Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная финансовая система и ее структура.Государственный бюджет Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Существует два подхода к классификации государственных расходов: I. По целям государственные расходы подразделяются: · на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством · на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики
Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства, что отражает примерная структура бюджетных расходов в странах с рыночной экономикой: Совокупные государственные расходы на социальные цели в развитых государствах достигли рекордных показателей. В середине 2000-х годов на них приходилось: 40% ВВП Швеции, 36,8% – Франции, 35,2% – Германии, 21,6% – США.
II. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на: - государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП); - трансферты (их стоимость не включается в ВВП); - выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)
Следующий вид государственных расходов – это трансфертные платежи. Их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, степени государственного вмешательства в экономику, проводимой социальной политики. Через трансфертные платежи правительство корректируют распределение суммарного дохода общества между его членами. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом блага. Доля трансфертных платежей весьма различна по странам: от 12% ВВП в США до почти 32% в Швеции. Наконец, государство несет расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет следствием рост этого вида расходов государства. .Основными источниками доходов государства являются: - налоги (включая взносы на социальное страхование) - прибыль государственных предприятий - сеньораж (доход от эмиссии денег) - доходы от приватизации Для финансирования расходов государство нуждается в денежных средствах. Основным источником государственных финансов являются налоги. В большинстве стран сегодня они составляют до 75-85% всех доходов Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, продажи, принадлежащего государству имущества, запасов, земли и т.п. Определенную роль в доходах также играют государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходы. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: 1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета 2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован 3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета. На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Бюджет должен быть сбалансирован в течение экономического цикла: бюджетный профицит в период бума используется для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности. Недостаток: фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается. Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно Кейнсу, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот. Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет роста налогов; 3) за счет выпуска государственных ценных бумаг.
Государственная финансовая система и ее структура.
Финансовая система представляет собой сосудистую систему движения денежных ресурсов в целях поддержания жизнедеятельности всех элементов государственных и негосударственных структур. Структура финансовой системы:
домашних хозяйств, физических лиц; · финансы хозяйствующих субъектов: коммерческих и некоммерческих предприятий, финансовых посредников – депозитных и недепозитных институтов; ·
Элементы финансовой системы, переплетаясь между собой взаимными платежами и ссудами обеспечивают: а) выполнение функций экономическими субъектами; б) облегчение движения ресурсов и продуктов. Государственные финансы как центральная часть всей финансовой системы, являются инструментом аккумуляции средств всех секторов экономики для проведения государственной политики. Поэтому основная задача, решаемая государственными финансами, связана с установлением пропорций распределения и накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Система государственных финансов представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономическую ориентацию, государственное устройство. В унитарных государствах бюджетная система имеет двухъярусную структуру – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, Россия) имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, субъектов федерации и других территориально-административных образований.
Государственный бюджет или бюджет центрального (федерального) правительства представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство для финансирования социальных, научно-технических и образовательных программ, содержания вооруженных сил, государственного аппарата, выполнения необходимых экономических функций, касающихся нации в целом. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий. Бюджеты региональных и местных органов власти предназначены для финансирования общественного транспорта, строительства школ, больниц, охраны общественного порядка, то есть поддержания инфраструктуры на уровне областей и городов. Как правило, возможности местных администраций ограничены, и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства. Государственный бюджет представляет, таким образом, не только бюджеты центрального правительства, а совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Государственный бюджет Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Существует два подхода к классификации государственных расходов: I. По целям государственные расходы подразделяются: · на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством · на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики
Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства, что отражает примерная структура бюджетных расходов в странах с рыночной экономикой: Совокупные государственные расходы на социальные цели в развитых государствах достигли рекордных показателей. В середине 2000-х годов на них приходилось: 40% ВВП Швеции, 36,8% – Франции, 35,2% – Германии, 21,6% – США.
II. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на: - государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП); - трансферты (их стоимость не включается в ВВП); - выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)
Следующий вид государственных расходов – это трансфертные платежи. Их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, степени государственного вмешательства в экономику, проводимой социальной политики. Через трансфертные платежи правительство корректируют распределение суммарного дохода общества между его членами. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом блага. Доля трансфертных платежей весьма различна по странам: от 12% ВВП в США до почти 32% в Швеции. Наконец, государство несет расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет следствием рост этого вида расходов государства. .Основными источниками доходов государства являются: - налоги (включая взносы на социальное страхование) - прибыль государственных предприятий - сеньораж (доход от эмиссии денег) - доходы от приватизации Для финансирования расходов государство нуждается в денежных средствах. Основным источником государственных финансов являются налоги. В большинстве стран сегодня они составляют до 75-85% всех доходов Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, продажи, принадлежащего государству имущества, запасов, земли и т.п. Определенную роль в доходах также играют государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходы. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: 1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета 2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован 3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета. На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Бюджет должен быть сбалансирован в течение экономического цикла: бюджетный профицит в период бума используется для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности. Недостаток: фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается. Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно Кейнсу, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот. Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет роста налогов; 3) за счет выпуска государственных ценных бумаг.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |