доллары могли быть обменены на золото или положены на депозит с начислением процентов. Таким образом, количество долларов на руках у иностранных резидентов нарастало, а накопленный Соединенными Штатам золотой запас неуклонно снижался. В результате США оказались в ситуации, когда имеющиеся запасы золота не смогли бы покрыть одновременно предъяв­ленное к обмену на золото количество долларов, находящихся в руках иностран­цев. В 1971 г. золотое содержание доллара было снижено, а с 1973 г. обмен долла­ров на золото был окончательно прекращен и валютный золотодолларовый стандарт канул в Лету.

По мере роста производственных мощностей европейских стран и Японии доля США в ВВП промышленно развитых стран начала снижаться, примерно на 1/3 снизилась и доля США в мировом производстве. Также начала падать доля США в мировом экспорте капитала; примерно в три раза снизилась доля амери­канских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций. Европейские страны и Япония догнали США и по уровню производительности труда. В результате экспорт в США из стран Западной Европы и Японии возрос в два раза, а американский экспорт в Европу и Японию начал снижаться. К началу 1980-х гг. конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, а американская продукция все труднее находила зарубежных потребителей. В экономику США стали делать инвестиции окрепшие зарубежные ТНК, которые, приближаясь к рынкам сбыта, создавали здесь производственные и сборочные предприятия, компании по сервисному обслуживанию. Позиции США в мировой экономике, во внешней торговле значительно ухудшились. Де­фицит торгового баланса в середине 1980-х гг. достиг $150 млрд., платежного - $140 млрд. США превращаются в чистого импортера товаров и капиталов.

Ввиду угрозы потери лидерства в мировой экономике США пришлось предпринять первоочередные ответные меры: для закрепления на мировом рынке вы­сокотехнологичной продукции были значительно увеличены ассигнования на НИОКР, ускорилась и углубилась структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулирования НТП. США стратегически правильно выбрали нишу на мировом рынке, сосредоточившись на экспорте интеллектуальной собственности, высокотехнологичной продукции, услуг.

Следует также отметить то, что в послевоенный период развития в США активно применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, в основе которой лежал постулат обеспечения полной занятости и высоких тем­пов экономического роста. Послевоенный период кейнсианства в американской экономике можно разделить на три этапа.

1. Пассивная антициклическая бюджетная макроэкономическая политика (1946-1962 гг., период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра). В рамках данного периода активно эксплуатировались «встроенные стабилизаторы» госу­дарственной бюджетной системы, правительство довольствовалось минимальными финансовыми инструментами воздействия на экономику. Постепенно отвергался докейнсианский догмат о сбалансированности государственного бюджета, вводился дефицитный бюджет по Кейнсу.

2. Активная бюджетная политика (1962-1977 гг., эпоха Д. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Д. Форда). Этот период времени связан с активным регулированием совокупного спроса с помощью государственного бюджета. В периоды спада сокращались государственные доходы и наращивались расходы правительства, во время экономического бума поступления федерального правительства росли, а расходы, напротив, сокращались. В 1961-1963 гг. администрация Д. Кеннеди для форсирования экономического роста и сокращения безработицы напрямую пере­шла к бюджетному воздействию на совокупный спрос, что получило у экономи­стов такую характеристику, как американский «кейнсианский фискализм», по­скольку государственный спрос наращивался за счет увеличения налогового бремени.

С начала 1970-х гг. была обнаружена негативная сторона такого процесса обеспечения полной занятости — инфляция (взаимосвязь инфляции и безработицы показывает широко известная кривая Филипса). В результате от активного регулирования пришлось перейти к градуализму, т. е. замене широкомасштаб­ных фискальных акций на умеренное и постепенное регулирование спроса. По­этому период 1976-1977 гг. представляет собой своеобразную эклектику: взаим­ное существование обновленных принципов активной и пассивной стратегий государственного регулирования экономики.

3. Кейнсианский бюджетный консерватизм (1978-1980 гг., период президент­ства Д. Картера). В это время был осуществлен возврат к классической активной бюджетной политике, существовавшей при Д. Кеннеди. Сам президент Картер утверждал, что бюджетный дефицит время от времени необходим для поддержа­ния покупательной способности, однако длительный бюджетный дефицит усу­губляет инфляцию. Долговременной стратегией стал бездефицитный бюджет, для достижения которого предполагалось введение управления и контроля за фе­деральными расходами, а также сокращение налогов. Однако фактически сокра­тить дефицит бюджета и сбить волну инфляции не удалось. Инфляция стала главным фактором, который подрывал стабилизационный потенциал кейнсианской бюджетной макроэкономической политики.

Утеря стабилизационного кейнсианского подхода к регулированию макроэко­номических процессов привела к необходимости смены такой модели развития и к началу «консервативной экономической революции», стартовавшей после по­беды на президентских выборах Рональда Рейгана.

Оздоровлению экономики США и возвращению былых внешнеэкономических позиций в немалой степени способствовали реформы, проведенные президентом Р. Рейганом, получившие название «рейганомика». «Рейганомика» была бы не­возможной без сильной команды молодых экономистов — советников Рейгана. Огромная заслуга президента Рейгана как раз и заключается в том, что, будучи Дилетантом в экономике (Рейган, как известно, в прошлом был киноактером), он окружил себя весьма квалифицированной командой реформаторов. В основе кредитно-денежной политики лежала теория нобелевского лауреата Милтона Фридмена, над налоговой реформой трудились А. Лаффер и М. Фелдстейн, взаимодействовали с администрацией Рейгана и другие видные экономисты современности.

Уникальность ситуации заключалась в том, что реформаторам была предоставлена возможность проверить новаторские теоретические концепции на прак­тике. В частности, авторы налоговой реформы и модели экономики предложения {supply-side economics), сменившей кейнсианскую экономику спроса, первоначально представляли собой просто группу журналистов, пишущих на экономические темы в «The Wall Street Journal». Большинство сэппл-сайдеров были не сильны в экономической теории, но их статьи оказывали влияние на обществен­ное мнение. С газетой сотрудничал и молодой экономист Артур Лаффер, кото­рый, в свою очередь, был увлечен идеями канадского профессора Роберта Ман­делла, преподававшего в Чикаго (впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике). Именно Манделл в начале 1970-х гг. начал пропаганду сокращения налогов и усиления монетарной политики, что должно было дать толчок экономическому росту и стать средством борьбы с инфляцией. Идеи Ман­делла поддержали главный редактор «The Wall Street Journal» Д. Ванниски и эко­номист Р. Бартли. Вместе с Лаффером они вывели теорию, связывающую сокра­щение налогов, рост производства и доходов государства, известную как «кривая Лаффера».

Теория Лаффера, которая, в принципе, являлась наглядным изображением классических идей в области налогообложения, произвела эффект разорвавшей­ся бомбы. Лаффер, экономист, которого никто никогда не воспринимал всерьез и который никогда до этого не принимал участия в каких-либо научных симпози­умах и конференциях, заставил призадуматься многих. Идеи Лаффера благодаря Ванниски и «The Wall Street Journal» нашли широкую поддержку среди бизнес­менов, конгрессменов, оказали заметное влияние на будущего президента Р. Рей­гана. Жизнь предоставила сэппл-сайдерам уникальный шанс проверить свою тео­рию на практике. Используя политическое влияние Ванниски и личного друга Лаффера Д. Шульца, ставшего впоследствии госсекретарем в администрации Рейгана, сэппл-сайдеры осуществили грандиозную налоговую реформу в США.

Основные программы «рейганомики» позволили оживить тягу к предприни­мательству и трудовой деятельности у американцев, сократить масштабы неэф­фективного государственного вмешательства в экономику. Концепция «рейганомики» предполагала решение трех основных задач:

1. Снижение уровня инфляции.

2. Увеличение темпов экономического роста, производительности труда и за­нятости.

3. Сбалансированный федеральный бюджет.

Основные меры, предпринятые Рейганом и его командой, включали в себя сле­дующие составляющие:

жесткая кредитно-денежная политика способствовала снижению уровня инфляции, а повышение процентной ставки на первых порах привлекло в страну иностранный капитал, в немалой степени способствовавший мо­дернизации американской промышленности (затем для обеспечения роста экономики процентные ставки были снижены);

налоговая политика стимулировала предпринимательскую активность, но­вый порядок исчисления амортизации помог быстрому обновлению оборудования. Ставки федеральных налогов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций) были резко снижены. Налоговая реформа 1986 г. установила предельную ставку индивидуального подоходного налога в 33% (в 1990 г. она была снижена до 31%), а максимальная ставка налога на прибыль корпораций стала 34%. Низкие налоговые ставки увеличили уро­вень сбережений и инвестиций, привели к оживлению рыночной конъюнктуры, стимулировали экономический рост. Снижение налогов при одновре­менном расширении налоговой базы (ликвидация прежних налоговых льгот), как то и предсказывала кривая Лаффера, увеличило поступления федераль­ного бюджета и оздоровило впоследствии государственные финансы;

пересмотр социальной политики, сокращение федеральных расходов на всю социальную инфраструктуру заставили американцев трудиться более энергично, не быть иждивенцами на шее «государства благоденствия».

Пожалуй, самый главный стратегический элемент «рейганомики» — это под­держка НТП путем государственного финансирования НИОКР и стимулирова­ния расходов на НИОКР со стороны частного бизнеса за счет соответствующих налоговых льгот. «Рейганомика» предполагала резкое увеличение финансирова­ния НИОКР, фундаментальной науки. В настоящее время США не случайно имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира (около 3% ВВП), что в долгосрочной перспективе дает стране лидерство в миро­вом НТП, в современных технологиях.

В результате воплощения программ «рейганомики» изменилась структура фе­дерального бюджета (сократились непроизводственные расходы правительства и вскоре повысились налоговые поступления), произошел отход от активной политики государственного вмешательства в экономику в пользу применения косвенных методов регулирования. Доля государственного сектора в результате реализации программ приватизации и дерегулирования сократилась, а частный сектор получил новый импульс для своего развития. С1983 г. в США начался энер­гичный экономический подъем, который продолжался вплоть до начала 1990-х гг. Темпы экономического роста также были рекордными (в 1984 г., например, они равнялись 6,8%). Уровень инфляции снизился в три раза, а безработицу удалось уменьшить до ее «естественного» уровня в 5-6%. Тем не менее экономический подъем вопреки дефляционному эффекту сокращения федеральных расходов сти­мулировал огромный бюджетный дефицит.

«Рейганомика» сделала свое дело, и к концу 1980-х - началу 1990-х гг. положе­ние США в мировой экономике значительно укрепилось, чему в немалой степени способствовало и окончание вооруженного противостояния по линии Запад — Восток. Самая важная политическая победа президента Р. Рейгана, пожалуй, за­ключается в развале «империи зла» путем подрыва экономического потенциала социалистической системы в результате гонки вооружений, путем внедрения за­падной неолиберальной идеологии в странах Восточной Европы и СССР. США немедленно воспользовались ослаблением наиболее вероятного военного (и эко­номического!) противника, захватив теперь уже не только системное, но и глобальное лидерство на просторах мировой экономики. Снижение военных расходов в период потепления отношений между США и СССР опять-таки пошло на пользу Америке. Ассигнования военно-промышленному комплексу США сократились, а высвободившиеся средства были использованы для структурной перестройки экономики. США, в частности, неуклонно наращивают выпуск наукоемкой продукции.

Несмотря на массу прочих экономических и политических достижений, цель ликвидации дефицита федерального бюджета при Рейгане так и не была достигну­та. Напротив, были поставлены рекорды по дефициту (в 1988 г. дефицит бюджета превысил $155 млрд.). Успехи «рейганомики» в виде снижения инфляции и безра­ботицы имели слишком высокую цену в виде колоссального бюджетного дефи­цита, который повышал уровень государственного долга и угрожал потерей преж­них внешнеэкономических позиций.

Сменивший Р. Рейгана президент Джордж Буш-ст., ранее бывший вице-президентом, продолжил курс своего предшественника. Тем не менее, действуя по наработанным неоконсервативным рецептам, республиканцы к началу 1990-х гг. зашли в тупик, их основные методы макроэкономической политики начали себя исчерпывать. Снижение налоговых ставок, конечно, было огромным преимуще­ством для бизнеса и физических лиц, но вместе с тем это ослабило «автономные» бюджетные стабилизаторы. Оказалось, что рынок достаточно сильно потеснил государство в экономике и неоконсервативная политика стала нуждаться в кор­ректировке. На президентских выборах 1992 г. на фоне кризиса идей эпохи «рей­ганомики» победу одержал кандидат от демократической партии Уильям (Билл) Клинтон, предложивший новую экономическую программу.

Б. Клинтон скорректировал консервативную экономическую стратегию в ли­беральном направлении. В основе реформ, проведенных Клинтоном, лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение основ стабильного экономического роста. Бюджет федерального правительства приобрел при этом новое стабилизационное значение. Осуществлялась селективная поддержка сфер НИОКР, образования, социальной инфра­структуры. В центр экономической политики Клинтона была поставлена новая бюджетная стратегия. Дефицитный федеральный бюджет, доставшийся Клинто­ну в наследство от предшественников-республиканцев, предполагалось ликвиди­ровать, накапливая при этом федеральный государственный долг.

Программа Клинтона в области экономики включала в себя такие составляю­щие, как:

1. Повышение основных федеральных налогов. Администрация Клинтона счи­тала, что при Рейгане и Буше-ст. налоговые ставки были неоправданно заниже­ны, они даже оказались ниже оптимума, приносящего, по Лафферу, наибольшие поступления в государственный бюджет. Поэтому максимальная ставка инди­видуального подоходного налога, который приносит наибольшие доходы прави­тельству, была вопреки всем прежним неоконсервативным постулатам повыше­на с 31 до 36,9%. Предполагалось также увеличить налог на прибыль корпораций с 34 до 36%, что и было сделано позднее. Подобные меры помогли увеличить доходы федерального бюджета, не подрывая налоговую базу.

2. Сокращение федеральных расходов. Был введен режим экономии расхо­дов правительства, сокращены государственный аппарат и непроизводственные расходы.

3. Сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики.Демократы критиковали республиканцев за невнимание к социальным про­блемам, они считали что сокращать дефицита бюджета за счет уменьшения финансирования общественного сектора — это деструктивно. Клинтон пред­ложил программу увеличения инвестиций в общественный сектор эконо­мики. Стимулировались государственные и частные инвестиции в науку и технологии, образование и переподготовку трудовых ресурсов. Предпола­галось, что улучшение общественной инфраструктуры поможет обеспечить дальнейший рост экономики. Первоначально программа Клинтона сохранила неоконсервативные традиции республиканцев, но затем она стала приспосабливаться к новым реалиям, заклады­вая основы новой версии смешанной экономики с более активной ролью государ­ства. С 1993 г. в США начался очередной циклический подъем, который доказал правильность макроэкономической стратегии Клинтона. Результатами изменений, внесенных в макроэкономическую модель развития США правительством Б. Клин­тона, стали значительное улучшение ситуации в государственных финансах и пере­ход к новой стадии развития — так называемой новой экономики.

Приняв от Дж. Буша-ст. рекордный дефицит государственного бюджета (в 1992 г. он достигал $290,4 млрд ), уже в 1998 финансовом году Клинтон ликвидировал бюджетный дефицит, а к 1999 г. положительное сальдо достигло $80 млрд. Впер­вые в современной истории США приостановился рост государственного долга, снизился государственный спрос на кредит. Это отразилось на понижательной тенденции движения уровня процентных ставок, что стимулировало долговремен­ные инвестиции частного сектора, продолжая экономический рост. Объяснение достигнутого положительного сальдо бюджета очевидно: неоконсерваторы подго­товили бизнесу благоприятную почву развития, в результате чего налоговая база стала неуклонно расти, а скорректированные Клинтоном налоговые ставки позво­лили выйти на оптимальный уровень налогообложения, дающий наибольшие по­ступления в федеральный бюджет. Кроме того, были урезаны непроизводствен­ные расходы правительства.

Основной же заслугой Клинтона стала «золотая экономика» США, возникшая в период его президентства. США удается одновременно поддерживать высокие темпы экономического роста и занятости при низком уровне инфляции. Инфля­ция была снижена до 2-3% в год, безработица — до 4,5, а экономический рост в конце 1990-х гг. составлял около 4%. Всего было создано 12 млн. новых рабочих Мест, индекс Доу-Джонса (фондовый индекс ведущих американских корпора­ций) перешагнул за отметку в 11 тыс. пунктов. Даже мировой валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. оказался не страшен для экономики. Напротив, США извлекли из этого кризиса немалую выгоду: курс доллара в результате бегства Инвесторов от сомнительных валют на тот момент времени значительно укрепился. Одновременно США удалось взять под свой экономический и идеологиче­ский контроль страны, пострадавшие от кризиса.

Причины успеха «клинтономики» кроются, во-первых, в предприимчивости и работоспособности американцев, для которых правительство создало все условия развития бизнеса; во-вторых, в успешной макроэкономической политике Клинтона; а в-третьих, в интеграционных процессах в Северо-Американском регионе, которые как раз стартовали при Клинтоне. Экономическое управление ад­министрации Клинтона оздоровило экономику США, позволило преодолеть неразрешимые неоконсервативные препятствия на пути развития. Тем не менее не следует отрицать того, что основы «золотой экономики» были все-таки заложены президентами Рейганом и Бушем-ст. (сокращение налогов и дополнительные стимулы развития бизнесу), а Клинтон скорректировал в нужном направлении прежний неоконсервативный курс.

Важное значение для роста экономики США в 1990-е гг. имел курс на интегра­цию в мировую систему. К настоящему времени на внешнем рынке реализуется 11% ВВП страны и около трети всех производимых в США материальных ценностей. США являются ядром североамериканской интеграционной группировки — Северо-Америкаиской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей также Канаду и Мексику. По экономическому потенциалу (объем ВВП трех стран, емкость рын­ка) НАФТА является более мощным рынком, чем рынок Европейского союза. Се­вероамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде мексиканской и канадской производ­ственных баз, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда. Долговременный безынфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в пре­жних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым дог­мам и законам пришла новая экономическая реальность — экономика США, которую уже окрестили как «новая экономика». Американская модель «новой экономики» характеризуется прежде всего такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и революция информационных технологий.

Глобализация бизнеса означает активную интеграцию страны и ее хозяйству­ющих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуется за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь, США также получают самые передовые зарубежные инвестицион­ные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочер­ние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с экспортом и импортом было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американ­ская экономика уже на четверть зависит от экспорта и импорта.

Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской моде­ли развития экономики определяют их лидерство в процессе глобализации. Со­временная экономическая философия глобальной экономики во многом формиру­ется под воздействием американского либерализма — модели, которая оказалась наиболее конкурентоспособной в современном мире.

Революция информационных технологий служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. Только в одной Силиконовой долине — центре американских технологий (штат Калифорния) — каждую неделю образуется более десятка новых компаний. Это по-настоящему перевернуло американскую экономику. Если до недавнего времени экономику страны двигали вперед автомобилестроение и жилищное строительство, то сейчас драйвером служат информационные технологии, которые дают примерно треть всего экономического роста. В сфере информатики и технологий США не имеют себе равных.

Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к рест­руктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок. В свою очередь, информационные технологии оказывают влияние на целый комплекс отраслей экономики. С помощью информационных технологий можно повысить производительность труда и эффективность управ­ления, снизить издержки, сократить оборудование, в котором теперь отпадает необходимость, можно расширить каналы сбыта, используя глобальные компью­терные сети. Особенность «новой экономики» заключается еще и в том, что совре­менные технологии постоянно совершенствуются, не давая кривой жизненного цикла продукта опускаться вниз. Постоянно появляются модификации суще­ствующих продуктов или принципиально новые товары и услуги. Технологии также способствуют устойчивому развитию — развитию без ущерба для экологии.1

«Новая экономика» была бы немыслима и без гибкости рынка труда в США. Каждый американец в среднем меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США удивительно мобильна и может в одночасье переместиться, скажем, с Западного побережья страны на Восточное, и наоборот, если в каком-либо регио­не создаются новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В свое время быт американцев изменили автомобилизация страны и наличие сети прекрасных до­рог, в настоящее время высокоразвитая информационная, транспортная и жи­лищная инфраструктура страны открывает новые возможности всем ищущим работу. В США трудится и немало иностранцев, привлеченных сюда более высо­ким уровнем доходов, нежели у себя на родине. Иностранцы представляют собой как лучший интеллектуальный потенциал европейских и азиатских стран, так и многочисленную неквалифицированную рабочую силу, занятую в сфере услуг на несложных работах. Многие иностранцы, особенно выходцы из развивающих­ся стран, стремятся натурализироваться в США, что постоянно приумножает ко­личество трудовых ресурсов и научно-техническую базу страны.

Не в последнюю очередь эффективность «новой экономики» связана и с аме­риканским вариантом менеджмента, который нацелен на быстрое принятие решений, развивает индивидуальные способности руководителя и его подчинённых. Напористой американской модели управления свойствен больший риск перед возможностью соответственно большего вознаграждения за этот риск, чем в более консервативных и осторожных европейской и японской моделях менедж­мента, предпочитающих менее рискованные сценарии развития бизнеса и несколь­ко меньший, но гарантированный уровень прибыли. Среди высшего управленческого персонала американских компаний немало сравнительно молодых людей, которые больше склонны к радикальным решениям, нежели пожилые директора. Молодым лидерам предприятий легче разбираться в новых видах бизнеса, что крайне необходимо для успеха компаний, представляющих сферу информационных технологий. Американский вариант управления особенно ценит время и оптимальность решения задач в бизнесе. Поскольку технологии и методы управления время от времени приходится обновлять, то большое значение для американских фирм имеет постоянный тренинг персонала.

Успехи американской модели экономики, претерпевшей серьезную модернизацию в 1980-1990-х гг., можно проиллюстрировать и на некоторых примерах:

• В 1991 г. Япония контролировала 30% американского рынка автомобилей, при этом на внутреннем рынке США присутствовали и многочисленные европейские компании. В 1994 г. на долю трех главных американских производителей автомобилей — «Большой тройки» (General Motors, Ford Motors, Chrysler) - при­ходилось уже 78% рынка.

• В 1980 г. автомобильная компания Chrysler едва не стала банкротом, для удер­жания ее на плаву потребовался огромный заем федерального правитель­ства в размере $1 млрд.2 Благодаря эффективным методам управления ком­пании удалось вовремя погасить свой долг, а к концу XX в. Chrysler уже находилась на первом месте среди мировых производителей автомобилей по прибыльности.

• В1988г. только 40% американского рынка электроники контролировалось национальными производителями. В 1994 г. эта цифра составила уже 75%.

• Еще в 1985 г. компания Intel находилась в очень трудной ситуации, факти­чески она была на грани выживания. Сейчас это общепризнанный лидер гло­бальной сферы информационных технологий.

Экономику США в настоящее время отличают высокая эффективность пред­приятий, гибкость рынка труда, умение создавать рабочие места. Самой успешной и конкурентоспособной моделью макроэкономического развития в мире в настоя­щее время является американский вариант капитализма, отличающийся либераль­ной философией ведения бизнеса, невмешательством государства в сферу компе­тенции частного сектора, эффективностью менеджмента, в основе которого лежат приоритет индивидуальных ценностей и ориентир на скорость принятия решений.

Развитие экономики США имеет под собой прочный научно-технический фун­дамент и солидную теоретическую базу. Курс правительства постоянно корректи­руется с учетом изме

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...