Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шейх Шибли и пекарь (житейская история)

Шейх Шибли был человеком, стяжавшим в своё время звание религиозного и очень богобо­яз­нен­ного мусульманина. Слава о нём в давние време­на распространилась по всем городам и сёлам. Лю­ди, хорошо знавшие его, были весьма высокого мнения о нём. Даже жители тех сёл и городов, которые знали о нем понаслышке, проявляли к нему не меньшее почтение.

Так один пекарь, живший недалеко от того города, где жил шейх Шибли, не был с ним знаком, однако, зная о нём от других, очень уважал его. Он постоянно расспрашивал о шейхе, а потом рассказывал о нём и другим.

Один из учеников шейха, посетивший тот город, где жил пекарь, рассказал о нём самому шейху:

– О, хазрат! В городе, который я посетил, живёт один пекарь. Он сам тебя ни разу не видел, тем не менее почитает даже больше, нежели те, кто тебя видел и знает.

На другой день хазрат собрался и поехал в тот город, где жил этот человек. Добрался он до места только на следующее утро. Расспросив у прохожих, где живёт пекарь, хазрат направился прямо к нему домой. Когда он стоял перед дверью пекаря, тот со свежеиспеченными хлебами как раз выходил из дома, чтобы пойти в свою лавку.

Хазрат, не сказав кто он такой, обратился к пекарю:

– Ассалям галейкум! О пекарь, славный своей щедростью! В столь святой час, дабы вступить мне в пост сегодняшнего дня, не дашь ли мне кусочек хлеба?

Пекарь, нахмурившись, гневно крикнул на хазрата, которого не знал, а потому и не мог узнать:

– И откуда вы только берётесь, нищета голая?! Не успел я из дому выйти, а вы уже тут как тут! Иди отсюда, не отвлекай меня! – и пекарь поспешно укатил на тарантасе к своему магазину.

После того как пекарь дошёл до своей работы, люди, узнавшие шейха Шибли, спросили его:

– Сегодня утром, в час вступления в пост, достопочтенный шейх Шибли расспрашивал нас, где ты живёшь. По какому делу он почтил тебя своим посещением?

Когда пекарь услышал эти слова, его руки задрожали, и все хлеба, которые он держал, упали на землю и покатились по улице.

– Неужели тот, кто сегодня утром просил у меня кусочек хлеба, был самим Шейхом Шибли?! –воскликнул пекарь.

Оставив все дела, он быстро побежал разыскивать шейха. Люди, которых он расспрашивал, подс­ка­за­ли: "Хазрат только что покинул наш город и нап­ра­вился к себе домой". Пекарь еще быстрее побежал за ним вдогонку. Догнав хазрата, он покаялся перед ним:

– О, хазрат! Вы оказывается и есть Шейх Шибли! Прошу вас, пожалуйста, простите ме­ня! Я, по причине того, что ни разу в жизни не видел вас, не смог признать. Не обижайтесь, по­жа­луйста, на меня, не обессудьте. Не держите на меня зла!

– Если хочешь добиться моего довольства, завтра устрой застолье. Пусть твой стол будет изобиловать яствами, и пусть все в твоём городе, кто имеет возможность, придут к тебе в гости.

Пекарь улыбнулся от радости и сказал:

– Если вы пообещаете, что будете моим са­мым почётным гостем, я без всякого затруднения устрою пир для всего города.

Действительно, на следующий день был устроен большой пир. Собралось множество народа. Когда все сидели, ели, пили и веселились, один человек, сидевший рядом с шейхом Шибли, спросил его:

– Хазрат! Среди сидящих за этим столом есть ли тот, кто познает огонь ада? Как вы думаете?

– Среди такого великого числа людей, несомненно, найдется один человек, кому уготовано пламя ада. И этот человек – пекарь.

Услышав ответ хазрата, человек удивился:

– Почему именно он?

– В утреннее время, в священный час, когда входят в пост, я, как простой человек, попросил у него, ради довольства Аллаха, кусочек хлеба. От­ка­зав мне в просьбе, он прогнал меня прочь. Однако, узнав, что я – хазрат, ради получения моего расположения устроил застолье для сотни людей. Вне всяких сомнений, человек, который попрал до­воль­ство Аллаха, но захотел получить моё довольство, ус­лышать от меня слова похвалы, куда ещё может попасть, как не в огонь ада?!" – подвёл итог своим рассуждениям хазрат.

Дорогой друг! В этой истории, взятой из жизни, для человека, стремящегося всё делать лишь ради довольства Ал­лаха, есть много поучительного. Не­сомненно, всё нужно делать ради достижения до­вольства Аллаха Всевышнего. Не следует ру­ко­вод­ствоваться мыслью: "Сделаю тому-то добро с тем, чтобы в будущем и он мне что-нибудь полезное сделал". Пусть все ваши деяния будут совершаться ради довольства Аллаха Милостивого и Милосердного. Совершение какого бы то ни было благого, доброго дела с расчётом на то, что ты заслужишь похвалу, не может привести к положительному результату. То есть дела, совершённые в надежде на получение мирских выгод, либо почестей и славы, внешне хоть и могут показаться красивыми и прив­ле­ка­тель­ны­ми, по сути же похожи на сгнивший и червивый плод. Такие дела, совершаемые ради достижения довольства кого бы то ни было или ради получения похвалы, называются "рия", то есть лицемерием, показухой, ханжеством.

Наш Пророк (с.г.с.) сказал:

قال رسول اللَّه ﴿ صلى اللَّه عليه وسلم ﴾: ان اخوف ما اخاف عليكم الشرك الاصغر، قالوا يا رسول اللَّه وما الشرك الاصغر، قال الرياء. ان اللَّه تبارك وتعالى يقول يوم يجازى العباد باعمالهم: اذهبوا الى الذين كنتم ترآؤون باعمالكم في الدنيا فانظروا هل تجدون عندهم جزآءً؟

" То, чего больше всего я опасаюсь за вас, - это "малое многобожие". Ученики спросили его: « А что есть малое многобожие?» «Лицемерие, - ответил Пророк ( с.г.в.).Затем продолжил: - В день, когда Аллах Всевышний будет рассчиты­вать людей за их дела, скажет некоторым из них: « Для кого вы совершали ваши дела в мирской жизни, у тех и требуйте вознаграждений для вхождения в рай! И посмотрите: найдут ли они для вас вознаграждение?"

Дорогой друг! Если будешь совершать бла­гие дела, не впускай в плоды своих благих дел чер­в­ей лицемерия. Живи в этом мире ради до­воль­ства Аллаха Всевышнего. Даже оказавшись в трудном положении, не желай ничего другого, кроме до­воль­ства Аллаха Всевышнего и только Его пох­валы.

***

 

 

اَستعيذ باللَّه، بسم اللَّه، فاقصص القصص لعلهم يتفكرون

Слепой и безногий (рассказ)

В большом густом и дремучем лесу жили два человека. У одного, хоть и было всё тело здоровым, глаза не видели; у другого, хоть он и был зрячим, отсутствовали ноги. Это были двое калек: слепой и безногий.

Жили они между собой не очень мирно: частенько спорили, бранились, постоянно что-то делили. Будучи не в силах принять друг друга до конца, тем не менее они вынуждены были смириться со своей участью и жить вместе. В повседневной жизни слепой не мог обойтись без услуг и помощи безногого, а безногий же ничего не мог сделать без слепого. Так они и жили, помогая друг другу.

Однажды в лесу вспыхнул пожар. Он охватил лес со всех сторон. Кругом стоял густой дым. Слепой, пытаясь убежать, бежал то вправо, то влево, не видя выхода из пожара. Его остановил безногий сосед и предложил:

– О, мой товарищ! Раньше, когда мы жили здесь вместе, возможно, мы не всегда понимали друг друга, ругались и ссорились, поэтому очень часто совершали глупости. Но если сейчас ты меня не посадишь на спину и не пойдёшь туда, куда я тебе буду указывать, то мы оба погибнем здесь в огне.

Слепой выслушал своего безногого товарища, и был вынужден полностью с ним согласиться. Он посадил своего соседа на спину, и они вместе вышли из горящего леса. Вот так они спаслись.

Дорогой друг! В этом рассказе следует различать два смысла: очевидный и скрытый. Очевидный смысл этого рассказа вы уже поняли. А вот скрытый смысл таков: в этом рассказе лес – это человек; безногий, живший в том лесу, – ум; слепой – душа и её страсти. Таким образом, человеком управляют две сущности: ум и душа. Что есть ум? Ум – это некая сущность внутри человека, живущая в нём как отдельное начало, которая как бы контролирует начало, течение и конец всякого дела. А что же есть душа? Душа (страсти) – это тоже некая сущность, также живущая в человеке как отдельное начало. Но она, в отличие от ума, не видит ни начала, ни течения, ни конца дел. Душа отвечает за духовное начало, но она очень любит наслаждения и удовольствия. Если ненасытная душа (страсти), признавая свою неспособность видеть начало и последствия любого действия, станет опираться на мысли и разум, то такой человек, вне всяких сомнений, достигнет успеха. Ну, а если душа, не слушаясь ума, станет жить сама по себе, то погибнет. Наблюдая за людьми, живущими только по велению чувств и страстей, диву даешься. Сильные пристрастия делают этих людей рабами курения, вина, наркотиков, а порой низводят до животного уровня, иногда и еще ниже. Имам Газали сказал: "Аллах Всевышний сотворил ангелов и наделил их разумом. Сотворив же животных, наделил их страстями. Потом, сотворив сущность, названную человеком, дал ему разум ангелов и страсти животных. Если человек сможет, опираясь на свой ум, подчинить душу (страсти), он способен подняться даже выше ангелов. Ну а если, не слушая свой разум, станет рабом своих страстей (порывов и устремлений своей души), то опустится даже ниже, нежели животные».

Дорогой друг! Живя в этом мире осознанно, опираясь на ум (разум), стремись быть рабом Аллаха Всевышнего. И помни, что нет в этом мире человека, который не был бы рабом чего-то: вина, курения, наркотиков, своей жены, своего мужа, других удовольствий этого света. А некоторые становятся рабами ВСЕХ этих вещей. Будь же рабом Аллаха Всевышнего, в руках Которого находится всё в этом мире, и избавь себя от того, чтобы быть рабом еще чего-то или кого-то, кроме Него!

Аллах Всевышний говорит:

قال اللَّه تعالي: وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى ﴿40﴾ فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى ﴿41 ﴾ سورة النازعات

"Ежели кто убоится величия Аллаха Своего и воздержит душу свою от пустых дел, ему, несомненно, рай будет прибежищем..."

***

اَستعيذ باللَّه، بسم اللَّه، فاقصص القصص لعلهم يتفكرون

Потерянная лошадь (предание)

В одной деревне жил старик по имени Габдулькарим. У него был сын, который, будучи в 40-летнем возрасте, был все еще неженатым.

Они имели лошадь, бывшую предметом восхищения всей деревни.

Старик и сын кормились за счёт этой лошади, выполняя с её помощью разные работы для односельчан.

Однажды старик Габдулькарим вывел свою лошадь в поле, привязал её, а сам ушел. Вечером же, вернувшись, чтобы забрать лошадь, старик не обнаружил её на месте: лошадь отвязалась и куда-то убежала. Когда старик Габдулькарим возвращался в деревню без своей кормилицы, люди, узнав о том, что лошадь потерялась, всячески утешали его, выражали сочувствие:

– Большое горе постигло вас с потерей вашей лошади-кормилицы!

Старик в ответ сказал:

– О, односельчане мои! Не говорите так! Горе ли, радость ли это знает лишь один Аллах!

И ушёл к себе домой.

Так прошло две недели. Однажды утром, когда старик Габдулькарим, готовясь к утренней молитве, совершал омовение, с улицы донеслось ржание лошадей. Выбежав на улицу, он увидел свою лошадь, пропавшую две недели тому назад, и ещё пять лошадей, примкнувших к ней. Старик запер всех лошадей в конюшню. Об этом к обеду стало известно всей деревне. Некоторые из односельчан пришли к Габдулькариму, дабы разделить его радость:

– Габдулькарим! Какое счастье тебе привалило! С потерявшейся лошадью к тебе пришли ещё пять! Ты стал богатым человеком!

– О, односельчане мои! Не говорите так! Радость ли, горе ли это только Аллах знает, – ответил старик Габдулькарим.

Спустя несколько дней сын старика Габдулькарима сел на одну из диких лошадей, дабы объездить ее, но упал и сломал ногу. Увидев это, соседи сказали:

– О, Габдулькарим! Какое испытание! Надо же, единственный сын, ваша единственная опора, и сломал ногу!..

На что старик Габдулькарим отвечал:

– О, односельчане мои! Не говорите так! Горе это или радость знает лишь один Всевышний.

Спустя некоторое время началась война, и всех парней забрали на войну. В деревне остались лишь старики, дети и больные. Среди них и сын старика Габдулькарима, у которого была сломана нога. Из уст односельчан старика Габдулькарима прозвучали опять те же слова:

– О, Габдулькарим! Какое счастье, какая радость тебе! Всех наших сыновей увезли на войну. Неизвестно, вернутся ли обратно. А твой сын со сломанной ногой остался дома.

Старик Габдулькарим снова повторил свои слова:

– О, односельчане мои! Не говорите так! Радость это или горе знает только один Аллах.

Дорогой друг! В жизни немного встретишь людей, в душе которых сильные жизненные пот­ря­се­ния не произвели бы ощутимых впечатлений. Име­н­но таким человеком является старик Габдуль­карим. Одна часть людей, воспринимая лишь внеш­нюю сторону событий своей жизни, строит по­верх­ностные суждения о происходящем, делая пос­пеш­ные и зачастую неверные выводы, и, таким об­ра­зом, прежде времени предаются горю или радости. Подобно односельчанам старика Габдулькарима, эти люди ошибаются.

Другая часть людей, обдумывая события своей прошлой жизни, уже "ставшие историей", жи­вет этими прошлым, печалясь и сокрушаясь о них, и тем самым теряет способность наслаж­дать­ся текущим моментом и по-настоящему ценить свой сегодняшний день.

Жизнь людей условно состоит как бы из трёх частей: первая – прожитая жизнь; вторая – жизнь настоящая; третья – будущая. Разумный мусульманин должен из прошлой жизни уметь извлекать уроки, знать цену настоящей жизни и, представляя свою будущую жизнь, не впадать в уныние. Самый счастливый человек – тот, кто способен и в беде, и в испытаниях увидеть для себя скрытое добро, говоря: "Аллах знает лучше!" Самый нес­час­т­ный человек – тот, кто видит свое будущее мрач­ным, а сегодняшний день делает го­рест­ным и печальным. Разве не самое большое не­ве­жес­тво и глупость, будучи сегодня сытым и полностью обеспеченным, думать о том, как же раздобыть себе пропитание лет через 20-30, и из-за этого страдать и печалиться?! Но при этом люди даже не задумываются о том, что завтра, возможно, придет смерть.

Аллах Всевышний говорит:

قال اللَّه تعالي: وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ﴿216﴾ سورة البقرة

"Возможно, вы не любите что-то, а это для вас - благо. Также, возможно, вы любите что-то, а это - зло для вас. Аллах знает, а вы - не знаете!.."

 

Дорогой друг! Относиться ко всему в жизни так же, как старик Габдулькарим, – это не значит быть ко всему равнодушным. Это значит, что всякое событие, которое происходит в твоей жизни: и горе, и радость - следует принять с мудростью и пониманием. И да будут слова "Аллах всё знает лучше!" девизом твоей жизни!

***

 

 

اَستعيذ باللَّه، بسم اللَّه، فاقصص القصص لعلهم يتفكرون

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...