Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика формирования результирующей оценкиI. Пояснительная записка Учебная программа по курсу «Теория политики» предназначено для подготовки студентов по направлению 030200.62 «Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Теория политики» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования по направлению 030200.62 «Политология»: ОПД.Ф.03. Теория политики.Предмет и метод политологии, теория власти и властных отношений, политическая жизнь, ее основные характеристики, политическая система, институциональные основания политики, политические отношения и процессы, субъекты политики (сущностная характеристика, типология, иерархия), политическая культура, политические идеологии, теория политических изменений. Исходный уровень знаний и умений. Студент, приступая к изучению данной дисциплины, должен быть знаком с основами политической философии, психологии, истории политических учений, введением в политологию, а также стандартных курсов по отечественной и политической истории. Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов. Курс «Теория политики» представляет собой базовый курс, призванный стать основой систематического знания основной профилирующей дисциплины. Преподавание курса "Теория политики" закрепляет систему знаний, умений и навыков, формируемую в процессе обучения политологов. Межпредметные связи в особенности важны для взаимодействия следующих дисциплин: «Политическая философия», "Политическая история России", "Политическая история зарубежных стран"», "Сравнительная политология", "Теория государства и права", «Политический анализ и прогнозирование». Содержание программы курса основывается на работах классиков политической науки, на материалах современных исследований и публикаций, посвященных становлению и развитию политической науки, в том числе и выполненных автором курса, а также на ряде учебников и учебных пособий по теории политики, прежде всего подготовленных в МГИМО МИД.
Основными целями изучения курса являются:
- формирование у студентов фундаментальных научных представлений об основных положениях политической науки; - приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; - расширение у них политологического и профессионального кругозора.
Основными задачами курса являются:
- приобретение студентами фундаментальных теоретических знаний о политической науке; - ознакомление студентов с ведущими авторами в области теории политики и их представлениями, с основными научными концепциями теории политики; - укрепление серьезного интереса студентов к глубокому изучению политической науки
В результате освоения курса «Теория политики» студенты:
§ имеют знания об основных положениях и концепциях политической науки; § умеют выявлять взаимосвязи между уровнями, формами и методами политических процессов; § имеют знания об основных теоретических школах в рамках дисциплины и их представителях; § способны ориентироваться в основных представлениях о политической власти, политических институтах и процессах; § имеют навыки деловых игр и других активных методов образования в области политической науки; § умеют работать в коллективе, принимать управленческие решения в конфликтных ситуациях.
Формы работы студентов.
Изучение курса осуществляется на основе проведения взаимосвязанных между собой видов учебных занятий и форм обучения, к числу которых относятся лекционные, семинарские занятия, групповые дискуссии, деловые игры и самостоятельная работа. Овладение курсом предполагает присутствие студентов на лекционных занятиях, активное участие в семинарах, групповых дискуссиях, написание реферата по выбранной теме. Особое значение придается самостоятельной работе студентов, которая предусматривает: повторение пройденного материала с использованием конспектов лекций, ознакомление с рекомендованной по каждой учебной теме литературой; в том числе и с использованием возможностей Интернета, подготовку сообщений согласно тематике планов проведения семинаров и групповых дискуссий. Программа призвана ориентировать студентов на самостоятельную работу по изучению учебной дисциплины «Теория политики» и определяет основные направления этой работы, а также основные методы её проведения. Материалы программы и формирующегося учебно-методического комплекса (планы семинарских занятий, презентации в Power Point, ридеры), а также текущая информация по курсу размещаются в разделе «Учебная работа» на интерактивном сайте кафедры прикладной политологии www.politpriklad.net.ru
Виды и формы контроля знаний.
· Текущий контроль знаний студентов: посещение лекций, работа на семинарских занятиях, выполнение дом. заданий · Промежуточный контроль: написание реферата (или эссе) на усмотрение преподавателя и контрольной работы, · Рубежный контроль - зачет в конце 2 модуля. · Итоговый контроль – экзамен
Итоговое оценивание знаний проводится по накопительной системе. В накопительной системе итоговая оценка является результатом работы студента в течение всего курса (накопление баллов).
Оценки знаний по всем видам контроля (реферат/эссе, ответы на семинарских занятиях, контрольная работа и ответы на зачете и экзамене) выставляется в десятибалльной шкале. Полития и политическое сообщество. Основные черты. Многозначность понятия «политика». Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы. Политика как деятельность государства. Политика как взаимодействие гражданского общества. Современные интерпретации политической сферы. Эволюция идей политики и развитие политической реальности. Многомерный характер политики. Основы системного подхода. Система и среда. Взаимодействие системы и среды. Открытие и закрытые системы. Политическая система как система властных отношений. Функции, компоненты и структура политической системы. Типологии политических систем. Политическая система: трактовки Д. Истона, Т.Парсонса, Г.Алмонда.
Реальную политику (4 ч.). Нравственность, мораль и политика. Основные воззрения на взаимоотношения нравственности и политик. Понятие и история прав человека. Типология прав человека. Проблема универсальности прав человека. Права человека и правозащитники. Права человека в международной политике. Правозащитные организации как система контроля соблюдения прав человека внутри страны. Международные правозащитные организации. Совет Европы и Европейский суд по правам человека. Институт Омбудсмана и Институт Уполномоченного по правам человека в России. История возникновения института омбудсмана в Швеции и его развитие в других европейских странах. Главные особенности института омбудсмана и его разновидности в различных странах. Скандинавская и англо-саксонская модели омбудсмана. Появление «псевдо-омбудсманов» - чиновников в структуре исполнительной власти. Появление и развитие специализированных омбудсманов. Защитник народа Испании и развитие института омбудсмана как Уполномоченного по правам человека. Национальные институты защиты прав человека: комиссии по правам человека и другие формы
Тематика и часы семинарских занятий, а также литература указаны на интерактивном сайте кафедры прикладной политологии www.politpriklad.net.ru.
Тематика контроля Ниже приведен образец теста
Исключите лишнее:
Три основные метода институционального подхода к политике – это: 1) Описательно-индуктивный 2) Метод рационального выбора 3) Формально-легальный 4) Историко-компаративистский Темы рефератов (эссе)
1. Функции политической системы 2. Политическая система общества. 3. Политические партии 4. СМИ и их роль в политической системе 5. Понятие политической культуры 6. Власть и ее значение в политической истории 7. Власть и отношение к ней в постсоветской России 8. Либерализм и его развитие сегодня 9. Консерватизм и его развитие сегодня 10. Социализм и его развитие сегодня 11. Национализм и его современное понимание 12. Политические режимы в динамике 13. Современные представления о тоталитаризме 14. Авторитаризм и его разновидность 15. Концепция прав человека: происхождение и развитие 16. Концепция прав человека и современная Россия 17. Институционализация прав человека 18. Общественные правозащитные организации 19. Государственные правозащитные институты 20. Основные модели демократии 21. Концепция демократического транзита 22. Применение концепции демократического транзита к современной России 23. Концепция суверенной демократии 24. Политические институты и их развитие в современной России 25. Основные виды политических процессов 26. Понятие гражданского общества 27. Существует ли гражданское общество в современной России? 28. Современные представления о глобализации 29. Государственные и негосударственные акторы мировой политики 30. Вестфальская система и современность ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ (ЗАЧЕТУ)
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ (ЭКЗАМЕНУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Базовый учебник Базового учебника нет – курс авторский, с опорой на ряд учебников Основная литература
5. Кимлика У. Современная политическая философия: введение. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 592 с.
11. Сунгуров А.Ю. Гражданское общество и его развитие в России. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «ЮТАС», 2008. – 128 с.
Дополнительная литература 14. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис, 1992, 4, с. 122-134. 15. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: Аспект Пресс, 2002.- 537 с.
17. Болл.Т. Власть.//Полис, 1993, 5, 36-42. 18. Бирюков Н.М., Сергеев В.М.Становление институтов представительной власти в современной России.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.- 544 с.
22. Сергей Дацюк. Тайна власти. Сайт Агентства гуманитарных технология http:// www.aht.org 23. 26 основных понятий политического анализа. // Полис, 1993, 1, с.77-91. 24. Дегтярев А.А. Предмет и структура политической науки. //Вестн. моск.ун-та, Сер.12, Полит. науки. 1996, N 4, с. 63-77. 25. Демократия и федерализм в России. / редколл. : Ю.А.Красин (отв. ред.), М.Х.Фарукшин (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки, РОССПЭН, 2007. – 255 с. 26. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический проект, 2000. - 558 с. 27. Ильин М.В., Б.И.Коваль. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. //Полис, 1992, 1-2, с. 193-201 28. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 283 с.
30. Капустин Б.Г. Демократия и справедливость. Размышление об опыте моральной политической философии. // Полис, 1992, 1-2, с. 86-95. 31. Коэн, Джин Л., Арато Эндрю. Гражданское общество и политическая теория. / Обш.ред. И.И.Мюрберг. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. – 784 с. 32. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К.Джанды. //Полис, 1993, N 1, 92-98.
34. Малинова О.Ю. Исследования политической культуры: Уч. пособие. - М.: МИЭТ, 2002. 35. Отвин Массинг. Господство. // Полис, 1991, №6, с. 107-112. 36. Мировые политические процессы, политические конфликты и безопасность. / редкол.: Л.И.Никовская (отв.ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2007. – 248 с. 37. Новые направления политической науки: Гендерная политология. Институциональная политология. Политическая экономия. Социальная политика. / редкол.: С.Г.Айвазова (отв.ред.), С.В.Патрушев (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки; РОССПЭН, 2007. – 344 с. 38. Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс //Общественные науки и современность, 1996, 5, с. 5-15 39. Парсонс Т. Система современных обществ./ - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с. 40. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российской государство. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 352 с. 41. Политическая психология, культура и коммуникация. / Редкол.: Е.Б.Шестопал (отв. ред.) и др. - М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 320 с. – (Современная российская политическая наука) 42. Политическая теория, язык и идеология. / Редкод.: И.А.Романевич (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН), Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 489 с. – (Современная российская политическая наука)
46. Сунгуров А.Ю. Права человека как инструмент очеловечивания власти. // Civitas, 2003, 2, с. 31-35
50. Лоуренс Харрисон. Главная истина либерализма: Как политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя. – М.: Новое издательство, 2008. – 282 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») 51. Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Переломные годы в Российской политике (1985 – 1993).. – Т.1 – М.: 2005. 703 с.
Тематический план
Автор программы Сунгуров А.Ю.
I. Пояснительная записка Учебная программа по курсу «Теория политики» предназначено для подготовки студентов по направлению 030200.62 «Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Теория политики» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования по направлению 030200.62 «Политология»: ОПД.Ф.03. Теория политики.Предмет и метод политологии, теория власти и властных отношений, политическая жизнь, ее основные характеристики, политическая система, институциональные основания политики, политические отношения и процессы, субъекты политики (сущностная характеристика, типология, иерархия), политическая культура, политические идеологии, теория политических изменений. Исходный уровень знаний и умений. Студент, приступая к изучению данной дисциплины, должен быть знаком с основами политической философии, психологии, истории политических учений, введением в политологию, а также стандартных курсов по отечественной и политической истории. Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов. Курс «Теория политики» представляет собой базовый курс, призванный стать основой систематического знания основной профилирующей дисциплины. Преподавание курса "Теория политики" закрепляет систему знаний, умений и навыков, формируемую в процессе обучения политологов. Межпредметные связи в особенности важны для взаимодействия следующих дисциплин: «Политическая философия», "Политическая история России", "Политическая история зарубежных стран"», "Сравнительная политология", "Теория государства и права", «Политический анализ и прогнозирование». Содержание программы курса основывается на работах классиков политической науки, на материалах современных исследований и публикаций, посвященных становлению и развитию политической науки, в том числе и выполненных автором курса, а также на ряде учебников и учебных пособий по теории политики, прежде всего подготовленных в МГИМО МИД.
Основными целями изучения курса являются:
- формирование у студентов фундаментальных научных представлений об основных положениях политической науки; - приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; - расширение у них политологического и профессионального кругозора.
Основными задачами курса являются:
- приобретение студентами фундаментальных теоретических знаний о политической науке; - ознакомление студентов с ведущими авторами в области теории политики и их представлениями, с основными научными концепциями теории политики; - укрепление серьезного интереса студентов к глубокому изучению политической науки
В результате освоения курса «Теория политики» студенты:
§ имеют знания об основных положениях и концепциях политической науки; § умеют выявлять взаимосвязи между уровнями, формами и методами политических процессов; § имеют знания об основных теоретических школах в рамках дисциплины и их представителях; § способны ориентироваться в основных представлениях о политической власти, политических институтах и процессах; § имеют навыки деловых игр и других активных методов образования в области политической науки; § умеют работать в коллективе, принимать управленческие решения в конфликтных ситуациях.
Формы работы студентов.
Изучение курса осуществляется на основе проведения взаимосвязанных между собой видов учебных занятий и форм обучения, к числу которых относятся лекционные, семинарские занятия, групповые дискуссии, деловые игры и самостоятельная работа. Овладение курсом предполагает присутствие студентов на лекционных занятиях, активное участие в семинарах, групповых дискуссиях, написание реферата по выбранной теме. Особое значение придается самостоятельной работе студентов, которая предусматривает: повторение пройденного материала с использованием конспектов лекций, ознакомление с рекомендованной по каждой учебной теме литературой; в том числе и с использованием возможностей Интернета, подготовку сообщений согласно тематике планов проведения семинаров и групповых дискуссий. Программа призвана ориентировать студентов на самостоятельную работу по изучению учебной дисциплины «Теория политики» и определяет основные направления этой работы, а также основные методы её проведения. Материалы программы и формирующегося учебно-методического комплекса (планы семинарских занятий, презентации в Power Point, ридеры), а также текущая информация по курсу размещаются в разделе «Учебная работа» на интерактивном сайте кафедры прикладной политологии www.politpriklad.net.ru
Виды и формы контроля знаний.
· Текущий контроль знаний студентов: посещение лекций, работа на семинарских занятиях, выполнение дом. заданий · Промежуточный контроль: написание реферата (или эссе) на усмотрение преподавателя и контрольной работы, · Рубежный контроль - зачет в конце 2 модуля. · Итоговый контроль – экзамен
Итоговое оценивание знаний проводится по накопительной системе. В накопительной системе итоговая оценка является результатом работы студента в течение всего курса (накопление баллов).
Оценки знаний по всем видам контроля (реферат/эссе, ответы на семинарских занятиях, контрольная работа и ответы на зачете и экзамене) выставляется в десятибалльной шкале. Методика формирования результирующей оценки Результирующая оценка складывается из оценок всех форм контроля. При этом каждая форма контроля имеет свой вес в итоговой оценке. - оценка за посещение составит 20% итоговой оценки, - оценка за работу на семинарских занятиях составит 20% итоговой оценки, - оценка за контрольную работу - составит 20% итоговой оценки - оценка за реферат – 20% - оценка за домашнее задание – 20% Рубежный контроль проводится после прохождения половины курса, по истечению первых двух модулей. Если студент согласен с накопленной результирующей оценкой, то она становится итоговой оценкой и выставляется в ведомость в 10-балльной шкале. Если же студент не согласен или не накопил необходимое количество баллов, он сдает зачет. Допуском к зачету является написание контрольной работы. В этом случае, накопленная оценка составит 60% итоговой, а оценка зачета- 40%. Эта же схема действует и при итоговом экзамене в конце 4-го модуля, в этом случае допуском к экзамену является подготовка реферата.
Оценка активности работы студентов на семинарских занятиях: Оценке подлежит уровень активности студентов и их участия в обсуждениях и дискуссиях основных тем курса, проблематики региональной политики и экономики в Российской Федерации и за рубежом, их готовность к осмыслению существующих сложностей и проблем, умение анализировать предложенные ситуации и разрабатывать адекватные ситуациям эффективные предложения и рекомендации. Кроме того, оценке подлежат выступления студентов с докладами. Темы докладов выбираются в соответствии с тематическими направлениями курса и предварительно конкретизируются преподавателем. Продолжительность доклада, включая его обсуждение с аудиторией, составляет максимально 20 минут. Оценка за семинары представляет собой объективную суммарную величину результатов всех видов работ студентов на семинарских занятиях, максимальный размер которой составляет 10. Посещаемость занятий: Оценка за посещаемость определяется путем соотнесения процента посещенных занятий с десятибалльной оценочной шкалой. При этом, при посещении всех занятий коэффициент составляет 10, при пропуске двух занятий без уважительной причины – 9, трех занятий –8, четырех занятий – 7, пяти занятий– 6. При пропуске шести и более занятий без уважительной причины результирующая оценка за посещаемость составляет 0. Также возможна отработка пропущенных занятий (не более пяти)
II. Содержание дисциплины 12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |